СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте. Звук [щ]. Буква Щщ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте. Цель урока: познакомить с новой буквой Щщ, дать представление детям о звуке "щ", формировать навыки чтения, умение работать с текстом, развивать речь учащихся, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте. Звук [щ]. Буква Щщ.»

Урок обучения грамоте. Звук [щ]. Буква Щщ.

Ход урока

  1. Организационный момент

Слайд 1

+ Настроенье, каково?
- Во!
+Все такого мнения?
- Все без исключения!
+Может вы устали?
- Мы с собой таких не брали!
+Может ляжем, отдохнём?
- Лучше мы урок начнём!

Слайд 2

+ Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем глазками друг другу хорошего настроения.

+ Мы начинаем урок обучения грамоте.

+ Почему так называется предмет?

- Учимся грамотно говорить, грамотно читать, узнаём звуки и буквы.

+ Какие качества нам необходимы на уроках обучения грамоте, чтобы достичь цели урока?

+ Желаю всем интересной, увлекательной и результативной деятельности на уроке.

+ Давайте вспомним то, что уже знаем про буквы и звуки.

+ Чем отличаем звук от буквы?

- Звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем.

+ Назовите, на какие две группы делятся все звуки.

+ Чем отличаются гласные от согласных?

+ Назовите гласные буквы показатели мягкости.

+ Назовите гласные буквы показатели твёрдости.

+ Назовите гласные буквы, которые могут обозначать 2 звука.

+ Назовите парные согласные.

+ Назовите согласные, которые обозначают звонкие звуки.

+ Назовите согласные, которые обозначают глухие звуки.


+ У вас на столе лежат карточки с буками. Возьмите их в руки и встаньте те, у кого буква, которая, как и Ш обозначает всегда твёрдый звук. Остальные ребята смотрите внимательно и в случае ошибки сигнализируйте. (ж, )

+ Встаньте буквы, обозначающие всегда мягкие звуки. (ч, й)

+ Буквы гласных звуков. (а,я, о, ё, у, ю, э,е, и, ы)

+Буквы, которые могут обозначать 2 звука (е, ё, ю, я)

+ Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.

+Буквы, обозначающие глухие согласные звуки.

+Кто ещё ни разу не вставал? (ь)

+Почему? (Ь не обозначает никаких звуков)

+Зачем тогда нужна эта буква? (она показывает мягкость предыдущего согласного)


+ Много уже знаем. Может, уже всё изучили, всё знаем?

+ Пришло время узнать тему нашего урока.

+ Предлагаю вам несколько вариантов.

  1. Я вам сама назову.

  2. Можно открыть учебник и посмотреть.

  3. Я вам покажу картинки, рассмотрев их, вы сами должны догадаться

(Ответы детей)

+ А как интереснее?

- Догадаться всегда интереснее.

+ Конечно догадаться самому всегда интереснее.

Слайд

+ Рассмотрите картинки. Какой звук есть во всех картинках?

Слайд

+ Назовите тему урока. Цель урока.

- Познакомиться со звуком «щ» и буквой, которая его обозначает, учиться отличать звук «щ» от других звуков, учиться читать слоги и слова с буквой «Щ».

+ Откройте учебник, сориентируйтесь на какой странице будем работать.

- Страница 103 – 104.

+ Обратите внимание на значок в левом верхнем углу, рассмотрите задания и попробуйте сформулировать задачи.

+В парах посоветуйтесь и составьте план, по которому мы будем работать (предложены пункты плана вразбивку, дети в парах составляют план).

  1. Узнать новый звук.

  2. Узнать новую букву.

  3. Учиться составлять звуковые модели.

  4. Учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

+ С чего начнём работу по нашему плану?

- Нужно узнать новый звук.

+ Послушайте стихотворение, которое поможет нам познакомиться с новым звуком.

Под кувшинками в тиши, где не очень мелко,

Ходят важные лещи шириной с тарелку.

+О ком это стихотворение? Кто такие лещи?

Давайте посмотрим, как выглядит лещ - «Азбука» на стр.103.

+Лещ - это речная рыба с плоским телом.

+Произнесем хором это слово, выделяя голосом каждый звук отдельно.

+Дадим характеристику каждому звуку.

+Что мы можем сказать о последнем звуке в слове по его схеме?(согласный, глухой, мягкий)

+Что нарисовано на второй картинке? (это плащ - предмет верхней одежды).

+Дайте характеристику каждому звуку в этом слове. Произнесите последний звук [щ].

+ Итак, звук [щ] - согласный, т.к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду (зубы) сомкнуты.

+ На что похож этот звук? (шипение- например, шарик сдувается)

+ Какой еще звук похож на шипение?

+ Чем они различаются? (Щ-мягкий, Ш-твердый)

+ [щ ]-глухой, т.к. не работают голосовые связки.

+ Поэтому для его обозначения мы будем пользоваться этим значком. ( На страничке в верхнем левом углу).

+А почему, как вы думаете, значок у нас на страничке один?

- (звук непарный - нет пары по звонкости-глухости, по твердости-мягкости).

+ Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую же характеристику?

- Верно, это звук [ч].

Фонетическая зарядка + физкультминутка

+ А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.

+Игра «Потопали, похлопали».

+Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:

+ЩЕЛК, ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЕПОТ.

+Молодцы! Садитесь.

+ Посмотрите на план, мы справились с задачей? Дайте характеристику звуку щ. Слайд

+ Какая следующая задача?

- Познакомимся с буквой, которая этот звук обозначает.

Посмотрите в центр странички в «Азбуке». Кто знает, как правильно называется эта буква? Да, это буквы «ЩА» - большая и маленькая.

+ Почему существует 2 буквы «Щ»?

- Заглавная пишется в начале предложения, в собственных именах; строчная в других случаях.


+ Что можем сказать об их написании? (элементы одинаковые, какие?).

+Найдем букву «Щ» в алфавите - стр. 127.

+Каково ее место в алфавите? (после «Ш» перед «Ъ»)

+Прочитаем столбик букв сверху вниз с буквой Щ, строчку с этой буквой.

+Посчитайте, какая она по счету с начала алфавита (27), с конца (7)

+На что похожа буква «Щ»?

+ С какой задачей мы справились? Какая следующая задача?

- Учиться читать звуковые модели.

+ Что кричит девочка? (Прощай)

+ Прочитайте слово прощай по слогам и орфоэпически.

+Сколько в слове слогов? Какой ударный?

+ Какой звук обозначает буква щ в слове прощай?

+ Дайте характеристику звуку [щ].

+ Кто изображён слева?( Щука)

+ Что вы знаете про это животное.

Слайд

+ Щуки одни из первых хищников, которые появились в истории животного мира. Они могут плавать быстро с помощью большого хвостового плавника. Максимальный вес этих хищников достигает 22 кг. Щуки такого веса обычно имеют длину около 1 метра, они могут появиться практически везде, где имеется богатый корм. Щуки могут заглатывать почти всё живое, что только немного меньше их самих вместе с шерстью, перьями, чешуёй. Щуки добывают пищу, выискивая на дне мёртвых или больных рыб, а также охотятся на живых. Никакие другие рыбы не сравнятся со щуками по способности маскироваться. Когда щука находится в засаде в чистой воде её рисунок, состоящий из пятен и точек, становится более отчетливым и облегчает маскировку. Когда вода мутнеет, то щука сливается с тиной или цветом растений.



+ Прочитайте слово щука по слогам и орфоэпически.

+Сколько в слове слогов? Какой ударный?

+ Какой звук обозначает буква щ в слове щука?

+ Дайте характеристику звуку [щ].

+Сравним буквы и звуки, которые они обозначают.

+Что интересного заметили?( Гласные буквы А и У, которые есть в этих словах, обозначают твердость согласных, а звук [щ] - мягкий)

+В чем же здесь дело? Почему написали ЩУ, ЩА?

+Встречались ли нам уже подобные несоответствия?

+Верно, так же, как и в случае с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЧУ, эти написания считают традиционными, их нужно запомнить.

Слайд

+ Хотите узнать, чем питается щука?

+Подлещик, плотва, карп, карась, широколобка, елец, пескарь, раками, лягушками, мышами, крысами, кротами, белками, утятами, взрослыми утками и селезнями.

+ На доске схемы слов. Слова и схемы перепутались. Найдите схему к слову елец.

(лягушка, елец, пескарь)

+ Составьте схему слова подлещик, ящерица. По вариантам.

+ Кто желает работать у доски? Оцените себя. Как вы поработали. Молодцы!

+ Встаньте дети кто не сделал ни одной ошибки.

+ Над каким умение мы работали сейчас? (Работа со схемами).

+ У кого уже хорошо получается составлять звуковые схемы к словам? Поднимите руку.

+ Какая следующая задача?

+Теперь прочитаем слоги внизу страницы

+Обратим внимание на схемы этих слогов, что они обозначают? (согласный-гласный, гласный-согласный)

+Читать будем перекличкой: девочки-мальчики.

+На что еще обратили внимание? (два слога произнесли одинаково: ЩО, а буквы разные О и Ё, значит, в некоторых словах пишется Ё, а в некоторых О.

+ Какие гласные не образуют слоги с буквой Щ? (Ответы детей) Я, Ю, Ы.

Чтение цепочек слов на стр. 104

Первую строку - слова с использованием слога ЩЕ читаем с объяснением: синие дуги делят слово на слоги, черточка над буквой обозначает ударение, в словах с буквой Е ударение не ставится- она всегда обозначает ударный звук), разбираем значение ( ЩЕКА-одна, ЩЕКИ-две, ЩЕЧКИ- ласково, у ребенка)

  -Вторую строку - слова со слогом ЩИ, читает хором первый ряд

-Третью строку - со слогом ЩУ - второй ряд. Подбираем слова: Щучья... пасть, уха,   

  щучьи... плавники.

-В этих словах есть Ь, какую он играет роль? (разделительный)

-Четвертую строку - слова со слогом ЩЕ, читает третий ряд

- А пятую строку прочитаем все вместе, потому что начинается она уже со слова.

  - Подбираем слова: овощной ... суп, салат, магазин.

+ Где может пригодится нам это умение. (в отгадывании ребусов, в составлении слов)

СОСТАВЬ СЛОВО

Слайд

Слайд

+ А сейчас мы поработаем с текстом, который записан у вас на листочках.

Работа с  текстом.

На слайде- текст:

Яша поймал большую щуку. Он пустил щуку в таз с водой. Учуял добычу рыжий кот Пират. Хотел кот поймать рыбу. Только у щуки зубы остры. Щука цапнула кота за лапу. Долго будет помнить кот эту встречу!

+ Вопросы и задания до чтения текста.

+Найдите возможное окончание предложения: Яша поймал большую…Учуял добычу рыжий …

+ Читаем текст до слова остры.

+ Упражнение «Буксир»

Яша (однажды) поймал большую щуку. Он пустил щуку в (ведро) с водой. Учуял добычу рыжий кот Пират. Хотел (он) поймать рыбу. Только у щуки зубы (острые). Щука (схватила) кота за лапу. Долго будет помнить кот эту встречу!

+ Чтение по цепочке.

+Текст будет читать… Остальные внимательно следят. Во время прочтения слов с буквой Щ делайте хлопок в ладоши.

+ Куда Яша пустил щуку?

+Кто жил у Яши?

+ Какие у щуки зубы?

+ Что хотел сделать кот?

+ Что сделала щука?

+Как вы понимаете значение слова «добыча»?

+Как бы вы озаглавили текст?

-Посчитайте, сколько предложений в тексте (7)

- Найдите и прочитайте последнее предложение.

-Какое это предложение? (Какой знак стоит в конце предложения?)

+ Как его нужно прочитать?

Работав парах.

Слайд

+Составьте схему третьего предложения. Какая пара желает работать на доске.

+ Мы с вами о какой рыбе говорили целый урок?

Слайд

+ Кто знает сказку про эту рыбу?

+ Как зовут главного героя?

+ Что вы о нём знаете.

+ Почему щука стала помогать Емеле?

+ О чём мечтал Емеля, лёжа на печи?

Слайд

+ Какие его мечты сбылись?

(Вёдра с водой заменил водопровод. Сани с дровами заменили тракторами и машины, которые доставляют дрова. Вместо печи, на которой ехал Емеля к царевне теперь по дорогам ездят автомобили и мотоциклы. Даже дрова уже можно колоть специальным дровоколом, а не топором.)

+ У каждого из вас есть своё желание и если очень хотеть, то оно обязательно исполнится.

Слайд

Домашнее задание.

- Дома поиграть с мамой (папой), с братом (сестрой) в игру «Наборщик»

Составить из слова Товарищи новые слова.

Выучить скороговорку с новой буквой.

Слайд

Итог урока 

+ Вернёмся к плану нашего урока.

+ Какую цель мы поставили в начале урока?

+ Какие знания открыли?

+ Достигли ли мы поставленной цели?

Рефлексия

Оцените свою работу,

продолжив предложения:

Я работал(а) на уроке ….

Мне удалось ….

Я старался (лась) ….

Я усвоил(а), что буква «Щ» обозначает звук [щ],

и он - ….!





«Буква заблудилась»

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

Слова рассыпались

УЩКА (щука) КОЩЕН (щенок) ЁТКАЩ (щётка)

Из букв данного слова соберите новые слова:

ЩУПАЛЬЦЫ (пальцы, щуп, пыль, пыльца, лупа, лапы, упал)

Замени первую букву, чтобы получилось новое слово:

пенки - … (щенки) мука - … (щука)

репка - … (щепка) мель - … (щель)

река - … (щека) тётка - … (щётка)

кит - … (щит)

Игра “Наборщик” на развитие речи, внимания.

Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом сложить их снова -
Выйдут новые слова.

- Прочитайте слово. Кто такие товарищи? (Люди, близкие по общим интересам, по видам деятельности)

- Вы сейчас тоже будете товарищами в своей группе: 1 колонка – 1 группа, 2 колонка – 2 группа, 3 колонка – 3 группа.

- Составляете и записываете слова-предметы в своих группах.

- Какие правила работы в группе вы знаете? (Ответы учащихся)

Слышать собеседника.

Высказывать своё мнение.

Приходить к согласию.

а) Самостоятельная работа в группах.

б) Проверка самостоятельной работы.

- Проверяем.

- Сколько всего букв в этом слове? (8 букв)

- Есть ли у вас слова, в которых 7 букв? 6 букв? 5 букв? 4 буквы? 3 буквы? 2 буквы? (Товар, роща, вор, рот, щи)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!