МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А. С. Пушкина»
обучающие: познакомить учащихся с буквой согласного звука [щ], с особенностью звука, формировать умение выделять звук в речи; формировать навык чтения с новой буквой, слогов, слов, текстов, обогащать словарный запас учащегося;
воспитывающая: воспитывать культуру поведения на уроке, желание учиться читать.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийное оборудование, лента букв, учебник (Букварь Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова)., конверты с буквой Щ.
V. План урока с хронометражем.
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний – 3 мин.
3. Речевая разминка – 2 мин.
4. Постановка учебной задачи – 2 мин.
5. Изучение нового материала – 5 мин.
6. Физкультминутка – 1 мин.
7. Первичное закрепление материала– 7 мин.
8. Закрепление полученных знаний – 7 мин.
9. Обобщение изученного материала. Рефлексия – 3 мин.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1 | 2 | 3 | 4 |
Орг. момент | Создание эмоционального настроя учащихся. Приветствует обучающихся, проверяет готов-ность обучающихся к уроку, создает эмоцио-нальный настрой на изучение новой темы: -Посмотрите, выберите и покажите, у кого из вас какое настроение? (На партах изображение солнышка и тучки) -Скажите, каким бы вы хотели видеть наш урок? Повернитесь друг к другу. Положите свои ладошки на ладошки друга. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помо-гу». | Эмоционально настраиваются на урок | Личностные: понимают значение знаний для человека и принятие этих знаний; желание и стремление хорошо учиться; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний | - Давайте вспомним все, что мы с вами изу-чили. - Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные) - Чем они различаются? (Гласные звуки мож-но пропеть, а согласные нельзя. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград) - Какие гласные обозначают мягкость согласных звуков? (Обозначают мягкость согласных звуков буквы: я, е, ё, и, ю) - Какие гласные обозначают твёрдость сог-ласных звуков? (Обозначают твёрдость сог-ласных звуков буквы: а, о, у, ы, э) - Что вы знаете про буквы я, е, ё, ю? (У этих букв бывает два звука, а бывает и один звук) - Когда у букв я, е, ё, ю два звука и какие? (У буквы я [й/а], е [й/э], ё [й/о], ю [й/у]. У букв я, е, е, ю два звука, когда они стоят в начале слова, после гласных, после разделительного твёрдого и мягкого знака) - Когда у букв я, е, ё, ю один звук и какой? (У буквы я [а], е [э], ё [о], ю [у], когда они стоят после согласных) - Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов) | Отвечают на вопросы | Личностные: умения слушать и слышать собеседника; Коммуникативные: слушать и понимать речь других людей; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: - выделение существен-ных признаков. |
Речевая разминка | -Вы много знаете скороговорок? А сегодня мы выучим еще одну: Щеткой чищу я щенка – Щекочу его бока | Запоминают и проговаривают скороговорку | |
Постановка учебной задачи | -Какой звук слышится чаще всего в нашей скороговорке? - Давайте определим тему нашего урока. - Какую букву будем сегодня изучать на уроке? - О каком звуке мы будем сегодня говорить? Определение звука [ щ']: - Если услышите звук [ щ] в словах, хлопайте в ладоши: Букве Щ мы скажем: «Ну-ка, ПритаЩи на ужин Щуку Или парочку леЩей, Да Щавель нарви для Щей» -Давайте охарактеризуем новый звук. - Приведите примеры слов, где этот звук был твердым. | Определяют тему урока. Определяют новый звук в словах. Дают характе-ристику звуку. | Регулятивные: Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения ; осознавать познава-тельное значение умения читать; Познавательные: - самостоятельное форму-лирование познаватель-ной цели (задачи); - актуализация опорных знаний . |
Изучение нового материала | Знакомство с буквой: - Букв немало мы узнали, Добрались до буквы Щ. Есть слова, где Щ – в начале, Есть слова, где Щ – в конце - Давайте немного поиграем с буквой Щ. Откройте конверты , которые лежат у вас на партах. Загляните в них. Что там? (буква Щ) - Возьмите каждый по букве. Давайте сделаем такое движение, как будто чистим зубы. Во что превратилась буква ? ( в зубную щетку) - Зачем надо чистить зубы? Сколько раз в день? - Теперь давайте причешем волосы. Во что сейчас превратилась буква? - А для чего с собой нужно носить расческу? - Давайте встанем и превратим Щ в щетку для одежды. Почистите свою форму. Для чего нам нужна такая щетка? - Как вы думаете, в какую еще щетку мы можем превратить букву? - Конечно, в щетку для обуви. Давайте «почистим» ботинки. А для чего обувь надо содержать в чистоте? Работа в парах. Звуковой анализ слов (ящик, клещи) Упражнения в чтении слогов-слияний: - С какими гласными вы не читали слогов-слияний? В этом и заключается еще один секрет нашего языка. - Как вы думаете, почему не нужно ставить после букв Ч и Щ буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю). | Отвечают на вопросы | Познавательные: - Наблюдать, сравнивать и делать обобщения о работе букв Е,Ё,Ю,Я; - делать выводы; - с опорой на модели строить связные выска-зывания; - осуществлять поиск необходимой инфор-мации; Предметные: - характеризовать звуки; - выделять указанные звуки, обозначать их буквами; - проводить звуко-бук-венный анализ слова; - читать слова с буквами Е Ё Ю Я в разных пози-циях; Регулятивные: - выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить; - выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме; |
Физкультминутка | Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу. Вот она какая, Славная, большая! Щука плавает кругами. Щука щёлкает зубами. Ну и зубы – как пила! Где такие ты взяла? | Выполняют движения за учителем | Личностные: - учиться переклю-чаться на другой вид деятельности |
Первичное закрепление материала | Чтение слов с новой буквой (с.133) Упражнение на внимание: «Что измени-лось?» (поменять картинки, обозначающие ящик, щетка, плащ, клещи, трещотка, ножи, щит и два карандаша местами) | Читают текст, отгадывают загадку. На слайде отме-чают произошедшие изменения. | Регулятивные: -слушать и слышать собеседника. Предметные: -характеризовать звуки; -выделять указанные звуки, обозначать их буквами; -проводить звуко-бук-венный анализ слова; -читать слова с буквами Е Ё Ю Я в разных пози-циях; Коммуникативные: - участвовать в коллек-тивном обсуждении про-читанного; - слушать и понимать речь других людей; Познавательные: -осуществлять поиск нужной информации; - выразительно читать предложения. |
Закрепление полученных знаний | 1.Упражнение «Найди букву Щ» - У каждого на столе карточка, необходимо в словах найти и обвести букву Щ -Найти слова, в которых не будем ставить ударение и подчеркнуть. Обосновать почему? 2. Упражнение «Вставить букву ш или щ» в слова .апка, .ука, .ум, .авель, .ётка, .айба, пла., малы., бор., .енок. - Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова? Шап-ка | щу-ка | Шум | ща-вель | Шай-ба | щёт-ка | Ма-лыш | плащ | | Борщ | | Ще-нок | 3. Доскажите словечко: Хитра, прожорлива, сильна. Притом – такая злюка! Конечно, это …(щука) Щедро щами … (угощала) У хозяйки нашей…(щи). На спине у свинки выросли …(щетинки). Кто шагает в гости к нам. Он надежней, чем замок, Наш веселый друг…(щенок) | Работают с карточками Работают с интерактивной доской | Регулятивные: Познавательные: Делать выводы, обобщать знания по полученной информации. Коммуникативные: -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию |
Обобщение изученного материала. Рефлексия | -Чему учились на уроке? Выполнили поставленные цели? Что мы сегодня узнали нового? -Что понравилось? Что больше всего запомнилось? А что показалось вам трудным? - А какое сейчас у вас настроение? (На партах изображение солнышка и тучки ) Переверните изображение и нарисуйте своё настроение. | Отвечают на вопросы. Совместно с учителем обоб-щают итоги работы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Регулятивные: - учиться определять степень успешности своей работы - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: - уметь определять уро-вень усвоения учебного материала; |