Урок обучения грамоте по теме "Буква Х, звуки [х], [х']. "Хлеб - всему голова"
Вичева Надежда Александровна, учитель начальных классов МОУ «Шило – Голицынская средняя общнобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Цели: 1. Изучить букву Х, х, дать характеристику звукам.
2. Научить читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
Развивать навык чтения слов и предложений с изученными буквами.
4 Воспитывать уважение к труду хлебороба, бережное отношения
к хлебу.
Оборудование:
1. Каравай хлеба на красивом полотенце.
Серп и колоски.
Газета «Перекрёсток России»
Правила обращения с хлебом на каждом столе (предложения разрезаны на слова).
Презентация :
- хлебное поле Ртищевского района,
- уборка хлеба,
- пословицы о хлебе,
- фотографии родителей - хлеборобов
1. Введение в тему урока.
В школу нынче тропинкой я шла
Любовалась – зима хороша
Солнце ласково в небе сияло
И моя улыбалась душа.
- А у вас, ребята, какое сейчас настроение?
- Давайте немного похохочем с вами. Ха – ха – ха .
- Какой звук услышали вначале?
- Что можем о нём сказать?
- А теперь тоненько похихикаем - хи – хи – хи .
- А сейчас какой звук услышали вначале?
- Каким стал согласный звук?
2. Работа по теме урока.
1)Поиграем в игру «Твёрдый – мягкий».
Я буду называть слова с новым звуком, а вы рукой показываете, какой звук услышали – твёрдый или мягкий.
Горох, мухи, хомячок, ходит, хитрый, хлопушка, лопух.
2) Показ буквы. Хх
- На что похожа буква Ха ?
Ха – забавная игрушка
Деревянная вертушка.
Продолжите: Буква ха обозначает (2 согласных звука:
Твёрдый и мягкий .
Они глухие, ЛЕНТА непарные
- Чтение слогов: ха, хо, ху, хи, хе.
3) Рассказ учителя.
В русском языке тысячи слов, но среди них есть одно слово, которое надо поставить на первое место. Отгадаете загадку – узнаете, что это за важное слово:
Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском,
Отгадать легко и быстро –
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
ХЛЕБ
- Сколько в слове слогов?
- Сколько букв?
- Сколько звуков?
4) Показ каравая.
Хлеб – основа всей жизни. С огромным уважением относились люди к хлебу. Немыслимо было не то, что бросить кусочек хлеба, а даже сказать о нём плохое слово.
- Гостей встречали с хлебом на красивом полотенце и говорили:
-Добро пожаловать, гости дорогие, хлеб вам да соль.
Давайте назовём наш хлеб ласково.
ХЛЕБУШЕК
ХЛЕБУШКО
5) Пословицы о хлебе.
А вот как о хлебе говорится в пословицах:
У кого хлебушко, у того и счастье.
За обедом хлеб всему голова.
Без труда хлеб не родится никогда.
6) Откуда хлеб приходит на стол?
( Что надо сначала вырастить?) ПОРАЗМЫШЛЯТЬ
Что нам расскажет сам хлебушек?
(Алёша с колосками)
Я рос сперва на воле, в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили –
Я в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто –
В магазине занял место.
3. ФИЗМИНУТКА.
Ветер дует нам в лицо
Закачался колосок
Ветер тише, тише, тише
Колосок всё выше, выше.
4. Разучивание заклички.
- Но чтобы вырос колосок, надо подготовить землю –
Вспахать, пробороновать, чтобы земля была мягкая, потом посеять зерно.
- Без чего не прорастёт зёрнышко? ( без воды, солнца)
В старину сочиняли заклички, и, когда было необходимо – звали дождь или солнышко.
Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай.
ПОВТОРИТЬ
- Но много дождя зерну плохо, звали солнышко
Послушайте закличку про солнышко. (Девочка в русском народном костюме)
Солнышко – вёдрышко,
Выгляни в окошко,
Мы на поле идём,
Мы серпы несём.
Будем жито жать,
Тебя в гости ждать.
(ПОКАЗ СЕРПА)
Жито – хлебные колосья
Работа с Азбукой.
Стр 164------- Вот так раньше убирали хлеб на поле - рассматривание.
Чтение текста – стр 163 – самостоятельно.
Чтение вслух и обсуждение:
- До какого времени старались убрать хлеб?
- А в наше время так убирают хлеб?
8. Рассказы детей о родителях- хлеборобах.
Лето – самая горячая пора. Надо быстро и без потерь убрать хлеб. Трудятся на наших полях и ваши родители.
(показ страниц газеты «Перекрёсток России» с фоторепортажами об уборке хлеба)
- Кого вы здесь узнали?
(Рассказ детей о родителях- Потапов Стас, Емельянова Анжела)
-Как называют людей, которые выращивают хлеб?
ХЛЕБОРОБЫ.
Правила обращения с хлебом.
А раз столько труда вложено в кусочек хлеба, давайте вместе составим правила обращения с хлебом.
(РАБОТА В ПАРАХ)
1.Составление из слов предложений.
2. Проверка.
Не играй с хлебом!
Не бросай хлеб на пол!
Во время обеда съедай весь кусок.
Остатки хлеба отдай птицам.
Предложите свои правила обращения с хлебом.
10. Подведение итогов:
- Интересно было на уроке?
- Что запомнилось?
- Как будете относиться к хлебу?
(Дети читают стихи)
В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,
А на каждом колосочке – держится земля.
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
- Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!