Урок обучения грамоте. Звук [щ]. Буква Щщ.
Ход урока
Организационный момент
Слайд 1
+ Настроенье, каково?
- Во!
+Все такого мнения?
- Все без исключения!
+Может вы устали?
- Мы с собой таких не брали!
+Может ляжем, отдохнём?
- Лучше мы урок начнём!
Слайд 2
+ Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем глазками друг другу хорошего настроения.
+ Мы начинаем урок обучения грамоте.
+ Почему так называется предмет?
- Учимся грамотно говорить, грамотно читать, узнаём звуки и буквы.
+ Какие качества нам необходимы на уроках обучения грамоте, чтобы достичь цели урока?
+ Желаю всем интересной, увлекательной и результативной деятельности на уроке.
+ Давайте вспомним то, что уже знаем про буквы и звуки.
+ Чем отличаем звук от буквы?
- Звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем.
+ Назовите, на какие две группы делятся все звуки.
+ Чем отличаются гласные от согласных?
+ Назовите гласные буквы показатели мягкости.
+ Назовите гласные буквы показатели твёрдости.
+ Назовите гласные буквы, которые могут обозначать 2 звука.
+ Назовите парные согласные.
+ Назовите согласные, которые обозначают звонкие звуки.
+ Назовите согласные, которые обозначают глухие звуки.
+ У вас на столе лежат карточки с буками. Возьмите их в руки и встаньте те, у кого буква, которая, как и Ш обозначает всегда твёрдый звук. Остальные ребята смотрите внимательно и в случае ошибки сигнализируйте. (ж, )
+ Встаньте буквы, обозначающие всегда мягкие звуки. (ч, й)
+ Буквы гласных звуков. (а,я, о, ё, у, ю, э,е, и, ы)
+Буквы, которые могут обозначать 2 звука (е, ё, ю, я)
+ Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.
+Буквы, обозначающие глухие согласные звуки.
+Кто ещё ни разу не вставал? (ь)
+Почему? (Ь не обозначает никаких звуков)
+Зачем тогда нужна эта буква? (она показывает мягкость предыдущего согласного)
+ Много уже знаем. Может, уже всё изучили, всё знаем?
+ Пришло время узнать тему нашего урока.
+ Предлагаю вам несколько вариантов.
Я вам сама назову.
Можно открыть учебник и посмотреть.
Я вам покажу картинки, рассмотрев их, вы сами должны догадаться
(Ответы детей)
+ А как интереснее?
- Догадаться всегда интереснее.
+ Конечно догадаться самому всегда интереснее.
Слайд
+ Рассмотрите картинки. Какой звук есть во всех картинках?
Слайд
+ Назовите тему урока. Цель урока.
- Познакомиться со звуком «щ» и буквой, которая его обозначает, учиться отличать звук «щ» от других звуков, учиться читать слоги и слова с буквой «Щ».
+ Откройте учебник, сориентируйтесь на какой странице будем работать.
- Страница 103 – 104.
+ Обратите внимание на значок в левом верхнем углу, рассмотрите задания и попробуйте сформулировать задачи.
+В парах посоветуйтесь и составьте план, по которому мы будем работать (предложены пункты плана вразбивку, дети в парах составляют план).
Узнать новый звук.
Узнать новую букву.
Учиться составлять звуковые модели.
Учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
+ С чего начнём работу по нашему плану?
- Нужно узнать новый звук.
+ Послушайте стихотворение, которое поможет нам познакомиться с новым звуком.
Под кувшинками в тиши, где не очень мелко,
Ходят важные лещи шириной с тарелку.
+О ком это стихотворение? Кто такие лещи?
Давайте посмотрим, как выглядит лещ - «Азбука» на стр.103.
+Лещ - это речная рыба с плоским телом.
+Произнесем хором это слово, выделяя голосом каждый звук отдельно.
+Дадим характеристику каждому звуку.
+Что мы можем сказать о последнем звуке в слове по его схеме?(согласный, глухой, мягкий)
+Что нарисовано на второй картинке? (это плащ - предмет верхней одежды).
+Дайте характеристику каждому звуку в этом слове. Произнесите последний звук [щ].
+ Итак, звук [щ] - согласный, т.к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду (зубы) сомкнуты.
+ На что похож этот звук? (шипение- например, шарик сдувается)
+ Какой еще звук похож на шипение?
+ Чем они различаются? (Щ-мягкий, Ш-твердый)
+ [щ ]-глухой, т.к. не работают голосовые связки.
+ Поэтому для его обозначения мы будем пользоваться этим значком. ( На страничке в верхнем левом углу).
+А почему, как вы думаете, значок у нас на страничке один?
- (звук непарный - нет пары по звонкости-глухости, по твердости-мягкости).
+ Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую же характеристику?
- Верно, это звук [ч].
Фонетическая зарядка + физкультминутка
+ А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.
+Игра «Потопали, похлопали».
+Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:
+ЩЕЛК, ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЕПОТ.
+Молодцы! Садитесь.
+ Посмотрите на план, мы справились с задачей? Дайте характеристику звуку щ. Слайд
+ Какая следующая задача?
- Познакомимся с буквой, которая этот звук обозначает.
Посмотрите в центр странички в «Азбуке». Кто знает, как правильно называется эта буква? Да, это буквы «ЩА» - большая и маленькая.
+ Почему существует 2 буквы «Щ»?
- Заглавная пишется в начале предложения, в собственных именах; строчная в других случаях.
+ Что можем сказать об их написании? (элементы одинаковые, какие?).
+Найдем букву «Щ» в алфавите - стр. 127.
+Каково ее место в алфавите? (после «Ш» перед «Ъ»)
+Прочитаем столбик букв сверху вниз с буквой Щ, строчку с этой буквой.
+Посчитайте, какая она по счету с начала алфавита (27), с конца (7)
+На что похожа буква «Щ»?
+ С какой задачей мы справились? Какая следующая задача?
- Учиться читать звуковые модели.
+ Что кричит девочка? (Прощай)
+ Прочитайте слово прощай по слогам и орфоэпически.
+Сколько в слове слогов? Какой ударный?
+ Какой звук обозначает буква щ в слове прощай?
+ Дайте характеристику звуку [щ].
+ Кто изображён слева?( Щука)
+ Что вы знаете про это животное.
Слайд
+ Щуки одни из первых хищников, которые появились в истории животного мира. Они могут плавать быстро с помощью большого хвостового плавника. Максимальный вес этих хищников достигает 22 кг. Щуки такого веса обычно имеют длину около 1 метра, они могут появиться практически везде, где имеется богатый корм. Щуки могут заглатывать почти всё живое, что только немного меньше их самих вместе с шерстью, перьями, чешуёй. Щуки добывают пищу, выискивая на дне мёртвых или больных рыб, а также охотятся на живых. Никакие другие рыбы не сравнятся со щуками по способности маскироваться. Когда щука находится в засаде в чистой воде её рисунок, состоящий из пятен и точек, становится более отчетливым и облегчает маскировку. Когда вода мутнеет, то щука сливается с тиной или цветом растений.
+ Прочитайте слово щука по слогам и орфоэпически.
+Сколько в слове слогов? Какой ударный?
+ Какой звук обозначает буква щ в слове щука?
+ Дайте характеристику звуку [щ].
+Сравним буквы и звуки, которые они обозначают.
+Что интересного заметили?( Гласные буквы А и У, которые есть в этих словах, обозначают твердость согласных, а звук [щ] - мягкий)
+В чем же здесь дело? Почему написали ЩУ, ЩА?
+Встречались ли нам уже подобные несоответствия?
+Верно, так же, как и в случае с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЧУ, эти написания считают традиционными, их нужно запомнить.
Слайд
+ Хотите узнать, чем питается щука?
+Подлещик, плотва, карп, карась, широколобка, елец, пескарь, раками, лягушками, мышами, крысами, кротами, белками, утятами, взрослыми утками и селезнями.
+ На доске схемы слов. Слова и схемы перепутались. Найдите схему к слову елец.
(лягушка, елец, пескарь)
+ Составьте схему слова подлещик, ящерица. По вариантам.
+ Кто желает работать у доски? Оцените себя. Как вы поработали. Молодцы!
+ Встаньте дети кто не сделал ни одной ошибки.
+ Над каким умение мы работали сейчас? (Работа со схемами).
+ У кого уже хорошо получается составлять звуковые схемы к словам? Поднимите руку.
+ Какая следующая задача?
+Теперь прочитаем слоги внизу страницы
+Обратим внимание на схемы этих слогов, что они обозначают? (согласный-гласный, гласный-согласный)
+Читать будем перекличкой: девочки-мальчики.
+На что еще обратили внимание? (два слога произнесли одинаково: ЩО, а буквы разные О и Ё, значит, в некоторых словах пишется Ё, а в некоторых О.
+ Какие гласные не образуют слоги с буквой Щ? (Ответы детей) Я, Ю, Ы.
Чтение цепочек слов на стр. 104
- Первую строку - слова с использованием слога ЩЕ читаем с объяснением: синие дуги делят слово на слоги, черточка над буквой обозначает ударение, в словах с буквой Е ударение не ставится- она всегда обозначает ударный звук), разбираем значение ( ЩЕКА-одна, ЩЕКИ-две, ЩЕЧКИ- ласково, у ребенка)
-Вторую строку - слова со слогом ЩИ, читает хором первый ряд
-Третью строку - со слогом ЩУ - второй ряд. Подбираем слова: Щучья... пасть, уха,
щучьи... плавники.
-В этих словах есть Ь, какую он играет роль? (разделительный)
-Четвертую строку - слова со слогом ЩЕ, читает третий ряд
- А пятую строку прочитаем все вместе, потому что начинается она уже со слова.
- Подбираем слова: овощной ... суп, салат, магазин.
+ Где может пригодится нам это умение. (в отгадывании ребусов, в составлении слов)
СОСТАВЬ СЛОВО
Слайд
Слайд
+ А сейчас мы поработаем с текстом, который записан у вас на листочках.
Работа с текстом.
На слайде- текст:
Яша поймал большую щуку. Он пустил щуку в таз с водой. Учуял добычу рыжий кот Пират. Хотел кот поймать рыбу. Только у щуки зубы остры. Щука цапнула кота за лапу. Долго будет помнить кот эту встречу!
+ Вопросы и задания до чтения текста.
+Найдите возможное окончание предложения: Яша поймал большую…Учуял добычу рыжий …
+ Читаем текст до слова остры.
+ Упражнение «Буксир»
Яша (однажды) поймал большую щуку. Он пустил щуку в (ведро) с водой. Учуял добычу рыжий кот Пират. Хотел (он) поймать рыбу. Только у щуки зубы (острые). Щука (схватила) кота за лапу. Долго будет помнить кот эту встречу!
+ Чтение по цепочке.
+Текст будет читать… Остальные внимательно следят. Во время прочтения слов с буквой Щ делайте хлопок в ладоши.
+ Куда Яша пустил щуку?
+Кто жил у Яши?
+ Какие у щуки зубы?
+ Что хотел сделать кот?
+ Что сделала щука?
+Как вы понимаете значение слова «добыча»?
+Как бы вы озаглавили текст?
-Посчитайте, сколько предложений в тексте (7)
- Найдите и прочитайте последнее предложение.
-Какое это предложение? (Какой знак стоит в конце предложения?)
+ Как его нужно прочитать?
Работав парах.
Слайд
+Составьте схему третьего предложения. Какая пара желает работать на доске.
+ Мы с вами о какой рыбе говорили целый урок?
Слайд
+ Кто знает сказку про эту рыбу?
+ Как зовут главного героя?
+ Что вы о нём знаете.
+ Почему щука стала помогать Емеле?
+ О чём мечтал Емеля, лёжа на печи?
Слайд
+ Какие его мечты сбылись?
(Вёдра с водой заменил водопровод. Сани с дровами заменили тракторами и машины, которые доставляют дрова. Вместо печи, на которой ехал Емеля к царевне теперь по дорогам ездят автомобили и мотоциклы. Даже дрова уже можно колоть специальным дровоколом, а не топором.)
+ У каждого из вас есть своё желание и если очень хотеть, то оно обязательно исполнится.
Слайд
Домашнее задание.
- Дома поиграть с мамой (папой), с братом (сестрой) в игру «Наборщик»
Составить из слова Товарищи новые слова.
Выучить скороговорку с новой буквой.
Слайд
Итог урока
+ Вернёмся к плану нашего урока.
+ Какую цель мы поставили в начале урока?
+ Какие знания открыли?
+ Достигли ли мы поставленной цели?
Рефлексия
Оцените свою работу,
продолжив предложения:
Я работал(а) на уроке ….
Мне удалось ….
Я старался (лась) ….
Я усвоил(а), что буква «Щ» обозначает звук [щ],
и он - ….!
«Буква заблудилась»
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил.
Слова рассыпались
УЩКА (щука) КОЩЕН (щенок) ЁТКАЩ (щётка)
Из букв данного слова соберите новые слова:
ЩУПАЛЬЦЫ (пальцы, щуп, пыль, пыльца, лупа, лапы, упал)
Замени первую букву, чтобы получилось новое слово:
пенки - … (щенки) мука - … (щука)
репка - … (щепка) мель - … (щель)
река - … (щека) тётка - … (щётка)
кит - … (щит)
Игра “Наборщик” на развитие речи, внимания.
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом сложить их снова -
Выйдут новые слова.
- Прочитайте слово. Кто такие товарищи? (Люди, близкие по общим интересам, по видам деятельности)
- Вы сейчас тоже будете товарищами в своей группе: 1 колонка – 1 группа, 2 колонка – 2 группа, 3 колонка – 3 группа.
- Составляете и записываете слова-предметы в своих группах.
- Какие правила работы в группе вы знаете? (Ответы учащихся)
Слышать собеседника.
Высказывать своё мнение.
Приходить к согласию.
а) Самостоятельная работа в группах.
б) Проверка самостоятельной работы.
- Проверяем.
- Сколько всего букв в этом слове? (8 букв)
- Есть ли у вас слова, в которых 7 букв? 6 букв? 5 букв? 4 буквы? 3 буквы? 2 буквы? (Товар, роща, вор, рот, щи)