Организационный момент. (0,2 мин) II.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний (5 мин) Вступительное слово учителя. Здравствуйте ребята, садитесь.Посмотрите,пожалуйста на эти картинки.Как вы считаете,что на них изображено?Вот так же и в общественной жизни- на одно и тоже явление можно взглянуть с разных точек зрения.Я сегодня предлагаю вам посмотреть на одно из актуальнейших явлений общественной жизни с разных сторон,по-разному его оценить.Но чтобы начать разговор,пожалуйста,разберите по 1 листку с понятиями,которые непосредственно связаны с темой нашего урока.В соответствии с понятиями,вы должны объединиться в две группы.На это я даю вам 5 минут. Объясните по какому принципу вы объединились?(предполагаемый ответ-причины и последствия безработицы) На основании этого попытайтесь сформулировать тему урока-«Безработица-ее причины и последствия».Сегодняшний урок - завершает изучение целого ряда тем, связанных с рынком,его основными структурами и законами функционирования (экономический рост, предпринимательская деятельность,факторы производства и факторные доходы, роль государства в рыночной системе хозяйствования). Давайте вспомним Вопрос к классу: (фронтальный опрос) В чем заключаются характерные особенности рыночной экономической системы? Предполагаемый ответ: - многообразие форм собственности - предпринимательство - конкуренция - свободное ценообразование - решения о производстве, распределении и потреблении принимаются самостоятельными экономическими субъектами на основе свободы выбора. (Что производить, для кого производить и как производить) Каковы экономические цели и функции государства? Предполагаемый ответ: - обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы (сбор и анализ информации о ходе и перспективе производственной деятельности, принимается решение, постановление, законы обязательные для исполнения) - защита конкуренции. - перераспределение дохода и богатства -корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта -стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста. - охрана окружающей среды. Каждый ли имеет право на труд? При каких условиях человек готов трудиться, а подходящего места работы нет? Как будут называть трудоспособного человека, не имеющего работу? Вашему вниманию я предлагаю план работы на уроке. Безработица – спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости населения. В ходе урока мы с вами должны решить важную проблему: «Наличие безработицы это хорошо или плохо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества?» III. Этап усвоения новых знаний. (25 мин) Сегодняшняя работа на уроке предполагает работу в группах, работу всего класса и каждого из вас. Открыли тетради и записали тему урока и план урока. Тему урока выделяем зеленым цветом. В своей деятельности человек ставит перед собой различные цели, в том числе экономические. Например, получить профессию, иметь устойчивый источник средств к существованию, возможность отдыха и т.д. Осуществление этих целей во многом зависит от желания и способностей человека трудиться. Мы с вами попытались ответить на вопрос: Каждый ли имеет право на труд? При каких условиях человек готов трудиться, а подходящего места работы нет? Согласно документу Основного закона нашего государства – Конституции РФ, исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду закреплено законом. Так, в ст. 37 основного закона указано: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. принудительный труд запрещён». Другой документ – Трудовой кодекс РФ. (ст. 2) признаёт право каждого работника на справедливые условия труда, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. Как видим наши предположения с вами оказались правильными. По закону: каждый имеет право на труд. В различные исторические эпохи формировались экономические системы, где положение трудоспособного населения и характер труда был различным. Давайте с вами выясним, имеется ли прямая зависимость занятость трудоспособного населения от характера труда. Работа в группах. (2 мин) Для этого я вам предлагаю поработать в группах. На парте у вас присутствуют задания, которые соответствуют пунктам плана нашего урока. Попытайтесь выполнить задание№1, 2 к первому пункту плана. Задание №1. Безработица спутник рыночной экономике Заполните таблицу «Особенность и характер труда в различных экономических системах» Характеристика труда Обязательный Добровольный Свободный Инициативный Принудительный Название системы | Характеристика системы | Характеристика труда | Командная экономика | Монопольное право государства на использование труда и предоставление работы. Наличие общественного и коллективного труду в различных отраслях производства и сферах услуг. Государство обеспечивало 100% занятость населения и в этих целях поддерживало убыточные предприятия. | 1, 5 | Рыночная экономика | Наличие частного индивидуального труда. Значительная часть населения работает не на государственных предприятиях, а в организациях частного типа. Свобода предпринимательской деятельности и частной инициативы, конкуренция в различных отраслях производства и сферах услуг. | 2, 3, 4 | Вопрос: Можно ли говорить о том, что характер труда предопределяет занятость населения? Задание №2 Безработица спутник рыночной экономике Документ. Фрагмент из работы современных российских ученых о характере труда наемного работника в условиях рынка: «Рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех реформ принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями … создание системы государственных гарантий, социальной защищённости граждан от безработицы. Нужно ускорить процесс формирования … инфраструктуры рынка труда, где для наёмных работников должна быть создана реальная возможность выбора конкретной формы деятельности в соответствии с личными склонностями и квалификацией, где существовала бы конкуренция не только (работников) … но и работодателей». Используя текст, ответьте на вопрос: Как изменяется труд в рыночной экономике? Какое влияние эти изменения могут оказать на занятость работников в условиях конкуренции работодателей. Проверка работы в группах (2 мин) Труд в рыночной экономике как мы выяснили, носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей (принятие самостоятельного решения кого нанимать на работу) и добровольность занятости в рыночной экономике (работник сам решает, где ему на наиболее выгодных условиях работать) приводят к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Вопрос к классу: (1 мин) Какое явление в экономической жизни общества может произойти? Показ видеофрагмента, блок новостей о безработице в мире «Потерянное поколение» (0,48 мин) Вопрос к классу: (1 мин) Можно ли утверждать, что безработица является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира? Используя отрывок из документа выясните, кого по закону РФ можно считать занятым, а кого безработным. Задание №3 Безработица спутник рыночной экономике (3-5 мин) ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 27.12.2009) Статья 1. Занятость граждан 1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход…
Статья 2. Занятые граждане Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ… зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, … проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, … проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения … временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, … Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными 1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. … 2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки … документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. … При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов…. 3.Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста;… Работа с понятийным аппаратом. Запись в тетради понятийного аппарата Безработица – социально-экономическое явление. Когда часть активного населения (лица 16 лет и старше, желающие работать) не может применить свою рабочую силу в производстве товаров и в сфере услуг Безработные наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах: Число безработных Уровень безработицы = ---------------------------------- * 100% Трудоспособное население Нормальный уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5-6 %. В период экономического кризиса этот уровень может измениться.Что касается Челябинской области,по оперативным данным еженедельного мониторинга на октябрь 2013 года уровень регистрируемой безработицы составил-1,24%. Занятость населения - деятельность граждан, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей путем получения дохода, основанного на личном труде. К занятому населению относятся: занятые по найму за вознаграждение; занятые индивидуальной трудовой деятельностью; занятые в домашнем хозяйстве; военнослужащие; предприниматели, фермеры, занятые надомным трудом, по совместительству и др. Говоря о безработице, необходимо выяснить причины её породившие. Давайте вместе попытаемся их обозначить. (смысловое умозаключение 3 мин) Работа со статистическими данными в группах. Внимательно просмотрите статистические данные, проанализируйте и сделайте вывод: Об уровне безработицы в мире? Уровень безработицы % Прогнозируемый ответ: Международные сопоставления показывают, что безработица выросла практически везде, причем есть страны, где ситуация много хуже. В Испании уровень безработицы достиг почти 20%, в Латвии – 22,8%. В РФ – 9% О соотношении занятого населения и безработных в РФ. Прогнозируемый ответ: Занятое население в процентном соотношение преобладает над безработными, что говорит о принятие своевременных мер по недопущения увеличения численности безработных, со стороны государства, а также активности населения по самостоятельному нахождению работы . О способах поиска работы безработными в РФ. Прогнозируемый ответ: Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, более 50% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости, прибегая к помощи друзьям, родственников, знакомых. Только от 30-40 % обращаются в службу занятости, 24% напрямую к работодателям, 20-22% используют ресурсы СМИ. Высокий уровень безработицы, влечёт за собой серьезные экономические и социальные последствия.Академик Д.Львов писал «Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало,что заработная плата ниже 3 долларов в час является предельной,обрекающей человека на полуголодное существование.Наша же зарплата в 2-3 раза ниже.Это оказывает разрушающее воздействие на стимулы человека к эффективному труду.Он перестает видеть перспективу и утрачивает связь между трудом и возможностями улучшения своей жизни». Тем не менее, мнения ученых-экономистов о последствиях безработицы разделились-на негативные и позитивные. Сейчас опять работа в группах- Продолжите предложение: 1группа-Наличие безработицы это хорошо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества, потому что …… Предполагаемый ответ: Позитивные последствия безработицы Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства; Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции; усиливается трудовая дисциплина и ответственность работающих, т.к. гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду. Повышается социальная ценность рабочего места Увеличивается личное свободное время 2 группа-Наличие безработицы это плохо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества,потому что ……….__ Экономические последствия | Социальные последствия | расходы государственного фонда занятости на выплату пособий безработным, потери по возможному фонду оплаты труда безработных (недополученная зарплата), потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы (невыплата подоходного налога); несозданный продукт, что влечёт снижение общего объема производимых в стране экономических благ; сокращение потребительского спроса; отсутствие заработной платы вынуждает человека сокращать до минимума свои расходы; отсутствует рост благосостояния граждан | теряется квалификация, стаж работы; размер пособия по безработице не обеспечивает нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги; потеря чувства уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение; ухудшение физического и психического состояния; молодежь не имеет достаточных профессиональных навыков и подготовки, отсутствие специальности затрудняет процесс трудоустройства; опасность возрастания социальной напряженности в обществе, преступности. | В связи с этим возникает вопрос, какова роль государства в обеспечении занятости?Работа в группах. Найти в учебнике!стр-110-111. Одна группа готовит материал о активной политики государства в области занятости,другая группа-о пассивной политике. IV. Этап закрепления новых знаний (5 мин) В ходе урока мы с вами познакомились с таким явлением экономической жизни общества как безработица. Выяснили причины появления и рассмотрели последствия. Возвращаясь к проблеме: «Наличие безработицы это хорошо или плохо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества?» Наверное, нельзя однозначно утверждать-хорошо это или плохо.Каждое явление нужно оценивать объективно.С точки зрения конкретного человека,оставшегося без работы,это может оказаться настоящей трагедией.Однако с точки зрения экономической динамики,данное явление-объективная необходимость. Мы с вами изучаем обществознание не просто,чтобы изучить,а чтобы изменить свою собственную жизнь к лучшему,избежать ошибок.Вот посмотрите,сложив листок, а потом его развернув,мы увидим.что на нем остался след.Любое событие общественной жизни оставляет след в жизни каждого конкретного человека..Наша встреча, оставит след и у меня,и надеюсь,у вас. V.Рефлексия А для того,чтобы выяснить,какой след оставил этот урок,будьте добры заполните листочки с вопросами и сдайте мне. VI. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению (1 мин)(написать на доске) 1.Параграф № 9. вопросы из рубрики «Для самопроверки» 1-5. 2.Письменное задание по выбору: -написать эссе на тему»Как найти свое место на рынке труда?»(памятки по написанию эссе вам розданы) -составить памятку «Как избежать безработицы?». VII.Подведение итогов работы, выставление оценок. (2-3 мин) Спасибо за урок. |