СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 11 классе "Безработица-ее причины и последствия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомиться с таким явлением экономической жизни как безработица.Выяснить ее причины,последствия.Решить проблему"Наличие безработицы это хорошо или плохо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества"

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 11 классе "Безработица-ее причины и последствия"»


«Безработица, её причины и последствия».

  1. Цель:

  • Познакомиться с таким явлением экономической жизни общества как безработица. Выяснить её причины и последствия.

  • Решить проблему «Наличие безработицы это хорошо или плохо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества?»

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с характером труда в условиях рыночной экономики, его влияние на занятость работников в условиях конкуренции;

  • дать учащимся представление, что такое безработица;

  • выяснить причины безработицы;

  • проанализировать на конкретных примерах последствия безработицы.

развивающие:

  • формировать критическое мышление;

  • научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;

  • продолжить работу по формированию умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

  • формировать собственное суждение, представление, умозаключение о причинах и последствиях безработицы;

  • продолжить развивать монологическую речь учащихся и умения работать в группах;

  • способствовать формировании ключевых компетенций на уроках обществознания, а также метапредметных результатов обучения.

воспитательные:

  • развивать познавательные интересы учащихся по предмету;

  • вовлечь в активную практическую деятельность;

  • совершенствовать навыки общения.

Тип урока: современный комбинированный урок (формирования нового проблемного видения, адаптивная система обучения

Форма работы: дифференцированно-групповая (фронтальная, индивидуальная).

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация к уроку, рабочие тетради, учебник, раздаточный материал.

  1. Программно-методическое обеспечение: рабочая программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию; учебник обществознане на базовом (под редакцией Л.Н. Боголюбов); тематическое планирование по обществознанию на базовом уровне; Интернет – ресурсы,Поурочные разработки по обществознанию(базовый уровень),Москва,2008г.


  1. Ход урока

Содержание урока. Основные этапы урока

Слайд


  1. Организационный момент. (0,2 мин)


II.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний (5 мин)

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята, садитесь.Посмотрите,пожалуйста на эти картинки.Как вы считаете,что на них изображено?Вот так же и в общественной жизни- на одно и тоже явление можно взглянуть с разных точек зрения.Я сегодня предлагаю вам посмотреть на одно из актуальнейших явлений общественной жизни с разных сторон,по-разному его оценить.Но чтобы начать разговор,пожалуйста,разберите по 1 листку с понятиями,которые непосредственно связаны с темой нашего урока.В соответствии с понятиями,вы должны объединиться в две группы.На это я даю вам 5 минут. Объясните по какому принципу вы объединились?(предполагаемый ответ-причины и последствия безработицы)

На основании этого попытайтесь сформулировать тему урока-«Безработица-ее причины и последствия».Сегодняшний урок - завершает изучение целого ряда тем, связанных с рынком,его основными структурами и законами функционирования (экономический рост, предпринимательская деятельность,факторы производства и факторные доходы, роль государства в рыночной системе хозяйствования). Давайте вспомним

Вопрос к классу: (фронтальный опрос)

  1. В чем заключаются характерные особенности рыночной экономической системы?

Предполагаемый ответ:

- многообразие форм собственности

- предпринимательство

- конкуренция

- свободное ценообразование

- решения о производстве, распределении и потреблении принимаются самостоятельными экономическими субъектами на основе свободы выбора. (Что производить, для кого производить и как производить)


  1. Каковы экономические цели и функции государства?

Предполагаемый ответ:

- обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы (сбор и анализ информации о ходе и перспективе производственной деятельности, принимается решение, постановление, законы обязательные для исполнения)

- защита конкуренции.

- перераспределение дохода и богатства

-корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта

-стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

- охрана окружающей среды.


  1. Каждый ли имеет право на труд?

  2. При каких условиях человек готов трудиться, а подходящего места работы нет?

  3. Как будут называть трудоспособного человека, не имеющего работу?


Вашему вниманию я предлагаю план работы на уроке.

  1. Безработица – спутник рыночной экономики.

  2. Причины безработицы.

  3. Роль государства в обеспечении занятости населения.


В ходе урока мы с вами должны решить важную проблему:

«Наличие безработицы это хорошо или плохо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества?»


III. Этап усвоения новых знаний. (25 мин)

Сегодняшняя работа на уроке предполагает работу в группах, работу всего класса и каждого из вас.

Открыли тетради и записали тему урока и план урока. Тему урока выделяем зеленым цветом.

В своей деятельности человек ставит перед собой различные цели, в том числе экономические. Например, получить профессию, иметь устойчивый источник средств к существованию, возможность отдыха и т.д.

Осуществление этих целей во многом зависит от желания и способностей человека трудиться. Мы с вами попытались ответить на вопрос: Каждый ли имеет право на труд? При каких условиях человек готов трудиться, а подходящего места работы нет?

Согласно документу Основного закона нашего государства – Конституции РФ, исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду закреплено законом.

Так, в ст. 37 основного закона указано:

«1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. принудительный труд запрещён».

Другой документ – Трудовой кодекс РФ. (ст. 2) признаёт право каждого работника на справедливые условия труда, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Как видим наши предположения с вами оказались правильными. По закону: каждый имеет право на труд.

В различные исторические эпохи формировались экономические системы, где положение трудоспособного населения и характер труда был различным.

Давайте с вами выясним, имеется ли прямая зависимость занятость трудоспособного населения от характера труда.


Работа в группах. (2 мин)

Для этого я вам предлагаю поработать в группах. На парте у вас присутствуют задания, которые соответствуют пунктам плана нашего урока.

Попытайтесь выполнить задание№1, 2 к первому пункту плана.


Задание №1. Безработица спутник рыночной экономике

Заполните таблицу «Особенность и характер труда в различных экономических системах»

Характеристика труда

  1. Обязательный

  2. Добровольный

  3. Свободный

  4. Инициативный

  5. Принудительный



Название системы


Характеристика системы


Характеристика труда



Командная экономика

Монопольное право государства на использование труда и предоставление работы. Наличие общественного и коллективного труду в различных отраслях производства и сферах услуг.

Государство обеспечивало 100% занятость населения и в этих целях поддерживало убыточные предприятия.



1, 5


Рыночная экономика

Наличие частного индивидуального труда. Значительная часть населения работает не на государственных предприятиях, а в организациях частного типа. Свобода предпринимательской деятельности и частной инициативы, конкуренция в различных отраслях производства и сферах услуг.



2, 3, 4

Вопрос:

    1. Можно ли говорить о том, что характер труда предопределяет занятость населения?


Задание №2 Безработица спутник рыночной экономике


Документ. Фрагмент из работы современных российских ученых о характере труда наемного работника в условиях рынка:

«Рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех реформ принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями … создание системы государственных гарантий, социальной защищённости граждан от безработицы. Нужно ускорить процесс формирования … инфраструктуры рынка труда, где для наёмных работников должна быть создана реальная возможность выбора конкретной формы деятельности в соответствии с личными склонностями и квалификацией, где существовала бы конкуренция не только (работников) … но и работодателей».

Используя текст, ответьте на вопрос:

  1. Как изменяется труд в рыночной экономике?

  2. Какое влияние эти изменения могут оказать на занятость работников в условиях конкуренции работодателей.


Проверка работы в группах (2 мин)


Труд в рыночной экономике как мы выяснили, носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей (принятие самостоятельного решения кого нанимать на работу) и добровольность занятости в рыночной экономике (работник сам решает, где ему на наиболее выгодных условиях работать) приводят к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу.

Вопрос к классу: (1 мин)

Какое явление в экономической жизни общества может произойти?

Показ видеофрагмента, блок новостей о безработице в мире

«Потерянное поколение» (0,48 мин)


Вопрос к классу: (1 мин)

Можно ли утверждать, что безработица является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира?


Используя отрывок из документа выясните, кого по закону РФ можно считать занятым, а кого безработным.


Задание №3 Безработица спутник рыночной экономике (3-5 мин)


ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 27.12.2009)


Статья 1. Занятость граждан

1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход…

Статья 2. Занятые граждане

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ… зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, … проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, … проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения …

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, …

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. …

2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки … документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
… При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов….

3.Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста;…

Работа с понятийным аппаратом.

  • Что такое безработица?

  • Что такое занятость населения?

Запись в тетради понятийного аппарата

Безработица – социально-экономическое явление. Когда часть активного населения (лица 16 лет и старше, желающие работать) не может применить свою рабочую силу в производстве товаров и в сфере услуг


Безработные наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.


Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах:

Число безработных

Уровень безработицы = ---------------------------------- * 100%

Трудоспособное население


Нормальный уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5-6 %. В период экономического кризиса этот уровень может измениться.Что касается Челябинской области,по оперативным данным еженедельного мониторинга на октябрь 2013 года уровень регистрируемой безработицы составил-1,24%.


Занятость населения - деятельность граждан, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей путем получения дохода, основанного на личном труде.

К занятому населению относятся: занятые по найму за вознаграждение; занятые индивидуальной трудовой деятельностью; занятые в домашнем хозяйстве; военнослужащие; предприниматели, фермеры, занятые надомным трудом, по совместительству и др.


Говоря о безработице, необходимо выяснить причины её породившие. Давайте вместе попытаемся их обозначить. (смысловое умозаключение 3 мин)



Работа со статистическими данными в группах.


Внимательно просмотрите статистические данные, проанализируйте и сделайте вывод:


  1. Об уровне безработицы в мире?

Уровень безработицы %


Прогнозируемый ответ:

Международные сопоставления показывают, что безработица выросла практически везде, причем есть страны, где ситуация много хуже. В Испании уровень безработицы достиг почти 20%, в Латвии – 22,8%. В РФ – 9%




  1. О соотношении занятого населения и безработных в РФ.




Прогнозируемый ответ:

Занятое население в процентном соотношение преобладает над безработными, что говорит о принятие своевременных мер по недопущения увеличения численности безработных, со стороны государства, а также активности населения по самостоятельному нахождению работы




.


  1. О способах поиска работы безработными в РФ.


Прогнозируемый ответ:

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, более 50% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости, прибегая к помощи друзьям, родственников, знакомых. Только от 30-40 % обращаются в службу занятости, 24% напрямую к работодателям, 20-22% используют ресурсы СМИ.

Высокий уровень безработицы, влечёт за собой серьезные экономические и социальные последствия.Академик Д.Львов писал «Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало,что заработная плата ниже 3 долларов в час является предельной,обрекающей человека на полуголодное существование.Наша же зарплата в 2-3 раза ниже.Это оказывает разрушающее воздействие на стимулы человека к эффективному труду.Он перестает видеть перспективу и утрачивает связь между трудом и возможностями улучшения своей жизни».

Тем не менее, мнения ученых-экономистов о последствиях безработицы разделились-на негативные и позитивные.


Сейчас опять работа в группах-

Продолжите предложение:

1группа-Наличие безработицы это хорошо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества, потому что ……

Предполагаемый ответ:

Позитивные последствия безработицы

  • Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства;

  • Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции;

  • усиливается трудовая дисциплина и ответственность работающих, т.к. гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.

  • Повышается социальная ценность рабочего места

  • Увеличивается личное свободное время

  • 2 группа-Наличие безработицы это плохо для развития экономической

  • сферы жизнедеятельности общества,потому что ……….__

Экономические последствия

Социальные последствия

  • расходы государственного фонда занятости на выплату пособий безработным, потери по возможному фонду оплаты труда безработных (недополученная зарплата), потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы (невыплата подоходного налога);

  • несозданный продукт, что влечёт снижение общего объема производимых в стране экономических благ;

  • сокращение потребительского спроса;

  • отсутствие заработной платы вынуждает человека сокращать до минимума свои расходы;

  • отсутствует рост благосостояния граждан


  • теряется квалификация, стаж работы;

  • размер пособия по безработице не обеспечивает нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги;

  • потеря чувства уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение;

  • ухудшение физического и психического состояния;

  • молодежь не имеет достаточных профессиональных навыков и подготовки, отсутствие специальности затрудняет процесс трудоустройства;

  • опасность возрастания социальной напряженности в обществе, преступности.



В связи с этим возникает вопрос, какова роль государства в обеспечении занятости?Работа в группах. Найти в учебнике!стр-110-111.

Одна группа готовит материал о активной политики государства в области занятости,другая группа-о пассивной политике.




IV. Этап закрепления новых знаний (5 мин)


В ходе урока мы с вами познакомились с таким явлением экономической жизни общества как безработица. Выяснили причины появления и рассмотрели последствия.


Возвращаясь к проблеме:

«Наличие безработицы это хорошо или плохо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества?»

Наверное, нельзя однозначно утверждать-хорошо это или плохо.Каждое явление нужно оценивать объективно.С точки зрения конкретного человека,оставшегося без работы,это может оказаться настоящей трагедией.Однако с точки зрения экономической динамики,данное явление-объективная необходимость.

Мы с вами изучаем обществознание не просто,чтобы изучить,а чтобы изменить свою собственную жизнь к лучшему,избежать ошибок.Вот посмотрите,сложив листок, а потом его развернув,мы увидим.что на нем остался след.Любое событие общественной жизни оставляет след в жизни каждого конкретного человека..Наша встреча, оставит след и у меня,и надеюсь,у вас.

V.Рефлексия

А для того,чтобы выяснить,какой след оставил этот урок,будьте добры заполните листочки с вопросами и сдайте мне.

VI. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению (1 мин)(написать на доске)

1.Параграф № 9. вопросы из рубрики «Для самопроверки» 1-5.

2.Письменное задание по выбору:

-написать эссе на тему»Как найти свое место на рынке труда?»(памятки по написанию эссе вам розданы)

-составить памятку «Как избежать безработицы?».



VII.Подведение итогов работы, выставление оценок. (2-3 мин)

Спасибо за урок.
















































Слайд1








Слайд2







Слайд3















Слайд4











































































Слайд5


























































Слайд6


















Слайд6













Слайд7









Слайд8









Слайд9




































































































Слайд

10













































Слайд

11








Слайд

12














































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!