СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания по теме "Отклоняющееся поведение и социальный контроль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Отклоняющееся поведение и социальный контроль».

Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный

Урок подготовлен на основании деятельностного подхода в обучении. В ходе урока обучающиеся самостоятельно определяют тему урока, ставят цели. В течении урока обучающиеся работают как с учебником так и с дополнительным материалом. В конце урока - дается решение поставненной проблемы, проводится рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания по теме "Отклоняющееся поведение и социальный контроль"»

МБОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа №3»




Урок по обществознанию на тему:

«Отклоняющееся поведение и социальный контроль».


Класс: 11 (базовый уровень)








Выполнила: учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

Лукина Евгения Сергеевна










г. Коммунар,

2017 г.


Тема урока: «Отклоняющееся поведение и социальный контроль».

Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный


Цели урока:

1.Образовательная: раскрыть сущность таких явлений, как отклоняющееся поведение и социальный контроль, показать их взаимосвязь, описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения, проанализировать причины негативного поведения.

2. Развивающая: развитие умений анализировать, сопоставлять, делать выводы; умений, необходимых для применения полученных знаний при решении практических задач.

3. Воспитательная: формирование навыков социального поведения, профилактика опасных форм отклоняющегося поведения.

Основные понятия: отклоняющееся поведение, девиантное поведение, социальный контроль, самоконтроль, санкции.

Оборудование:  проектор, компьютер, компьютерные динамики.

Раздаточный материал: На столах у учащихся находятся материалы с дополнительной информацией.

На уроке применяются следующие виды деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.











Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.




















































2.Отклоняющееся поведение и его типы.































3. Причины отклоняющегося поведения.

























































4. Социальный контроль и самоконтроль.
















































5. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание.






Актуализация, определение темы, постановка задач.

Учитель: приветствует учащихся и начинает беседу по вопросам. Слайд 1

  1. Почему в начале урока вы встаете?

  2. Какие еще правила (нормы), принятые в обществе вы знаете? (можно заполнить схему «социальные нормы»).

  3. Какую роль в жизни общества и человека играют социальные нормы?

  4. Всегда ли выполняются в обществе социальные нормы?

  5. Как называется поведение не соответствующее нормам?

  6. Пытается ли общество следить за выполнением социальных норм? Как называется контроль со стороны общества?


Определяется совместно с учащимися тема урока.

Далее учащимся предлагается ответить на вопрос: «что вы узнали в основной школе об отклоняющемся поведении?» и заполнить 1 и 2 столбцы таблицы «ЗХУ – знаю, хочу узнать, узнал». Слайд 2.



Перед учащимися ставится проблема: «Отклонения – естественная часть социальной жизни, поэтому осуждение, регулирование и запрещение не уменьшают отклонений. Специфические отклонения могут исчезать, а другие появляться… Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким ». Согласны ли вы с изложенной точкой зрения? Можно ли избавить общество от отклонений? Слайд 3



Отклоняющееся поведение называют девиантным (девиация - от лат. deviatio — отклонение). Учитель предлагает обучающимся выполнить задание-конструктор и дать определение понятию «девиантное (отклоняющееся) поведение. Слайд 4.



Далее обучающимся предлагается привести примеры социальных отклонений, которые приобрели массовый характер. Учитель дополняет ответы учащихся при необходимости. Знакомит учащихся с примерами отклонений не несущих вреда обществу. Слайды 5-7. Предлагает заполнить схему «Типы (виды) отклоняющегося поведения» о проверяет ее. Слайд 8



Итак, мы с вами выяснили, что отклоняющееся поведение может быть не только отрицательным, но и безвредным и, даже положительным. К сожалению в большинстве случаев отклонения проявляются в причинении вреда. Так в чем же причины такого поведения?

Учитель организует групповую работу обучающихся с раздаточным материалом и текстом параграфа. Их задача определить 4 группы причин отклоняющегося поведения.

Далее, используя примеры конкретных причин, распределяют их по группам, заполняя схему «Причины девиантного поведения». Слайд 9.

Учитель организует беседу по вопросам:

- Какая группа причин вам показалась более значимой? Почему?



- Можно ли назвать отклонения естественной частью социальной жизни?



- В какие периоды жизни общества отклонений больше? Почему?







Итак, мы выяснили группы причин отклоняющегося поведения. Определили, что отклонения сопровождают общество на протяжении всей его истории, и наиболее остро проявляются в периоды глубоких перемен, когда регулирующая роль норм ослабевает. Реальность так меняется, что перестает соответствовать сложившимся ранее ценностям и правилам. Многие прежние ценности теряют свое значение, а вновь нарождающиеся предпочтения нередко конфликтуют с традиционными представлениями. В этих условиях чаще проявляется отклоняющееся поведение.

Задание: На основе просмотренного видеофильма/фотографий, текста учебника и дополнительной информации укажите: В чем состоит опасность отклоняющегося поведения (курения, алкоголизма, наркомании, коррупции)? Какие меры принимает общество для борьбы с данными отклонениями? Слайды 10-16.



Общество всегда стремилось влиять на поведения индивидов и социальных групп. Современное общество располагает различными способами контроля. Учитель предлагает обучающимся, пользуясь текстом параграфа и дополнительным материалом ответить на вопросы.

1. Что такое социальный контроль?



















2. Что такое санкции? Назовите их разновидности? За что они следуют?











3. Что такое самоконтроль? Почему он имеет такое важное значение?

















После проверки выполнения задания выстраивается схема.

«Элементы механизма социального контроля».

Сегодня на уроке мы с вами говорили о девиантном поведении в обществе. Что вы узнали нового на уроке? (заполнение 3-его столбца таблицы «ЗХУ – знаю, хочу узнать, узнал»). Слайд 17


















Возвращаемся к проблеме урока: «Отклонения – естественная часть социальной жизни, поэтому осуждение, регулирование и запрещение не уменьшают отклонений. Специфические отклонения могут исчезать, а другие появляться… Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким ». Согласны ли вы с изложенной точкой зрения?





Слово учителя: Девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.  Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено девиантное поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. 

Однако, с такими отрицательными явлениями как криминальное поведение, сексуальные отклонения, коррупция, алкоголизм, курение и наркомания необходимо бороться, т. к. они могут привести к гибели общества в целом.

Домашнее задание:

Устно: §6, прочитать и ответить на вопросы к параграфу.

Письменно ответить на вопрос:

Как вы относитесь к проблемам, затронутым на уроке? Почему?


Отвечают на вопросы -

примерные ответы учащихся:


- это правило приветствия учителя;

- религиозные, правовые, правила этикета, традиции и др.;


- социальные нормы регулируют жизнь людей, определяют порядок;

- нет;


- отклоняющееся;


- да, общественный (социальный) контроль.





Учащиеся определяют тему урока.

Заполняют таблицу, отвечая на вопрос.

По итогам данной деятельности обучающиеся определяют задачи урока: 1. Определить всегда ли отклонения имеют отрицательный характер; 2. В чем причины такого поведения; 3. Какими способами общество поддерживает порядок.









Для того, что бы сформулировать определение понятия «Отклоняющееся поведение» обучающиеся выполняют задание конструктор и называют определение.

Примерные ответы:

- наркомания, алкоголизм, терроризм, религиозный фанатизм, экстремизм и др.


Обучающиеся заполняют схему «Типы (виды) отклоняющегося поведения».











Разделившись на 4 группы: биологов, психологов, социологов и культурологов объясняют причины отклоняющегося поведения.







Примерные ответы:

- как правило называют социальные;

- да, так как они существуют на протяжении всей жизни общества;


- отклонений больше в периоды серьезных перемен в жизни общества, т.к. меняются ценности и ранее сложившиеся нормы.




















Выполняют задание.

В ходе обсуждения учащиеся должны указать особую опасность данных отклонений для детей и молодежи.












Предполагаемые ответы учащихся:


- Социальный контроль - это механизм поддержания социального порядка, основанный на проверке фактических результатов деятельности с ожидаемыми путём применения властных полномочий и санкций.

- Санкции – это меры наказания и поощрения за соблюдение социальных норм. Бывают позитивные – за согласие и поддержание норм и негативные – за нарушения норм.

- Самоконтроль – это способность индивида самостоятельно, на основе волевых усилий, регулировать свое поведение. Самоконтроль является показателем взрослости, чем выше самоконтроль. Тем меньше необходимо прибегать к внешнему контролю.

Заполняют схему.












Заполнение таблицы – предполагаемые ответы: (узнали новое)

- отклоняющееся поведение бывает положительным, полезным для общества;

- познакомились с новыми понятиями;

- поняли действие механизма сомоконтроля.


Предполагаемые ответы:

- согласны с тем, что отклонения это естественная часть жизни, т.к. общество – это динамическая, саморазвивающаяся система, в которой постоянно происходят различные изменения и всегда есть индивиды, социальные группы, которые по разным причинам будут стремиться нарушить существующие нормы.



Список литературы:

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.

2. Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, А.В. Белявский, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбов; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013.-351 с.

3. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 272 с.

4. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы: пособие для учащихся; под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 93 с.

Интернет ресурсы:

- www.Grandars.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!