СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира 3 класс " Дыхание и кровообращение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 3 класс " Дыхание и кровообращение"»

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Тема «Дыхание и кровообращение. Практическая работа»


Цель: познакомить детей с особенностями строения и функционирования дыхательной и кровеносной систем.
Задачи:

Обучающие:

  1. Сформировать представление об устройстве и функционировании дыхательной и кровеносной систем их значении для организма.

  2. Способствовать формированию знаний о важности дыхательной и кровеносной систем.

  3. Учить делать предположения.

  4. Учить вести наблюдения, делать выводы, анализировать и обобщать.

Развивающие:

  1. Создавать условия для личностного развития ученика.

  2. Продолжать учить самостоятельной деятельности.

  3. Развивать умение сравнивать и делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

2.Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других.


Оборудование: таблицы дыхательной и кровеносной систем человека, учебник для общеобразовательных учреждений А.А. Плешакова Окружающий мир 3 класс, детская энциклопедия ,текст с дополнительным материалом, карточки с заданиями

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

- Какой большой раздел мы изучили? («Мы и наше здоровье»)

- Вспомните темы этого раздела.

3. Самоопределение к деятельности

-Из чего состоит воздух?

-Какой газ необходим при дыхании?

- Закройте рот, зажмите нос, перестаньте дышать. Что вы почувствовали? (Недостаток кислорода, кислород перестал поступать к клеткам). Кто знает, что помогает разносить кислород по органам? (кровь).

-Определите тему урока. (Ответы детей).

-Сегодня мы будем говорить о дыхании и кровообращении.

Учитель: тема нашего урока: «Дыхание и кровообращение».

Поставьте для себя цели, что вы хотите узнать сегодня на уроке?

1. Из каких органов состоит система органов дыхания, органов кровеносной системы.

2. Какую работу выполняют органы дыхания и органы кровеносной системы.

3. Какую роль для всего организма играют органы дыхания и органы кровеносной системы.

4. Как сохранить и укрепить систему органов дыхания и органов кровеносной системы.

Учитель

- Назовите прогнозируемый результат: научимся объяснять строение системы органов дыхания и кровеносной системы, как работает система органов дыхания и кровеносной системы, научимся сохранять и укреплять систему органов дыхания и кровообращения.

Нам в этом поможет учебник, таблицы, дополнительный материал , учитель, ученик, энциклопедия

4. Работа в группах

Чтобы начать работу по теме урока, предлагаю вспомнить:

- Как называется наука, занимающаяся изучением строения тела человека? (Анатомией).

- Значит 1 группа у нас будут ученые – анатомы.

- Как называется наука, занимающаяся работой органов человека? (Физиологией).

- Значит 2 группа у нас будут ученые – физиологи.

- Назовите науку, занимающуюся сохранением и укреплением здоровья человека? (Гигиеной).

- 3 группа учеными – врачами по гигиене детей.

Работать будете в группах.

Напоминаю правила работы в группах: говорить в полголоса, работать вместе, сообща, выслушивать мнение товарища, не перебивать.

- Вы будете работать, используя энциклопедии, учебник, дополнительный материал . Затем каждая группа по очереди защищает свои выступления у доски, используя демонстрационный материал.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Ветер дует нам в лицо»

Выступление анатомов: Носовая полость, трахея, бронхи, легкие составляют дыхательную систему. Сердце и кровеносные сосуды составляют кровеносную систему .

- Назовите органы дыхания. (Ответы детей)

- Назовите органы кровообращения. (Ответы детей)

Выступление физиологов: При вдохе воздух через носовую полость, трахею, и бронхи поступает в легкие. Дыхательная система обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ .

Легкие обогащают кровь кислородом. Дальше кровь несет этот кислород ко всем клеткам организма. (Кровь, богатая кислородом, красная, а кровь, богатая углекислым газом - синяя.) Сердце проталкивает кровь, отдыхает, опять протолкнет и опять отдыхает. Иначе не выдержать ему круглосуточной работы .

- Как работают органы дыхания? (Ответы детей)

- Как работают органы кровообращения? (Ответы детей)

Выступление врачей:

Учитель: «Почему дышать рекомендуется через нос?»

Воздух, попав в носовую полость, проходит по множеству извилистых каналов. Поверхность каналов усеяна множеством крохотных ресничек. К ресничкам прилипают пылинки. Согретый и очищенный воздух продолжает свой путь и попадает в дыхательное горло.

Учитель: «Как сохранить органы дыхания здоровыми ?»(нужно соблюдать правила гигиены органов дыхания)

Учитель: Ребята, давайте вместе прочитаем и обговорим

«Правила гигиены органов дыхания»

-         Дыхание должно быть ровным размеренным

-         Желательно регулярно заниматься физической культурой

-         Дышать через нос

-         Необходимо поддерживать нормальный состав воздуха в помещениях

-         В течение суток полезно быть по 2-3 часа на свежем воздухе

-         Необходима регулярная влажная уборка

-         При чихании и кашле следует закрывать нос и рот носовым платком

-         При общении с людьми заболевшими инфекционной болезнью следует соблюдать осторожность, носить марлевую повязку, не пользоваться вещами больного, регулярно проветривать помещение.

-         Нельзя допускать заболевших гриппом к работе и учёбе. Грипп - вызывается вирусами и относится к капельной инфекции, распространяется быстро и опасен своими осложнениями.

-         Необходимо также поддерживать чистоту в жилых помещениях. Это способствует предупреждению такого заболевания, как туберкулёз. Это не только капельная, но и пылевая инфекция.

Ребята этой группы подготовили вам дыхательную гимнастику. Она способствует:

- дает прилив бодрости и сил;

- укрепляет иммунную систему;

- успокаивает нервную систему.


Дыхательные упражнения

Выполнять лучше до завтрака или после ужина. 
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ. 
Делаем глубокий вдох через нос, надуем «щёчки – пузырики » и медленно выдыхаем через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
 Упражнение 2. НАСОСИК.
Ставим руки на пояс, слегка приседаем – вдох, выпрямляемся – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. «Наклон вперед». ИП – стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх (вдох носом), выполнить низкий наклон туловища вперед (выдох ртом). Повторить 6-8 раз.
Упражнение 4. «Прямая спинка». ИП – сидя на стуле; руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох полной грудью, выпрямляя спину. Лопатки и плечи опустить вниз (плавный выдох носом). Повторить 6-8 раз. 

- Как сохранить органы дыхания здоровыми? (Ответы детей)

- Как сохранить органы кровеносной системы здоровыми? (Ответы детей)

5. Закрепление изученного.

Тест

1.Какие органы входят в кровеносную систему? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) лёгкие;

б) сердце

в) желудок;

г) кровеносные сосуды.

2.  Какой орган обеспечивает движение крови в организме? Обведи нужную букву.

а) кишечник;

б) кровеносные сосуды;

в) сердце;

г) трахея.

3. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу? Обведи нужную букву.

а) благодаря крови;

б) благодаря нервным волокнам;

в) благодаря мышцам.

4. Какое значение для человека имеют органы кровообращения? Обведи нужную букву.

а) они заполняют пустоту внутри организма;

б) они переносят ко всем органам кислород и питательные вещества;

в) они не нужны организму, так как иногда болят.

5. Какие органы входят в дыхательную систему? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) сердце;

б) лёгкие;

в) трахея;

г) носовая полость;

д) бронхи.

2. Литературная минутка.

1 )Чтение стихотворения "Сердце", подготовленным учеником.

В груди у каждого из нас

И день, и ночь, и всякий час

Мотор стучит чудесный,

Конечно, вам известный.

Любой его назвать бы мог.

Лишь только жизни огонёк

Однажды разгорится -

Начнёт тут сердце биться.

Оно, как маленький насос,

Совсем не в шутку, а всерьёз

Качает кровь, качает

И устали не знает.

И если кто из вас сидит,

Читает или пишет,

Оно тихонечко стучит,

И мы его не слышим.

Но если быстро побежать

Иль сказку стоит услыхать

Про злого Бармалея, -

Забьётся посильнее.

Моторчик наш, он непростой,

Он не железный, а живой.

Он тосковать умеет,

И любит, и жалеет.

  • когда сердце бьётся тихо?

  • когда бьётся сильнее?

  • какие органы состоят из бесчисленного множества крохотных пузырьков?

2 )Чтение стихотворения учителем

Ходим мы, играем, пишем

И всё время дышим, дышим,

Ведь для этого недаром,

Есть у всех нас лёгких пара.

И они - подумать только! -

Все разделены на дольки.

Невесомы и воздушны,

Наши лёгкие послушно

Выдох делают за вдохом.

Нам без них пришлось бы плохо.

  • к органам какой системы относятся лёгкие? (дыхательной)



6. Рефлексия.

- Что было особенно интересным на уроке?

7. Подведение итогов.

- Назовите органы дыхательной системы.

- Назовите органы кровеносной системы.

- Чем снабжает организм дыхательная система?

- Чем обеспечивает организм кровеносная система?

- Почему необходимо соблюдать гигиену органов дыхания и органов кровеносной системы?

8. Домашнее задание.

Проработать текст на странице 144 – 146, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на странице 146.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!