СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте по теме "Буква Х, звуки [х], [х']. "Хлеб - всему голова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Изучить букву Х, х, дать характеристику звукам.

              2.  Научить читать   слоги, слова, предложения с  новой буквой.

Этот уроказвивает навык чтения слов и предложений с изученными буквами.  Воспитывает уважение к труду хлебороба, бережное отношения  к хлебу.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте по теме "Буква Х, звуки [х], [х']. "Хлеб - всему голова"»

Урок обучения грамоте по теме "Буква Х, звуки [х], [х']. "Хлеб - всему голова"

Вичева Надежда Александровна, учитель начальных классов МОУ «Шило – Голицынская средняя общнобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

Цели: 1. Изучить букву Х, х, дать характеристику звукам.

2. Научить читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

  1. Развивать навык чтения слов и предложений с изученными буквами.

4 Воспитывать уважение к труду хлебороба, бережное отношения

к хлебу.




Оборудование:

1. Каравай хлеба на красивом полотенце.

  1. Серп и колоски.

  1. Газета «Перекрёсток России»

  2. Правила обращения с хлебом на каждом столе (предложения разрезаны на слова).

  3. Презентация :

- хлебное поле Ртищевского района,

- уборка хлеба,

- пословицы о хлебе,

- фотографии родителей - хлеборобов












1. Введение в тему урока.


В школу нынче тропинкой я шла

Любовалась – зима хороша

Солнце ласково в небе сияло

И моя улыбалась душа.


- А у вас, ребята, какое сейчас настроение?


- Давайте немного похохочем с вами. Ха – ха – ха .


- Какой звук услышали вначале?


- Что можем о нём сказать?

- А теперь тоненько похихикаем - хи – хи – хи .


- А сейчас какой звук услышали вначале?

- Каким стал согласный звук?



2. Работа по теме урока.


1)Поиграем в игру «Твёрдый – мягкий».


Я буду называть слова с новым звуком, а вы рукой показываете, какой звук услышали – твёрдый или мягкий.


Горох, мухи, хомячок, ходит, хитрый, хлопушка, лопух.


2) Показ буквы. Хх


- На что похожа буква Ха ?


Ха – забавная игрушка

Деревянная вертушка.


Продолжите: Буква ха обозначает (2 согласных звука:

Твёрдый и мягкий .

Они глухие, ЛЕНТА непарные



- Чтение слогов: ха, хо, ху, хи, хе.



3) Рассказ учителя.


В русском языке тысячи слов, но среди них есть одно слово, которое надо поставить на первое место. Отгадаете загадку – узнаете, что это за важное слово:


Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском,

Отгадать легко и быстро –

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.


ХЛЕБ


- Сколько в слове слогов?

- Сколько букв?

- Сколько звуков?

4) Показ каравая.


Хлеб – основа всей жизни. С огромным уважением относились люди к хлебу. Немыслимо было не то, что бросить кусочек хлеба, а даже сказать о нём плохое слово.



- Гостей встречали с хлебом на красивом полотенце и говорили:

-Добро пожаловать, гости дорогие, хлеб вам да соль.



Давайте назовём наш хлеб ласково.


ХЛЕБУШЕК

ХЛЕБУШКО


5) Пословицы о хлебе.


А вот как о хлебе говорится в пословицах:


У кого хлебушко, у того и счастье.


За обедом хлеб всему голова.


Без труда хлеб не родится никогда.


6) Откуда хлеб приходит на стол?

( Что надо сначала вырастить?) ПОРАЗМЫШЛЯТЬ


Что нам расскажет сам хлебушек?

(Алёша с колосками)

Я рос сперва на воле, в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили –

Я в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и тесто –

В магазине занял место.


3. ФИЗМИНУТКА.


Ветер дует нам в лицо

Закачался колосок

Ветер тише, тише, тише

Колосок всё выше, выше.


4. Разучивание заклички.



- Но чтобы вырос колосок, надо подготовить землю –

Вспахать, пробороновать, чтобы земля была мягкая, потом посеять зерно.

- Без чего не прорастёт зёрнышко? ( без воды, солнца)


В старину сочиняли заклички, и, когда было необходимо – звали дождь или солнышко.

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай.


ПОВТОРИТЬ


- Но много дождя зерну плохо, звали солнышко


Послушайте закличку про солнышко. (Девочка в русском народном костюме)

Солнышко – вёдрышко,

Выгляни в окошко,

Мы на поле идём,

Мы серпы несём.

Будем жито жать,

Тебя в гости ждать.


(ПОКАЗ СЕРПА)


Жито – хлебные колосья



  1. Работа с Азбукой.


Стр 164------- Вот так раньше убирали хлеб на поле - рассматривание.


  1. Чтение текста – стр 163 – самостоятельно.


  1. Чтение вслух и обсуждение:


- До какого времени старались убрать хлеб?


- А в наше время так убирают хлеб?



8. Рассказы детей о родителях- хлеборобах.


Лето – самая горячая пора. Надо быстро и без потерь убрать хлеб. Трудятся на наших полях и ваши родители.


(показ страниц газеты «Перекрёсток России» с фоторепортажами об уборке хлеба)

- Кого вы здесь узнали?

(Рассказ детей о родителях- Потапов Стас, Емельянова Анжела)


-Как называют людей, которые выращивают хлеб?

ХЛЕБОРОБЫ.


  1. Правила обращения с хлебом.


А раз столько труда вложено в кусочек хлеба, давайте вместе составим правила обращения с хлебом.


(РАБОТА В ПАРАХ)


1.Составление из слов предложений.

2. Проверка.


Не играй с хлебом!

Не бросай хлеб на пол!

Во время обеда съедай весь кусок.

Остатки хлеба отдай птицам.

  1. Предложите свои правила обращения с хлебом.


10. Подведение итогов:


- Интересно было на уроке?

- Что запомнилось?

- Как будете относиться к хлебу?

(Дети читают стихи)



  1. В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,

А на каждом колосочке – держится земля.



  1. Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

- Берегите хлеб вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!