СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой Щ,щ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает; научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой; развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой Щ,щ"»


МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А. С. Пушкина»









Урок обучения грамоте

«Знакомство с буквой « Щ, щ»

1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»





Выполнила: учитель начальных классов

Левова Наталья Валерьевна







Тема: «Знакомство с буквой « Щ, щ»

Задачи:

обучающие: познакомить учащихся с буквой согласного звука [щ], с особенностью звука, формировать умение выделять звук в речи; формировать навык чтения с новой буквой, слогов, слов, текстов, обогащать словарный запас учащегося;

развивающие: развивать фонематический слух, навык слогового плавного чтения,

воспитывающая: воспитывать культуру поведения на уроке, желание учиться читать.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийное оборудование, лента букв, учебник (Букварь Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова)., конверты с буквой Щ.

V. План урока с хронометражем.

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Актуализация знаний – 3 мин.

3. Речевая разминка – 2 мин.

4. Постановка учебной задачи – 2 мин.

5. Изучение нового материала – 5 мин.

6. Физкультминутка – 1 мин.

7. Первичное закрепление материала– 7 мин.

8. Закрепление полученных знаний – 7 мин.

9. Обобщение изученного материала. Рефлексия – 3 мин.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1

2

3

4

Орг. момент


Создание эмоционального настроя учащихся.

Приветствует обучающихся, проверяет готов-ность обучающихся к уроку, создает эмоцио-нальный настрой на изучение новой темы:

-Посмотрите, выберите и покажите, у кого из вас какое настроение? (На партах изображение солнышка и тучки) -Скажите, каким бы вы хотели видеть наш урок? Повернитесь друг к другу. Положите свои ладошки на ладошки друга. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помо-гу».

Эмоционально настраиваются на урок

Личностные:

  • понимают значение знаний для человека и принятие этих знаний;

  • желание и стремление хорошо учиться;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний

- Давайте вспомним все, что мы с вами изу-чили.

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)

- Чем они различаются? (Гласные звуки мож-но пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград)

- Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю)

- Какие гласные обозначают твёрдость сог-ласных звуков? (Обозначают твёрдость сог-ласных звуков буквы: а, о, у, ы, э)

- Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук)

- Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака)

- Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных)

- Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Отвечают на вопросы

Личностные:

  • умения слушать и слышать собеседника; Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других людей; Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний:

- выделение существен-ных признаков.

Речевая разминка

-Вы много знаете скороговорок? А сегодня мы выучим еще одну:

Щеткой чищу я щенка –

Щекочу его бока

Запоминают и проговаривают скороговорку


Постановка учебной задачи

-Какой звук слышится чаще всего в нашей скороговорке?

- Давайте определим тему нашего урока.

- Какую букву будем сегодня изучать на уроке?

- О каком звуке мы будем сегодня говорить?

Определение звука [ щ']:

- Если услышите звук [ щ] в словах, хлопайте в ладоши:

Букве Щ мы скажем: «Ну-ка, 
ПритаЩи на ужин Щуку 
Или парочку леЩей, 
Да Щавель нарви для Щей»

-Давайте охарактеризуем новый звук.

- Приведите примеры слов, где этот звук был твердым.

Определяют тему урока.

Определяют новый звук в словах.

Дают характе-ристику звуку.


Регулятивные:

  • формулировать учеб-ную задачу с помощью учителя;

Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения ;

  • осознавать познава-тельное значение умения читать;

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- самостоятельное форму-лирование познаватель-ной цели (задачи);

- актуализация опорных знаний .

Изучение нового материала

  1. Знакомство с буквой:

- Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Щ.

Есть слова, где Щ – в начале,

Есть слова, где Щ – в конце

- Давайте немного поиграем с буквой Щ. Откройте конверты , которые лежат у вас на партах. Загляните в них. Что там? (буква Щ)

- Возьмите каждый по букве. Давайте сделаем такое движение, как будто чистим зубы. Во что превратилась буква ? ( в зубную щетку)

- Зачем надо чистить зубы? Сколько раз в день?

- Теперь давайте причешем волосы. Во что сейчас превратилась буква?

- А для чего с собой нужно носить расческу?

- Давайте встанем и превратим Щ в щетку для одежды. Почистите свою форму. Для чего нам нужна такая щетка?

- Как вы думаете, в какую еще щетку мы можем превратить букву?

- Конечно, в щетку для обуви. Давайте «почистим» ботинки. А для чего обувь надо содержать в чистоте?

  1. Работа в парах. Звуковой анализ слов (ящик, клещи)

  2. Упражнения в чтении слогов-слияний:

- С какими гласными вы не читали слогов-слияний? В этом и заключается еще один секрет нашего языка.

- Как вы думаете, почему не нужно ставить после букв Ч и Щ буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю).

Отвечают на вопросы

Познавательные:

- Наблюдать, сравнивать и делать обобщения о работе букв Е,Ё,Ю,Я;

- делать выводы;

- с опорой на модели строить связные выска-зывания;

- осуществлять поиск необходимой инфор-мации;

Предметные:

- характеризовать звуки;

- выделять указанные звуки, обозначать их буквами;

- проводить звуко-бук-венный анализ слова;

- читать слова с буквами Е Ё Ю Я в разных пози-циях;

Регулятивные:

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме;


Физкультминутка

Щуку я тащу, тащу. 
Щуку я не упущу. 
Вот она какая, 
Славная, большая! 
Щука плавает кругами. 
Щука щёлкает зубами. 
Ну и зубы – как пила! 
Где такие ты взяла?

Выполняют движения за учителем

Личностные:

- учиться переклю-чаться на другой вид деятельности

Первичное закрепление материала

  1. Чтение слов с новой буквой (с.133)



  1. Упражнение на внимание: «Что измени-лось?» (поменять картинки, обозначающие ящик, щетка, плащ, клещи, трещотка, ножи, щит и два карандаша местами)


Читают текст, отгадывают загадку.

На слайде отме-чают произошедшие изменения.

Регулятивные:

-слушать и слышать собеседника.

Предметные:

-характеризовать звуки;

-выделять указанные звуки, обозначать их буквами;

-проводить звуко-бук-венный анализ слова;

-читать слова с буквами Е Ё Ю Я в разных пози-циях;

  • определять количество звуков в буквах Е Ё ЮЯ;

Коммуникативные:

- участвовать в коллек-тивном обсуждении про-читанного;

- слушать и понимать речь других людей;

Познавательные:

-осуществлять поиск нужной информации;

- выразительно читать предложения.

Закрепление полученных знаний

1.Упражнение «Найди букву Щ»

 

- У каждого на столе карточка, необходимо в словах найти и обвести букву Щ

-Найти слова, в которых не будем ставить ударение и подчеркнуть. Обосновать почему?

2. Упражнение «Вставить букву ш или щ» в слова

.апка, .ука, .ум, .авель, .ётка, .айба, пла.,  малы.,   бор., .енок.

- Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова?

Шап-ка

щу-ка

Шум

ща-вель

Шай-ба

щёт-ка

Ма-лыш

плащ


Борщ


Ще-нок


3. Доскажите словечко:

  • Опасней всех она в реке

Хитра, прожорлива, сильна.

Притом – такая злюка!

Конечно, это …(щука)

  • Щука рыбок приглашала,

Щедро щами … (угощала)

  • Хвалят рыбки:- Хороши

У хозяйки нашей…(щи).

  • Это что на спинке выросло у свинки?

На спине у свинки выросли …(щетинки).

  • Он узнает по шагам,

Кто шагает в гости к нам.

Он надежней, чем замок,

Наш веселый друг…(щенок)

Работают с карточками















Работают с интерактивной доской

Регулятивные:

  • Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме.

Познавательные:

  • Делать выводы, обобщать знания по полученной информации.

Коммуникативные:

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

Обобщение изученного материала. Рефлексия

-Чему учились на уроке? Выполнили поставленные цели? Что мы сегодня узнали нового?

-Что понравилось? Что больше всего запомнилось? А что показалось вам трудным?

- А какое сейчас у вас настроение? (На партах изображение солнышка и тучки ) Переверните изображение и нарисуйте своё настроение.

Отвечают на вопросы.

Совместно с учителем обоб-щают итоги работы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Регулятивные:

- учиться определять степень успешности своей работы

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:

- уметь определять уро-вень усвоения учебного материала;















3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!