СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [д], [д’]. Буквы д, Д"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Урок обучения грамоте по теме "Согласные  звуки [д], [д’]. Буквы д, Д"

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [д], [д’]. Буквы д, Д"»

Предмет: Литературное чтение (обучение грамоте).

Тема: «Согласные звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»

Место урока в теме: 1-й урок в теме «Звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока: научить выделять и дифференцировать в звучащей речи звуки [д] [д’], обозначать их буквой «Д, д ».

Задачи урока:

  • научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков;

  • упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов;

  • продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения на примере сравнения минимальных пар слов (дом-дым), формировать у учащихся понимание смыслоразличительной функции фонем;

  • воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые результаты:

  • личностные: сохранять учебно-познавательный интерес к учебному материалу, ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по открытию новых знаний.

  • предметные: знание особенностей звуков [д], [д’], умение обозначать их буквами Д, д.

  • метапредметные:

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

познавательные: осуществлять поиск нужной информации, проводить сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.

коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.

















Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности



Цель: формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке



У: Ребята, сейчас урок обучения грамоте. Проверьте готовность к уроку. Кто считает, что он готов?

Д: Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-эмоциональный настрой на урок.

Высказываются о своей готовности



  1. Постановка учебной задачи

Цель: формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

У: Откройте учебник на странице, где мы сегодня будем работать. На какой странице открыли?

Почему? Рассмотрите страницу, определите, тему нашего урока? (выслушиваю несколько мнений, спрашиваю о согласии с удачным мнением)

Работа с учебником. Дети самостоятельно отыскивают урок в учебнике (разворот на с. 46-47).

Д: Звуки [ д], [д’] и буква, которая их обозначает.

У: С какими звуками мы сегодня будем работать?

Д: Это согласные звуки, или ртосмыкатели. Они оба обозначают звонкий, один твёрдый, другой – мягкий согласные звуки.

У: Как вы это определили?

Д: Нам помогли квадратики в верхнем левом углу страницы

У: Определите цель нашего урока.

Д: Мы познакомимся с новыми звуками и буквой, обозначающей их.

У: А нужны ли нам эти знания? Для чего?

Д: чтобы правильно, чётко говорить, читать новые слова…

У: Предлагаю спланировать нашу деятельность для того, чтобы достичь цели урока. Попробуйте составить план действий.

Д: Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый ранее опыт

У: Обобщаю ответы детей и фиксирую на доске.

1.Работа со звуком.

2.Конструирование букв Д, д.

3.Звуковой анализ слов, чтение схем .

4.Чтение слогов.

5.Чтение слов и предложений.

У: Предлагаю обсудить критерии. Что мы будем оценивать в течение урока? Поднимите руку, кто настроен только на успех. Ну, тогда за дело! Желаю всем удачи!

  1. Решение учебной задачи



Цель: формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по анализу и алгоритму выделения звуков

У: С чего начнём работу для достижения нашей цели?

Д: Читают первый пункт плана.

1.Работа со звуком.

У: Какова цель этого пункта плана?

Д: Познакомиться с новыми звуками, находить его место в слове.

У: Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Назовите предмет, изображённый на рисунке слева.

Д: Дыня

У: Расскажите, что вы знаете о дыне.

Дыня растёт в огороде с другими овощами. Дыня может быть спелая, сладкая (по вкусу), зелёная, жёлтая (по цвету), круглая (по форме).

У: Прочитайте звуковую модель этого слова, называя каждый звук.

Д: Дети читают звуковую модель слова «дыня», называя каждый звук.

У: Назовите 1 звук, 2,3,4. Какой новый звук услышали? Расскажите о нём.

Д: [ д], - согласный, звонкий, твёрдый. (т.к. за ним стоит звук ы)

У: Поставьте фишку на модель этого звука. Назовите предмет, изображённый на рисунке справа.

Д: Это девочка, её зовут Дина

У: Прочитайте звуковую модель этого слова, называя каждый звук.

Д: Читают звуковую модель слова «Дина», называя каждый звук.

У: Назовите 1 звук, 2,3,4. Какой новый звук услышали? Расскажите о нём.

Д: [д’] - согласный, звонкий, мягкий (т.к. за ним стоит звук и).

У: Поставьте фишку на модель этого звука.

Итог. Какие новые звуки в словах дыня, Дина?

У: Поставьте пальчик в левый верхний угол страницы. Проговорите ещё раз, с какими звуками мы сегодня работаем?

Д: Это согласные звуки или ртосмыкатели. Они оба обозначают звонкий, один твёрдый, другой – мягкий согласный звук

У: Назовите эти звуки.

Дети называют: «[д], [д’]»

У: Проверьте, это действительно ртосмыкатели?

Д: Произносят звуки и смотрят в зеркальце: зубы сомкнуты, язычок прикрывает щель между зубов. Делают вывод: «Да, ртосмыкатели».

У: Проверьте, действительно ли они звонкие?

Приём: дети прикладывают ладонь к горлу и произносят звуки.

Д: Вывод: «Да, звонкие, потому что слышим звон».

У: Произнесите оба звука. Чем они отличаются?

Д: Дети произносят. Вывод: «[д’] – мягкий, а [д] – твёрдый.

У: Переходим ко второму пункту плана- конструирование букв Д,д.

Цель этого пункта плана?

Д: Познакомиться с буквой и запомнить образ буквы

У: Какой буквой обозначим эти звуки?

Д: Говорят название буквы.

У:Для чего она необходима?

Д: Для того чтобы на письме обозначать звуки [д], [д’], есть буква Д, д – большая и малая (Показывают её на странице 46 учебника). Нам нужно найти её в Алфавите, с.127 учебника.

Работа в парах.

У: Покажите букву Д, д соседу по парте, а сосед пусть покажет и назовёт тебе буквы справа и слева от неё.

Д:Дети рассматривают букву, затем находят её в Алфавите на с. 127 учебника, показывают соседу по парте.

У: Что обозначает марка «Конверт»?

Д: «Конструирование буквы».

У: Возьмите конверты с шаблонами печатных букв и сконструируйте букву Д, д – большую и малую. (В конверте – элементы буквы Д, д, а также лишние. Дети должны выбрать только нужные элементы.) Пусть сосед составит большую букву Д, а ты – малую.

Д: Из полосок «целая» и «половинка» составляют большую и малую буквы.

У: Проверьте друг друга.

  1. Динамическая пауза

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью.

У: Предлагаю отдохнуть.

Д: Выполняют упражнения под музыку по команде с доски

  1. Решение учебной задачи

Цель: формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по анализу и алгоритму выделения звуков

У: Следуя плану урока, какая дальнейшая работа нам предстоит?

Д: 3.Звуковой анализ слов, чтение схем.

У: Цель этого пункта плана?

Д: Теперь эти звуки мы будем обозначать не квадратиками, а с помощью строчной (малой) буквы «д» в квадратных скобках.

У: Так удобнее, вы согласны?

Д: Дети, проглядев страницу, говорят, что нужно прочитать слова в двухуровневых схемах.

У: Рассмотрите рисунки ниже. Назовите предмет, изображённый на первом рисунке слева.

Д: Называют: «Дом».

У: Назовите каждый звук, каждую букву.

Д: Называют все звуки: «[д], [о], [м], затем буквы

У: Назовите первый звук. Почему он читается твёрдым?

Д: Называют: «[д]». После него звук [о].

У: Прочитайте слово.

Д: «Дом» .

У: Сравните, сколько в нём звуков? А букв?

Д: Три звука и три буквы.

У: Сколько слогов? Почему? Назовите гласный звук.

Д: Один слог, потому что один гласный звук [о]. «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников» .

У: Назовите согласные звуки.

Д: [д], [м].

У: Почему нет знака ударения?

Д: В односложных словах знак ударения не ставится.

(Аналогичная работа – с моделями слов «дым», «Дима»).

У: Какое из трёх слов может быть лишним?

Например, «Дима», потому что из двух слогов. (Могут быть и другие признаки для сравнения).

У: Почему «Дима» нужно писать с большой буквы?

Д: Имена, фамилии, клички, города - все с заглавной буквы пишутся всегда!

VI. Формирование первичных умений на основе самоконтроля.

Цель: формирование и развитие навыков самоконтроля в совместной познавательной деятельности

У: Следуя плану урока, какая дальнейшая работа нам предстоит?

Д: 4.Чтение слогов – следующий пункт нашего плана.

У: Цель этого пункта плана?

Д:Учиться читать слова с новой буквой по слогам и орфоэпически.

У: Организует работу по чтению открытых и закрытых слогов в парах.

Д:Читают в парах слоги по вариантам.

У: Чем похожи слоги в 1 столбике? Чем похожи слоги в во 2-3 столбике?

Д:В 1 столбике слоги начинаются с гласного звука, а во втором и третьем- с согласных.

У: Чем отличаются слоги во 2-3 столбиках?

Д:Во 2столбике слоги начинаются со звука [д ], а в 3 столбике- со звука [д ,].

У: Как правильно прочитать слоги? Почему согласные звуки второго столбика нужно читать твёрдо, а третьего – мягко?

Д: Нужно посмотреть на букву гласного звука, которая следует за согласным. Если а, о, ы, у, э, то нужно произносить твёрдый звук [д]. А если я, е, ю, и, ё, то – мягкий [д’].

У: Прочитайте в парах столбик слогов и слов. Ты прочитай первую строчку, твой сосед – вторую и так далее по одной строчке.

Д: Дети читают в парах, применяя приёмы:

а) слогового;

б) орфоэпического чтения.

У: Найдите и прочитайте слова из одного слога, двух, трёх слогов.

Д:Дети выборочно читают.

У: Найдите слова-действия в четвёртой строчке. (Провокация).

Д:Дети читают слова четвёртой строки и говорят, что таких слов нет.

У: Тогда найдите слова-действия в других строках.

Д: Дети находят их во 2, 3, 5, 6 строках и читают.

У: Следуя плану урока, какая дальнейшая работа нам предстоит?

Д: 5.Чтение слов и предложений.

У: Цель этого пункта плана?

Д: Учиться читать слова и предложения с новой буквой.

У: Давайте рассмотрим рисунок к тексту и попробуем по рисунку определить, о чём говорится в тексте».

Д:Работают со значением слова «сноп».

У: Какие из наших предположений оказались верными?

Д: Дети дают развёрнутые ответы на вопрос.

У: Прочитайте текст «Данила» в парах по два предложения и задайте друг другу вопросы. Интересные вопросы задайте классу.

Д: Дети читают текст в парах, придумывают вопросы к нему.

У: Возьми карандаш и отметь, где буква «д» обозначает [д], а сосед - [д’]. Проверьте друг друга.

Д: Перечитывают текст.

У: Прочитайте текст цепочкой по одному предложению.

Д: Читают текст цепочкой.

У: Расскажите, о чём этот текст.

Д: Рассказывают своими словами.

У: Организует словарную работу над словом лодырь.

У: Найди слово близкое по смыслу лодырь.

Д: Бездельник, лентяй, работящий , трудолюбивый.

У: С оставьте предложение о Даниле, соответствующее схеме.



Д: Данила работал на поле.

У: Как вы думаете, какова главная мысль текста?

Д: Проговаривают сначала своими словами.

У: Найдите предложение, в котором заключена главная мысль, и прочитайте его. Это народная пословица.

Д: Находят главную мысль в последнем предложении, читают его.

У: Объясните, как вы её понимаете?

Д: Значит, не ленился, а работал».

У: Наконец, мы будем…

Д: …выполнять задания «Волшебной палочки».

У: Прочитайте под маркой «Волшебная палочка» соседу по парте пару слов, объясните ему, как образовалось второе слово. Что значит каждое из слов? Затем послушайте его. Оцените его ответ.

Д: Читают слова и сравнивают их, например: «Они-дни», букву «о» заменили буквой «д», «они» - это множество предметов, «дни» - часть суток».

Вывод: «В русском языке звук (буква) могут изменять значение слова. В результате образуется новое слово с другим значением».

У: А сейчас я предлагаю работу в парах: отобрать карточки с характеристиками звуков [д], [д’]. Пусть начнёт тот, кто хорошо запомнил (консультант), какие это звуки: гласные или согласные, если согласные, то… .

Д: Выбирают карточки с подходящими характеристиками звуков [д], [д’].

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

У: Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

Д: Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.

У: Ребята, назовите тему нашего урока?

Д: Тема урока Звуки [ д], [д’] и буквы Д, д

У: Предлагает вернуться к цели урока. Назовите цель урока.

Д: Познакомиться с новыми звуками и буквой, обозначающей их

У: Все ли пункты плана мы выполнили?

Д: Дети проверяют. Да.

У: Выберите для себя одно из утверждений:

1.Я знаю и могу рассказать другому.

2.Я сомневаюсь, мне трудно

3.Я не знаю, нужны объяснения.

Д: Показывают № утверждения.

У: Какие умения нам были необходимы для достижения цели?

Д: Высказывают своё мнение.

1.Умение характеризовать звук.

2.Умение воспроизвести образ буквы.

3.Умение моделировать слова с помощью схемы.

4.Умение плавно читать слоги.

5.Умение читать слова и предложения.

У: Оцените каждое умение. Обобщаю результаты самооценивания.

Список литературы:


  1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению. Под редакцией М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.-128 с.

  2. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.-208с.

  3. Лаврова Н.М. Азбука. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.-272 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!