ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5 класс
Загадка человека
Автор: Семкова Наталья Владимировна - учитель истории и обществознания I категории
г. Нижняя Салда Свердловской области
2015
Цель урока:
Формирование целостных представлений учащихся
зачем человек рождается, для чего живет,
в чем отличие человека от животных,
Цели для учителя
каковы ценности человеческой жизни.
2
Актуализация знаний
- Что такое ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ?
ОБЩЕСТВО ЗНАНИЕ
ОБЩЕСТВО
Актуализация знаний
ЗНАНИЯ
2
Какие знания нам дает обществознание
Знания о человеке
Знания о взаимоотношениях с другими людьми,
обществом
знания
об обществе
Учащиеся вспоминают какие знания нам дает обществознание
Знания о взаимоотношениях с государством
Знания о взаимоотношениях с природой
2
Мотивация
- Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека» - отвечал философ…
- ДИГЕН – древнегреческий философ
Беседа с классом
- Как вы поняли смысл этой легенды?
Мотивация
- Как вы считаете о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?
О человеке
Мотивация урока
Мотивация урока. Вызов к размышлениям, обсуждение высказываний.
- Попробуйте дать ответ на вопрос «Что такое человек?»
2
Тема нашего урока: «Загадка человека»
- «Человек –вечная проблема , которая вечно решается... - и которая никогда не будет решена.»
На какие вопросы нам необходимо ответить?
План урока
1. Чем человек отличается от животных
2. Зачем человек рождается
Эпиграф урока:
- Человек , родившись среди себе подобных , должен ещё научиться быть человеком!
Мотивация урока
..
2
Учебная цель урока
в чем отличие человека от животного;
зачем человек рождается;
каковы ценности человеческой жизни.
Офрмление наиболее удачных целей урока.
12
Создать кластер. «Чем человек отличается от других живых существ»
Учитель организует работу с кластером. С одной стороны, человек – животное, биологическое существо.
? Что вы знаете о человеке, как о биологическом существе?
? Но все это признаки животного. А что же отличает нас от животных?
Выполнение задания в паре. Обсуждение.
12
Чем человек отличается от других живых существ
Владеет речью
Способен к творчеству
Умеет производить орудия труда
Имеет хорошо развитый головной мозг
Способен к прямохож-дению
На доске появляется готовый кластер /примерный/
Способен к действиям по плану
Осознаёт самого себя
Обладает фантазией
12
Заполни пропуски в тексте:
речью
Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________ , имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________.
прямохождению
по плану
головной мозг
орудия труда
Обобщение знаний
12
Зачем человек рождается?
Учитель подводит школьников к дискуссии Зачем человек рождается?
- Одни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни.
12
Зачем человек рождается?
- Другие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям.
Зачем человек рождается
- В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка.
Вопрос:
Зачем человек рождается?
Работа над проблемой
12
Работа с карточками:
Задание 1 Закончите выражения: * Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно воспитываться в обществе, чтобы _______________
Работа с карточками, обсуждение, формулировка выводов.
12
Работа с карточками:
Задание 2.
Закончите предложение.
Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно общаться с ровесниками для того, чтобы ___________
РАБОТА
ПО УЧЕБНИКУ
Страница 11
Работа с текстом учебника. Обсуждение информации, учащиеся высказывают свои мнения. Дают оценку.
12
Прочтите стихотворение В. Д. Берестова «Кому двенадцать лет…»
- Кому двенадцать лет, тот в детский сад Ходил тысячелетия назад. Об этом самом детстве золотом Он вспоминает чуть не со стыдом. Забыть его скорее! Ведь оно –
- В геройской биографии пятно.
- Обсудите стихотворение в паре и опровергните (или согласитесь) мнение о том, что детство – это «в геройской биографии пятно».
- Можно ли утверждать, что мир детства – это волшебный мир, а детские годы - это одна из ценностей человеческой жизни»?
- Почему?
Обсуждение стихотворения. Беседа по содержанию.
12
Важнейшие ценности для человека ?
- Ценности – признанные в обществе или большей его частью представления о том, к каким целям должен стремиться человек
12
Важнейшие ценности для человека ?
ЦЕННОСТИ
Закрепляем знания
Что нужно для ребёнка, чтобы он рос и развивался?
Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы…
Воспитываться с рождения среди людей, чтобы …
Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (трудиться, играть, гулять), чтобы…
Закрепление знаний
12
Зачем человек рождается?
Что сказал поэт?
в, даже, детстве, имеет, не, неправедных,
поступков, права, совершать, человек.
Даже в детстве человек не имеет права совершать неправедных поступков.
Рефлексия. Подведение итогов работы над проблемой «Зачем человек рождается» ребята из предложенных на экране слов составляют цитату и делают вывод.
Александр Блок
12
Источники:
- Вешникова Е. В., Методическая разработка урока обществознания, 5 класс. http://kladraz.ru/blogs/elena-valerevna-veshnikova/konspekt-uroka-obschestvoznanija.html
- Буйволова И.Ю. Обществознание. 5 класс: программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Волгоград: Учитель, 2015.
Источники рисунков
- Слайд 1 http://www.noise-media.com/wp-content/uploads/2010/08/ilike.jpg
- Слайд 3-4 http://dzerjinsk.ru/sites/default/files/poster/2015/06/community_1.png
- Слайд 5 http://edukovrov.ru/site/school22/sites/default/files/2015/img/f663x663.jpg
- Слайд 6 http:// www.settefrati.net/avitti47/dipinti%20per%20categoria/marmi/pompei%2010.jpg
- Слайд 7 http ://static.wixstatic.com/media/015054_55cb6506e6a74b8485011129d5bd03f3.jpg_srz_640_425_85_22_0.50_1.20_0.00_jpg_srz
- Слайд 8 http://dg50.mycdn.me/getImage?photoId=409583132085&photoType=0
- Слайд 10 -11 http ://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/80/57/80057060_3996605_naryshenie_pravil.png
- Слайд 13 http://novayagazeta-ug.ru/sites/default/files/styles/body_main_img_720/public/news/07-2014/bambino_ciccione-2.jpg?itok=Xyxy7Cmd
- Слайд 14 http://gov.cap.ru/UserFiles/news/20130802/01_infolenta_podarok-na-den-vdv.jpg
- Слайд 15 дом - http://bioscienceserviceswest.com/images/Green%20Products.jpg
- Дерево http://buncombe.schoolwires.com/cms/lib5/NC01000308/Centricity/Domain/3600/planting.gif
- Дети http://kbrooten.com/toolsvis/two-kids-reading-together.png
- Слайд 16 http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/122/239/122239131_pasowanie_foto.png
- Слайд 19 http://image.slidesharecdn.com/5ob-140226054334-phpapp01/95/5-o-b-1-638.jpg?cb=1393393614
- Слайд 20 http://i40.tinypic.com/2v2w6ep.png
- Слайд 21 http://ai-cdr.ucoz.ru/kartinki_5/vesi.gif
- Слайд 24 А. Блок http://www.peterburg.biz/images/history/blok2b.jpg
- Мать с ребенком http://zmidetsad1.nethouse.ru/static/img/0000/0002/2826/22826286.l0ugla6qgp.W665.png
12