СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте по теме"Буквы М,м и звуки[ м], [ м’]"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока обучения грамоте

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте по теме"Буквы М,м и звуки[ м], [ м’]"»

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1

УМК: «Перспектива»

Тема: Буквы М,м и звуки[ м], [ м’]

Цель урока: знакомство детей с согласными звуками [ м] [ м ‘], формирование у обучающихся понимания смысла различительной функции фонем.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи:

Предметные:

  1. Познакомить обучающихся со звонкими звуками [м], [м’]

  2. Учить выделять звуки [м], [м'] в словах, давать им характеристику, обозначать данные звуки буквами

  3. Учить звуковому и сравнительному анализу слов

  4. Способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения

  5. Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения у детей

  6. Способствовать развитию мыслительных операций (память, внимание, воображение)

  7. Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах, группах

  8. Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать

  9. Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Метапредметные:

Личностные УУД:

-формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к обучению чтению;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД:

-формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;

-формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

-формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;

- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

- формировать умение ориентироваться на развороте учебника;

-формировать умение находить ответы на вопросы текста.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе парами и группами;

- понимать задаваемые вопросы;

-выражать свою точку зрения;

-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- проблемно-диалогического обучения;

- информационно- коммуникативная технология.

Ожидаемые результаты:

- умение детьми вычленять звуки [м], [м'] в словах, обозначать их соответствующей буквой;

- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;

-проявление интереса к новому содержанию занятия;

-проявление любознательности к изучаемому материалу;

-формирование умения высказывать самые простые правила;

-формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности, к обучению чтению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Методы контроля:

  • Устный

  • Взаимоконтроль

  • Самоконтроль

Методы обучения:

- деятельностный метод обучения

- создание проблемной ситуации;

- поисковый;

- наглядно-иллюстративный;

- словесный

Формы организации деятельности:

  • парная

  • индивидуальная

  • групповая

Оборудование:

мультимедийное оборудование - проектор, компьютер; презентация к уроку; учебник «Азбука» 1 класс авт. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.,

«лента букв», маршрутные листы; демонстрационный материал для проектной задачи.

Список источников:

  • Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева, Обучение грамоте, Методическое пособие.

  • Волина В.В., Занимательное азбуковедение.

  • Электронное приложение к учебнику «Азбука» 1 класс авт. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.

  • ЭОР: http://images.yandex.ru/yandsearch





Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

I Самоопределение к деятельности

- Прозвенел звонок, встали на урок.

- Садитесь.Сегодня на уроке работать не ленитесь!

-Дети, а знаете, что произошло сегодня утром?

Я шла в школу и собирала улыбки. Вы удивлены?

- Я по улице шагала и улыбки собирала:

Вот улыбка малыша, до чего же хороша!

Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,

Вот весёлый смех ребят - для меня он просто клад.

Всем в ответ я улыбалась – получается – менялась! (Включить отрывок из песни «От улыбки»)

- А у вас какое настроение? Почему?

- Пусть плохое лучше станется, а хорошее останется.


Организовывают рабочее место, эмоционально настраиваются на урок

Личностные:

- умения слушать и слышать собеседника;

- настраиваться на учебную деятельность

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности


- Дети, а кто вспомнит какие гласные звуки русского языка мы изучили? (а, о,у,и, ы, э)

- Какие звуки называют гласными?

- А как вы думаете, есть ли в русском языке ещё какие-то звуки, кроме гласных? Как они называются? (согласные)

- А чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные поются, согласные не поются).

- Давайте гласные звуки пропоём ещё раз.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

Личностные:

- умения слушать и слышать собеседника;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний:

Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

Коммуникативные: слушать и понимать речь других людей;


III Постановка учебной задачи


- Посмотрите на предметные картинки, назовите их. (мыло, мяч, мышка, малина, муравей, майка, молоко).

- Чем похожи все эти слова? (начинаются на букву М). Молодцы!

- Послушайте загадку, и угадайте, о какой букве идёт речь.

Эта буква спит в берлоге,
Моет руки, моет ноги,
Надоедливо жужжит
И по комнате кружит.
(о букве м)

- А как вы догадались?

- Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?

- - Правильно тема нашего урока: «Буква М,м. Звуки

[м], [м’].

- Какие цели поставим перед собой на уроке? (поз (познакомимся с этой буквой, узнаем новые

сведения о её звуках, научимся читать слоги,

слова и предложения с этой буквой)

- И узнать о звуках буквы М.

Итак, тема нашего урока: «Буква М,м. Звуки

[м], [м’].

Называют картинки


Учащиеся сравнивают слова, высказывают своё мнение













Регулятивные: 

- формулировать учебную задачу   с помощью учителя;

- планировать совместно с учителем предстоящую работу.

Коммуникативные:

- осознавать познавательное значение умения читать;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;


IV Открытие нового знания















































- Откройте учебники на стр. 78. Что изображено на «волшебном рисунке? (молния)

- Где можно в жизни встретить такой замок?

- А кто знает, как по-другому называется этот замок? (молния)

- А что ещё называем этим словом? (природное явление)

- Поставьте ладошку ко рту и произнесите первый звук в слове молния, пронаблюдайте, как проходит воздух, и обратите внимание, как ведут себя губки при произношении этого звука.

(Губки создают преграду воздуху, и воздух проходит через нос))

- Можно ли этот звук назвать гласным? (нет, он не поётся)

- Сделайте вывод? (При произношении звука [м]? воздух встречает преграду, значит звук этот согласный)

- Какой буквой обозначается звук [м]? Найдите подсказку на «волшебном» рисунке.

- Найдите глазками на ленте букв букву М.

- На что похожа буква М?

Взявшись за руки мы встали
И на М похожи стали. Давайте с вами встанем и тоже возьмёмся за руки. Посмотрите друг на друга: вы похожи на букву М.

Вот качели - Буква М!
Здесь качаться можно всем!

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква М.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


- А теперь немножко отдохнём.

- Дети , как вы думаете почему я включила физкультминутку про матрёшки?


- А сейчас поработаем в парах. Давайте с вами вспомним правила работы в парах? (уважай, выслушивай, предлагай, не мешай другим)

- Пусть каждая пара возьмёт себе МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ.

- Составьте в парах звуковые схемы слов: Маша и Миша. Расскажите друг другу о каждом звуке. Сравните схемы. Когда выполните задания просигнализируйте. Можете приступать. А у доски задание будут выполнять Арина и Вадим.

- Дети, сверьте с доской свои схемы.

- Итак, чем похожи эти схемы? (одинаковое количество букв , звуков и слогов, эти слова начинаются с согласного звука)

- Чем отличаются эти схемы? (первыми и вторыми звуками)

- Значит, буква М имеет два звука: твердый м и мягкий м.

- Оцените свою работу в парах.

- А теперь поставьте ручки на стол и ладошками закройте ушки. Произнесите эти звуки ещё раз.

- Вы хорошо услышали эти звуки.

- Значит, какие это звуки звонкие или глухие?

Сделаем вывод: (человечек) м согласный, при его произношении воздух встречает преграду, он произносится звонко, может быть твердый и мягкий.


Работа с учебником






Характеризуют звук [м].






Делают вывод








Демонстрируют букву М




















Работа в паре. Составляют схемы слов, сравнивают












Выделяют звуки [м], [м’].




Оценивают свою работу в парах


Характеризуют звук звука[м].



Регулятивные:

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,

Познавательные:

- понимать информацию, представленную в знаково-символической форме;

- осуществлять поиск необходимой информации;

- наблюдать, сравнивать и делать обобщение о проделанной работе,

- делать выводы.


















Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности





Предметные:

- характеризовать звуки;

- выделять указанные звуки, обозначать их буквами;

- проводить звуко-буквенный анализ слова;

- Наблюдать, сравнивать и делать обобщение




V Применение нового знания


Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».

– Какую букву нашёл ёжик? (М)

Прибежал веселый А, прочитали дети – ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.


- Составьте слова с данными слогами.


-Посмотрите на экран. Что у меня написано. (слова).

- Почему вы так решили? (написаны через запятую)

- Прочитайте эти слова. (мимоза, мама, у)

- А теперь из этих слов составим предложение. А что вы знаете про предложение? (Первое слово с большой буквы, в конце стоит точка, предложение выражает законченную мысль)

- Давайте составим схему к этому предложению на маршрутных листочках. Работаем в паре. Когда будете готовы, просигнализируйте.

- А у доски составит схему предложения Арина и Вадим.

- Назовите в этом предложении слова в которых есть буква М.

- Какой первый звук в слове мама. Произнесите.

- Какой первый звук в слове мимоза. Произнесите.


-Мы ещё раз с вами убедились, что буква М имеет два звука твёрдый [м], мягкий [м,].


- А теперь давайте поиграем в «Твёрдый - мягкий»?

Мальчики – будут «ловить» твёрдый звук [м]. Поймали – встали. Девочки – будут «ловить» только мягкий звук [м,]. Поймали – встали. Одно условие: вставать нужно тихо.

(мыло, мел, малина, мельница, муравей, медаль)





Чтение слогов.






Составляют слова с данными слогами




Составляют предложение





Составляют схему предложения










Выделяют звуки [м], [м’].


Регулятивные:

- слушать и слышать собеседника. 

- адекватно восприни-мать оценку  учителя, сверстника.

Коммуникативные: - слушать и понимать речь других людей;

- участвовать в коллективном обсуждении прочитанного.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации.


VI Работа в группах.

- Сегодня у буквы М – праздник. Давайте нарядим ее и сделаем ей подарки.

- Будем работать в группах. Но прежде чем приступить к её выполнению, вспомним правила работы в группе.

- Каждая группа имеет свою инструкцию, выберете себе командира, прочитайте инструкцию, распределите обязанности, возьмите всё нужное для вашей группы. А когда будете готовы просигнализируйте.

- Можете приступать к работе.


1 группа. Пригласит гостей.

2 группа. Приготовит угощение.

3 группа. Сделает подарки.

4 группа. Нарядит букву.


- Итак, приготовились к защите проектной задаче. Приглашаю 2 группу и т.д.

- Оцените работу 2 группы.

- Молодцы!





Работа в группах, выполняют проектную задачу












Отчет групп.

Коммуникативные: умение сотрудничать в группе.

Регулятивные: самооценка своей деятельности.


VII Рефлексия

- Давайте вспомним цели, которые мы для себя поставили в начале урока.

- С чем мы познакомились…  (с буквой М)

- Чему мы научились (характеризовать звук [м'], выделять звук [м] в словах)

- В чём мы упражнялись (в чтении слов и слогов с этой буквой, в составлении предложений по схеме.)

- Оцените свою работу на уроке.

- Покажите своё настроение в конце урока.

- Спасибо, вы отлично поработали!


Делают самооценку своей деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: самооценка своей деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!