Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Тема «Дыхание и кровообращение. Практическая работа»
Цель: познакомить детей с особенностями строения и функционирования дыхательной и кровеносной систем.
Задачи:
Обучающие:
Сформировать представление об устройстве и функционировании дыхательной и кровеносной систем их значении для организма.
Способствовать формированию знаний о важности дыхательной и кровеносной систем.
Учить делать предположения.
Учить вести наблюдения, делать выводы, анализировать и обобщать.
Развивающие:
Создавать условия для личностного развития ученика.
Продолжать учить самостоятельной деятельности.
Развивать умение сравнивать и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
2.Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других.
Оборудование: таблицы дыхательной и кровеносной систем человека, учебник для общеобразовательных учреждений А.А. Плешакова Окружающий мир 3 класс, детская энциклопедия ,текст с дополнительным материалом, карточки с заданиями
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- Какой большой раздел мы изучили? («Мы и наше здоровье»)
- Вспомните темы этого раздела.
3. Самоопределение к деятельности
-Из чего состоит воздух?
-Какой газ необходим при дыхании?
- Закройте рот, зажмите нос, перестаньте дышать. Что вы почувствовали? (Недостаток кислорода, кислород перестал поступать к клеткам). Кто знает, что помогает разносить кислород по органам? (кровь).
-Определите тему урока. (Ответы детей).
-Сегодня мы будем говорить о дыхании и кровообращении.
Учитель: тема нашего урока: «Дыхание и кровообращение».
Поставьте для себя цели, что вы хотите узнать сегодня на уроке?
1. Из каких органов состоит система органов дыхания, органов кровеносной системы.
2. Какую работу выполняют органы дыхания и органы кровеносной системы.
3. Какую роль для всего организма играют органы дыхания и органы кровеносной системы.
4. Как сохранить и укрепить систему органов дыхания и органов кровеносной системы.
Учитель
- Назовите прогнозируемый результат: научимся объяснять строение системы органов дыхания и кровеносной системы, как работает система органов дыхания и кровеносной системы, научимся сохранять и укреплять систему органов дыхания и кровообращения.
Нам в этом поможет учебник, таблицы, дополнительный материал , учитель, ученик, энциклопедия
4. Работа в группах
Чтобы начать работу по теме урока, предлагаю вспомнить:
- Как называется наука, занимающаяся изучением строения тела человека? (Анатомией).
- Значит 1 группа у нас будут ученые – анатомы.
- Как называется наука, занимающаяся работой органов человека? (Физиологией).
- Значит 2 группа у нас будут ученые – физиологи.
- Назовите науку, занимающуюся сохранением и укреплением здоровья человека? (Гигиеной).
- 3 группа учеными – врачами по гигиене детей.
Работать будете в группах.
Напоминаю правила работы в группах: говорить в полголоса, работать вместе, сообща, выслушивать мнение товарища, не перебивать.
- Вы будете работать, используя энциклопедии, учебник, дополнительный материал . Затем каждая группа по очереди защищает свои выступления у доски, используя демонстрационный материал.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Ветер дует нам в лицо»
Выступление анатомов: Носовая полость, трахея, бронхи, легкие составляют дыхательную систему. Сердце и кровеносные сосуды составляют кровеносную систему .
- Назовите органы дыхания. (Ответы детей)
- Назовите органы кровообращения. (Ответы детей)
Выступление физиологов: При вдохе воздух через носовую полость, трахею, и бронхи поступает в легкие. Дыхательная система обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ .
Легкие обогащают кровь кислородом. Дальше кровь несет этот кислород ко всем клеткам организма. (Кровь, богатая кислородом, красная, а кровь, богатая углекислым газом - синяя.) Сердце проталкивает кровь, отдыхает, опять протолкнет и опять отдыхает. Иначе не выдержать ему круглосуточной работы .
- Как работают органы дыхания? (Ответы детей)
- Как работают органы кровообращения? (Ответы детей)
Выступление врачей:
Учитель: «Почему дышать рекомендуется через нос?»
Воздух, попав в носовую полость, проходит по множеству извилистых каналов. Поверхность каналов усеяна множеством крохотных ресничек. К ресничкам прилипают пылинки. Согретый и очищенный воздух продолжает свой путь и попадает в дыхательное горло.
Учитель: «Как сохранить органы дыхания здоровыми ?»(нужно соблюдать правила гигиены органов дыхания)
Учитель: Ребята, давайте вместе прочитаем и обговорим
«Правила гигиены органов дыхания»
- Дыхание должно быть ровным размеренным
- Желательно регулярно заниматься физической культурой
- Дышать через нос
- Необходимо поддерживать нормальный состав воздуха в помещениях
- В течение суток полезно быть по 2-3 часа на свежем воздухе
- Необходима регулярная влажная уборка
- При чихании и кашле следует закрывать нос и рот носовым платком
- При общении с людьми заболевшими инфекционной болезнью следует соблюдать осторожность, носить марлевую повязку, не пользоваться вещами больного, регулярно проветривать помещение.
- Нельзя допускать заболевших гриппом к работе и учёбе. Грипп - вызывается вирусами и относится к капельной инфекции, распространяется быстро и опасен своими осложнениями.
- Необходимо также поддерживать чистоту в жилых помещениях. Это способствует предупреждению такого заболевания, как туберкулёз. Это не только капельная, но и пылевая инфекция.
Ребята этой группы подготовили вам дыхательную гимнастику. Она способствует:
- дает прилив бодрости и сил;
- укрепляет иммунную систему;
- успокаивает нервную систему.
Дыхательные упражнения
Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Делаем глубокий вдох через нос, надуем «щёчки – пузырики » и медленно выдыхаем через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Ставим руки на пояс, слегка приседаем – вдох, выпрямляемся – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
Упражнение 4. «Прямая спинка». ИП – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз.
- Как сохранить органы дыхания здоровыми? (Ответы детей)
- Как сохранить органы кровеносной системы здоровыми? (Ответы детей)
5. Закрепление изученного.
Тест
1.Какие органы входят в кровеносную систему? Обведи кружком буквы правильных ответов.
а) лёгкие;
б) сердце
в) желудок;
г) кровеносные сосуды.
2. Какой орган обеспечивает движение крови в организме? Обведи нужную букву.
а) кишечник;
б) кровеносные сосуды;
в) сердце;
г) трахея.
3. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу? Обведи нужную букву.
а) благодаря крови;
б) благодаря нервным волокнам;
в) благодаря мышцам.
4. Какое значение для человека имеют органы кровообращения? Обведи нужную букву.
а) они заполняют пустоту внутри организма;
б) они переносят ко всем органам кислород и питательные вещества;
в) они не нужны организму, так как иногда болят.
5. Какие органы входят в дыхательную систему? Обведи кружком буквы правильных ответов.
а) сердце;
б) лёгкие;
в) трахея;
г) носовая полость;
д) бронхи.
2. Литературная минутка.
1 )Чтение стихотворения "Сердце", подготовленным учеником.
В груди у каждого из нас
И день, и ночь, и всякий час
Мотор стучит чудесный,
Конечно, вам известный.
Любой его назвать бы мог.
Лишь только жизни огонёк
Однажды разгорится -
Начнёт тут сердце биться.
Оно, как маленький насос,
Совсем не в шутку, а всерьёз
Качает кровь, качает
И устали не знает.
И если кто из вас сидит,
Читает или пишет,
Оно тихонечко стучит,
И мы его не слышим.
Но если быстро побежать
Иль сказку стоит услыхать
Про злого Бармалея, -
Забьётся посильнее.
Моторчик наш, он непростой,
Он не железный, а живой.
Он тосковать умеет,
И любит, и жалеет.
когда сердце бьётся тихо?
когда бьётся сильнее?
какие органы состоят из бесчисленного множества крохотных пузырьков?
2 )Чтение стихотворения учителем
Ходим мы, играем, пишем
И всё время дышим, дышим,
Ведь для этого недаром,
Есть у всех нас лёгких пара.
И они - подумать только! -
Все разделены на дольки.
Невесомы и воздушны,
Наши лёгкие послушно
Выдох делают за вдохом.
Нам без них пришлось бы плохо.
6. Рефлексия.
- Что было особенно интересным на уроке?
7. Подведение итогов.
- Назовите органы дыхательной системы.
- Назовите органы кровеносной системы.
- Чем снабжает организм дыхательная система?
- Чем обеспечивает организм кровеносная система?
- Почему необходимо соблюдать гигиену органов дыхания и органов кровеносной системы?
8. Домашнее задание.
Проработать текст на странице 144 – 146, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на странице 146.