СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте в 1 классе "Стихи Агнии Барто"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством Агнии Барто. Просмотр интервью с писательницей,слушание стихов в авторском исполнении.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте в 1 классе "Стихи Агнии Барто"»

Урок обучения грамоте в 1-м классе

«Стихи А.Л. Барто "Помощница", "Зайка"»

Подготовила: учитель 1 класса М. И. Голощапова

Цели урока:

  • Познакомиться с творчеством А. Л. Барто; воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.

  • Развивать умение школьников анализировать средства выразительности, высказывать суждения о тех или иных нравственных качествах, формулировать собственное мнение и позицию.

  • Воспитывать у детей уважение к членам семьи, умение отвечать за свои поступки.

Оборудование:

  • Портрет А. Л. Барто.

  • Карточки с заданиями.

  • Мультимедийный проектор – презентация.

  • Таблицы для оформления доски.



Ход урока



I. Организационный момент

Все мы знаем – 
Чтение – лучшее учение. 
На уроке почитаем, 
Много нового узнаем.

II. Актуализация опорных знаний

Вас, наверное, заинтересовало, почему я на урок чтения принесла игрушки (мяч, мишка, зайчик, лошадка)? А ведь вы все знаете стихи про эти игрушки с детского сада…

Я предлагаю вам вспомнить стихотворения и поиграть в

игру «Продолжи строчки стихотворения».

Я буду показывать игрушку, а вы попробуйте все вместе вспомнить стихи



Мячик
Наша Таня громко плачет:
…………………………….
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

--------------------------------

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Мишка
Уронили мишку на пол,
…………………………
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.

Слон
Спать пора! Уснул бычок,
…………………………………….
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он слонихе шлет поклон.

Бычок
Идет бычок, качается,
………………………………
Вздыхает на ходу:
- Ох, досточка кончается,
Сейчас я упаду!

III. Постановка целей и определение темы урока.

Мы с вами прочли стихотворения из цикла “Игрушки” для самых маленьких.

А кто написал эти стихи? ( А.Л. Барто - детская писательница.)

На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихами этой поэтессы и послушаем некоторые из них.



слайд №1



IV. Изучение нового материала

1.Беседа

Агния Львовна Барто — русская писательница, киносценарист, автор популярных стихотворений для детей. Она родилась в г. Москве, в семье врача-ветеринара, получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Занималась в хореографическом училище, мечтала стать балериной, училась в гимназии, где и начала писать стихи. 
Первые опубликованные стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» (1925), ей было 19 лет.



слайд 2



Из-под ее пера вышли такие сборники стихов как: «Стихи детям», «Было у бабушки сорок внучат», «Про щенков», «Чудеса», «В школу», «Я расту», «Вовка – добрая душа», «На заставе», «За цветами в зимний лес». Ее стихи переводят на разные языки мира. 

Стихи А. Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.

Она спрашивала себя: « За что многие взрослые любят стихи детских поэтов? Может быть за улыбку или за мастерство? А может быть, за то, что стихи для детей способны вернуть человека в его детские годы и в нем самом оживить свежесть восприятия окружающего мира, открытость души, чистоту чувств?»

2.Речевая разминка

Агния Львовна писала стихи, а давайте и мы попробуем составить рифму и у нас получатся речевые разминки:

НА-НА-НА

На небе яркая….(луна)

ОН-ОН-ОН

На столе лежит…(лимон)

АН-АН-АН

Купили новенький…(диван)

Молодцы!!!!



3. Работа над стихотворением «Зайка».

Следующее стихотворение вы тоже знаете. На уроках рисования мы уже его вспоминали и рисовали к нему свои рисунки.


(Показать игрушку зайки)

Давайте его прочитаем! Откройте учебники на с.104

Зайка
Зайку бросила хозяйка –
…………………………….
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

- О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю?

- Как понимаете выражение “весь до ниточки промок”?

- Почему зайка остался на скамейке один?

- Как относится девочка к своей игрушке?

- Можно ли её назвать хозяйкой?

(Словарь Ожегова: хозяин, хозяйка – человек, владеющий чем-нибудь.)

- С каким чувством вы слушали это стихотворение?

а) Работа со звуковыми схемами:

- выполнить звуковой анализ слова зайка, хозяйка;

- проверка по эталону.


-У вас есть любимые игрушки? Какие?

-Как вы с этими игрушками обращаетесь?


б) Работа в группах


У вас на партах лежат карточки, на которых названия стихотворений и строчки из стихов, попробуйте правильно соединить:


Мишка         Ох, доска кончается, сейчас я упаду!

Бычок             Всё равно его не брошу, потому что он хороший

Лошадка          Наша Таня громко плачет

Мячик              Я люблю свою лошадку.

Молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием!



физкультминутка

4.Работа над стихотворением «Помощница»

Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики.

Теперь вам надо узнать название ещё одного стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.

(На доске)

А

Н

М

О

И

Ц

О

П

Щ

9

6

3

2

7

8

4

1

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 












- Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)

- Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей?

(Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).

Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного, сложного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – топаете.



Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону с подружкой.



У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. . У неё была дочь Таня и внук Вова, им она посвятила много стихов. Послушайте стихотворение «Помощница»

Чтение стихотворения учителем.

- Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

- Чтение стихотворения “Помощница” детьми молча, потом по цепочке.

Анализ стихотворения

- Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия?

- Чем вы можете это доказать?

(выборочное чтение)

- Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

(Таня пролила столярный клей, а убирала его, наверное, мама.

Таня не стала раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.)

- Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста.

- Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Докажите.

- Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?

(Ответы детей. Она посмеялась над девочкой. Она знает, что она не помощница и всё-таки рассказала нам эту историю).

- Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный приём. Он называется ирония.

- Скажите, как автор относится к своей героине?



слайд 3

(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на экране: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен её поведением, но он её любит.

- Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет её Танюша)

- Каково ваше отношение к Тане? (обобщение ответов детей)



5. Выразительное чтение стихов детьми

Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей – жадность, зависть, лень, грубость и другие. Смеётся Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но, чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо!


ЗВОНКИ


Я Володины отметки

Узнаю без дневника

Если брат приходит с тройкой,

Раздается три звонка.

        Если вдруг у нас в квартире

Начинается трезвон,

Значит, пять или четыре

Получил сегодня он.

Ели он приходит с двойкой,

        Слышу я издалека:

Раздается два коротких,

Нерешительных звонка.

Ну, а если единица,

Он тихонько в дверь стучится.



ОЧКИ

Скоро десять лет Сереже,

Диме

Нет еще шести,—

Дима

Все никак не может

До Сережи дорасти.


Бедный Дима,

Он моложе!

Он завидует

Сереже!


Брату все разрешено —

Он в четвертом классе!

Может он ходить в кино,

Брать билеты в кассе.


У него в портфеле ножик,

На груди горят значки,

А теперь еще Сереже

Доктор выписал очки.


Нет, ребята, это слишком!

Он в очках явился вдруг!

Во дворе сказал мальчишкам

— Я ужасно близорук!


И наутро вот что было:

Бедный Дима вдруг ослеп.

На окне лежало мыло —

Он сказал, что это хлеб.


Со стола он сдернул скатерть,

Налетел на стул спиной

И спросил про тетю Катю:

— Это шкап передо мной?


Ничего не видит Дима.

Стул берет — садится мимо

И кричит: — Я близорукий!

Мне к врачу необходимо!


Я хочу идти к врачу,

Я очки носить хочу!


— Не волнуйся и не плачь, —

Говорит больному врач.

Надевает он халат,

Вынимает шоколад.


Не успел сказать ни слова,

Раздается крик больного:

— Шоколада мне не надо,

Я не вижу шоколада!


Доктор смотрит на больного.

Говорит ему сурово:

— Мы тебе не дурачки!

Не нужны тебе очки!


Вот шагает Дима к дому,

Он остался в дурачках.

Не завидуйте другому,

Даже если он в очках.



Послушайте, стихи прочтёт сама Агния Львовна Барто



видео

Многие строчки из стихотворений А. Барто звучат как пословицы или поговорки, их применяют в жизни…. Например:

«Не завидуйте другому,

Даже если он в очках». (Очки)



«Мы с Тамарой

Ходим парой». (Мы с Тамарой)



«А болтать – то мне когда?

Мне болтать – то некогда» (Болтунья)



Непонятно, кто из нас

Поступает в первый класс. (Мама или я?)



6.Работа над пословицами

Перед вами на доске «рассыпались» две пословицы, кто попробует их собрать?

(на доске две пословицы напечатаны крупным шрифтом, разного цвета)

«Жизнь дана на добрые дела.» и «Доброе дело учит добру»

- Ребята, а как вы понимаете эти пословицы?

- Какие добрые дела вы делаете дома?

- Трудно быть добрым?



Ребята, давайте послушаем стихотворение «Шла вчера я по Садовой». Можно ли сказать, что это стихотворение о доброте?


Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена —

Паренек белоголовый

Закричал мне из окна:


— С добрым утром!

С добрым утром!


Я спросила: — Это мне? —

Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому-то:


— С добрым утром!

С добрым утром!


Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем:

Это Вовка — есть такой!



- А какую песню о доброте вы знаете?

(один куплет) Барбарики «Доброта»



V. Итог урока.

- Чему учат нас стихи А. Л. Барто?

- Стихи Агнии Барто рассказывают о славных, добрых делах ребят. А дел для маленьких умелых рук у ребят очень много. Они ждут вас, только надо быть внимательными и чуткими.

Для многих поколений людей книги Агнии Барто были весёлыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!