СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте. Чтение. Деление слов на слоги. Система Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока открытия нового знания на тему "Деление слов на слоги" по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова по букварю В.В. Репкина и др.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте. Чтение. Деление слов на слоги. Система Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова»

Урок обучения грамоте.

Чтение. Букварь В.В. Репкина и др. Стр.30

Тема: Звуки речи. Части слов. Слоги Деление слов на слоги.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель: Познакомить обучающихся со слогоделением, учить делить слова.

Задачи:

Образовательные: объяснить, почему слова делятся на слоги, дать понятие слогу как части слова, учить определять слоговую структуру слова.

Развивающие: развивать умения выделять звуки в словах, делить слова на слоги, определять основной звук в слоге.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слоговой модели слова, повышать познавательный интерес.

Материалы: презентация, учебники, рабочие тетради для обучения грамоте, Прописи.

Сценарий урока.

Слайд 1. Урок обучения грамоте.

  1. Организационный момент.

Мотивация к знаниям.

Учитель: Мы знаем, что вы любите загадки и поэтому приготовили для вас одну очень интересную загадку. Послушайте.



Слайд 2. (Подобрать подходящую картинку).

Никто его не видывал, но всякий слыхивал.



Дети: (Озвучивают свои варианты отгадок). Всех хвалить, но говорить, что, к сожалению, неверный ответ.

Учитель: Ребята, правильный ответ «звук».

  1. Актуализация знаний.

А что такое «звуки речи»?

Дети: Звуки речи – это звуки, которые мы слышим, когда разговариваем.

Учитель: Где живут звуки речи?

Дети: Звуки речи живут в словах?

Учитель: А что вы знаете о словах?

Дети: Слова – это названия предметов или названия действий, или названия признаков предметов.

Учитель: Ребята, а давайте проговорим все звуки в слове «дети» и составим звуковую модель этого слова. Откройте тетради по обучению грамоте. Прошу записывать вместе со мной. Внимание!

(Нужно проговаривать каждый звук отдельно (изолированно) и одновременно записывать на доске в виде схемы).

Слайд 3.

Называем первый звук . Это звук [ д’]. Ставим первый квадрат – модель звука

Второй звук [ э]. Третий звук - [ т’]. Четвёртый звук - [ и].



(Просмотреть работу детей; желательно, чтобы большинство справилось с работой, у них была записана звуковая модель).

У нас получилась звуковая модель слова «дети».

  1. Повторение.

Учитель: Ребята, звуковые модели слов мы с вами можем увидеть на стр. 27. Откройте букварь на этой странице. Дедушка Ус приготовил для вас слова, которые состоят из одинакового количество звуков.

Кто из вас уже догадался, по сколько звуков в каждом из этих слов?

Дети: В каждом из этих слов по 3 звука.

Учитель: Это что за рыба с усами на рисунке?

Дети. Это усатый сом.

Учитель: Сколько звуков с слове «сом»?

Дети: 3 звука.

Учитель: Дедушка Ус хочет узнать, сможете ли вы выделить каждый звук в слове «сом». Какой звук первый?

Дети: Звук [с]

Учитель: Второй звук?

Дети: [о]

Учитель: Третий?

Дети: [м]

Учитель: Отлично справились с вопросами дедушки Уса! Для тренировки предлагаю вам дома выделить каждый звук в звуковых моделях слов под картинками. Это будет ваше домашнее задание.



А сейчас, ребята, откройте букварь на стр. 30. Обратите внимание на верхнюю часть страницы. Что приготовил для вас дедушка Ага?

Дети: Это модель слова.

Учитель: А что необычное вы заметили в модели слова?

Дети: Слов поделено пополам, на две части.

Учитель: Значит, дедушка Ага хочет сказать нам, что слова можно делить на части. Давайте рассмотрим примеры деления слов на части.

Посмотрим на первый пример. Это кто изображен на картинке?

Дети: Это гуси.

Учитель: Что же мы видим под картинкой?

Это модель слова «гуси».

Слайд 4.





Учитель: Верно. А что расположено ниже первой модели?

Дети: Это тоже модель, только звуковая.

Учитель: Сколько звуков в слове «гуси»?

Дети. Четыре.

Учитель: Давайте назовем каждый звук.





Проговариваем [ г у с’ и], показывая на каждый звук отдельно.

Учитель. Ребята, а что же расположено ниже?

Дети: Я думаю, что это тоже звуковая модель слова «гуси», потому что мы видим четыре звука.

  1. Открытие нового знания.

Учитель: Верно. Но что вы заметили необычное в этой модели?

Дети. В звуковой модели слова «гуси» есть вертикальная линия. Она разделила слово на две части.

Учитель: Верно. Но почему именно две части? Почему не одна часть, не три, и не четыре? Предлагаю вам в этом разобраться. Для этого вам нужно вместе со мной делать так: ставим руку ладонью вниз под подбородок. Поставили? (Следить, чтобы все дети повторяли за вами действия).

Теперь не спеша произнесем слово «гуси» и пронаблюдаем, как работает наш речевой аппарат, а именно наша нижняя челюсть.

На «гу» мы открываем широко рот, наша нижняя челюсть опускается и заставляет опуститься нашу руку, после чего рот закрывается. Потом он открывается второй раз на «си», после чего наш рот закрывается. Значит, чтобы проговорить слово «гуси», сколько раз нам нужно открывать и закрывать рот?

Дети: Два раза.

Учитель: Верно. Значит, в слове «гуси» сколько частей?

Дети. Две.

Учитель. Верно. Давайте проделаем такую работу с другим словом. Какое это слово?

Дети: Это слово «утята».

Слайд 5.

Верно. Сколько в слове «утята» звуков?

Дети: 5 звуков.

Учитель: Назовём каждый звук.



Проговариваем и показываем поочередно каждый звук [ у т’ а т а].

А сколько частей выделено в этом слове?

Дети: Три.

Учитель: Давайте проверим, действительно ли при произношении слова «утята» мы три раза открываем и закрываем рот. Будем использовать «приём ладони». Делай, как я.

У – первый раз открыли и закрыли рот, тя – второй раз, та – третий раз.

Значит , в этом слове три части.

Ребята, в слове «гуси» - две части, а в слове «утята» - 3 части. Почему так? Давайте подумаем, почему при произношении одних слов мы два раза открываем и закрываем рот, при произношении других слов – 3 раза или один? Например, слово « чай» состоит из одной части: мы один раз открываем рот и произносим слово сразу, на одном дыхании.

(Дети высказывают свои предположения).

Учитель: Ребята, количество частей в слове зависит от количество «звуков –ротооткрывателей». Что же это за звуки такие? Это основные , то есть самые главные, звуки речи. Вы их, наверное, знаете.

Слайд 6. Это такие звуки [ а о у ы э и].

Давайте посмотрим и проверим, как эти звуки открывают нам рот.

Учитель: Ребята, вы, наверное, немного устали. Давайте отдохнем.

Физминутка. (Взять в Интернете веселую физминутку для 1 класса).

Учитель: Ребята, ваш друг Небойсик предлагает вам задание. Посмотрите на модель слова . что вы можете сказать о ней?

Дети: В модели слова 2 части?

Учитель: Ребята, не бойтесь ошибиться. Давайте сначала назовем слова ко всем картинкам.

Дети: (Называют слова « кубики, пчелы, малина, машина, рыба, роза».

Учитель: В каких словах мы два раза открывали рот? То есть эти слова состоят из двух частей?

Дети: (Называют слова «пчелы, рыба, роза».

Учитель: Молодцы. Ребята, а кто из вас знает, как по-другому называются части слов?

Дети. Это слоги.

  1. Применение нового знания.

Учитель. Отлично! Посмотрите на последнее задание букваря. Что вы видите внизу страницы?

Это модели слов.

Учитель: Что вы можете рассказать про эти слова?

Дети: Первое слово состоит из двух слогов, а второе – из трех.

Учитель. Правильно. Дети, слова из двух слогов называются «двусложными», слова из трех слогов называются «трехсложными». А как будем называть слова из одного слога? Из четырех? Из пяти?

Ребята, подберите такие слова.

Дети: Например, слово «день» и «понедельник».



(Резервное задание)

Учитель: А вот посчитайте, сколько слогов в слове «подберезовик».

(Чтобы легче было считать слоги, учим детей загибать пальчик на каждый слог).

Дети: В этом слове 5 слогов.

Учитель. Значит это слово пятисложное.

  1. Рефлексия.

Учитель: Ребята, кто считает, что он много работал на уроке, узнал много нового, поднимите руки. Вы большие молодцы. Кто отвлекался, не старался слушать нас и своих одноклассников, сделайте себе замечание и на следующем уроке обязательно будьте внимательнее.

Спасибо вам за урок. Нам было интересно работать с вами. Урок закончен.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!