СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в форме сказки. Знакомит детей с употреблением мягкого знака при составлении слов

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"»

  1. Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"
  2. Коновалова Галина Николаевна, учитель начальных классов

Цели:

  1. Формировать навык обозначать мягкость предшествующего согласного с помощью мягкого знака.

  2. Дать представление о том, что мягкий знак, обозначает мягкость согласного, играет смыслоразличительную роль.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-сказка ,

Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.

Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания: выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.

Оборудование:

  • плакат «Добро пожаловать, Ь!», лента букв, три картонных дерева, бумажные птицы (на обратной стороне-названия птиц), фигурка зайца, буквы на карточках (г, Ь, в, з, д, о, и, я), карточка со словом у-голь-ки, у-гольки, угол-ьки)











Ход урока.

    1. Орг. Момент. Мотивация к уроку

-Раскройте ладошки, скажите в них «Я хочу всё знать!» Выпустите ваше желание, пусть оно полетает на нашем уроке и вернется к вам с новыми знаниями.

-


2. Актуализация новых знаний.


  • 1). Повторение о гласных буквах.
    - Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место?
    - Прочитайте пары слов:
    б…л – б…л (бал, бил) р…д – р…д (рад, ряд)
    - Какие буквы потерялись? А что это за буквы? (гласные)
    - Сравните, чем слова отличаются ?

    - Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков?

  • Какие буквы имеют 2 звука ?


  1. Изучение нового. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-сказка. Сегодня вы будете учиться обозначать мягкость предшествующего согласного с помощью мягкого знака:узнаете, что от мягкого знака зависит смысл некоторых слов и что слова с мягким знаком букв больше, чем звуков
    1). Итак, начинаем урок-сказку

Жили-были в стране Грамматика» звука-гласные и согласные. Что умели делать гласные? ( петь)

_Давайте пропоем (а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и)

-А согласные? Они умели шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь! (произносят звуки с, ш,з, ф)

-Скажите, а какие гласные дружили с твердыми согласными? (а, о, у, ы, э). А с какими гласными дружили мягкие согласные? (и, е, ё, ю, я)

  1. Построение проекта. В стране «Грамматика» росли три волшебных дерева, на которые садились одни и те же птицы, на первое дерево садились птицы в названиях которых были мягкие согласные, на второе дерево-птицы, в названиях которых были только твердые согласные, на третье дерево-садились птицы, в названиях которых были и твердые и мягкие согласные. Вот эти птицы:кукушка, ворона, ласточка, филин, аист, соловей, воробей, синица. Сова, грач, сорока, снегирь, журавль.(Дети рассаживают птиц на деревья и называют твердые и мягкие согласные)

-Какие гласные пишутся после твердого согласного?

-Какие гласные пишутся после мягких согласных?

-Каких птиц мы можем увидеть в наших краях?

-на какие группы можно разделить этих птиц? (зимующие, перелетные)

  1. Физминутка. Ребята, а за деревом кто-то спрятался. Кто же это? (зайка) На доске картинка зайчика. Один ребенок в костюме зайца выходит и проводит разминку «Зайка серенький сиди...»

  2. Работа над новой темой.

-Продолжим сказку. Буквы жили-не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку ы, с которой никто не дружил. Она никому не нравилась.

  1. Прочитаем буквосочетания на доске:

Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть

- Как произносится звук в этих буквосочетаниях ?(мягко)


Что за буква ? Кто узнает?

Звука не обозначает, может только показать

Как согласный прочитать

Мягкий голос,
Мягкий шаг
Это буква … (мягкий знак). (картина с буквой)

- Эта буква мягкий знак. Она не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал-жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко

4 . Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется мягкий знак
Цель нашего урока познакомиться с буквой ь; узнаем какую работу он выполняет; будем учиться читать слова с новой буквой

  • Чтобы узнать все про ь, давайте понаблюдаем за ним.

  • Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Но слова зашифрованы загадкой

Без головы, а в шляпе.

Одна нога-и та без сапога.

  • Стали буквы составлять слово ГВОЗДЬ:получается ГВОЗД

  • Что-то у нас не получается, говорили буквы-звук (д) в слове ГВОЗДЬ мягкий, а у нас твердый. Буква И говорит: «Встану я и обозначу мягкость буквы Д»,-и быстро пристроилась в конце. Что получилось? (ГВОЗДИ)

  • Лучше я встану,-сказала буква Я.

  • У нас опять ничего не получилось-сказали буквы. Что же делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить букву ь!)

  • Иди к нам, мягкий знак,-позвали буквы. Давайте и мы его позовем (дети зовут)

  • Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.

  • Что получилось? ГВОЗДЬ

  • Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.

5. Первичное закрепление.


Прочитайте слова . Что они обозначают ?
1) Звуковой анализ слов мел – мель


- Сколько слогов в словах?

- Сколько букв и сколько звуков в словах? (мел - 3б,3зв.,

А в слове мель - 4б, 3 зв.)

- Почему звуков меньше , чем букв? Может кто знает?

Ь - буква-помощница , которая сама разговаривать не умеет, звука не образует не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.


Составим схемы . Кто мне хочет помочь?

Мел - мель






- Чем отличаются эти схемы? ( последними звуками: один мягкий, другой твердый)

Как произносится последний звук?
- Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует).
- Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука




  1. физкультминутка « Буратино»

  2. Отгадайте загадки. Составим схемы на наборном полотне

Стройный и быстрый.

Рога ветвисты,

Пасется весь день,

Кто же это? (олень)


Яичко в чашечке

С дерева свалилось

и не разбилось. (жёлудь)


Спит или купается,

Но не разувается,

День ночь на ножках

Красные сапожки. (гусь)

-Вот мы и помогли ежику добраться до домика. Ребята, а вы представляете себе, если бы ежик не нашел Ь. Что бы стало со словами? (слова были бы неузнаваемыми, не имели смысла0

-Сколько букв и сколько звуков в каждом слове. Что узнали о мягком знаке? (Мягкий знак не обозначает звука)

-Но вот однажды девочки стали писать слово уголька в тетради. Оно не помещается на странице. Что делать? ( у-голь-ки, уголь-ки. Мягкий знак заволновался и стал просить не отделять его от буквы К. Разве так можно? Так и пришлось мягкому знаку растаться со своим другом. Слово можно переносить только так: уголь-ки

8. Измените слова так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова (день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь)

9. .А я приглашаю вас заглянуть в учебник и там прочитать о этой волшебной букве. (букварь , страница 142) Чтение в Азбуке с.135 рассказ про лося.
- Откройте Азбуку с. Давайте прочитаем рассказ.

- О ком этот рассказ?

- Давайте придумаем название( озаглавим ) текст. « Лесной житель»

- Сколько предложений в этом рассказе? (4)

- Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград»

- С чем его сравнивают? (ветром)

- Чем питается лось? (зеленью, солью)

- Задание найдите и прочитайте слова с мягким знаком на конце?

Ё10. Самостоятельная работа

Звукобуквенный анализ слова “ЛОСЬ

- Сколько слогов в слове ЛОСЬ? Конь

- Сколько букв? - Сколько звуков? - Почему звуков меньше, чем букв?

(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).

Придумать предложение со словом лось

8. Закрепление изученного.

Мягкий знак – хитрый знак.
О себе он скажет так:
«Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море,
Угол в уголь, брата в брать...
Так что, всем несдобровать –
Тем, кто вздумает лениться,
Без старания учиться.
Так что, дети не ленитесь
И примерно все трудитесь.
И тогда могу сказать:
Все получите вы пять.

-Наша сказка подошла к концу. Итак, ребята, можно ли обойтись без мягкого знака? (нет)

Рефлексия. Кто сам справился со всеми заданиями прикрепите красные листочки на наши деревья, кому понадобилась помощь-зеленые, а кому бало трудно0желтые


































8. Игра «Превращение слов» ( кидаю мяч)


Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, ночи.


- Работа в учебнике с. 136

  1. чтение слов столбиками;

  2. чтение рассказа , постановка вопросов по содержанию детьми.

- поставьте вопросы по тексту?



9. Итог урока.
Возвращаемся к задачам, которые ставили в начале урока.
- С какой новой буквой познакомились?
- Звук она обозначает?
- Какова роль ь?
-Догадайтесь, какое слово я задумала? В этом слове 1 слог, 4букв, 3 звуков ( это большое животное - лось)

- Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)

- Для чего нужен мягкий знак?

- Какие слова с мягким знаком вы запомнили?
- Что на уроке было особенно интересным?
- В чём испытали трудность?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!