Составитель: Фокина Надежда Олеговна, учитель начальных классов, первая кк.
1. Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений, В 2 ч. Ч. 1/ [В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина]. – М.: Просвещение, 2021. – 127 с.: ил. – (Школа России).
2. Игнатьева, Т.В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс: к учебнику В.Г.Горецкого и др. «Азбука» / Т.В. Игнатьева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 478 с. – (Серия «Учебно – методический комплект»).
3. Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого и др.
4. Различные интернет ресурсы: Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadka-pro-chasy-dlya-detej-24-luchshix.html
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Куда мы с вами попадём – Узнаете вы скоро. – Давайте проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Повторение. | Фронтальная | На доске: А с К Ы о У н И – Прочитайте буквы. – Внимательно посмотрите на буквы и найдите ошибку, допущенную на доске. – Действительно, мы проверяли по словарю, в русском языке нет слов, которые начинаются на ы (исправляем ошибку). – На какие группы можно разделить буквы? – Прочитайте заглавные буквы; строчные. – А на какие группы их можно разделить как звуки? – Назовите гласные. Докажите, что это гласные звуки. – Назовите согласные, называя как твердый звук. Докажите, что это согласные звуки. б) Артикуляционная гимнастика. https://www.youtube.com/watch?v=JhI5S8jw1L4 | - буква ы не может быть заглавной - заглавные и строчные - гласные и согласные | | Работа над классификацией букв. Артикуляционная гимнастика. |
III. Речевая разминка. Фонетическая зарядка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | Мы день не спим, Мы ночь не спим И день и ночь Стучим, стучим. - что это? – Как тикают часы? Слайд | - часы – Тик-так… | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коллективный. Правильное произношение звуков |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Какой первый звук вы сейчас произносили? Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? | – [т], [т’] – Будем знакомиться со звуком [т] и буквой его, обозначающей на письме | Формулируют учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [т] и [т’] (учебник, с. 53) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа | - давайте рассмотрим два предмета. Машина эта непростая, Машина эта — боевая! Как трактор, только с «хоботком» — Всем «прикурить» даёт кругом. - Что это? (танк) На экране (ЭП) – предметная картинка с изображением танка - Чёрные полоски, От носа до хвоста, У этой рыжей кошки, Суровый нрав всегда! (тигр) На доске – предметная картинка с изображением тигра(ЭП) – Выполним слого-звуковой анализ слова танк. –Какой звук вы слышите в начале слова? –Это согласный звук (произносится с преградой: язык упирается в верхние зубы), звук [т] твердый. – Выполним слого-звуковой анализ слова тигр. - Выделите первый звук [т’]. Согласный мягкий. На схеме этот звук входит в слияние и обозначен зелёным цветом. Звук [т’] согласный (образуется с преградой), мягкий | Рассматривают схемы-модели слов танк, тигр; вместе с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов | Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [т], [т’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их | Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы |
2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий» | Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра | А теперь немного поиграем. - поиграем мы в две игры «Мягкий или твердый». 1.Надо с помощью стрелки мышки перекинуть человечков-слоги на мягкое кресло или на столешницу тумбочки. Если все правильно, они останутся на местах. Если нет, то вернутся обратно на полку. (ЭП) Подходим по очереди. 2. – Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [т], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [т’] – зеленую карточку. – Кит, тетерев, антилопа, бегемот, петух, тюлень, дятел, утка. Слайд | С помощью мышку распределяют слоги на свои места. Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [т], зеленую карточку – если слышат мягкий звук [т′] | Слышат и различают звуки [т], [т’] в словах. Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах | Фронтальный. Игра |
3. Знакомство с буквой Т | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы | – Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Т (тэ). – На что похожа буква Т? Т в антеннупревратилась И на доме очутилась Молоток стучит: «Тук-тук, Букве Т я старый друг!» 3) Гриб на букву Т похож. С тонкой ножкой, Ну и что ж! Потрудись-ка ты немножко: Палка – шляпка, палка – ножка! . Слайд – а теперь попробуем написать на наших планшетах печатную букву Т т. для этого просмотри ролик как пишут букву Т (ЭП) | Находят букву Т на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Рисуют на клетках букву Т т | Находят букву Т на «ленте букв». Рисуют на клетках букву Т т | Фронтальный. Устные ответы, рисование-моделирование |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы похлопаем в ладоши дружно, веселее. Наши ножки постучали дружно, веселее. По коленочкам ударим тише, тише, тише. Наши ручки, поднимайтесь выше, выше, выше. Наши ручки закружились, ниже опустились. Завертелись, завертелись и остановились. | Выполняют движения согласно тексту | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 53) | Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение | – Прочитайте слоги. (ЭП) Как они образовались? – Прочитайте слова (ЭП) | Хором читают слоги. – Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным. | Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний. Читают слова с ранее изученными буквами | Коллективный. Чтение слогов и слов, устные ответы |
5. Работа с иллюстрацией к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (учебник, с. 52) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа | – Кто изображен на рисунке? Слайд – Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Слайд | Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя | Называют животных и растения изображённых на иллюстрациях, составляют о них предложения. Называют знакомые сказки А.С. Пушкина | Фронтальный. Устные ответы |
6. Выразительное чтение отрывка поэмы. Дифференцированное задание (учебник, с. 52) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – послушайте отрывок из поэмы. Слайд – На каком дереве была «златая цепь»? – Как автор называет кота? – Что делает кот? – Найдите в тексте буквы Т. – В какой части слова они находятся? | Читают. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку – Буква Т стоит в начале, в середине и в конце слов | Понимают смысл читаемого текста. Соотносят текст с иллюстрацией. Распознают букву Т в словах текста | Коллективный. Выразительное чтение, устные ответы |
7. Работа с текстом (учебник, с. 53) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте текст, соблюдая интонацию. Слайд – Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с большой буквы? | Читают текст. – Имена людей пишутся с большой буквы. | Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Понимают смысл прочитанного. | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Громко тикают часы (ходьба сидя), Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова). В школу нам пора идти (ходьба сидя), Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова). Мы учебники собрали (наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны), Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова). В школу дружно зашагали (ходьба на месте), Тик-так, тик-так (наклоны головы) | Выполняют движения сидя за партами под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Чтение слов по слогам (учебник, с. 54) | Фронтальная. Словесный, практический. Объяснение учителя, чтение | – а теперь немного еще раз почитаем, по слогам. – Прочитайте слова (ЭП) | Слушают объяснение учителя, выполняют аналогичное чтение остальных слов по слогам | Читают слова по слогам. Определяют лексическое значение слов | Фронтальный. Устные ответы, чтение |
VI. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Вы замечательно потрудились! - Понравился вам урок? - Какие задания вам понравилось выполнять? - А какие задания были трудными? - Какие новые слова вы узнали сегодня на уроке? - у вас на партах лежат смайлики, вам надо выбрать смайлик, который подошел бы к вашему настроению к концу нашего урока – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |