СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира 2 класс, тема: «Почему на Земле есть жизнь? Условия жизни на Земле. Водные богатства Земли»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 2 класс, тема: «Почему на Земле есть жизнь? Условия жизни на Земле. Водные богатства Земли»»

Тема: «Почему на Земле есть жизнь? Условия жизни на Земле. Водные богатства Земли»

УМК: «Школа России»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель: формирование знаний об условиях жизни на Земле – о воздухе и воде.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить со свойствами воздуха и воды;

- сформировать знания о значении воздуха и воды для жизни человека, животных и растений;

- сформировать знания о том, как защитить воздух и воду от загрязнений.

Развивающие:

- развивать умение обобщать информацию и делать выводы;

- развивать коммуникативные навыки через полные и развёрнутые ответы на вопросы учителя;

- развивать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности;

- развивать навыки взаимопроверки, проверяя работу товарища.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде.

- прививать желание наблюдать за природой.

Планируемые результаты:

Предметные:

- называют свойства воздуха и воды;

- объясняют значение воздуха и воды для жизни человека, животных и растений;

- объясняют, как защитить воздух и воду от загрязнений.

Метапредметные:

Познавательные:

- обобщают информацию и делают выводы.

Коммуникативные:

- проявляют коммуникативные навыки через полные и развёрнутые ответы на вопросы учителя.

Регулятивные:

- осуществляют самоконтроль свой деятельности;

- осуществляют взаимопроверку, проверяя и оценивая работу товарища.

Личностные:

- бережно относятся к воде;

- проявляют желание наблюдать за природой.

Оборудование:

Для учителя: учебник, компьютер, проектор, инвентарь для опытов (лист белой бумаги, разрезанный на полоски; воздушный шарик; игрушка с «пищалкой»; 2 стакана с водой; баночки разной формы), карточки с заданиями.

Для учеников: учебник; тетрадь; пенал; карточки с заданиями; лист белой бумаги, разрезанный на полоски.

План урока:

  1. Орг. момент (1 минута)

  2. Актуализация знаний (7 минут)

  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 минуты)

  4. Первичное усвоение новых знаний (20 минут)

  5. Первичная проверка понимания (7 минут)

  6. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению (3 минуты)

  7. Рефлексия (4 минуты)



Ход урока

Этап

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, формы и средства

Формируемые УУД

Орг. момент

Настроить детей на предстоящую деятельность

- Здравствуйте! Садитесь. У нас урок окружающего мира. Сядьте правильно, спина прямо, ноги вместе стоят на полу, руки на парте.

Садятся



Контролируют свою посадку

Средства: речь учителя.

РУУД: осуществляют самоконтроль своей деятельности.

Актуализация знаний

Проверить уже имеющиеся знания

- Ребята, что относится к неживой природе?

- Верно. А, что относится к живой природе?

- Да, вы правы. Сейчас я предлагаю вам выполнить задания на карточках, которые лежат у вас на партах. Подпишите листочки. Внимательно прочитайте задания у себя на карточке и приступайте к выполнению.

Тест:

Задание: выберите верный вариант ответа.

Способность дышать относится к признаку

  1. Живой природы

  2. Неживой природы

Подберёзовик относится к объекту …

  1. Живой природы

  2. Неживой природы

Звёзды – это объекты…

  1. Живой природы

  2. Неживой природы

Верно ли утверждение, что растения питаются?

  1. да

  2. нет

Верно ли утверждение, что растения не смогут обойтись без воды?

  1. Да

  2. Нет

- Давайте проверим. Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Возьмите в руки карандаш или ручку другого цвета и проверьте работу друг друга. Правильные ответы на слайде.

- На доске критерии оценивания, у кого нет ошибок отметка 5, у кого 1 ошибка отметка 4, у кого 2-3 ошибки отметка 3, у кого более 3 ошибок отметка 2.

- Ребята, встаньте те, у кого нет ошибок.

- Хорошо, садитесь.

- Поднимите руку, у кого 1 ошибка.

- Поднимите руки у кого 2-3 ошибки.

- Поднимите руки, у кого более 3х ошибок

(Если есть ребята, у которых есть ошибки, то разбираем ошибки).

(Анализируем ошибки)

- К неживой природе относится Солнце, воздух, вода, камни.

- К живой природе относятся люди, животные, растения, грибы















Выполняют задание




























Встают те, у кого нет ошибок.



Поднимают руку




Методы: беседа, упражнение, иллюстрация.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Средства: речь учителя, презентация, карточки с заданиями.


РУУД: осуществляют самоконтроль своей деятельности.

РУУД: осуществляют взаимопроверку, проверяя и оценивая работу товарища

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Поставить цель и задачи на предстоящий урок

Ребята, а почему на Земле есть жизнь? Благодаря чему мы с вами живëм, а также живут животные и растут растения. Без чего мы бы не смогли обойтись?

- Вы правы. Но сегодня на уроке мы будем более подробно в этом разбираться. Вот как много у нас вопросов, а ответы мы будем искать с вами в ходе нашего урока.

-Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема урока.

- У вас хорошие варианты, но наша тема звучит так: "Почему на Земле есть жизнь? Условия жизни на Земле. Водные богатства Земли".
- Какую цель мы поставим перед собой?
-Какие задачи будем реализовывать?
- Хорошо. Мы приступаем к разгадыванию тайн и поиску ответов на вопросы.





- Без воздуха и без воды.






- «Без чего мы не можем жить»








Узнать почему есть жизнь на Земле.

- Узнаем условия жизни на Земле и узнаем водные богатства Земли.



Методы: беседа, иллюстрация.

Форма: фронтальная.

Средства: речь учителя, презентация.

РУУД: осуществляют самоконтроль своей деятельности.

КУУД: проявляют коммуникативные навыки через полные и развёрнутые ответы на вопросы учителя.

Усвоение новых знаний

Сформировать знания об условиях жизни на Земле

- Ребята, вы сказали, что мы бы не смогли жить без воздуха. Вот сейчас мы это и обсудим. Для начала откройте тетради по окружающему миру. Запишите число. 24.10. Классная работа. И подзаголовок " Свойства воздуха".
Воздух окружает нас по всюду, без него мы не сможем обойтись. Он есть, на улице, в классе, в комнате. Но видим ли мы его?
Значит, какое свойство у него есть? Какой он?
- Верно. Он прозрачный. Воздух не имеет цвета. Запишите под цифрой 1. прозрачный.

- А есть ли у воздуха запах?
- Нет. Значит, что мы запишем под цифрой 2?
-Верно. Записываем. Не забываем тетрадь под наклоном, спина ровно, ноги прямо стоят на полу, руки на парте.
-Ребята, если мы не видим воздух, у него нет запаха и мы не чувствуем воздух, то как же нам его обнаружить?
- Сейчас я вам покажу опыты, которые помогут обнаружить воздух.
У вас есть на партах разрезанные на полоски листочки, возьмите их в руки. Кто-нибудь догадался, как мы сможем обнаружить воздух с помощью этих листочков?
- Возьмите в руку этот листочек и немного подуйте на него. Что происходит?
- Почему полоски из бумаги движутся?
- Верно. Здесь мы и обнаружили воздух, мы подули на листы бумаги, и воздух заставил полоски двигаться.
Посмотрите следующий опыт, у меня есть воздушный шарик. Я его надуваю, каким он стал?

- Да, он стал большим. (Подхожу к ученику) Надави на шарик, какой он? Упругий или нет?
- Почему, он стал упругий?
- Да, потому что внутри есть воздух. Посмотрите, нам снова удалось обнаружить воздух.
И ещë один опыт. У меня есть вот такая игрушка. Смотрите, когда я на неë нажимаю, получается звук. Почему это происходит?
-Видите, сколько разных способов, как обнаружить воздух.
- Ребята, вы наверное слышали такое выражение - чистый воздух?
- Чистый воздух одно из главных богатств природы.

- Почему чистый воздух является главным богатством природы? Как вы думаете?

- А где у нас воздух чистый?

- Вы были когда-нибудь в лесу? Легко ли там дышится?

- А может ли воздух быть грязным?
- Из-за чего он становится грязным?
-Да, к сожалению, из труб заводов и фабрик в воздух могут попадать вредные вещества. Загрязнëнный воздух опасен для людей, поэтому на предприятиях должны работать установки, которые улавливают вредные вещества.

- Ребята, оказывается воздух, окружающий Землю, рассеивает лучи Солнца и создаёт над нами голубое небо. Давайте об этом прочитаем. Откройте страницу 58. Я начинаю читать вы следите, потом я попрошу, кого-то продолжить.

-Ребята, наверняка, каждый из вас хоть раз смотрел на облака и представлял на что же они похожи. Ведь так?

- Часто летом можно увидеть чистое голубое небо и яркое солнце.

- А закаты вы видели?

- Всегда ли закат одного цвета?

- А приходилось ли вам смотреть на звёздное небо? Было ли вам интересно?

- Вот видите, благодаря воздуху мы можем любоваться этой красотой.

Сейчас я предлагаю вам встать и немного отдохнуть.

Физминутка

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мышки прячутся во ржи.

Как увидеть их, скажи?

В норке прячется полёвка.

Покажись, скорей, плутовка!

(Приседания.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)

- Ребята, также в начале урока вы сказали, что мы не сможем жить без воды, а почему?

- Верно. Человек не сможет обойтись без воды. Организм человека на 70% состоит из воды. Человек может прожить без воды в среднем не более 2-3 дней. Но это ещë зависит от температуры окружающей среды.

- А животным для чего нужна вода?

- Да, вы правы. Животные пьют воду, а ещё некоторые животные живут в воде.

- В начале урока у вас был вопрос в тесте - Верно ли утверждение, что растения не смогут обойтись без воды. Что вы ответили?

- А почему растения не смогут без воды.
-Верно, потому что так они питаются. Какие-то растения нужно поливать часто, они любят воду, а какие-то поливать нужно, но редко. Например, кактусы, их поливают редко. У вас есть дома цветы, вы их поливаете?

- Хорошо. За растениями нужно ухаживать, их нужно поливать, чтобы они не завяли, а для этого нужна вода.

- Ребята, а теперь давайте запишем в тетради подзаголовок – «Свойства воды».

- У меня в стакане вода. Что вы можете сказать, какая она?

- Верно. Запишите под цифрой 1.

- Ребята, но воду в отличие от воздуха мы можем увидеть. Вы же видите сколько у меня воды в стакане?

- А имеет ли вода, какой-то запах?

- Что мы напишем под цифрой 2?

- Вы правы. Записывайте.

- А есть ли у воды вкус?

- Значит пишем под цифрой 3 – Не имеет вкуса.

- Мы познакомимся с ещё некоторыми свойствами воды с помощью опытов.

- В одном стакане у меня есть вода, а в другом нет. Я беру и переливаю воду из одного стакана в другой, а теперь обратно. О чём это говорит?

- Этот опыт показывает главное свойство воды – текучесть. Записываем под цифрой 4.

- Проведём следующий опыт. Теперь я перелью воду из стакана в баночки разной формы. Что происходит?

- Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают. Значит, какой вывод мы можем сделать?

(Если не отвечают, то говорю сама)

- Запишем это свойство под цифрой 5.

- Теперь закройте тетрадь и отложите её на край парты.

- Возьмите учебник откройте страницу 61. Рассмотрите фотографии и рисунок, которые есть у вас вверху страницы. Подумайте и составьте рассказ о том, где в природе встречается вода, какое значение она имеет для растений, животных и человека. О значении мы уже сегодня говорили, но вспомнили не всё, картинки вам напомнят, для чего ещё люди используют воду. На рассмотрение картинок и подготовку рассказа у вас 3 минуты.

- Кто нам может рассказать, где встречается вода?

- Какое значение есть у воды, которое мы с вами не назвали?

- А ещё посмотрите последнюю картинку. Кто знает, что это?

(Если не знают, то объясняю: это электростанция, которая для получения энергии использует движение воды. Такие электростанции обычно строят на реках).

- Хорошо. Молодцы! Вы выполнили задание.

- А у меня к вам есть вот такой вопрос. Воздух загрязняется, а вода может загрязняться?

- А отчего загрязняется вода?

- Верно. Иногда люди выбрасывают в реки мусор и загрязняют водоём. Так делать нельзя! Мы с вами сейчас разобрали, что польза воды для человека – огромная и мы не сможем жить без воды. Значит нужно беречь воду. А ещё вода в некоторых местах может загрязняться от того, что в неё попадают вредные вещества с заводов и фабрик, но для того, чтобы этого не происходило, на предприятиях необходимо строить очистные сооружения.

- Ребята, а как мы ещё можем беречь воду?

- Да. Нужно вовремя закрывать кран.

- Ребята, а вы были, когда-нибудь на речке?

- Красиво ли там?

- Давайте откроем страницу 62 и прочитаем о красоте воды

(Если хватает времени, то читают дети, если нет, то читаю сама)

- Ребята, чистая вода – это удивительное богатство природы, которое необходимо охранять и беречь!

- Давайте встанем и немного отдохнём.

Физминутка:














- Нет.


- Прозрачный.



Записывают



- Нет.


- Не имеет запаха.


Записывают.




- Не знаем.










- Нет/Да




- Полоски на листочке движутся.

- Потому что мы дуем и выходит воздух.








- Большим, он приобрёл форму.

Надавливает на шарик.

- Он упругий.

Потому что его надули и внутри появился воздух.



- В игрушке есть воздух, когда вы нажимаете на игрушку, то воздух выходит и получается звук



- Да


- Потому что чистый воздух нужен для человека.

- В лесу.

Были. Да, там легко дышится, потому что свежий воздух и чистый.

- Да.

- Из-за разных заводов.













Читаем.





- Да.





- Да.


- Нет. Он может быть разных цветов. Может быть синим и оранжевым.

- Да, было интересно искать созвездия, смотреть, какие яркие звёзды.





Выполняют упражнения физминутки.
















- Человеку нужна вода, чтобы пить, готовить еду, мыться, стирать одежду.








- Тоже для того, чтобы пить. Также некоторые животные живут в воде.




- Мы ответили, что это верное утверждение.









- Да, у меня дома есть цветок, я его часто поливаю.










- Прозрачная


Записывают




- Да.



- Нет, у неё нет запаха.


- Не имеет запаха.


Записывают.

- Нет.

Записывают.




Наблюдают за проведением опыта.






- Что воду можно переливать.


Записывают.





- Баночки заполнены водой.



- У неё нет собственной формы.



Записывают.


Закрывают тетрадь, убирают на край парты.


Открывают нужную страницу в учебнике


Выполняют задание.



Ученик рассказывает:

- Море, речки, океаны – это вода, дождь – это тоже вода и из крана у нас течёт вода.

- Воду используют для перевозки грузов по воде, также для отдыха – в воде купаются.

- Это гидроэлектростанция.





- Да, вода тоже загрязняется.



- Люди кидают в реки мусор.













- Не тратить её напрасно.




- Да.

- Да, на речке очень красиво.


Читают.

Слушают

Выполняют упражнение физминутки

Методы: беседа, опыт, объяснение, работа с книгой, иллюстрация.

Форма: фронтальная.

Средства: речь учителя, инвентарь для опытов, презентация, учебник

ПУУД: называют свойства воздуха и воды;

ПУУД: объясняют значение воздуха и воды для жизни человека, животных и растений;

ПУУД: объясняют, как защитить воздух и воду от загрязнений.

ПУУД: обобщают информацию и делают выводы.

КУУД: проявляют коммуникативные навыки через полные и развёрнутые ответы на вопросы учителя.

РУУД: осуществляют самоконтроль свой деятельности.

ЛУУД: бережно относятся к воде.

ЛУУД: проявляют желание наблюдать за природой.


Первичная проверка понимания

Проверить усвоение новых знаний

- Ребята, а сейчас выполним задание на карточках. Они лежат у вас на парте. Варианты у вас разные, у кого-то 1, у кого-то 2. Задание: вам нужно подчеркнуть верные утверждения.

- … скажи пожалуйста, что нужно сделать?

- Верно. Возьмите карандаш и начинайте выполнять задание. Время на выполнение этого задания – 3 минуты.

1 вариант

  1. Человек сможет прожить без воздуха.

  2. Чистый воздух одно из главных богатств природы

  3. Загрязнённый воздух опасен для жизни людей, животных и растений.

  4. Воздух имеет цвет и запах.

  5. Воздух рассеивает лучи Солнца и создаёт над нами голубое небо.

2 вариант:

  1. Человек не сможет прожить без воды.

  2. Воду нельзя увидеть.

  3. Есть такое свойство воды, как текучесть.

  4. Воду нужно использовать бережно

  5. Животным не нужна вода.

- Кто выполнил поднимите руку?

- Хорошо. Возьмите в руки ручку и проверьте свою работу. Правильные ответы на слайде. Не забываем, что варианты были разные, поэтому проверяем свой вариант. Если верно ставим +, если неверно ставим -.

- У кого всё правильно, поднимите руки?

- У кого 1-2 ошибки, поднимите руки?

- У кого больше двух ошибок? Поднимите руки.

(Если есть ошибки, то разбираем)









- Подчеркнуть верные утверждения.













Выполняют.






















Проверяют свою работу.



Поднимают руки.







Методы: упражнение.

Форма: индивидуальная. Средства: речь учителя, презентация, карточки с заданиями.

ПУУД: обобщают информацию и делают выводы.

РУУД: осуществляют самоконтроль своей деятельности.

Информация о д/з. Инструктаж по его выполнению

Задать д/з

- Ребята, открываем дневники, записываем домашнее задание. С 56-63 пересказ.


Форма: фронтальная.

Средства: речь учителя, презентация.

РУУД: осуществляют самоконтроль своей деятельности.

Рефлексия

Подвести итог урока. Провести рефлексию.

- Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили на уроке?

- Нужны ли они нам для жизни.

- Вернёмся к вопросам которые мы ставили в начале урока

-Почему на Земле есть жизнь?

Благодаря чему мы с вами живëм, а также живут животные и растут растения. Без чего мы бы не смогли обойтись?

- Продолжите предложения на слайде:

- Сегодня я узнал…

- На уроке я понял …

- Мне было трудно …

- Мне было легко…

- Хорошо. На уроке вы активно работали, хотелось бы похвалить …

- Урок закончен. Готовьтесь к следующему уроку.



- О воздухе и о воде.



- Да.





- Потому что для этого есть условия: вода и воздух. Мы бы не смогли обойтись без воздуха и воды.





Заканчивают предложения



Методы: беседа, иллюстрация.

Форма: фронтальная. Средства: речь учителя, презентация.

РУУД: осуществляют самоконтроль своей деятельности.

ПУУД: обобщают информацию и делают выводы.

КУУД: проявляют коммуникативные навыки через полные и развёрнутые ответы на вопросы учителя.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!