СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 7 классе по теме: «Производство: затраты, выручка, прибыль»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема «Производство: затраты, выручка, прибыль» относится к разделу «Человек в экономических отношениях» курса «Обществознание» 7 класс учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова. Тема связана с пройденным материалом предыдущей темы 7 класса  «Экономика и ее основные участники, мастерство работника» Пропедевтика  была в 6 классе при изучении  темы «Человек и его деятельность». Вопросы, изучаемые в рамках данного занятия,  работают на последующие уроки обществознания, входят в задания ОГЭ. В связи с этим урок был построен с опорой на такие мыслительные операции как: сравнение, счет, анализ и син­тез,  обобщения и конкретизации.Тема «Производство: затраты, выручка, прибыль» относится к разделу «Человек в экономических отношениях» курса «Обществознание» 7 класс учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова. Тема связана с пройденным материалом предыдущей темы 7 класса  «Экономика и ее основные участники, мастерство работника» Пропедевтика  была в 6 классе при изучении  темы «Человек и его деятельность». Вопросы, изучаемые в рамках данного занятия,  работают на последующие уроки обществознания, входят в задания ОГЭ. В связи с этим урок был построен с опорой на такие мыслительные операции как: сравнение, счет, анализ и син­тез,  обобщения и конкретизации.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 7 классе по теме: «Производство: затраты, выручка, прибыль»»

МАОУ Аксурская средняя общеобразовательная школа,

филиал МАОУ Дубровинской СОШ







Урок обществознания 7 класс

По теме: «Производство: затраты, выручка, прибыль»







Провел: Ахметчанов Нур Мухаметчанович

учитель истории и обществознания



2023 г.

Технологическая карта урока по обществознанию «Производство: затраты, выручка, прибыль».

Учитель: Ахметчанов Н.М.


Тема урока

Производство: затраты, выручка, прибыль.

Тип урока

Урок изучения нового материала, с интеграцией математики

Дата урока

02.02.2023

Информационно-
методическое
обеспечение
педагогической
системы урочной
деятельности

Обществознание.7 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред.
Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2011.

Обществознание.Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2011.


План урока

1. Что и как производить.

2. Затраты производства.

3. Все ли выгодно производить

Цель урока

  1. Познакомить учащихся с главной экономической проблемой – ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека.

  2. Уяснить значение понятий «выручка», «затраты», «эффективность производства».

  3. Познакомить учащихся с видами затрат производства.

  4. Продолжить формирование умений учащихся анализировать текст учебника и дополнительной литературы.

  5. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к труду, стремление к получению знаний.

Формы и методы
обучения

Методы:

частично-поисковый,

методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала,

методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия
и термины

Потребности, производство, разделение труда, затраты, выручка, прибыль,

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Приобретенная компетентность

Научатся: определять, какова цель экономики; что необходимо предпринимателю для принятия решения об открытии производства; как сделать производство выгодным; как снизить затраты производства.

Получат возможность научиться: осуществлять поиск социальной информации; формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем.

Учебно-познавательная компетенция

Умеют: выполнять творческие задания; работать в группах; проводить оценку своей учебной деятельности



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Вре-мя
(мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
организации
взаимодействия
на уроке

Универсальные
учебные действия


I. Организационный момент

1

Приветствие учащихся учителем, проверка подготовки к уроку принадлежностей. – Здравствуйте, все готовы к уроку. Для того чтобы урок прошел хорошо нам всем нужно потрудиться Вы готовы? (да) СЛАЙД 1

Приветствие учителя.



Ответы детей (да)

Фронтальная

Личностные:развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Познавательные:

общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя;



II. Актуализация знаний

5

Для того чтобы вспомнить все то, что нам пригодится для дальнейшей работы.

СЛАЙД 2

  1. Трудовое денежное вознаграждение. (Зарплата)

  2. Тип хозяйство, при котором что производится, то и потребляется (Натуральное).

  3. Осязаемые предметы, выставленные на продажу. (Товар)

  4. Неосязаемый объект в виде действий, выгод или удовлетворений (Услуга)

  5. Товар или услуга, в которых нуждаются люди. (Потребность)

1 ученик пишет, по одному ученику от каждой группы читают.


Индивидуальная

Познавательные:

общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; постановка и формулирование проблемы;

логические – построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:

–Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.


III. Изучение
нового мате-
риала









































































Физминутка









20













































































3







Просмотр видеоролика.(фрагмент из сказки МОРОЗКО»)

Ребята проанализируйте какое слово встречается очень часто в ролике? Правильно – хочу!

Какую из четырех сфер экономики раскрывает это слово? (потребление)

А что может удовлетворить наши запросы? (производство)

Итак, тема нашего урока

ПРОИЗВОДСТВО (СЛАЙД 3)

Открываем тетради записываем число и тему урока.

Любое производство имеет три составляющих. Каких?

(на слайде зашифрованные слова)

ЗАТРАТЫ, ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ.

Производство создает два экономических продукта. Это

ТОВАР И УСЛУГА

Давайте сформулируем что же такое производство?СЛАЙД 4

ПРОИЗВОДСТВО - ЭТО ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ.

Как вы думаете, что необходимо производителям для принятия решения о начале производства того или иного экономического продукта?СЛАЙД 5

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРОДУКТА, КОЛИЧЕСТВО ИЛИ ОБЪЕМ ПРОДУКЦИИ, ПОЛЕЗНОСТЬ, АКТУАЛЬНОСТЬ и т.д.)

Какой праздник мы будем отмечать совсем скоро?

14 ФЕВРАЛЯ, СЛАЙД 6

Сегодня мы с вами попробуем открыть производство открыток, которые вы изготовите и предложите нашим покупателям. Вот они (комиссия), они готовы отдать за вашу продукции баллы от 3 до 5 баллов.

Что такое производство мы с вами разобрали. А теперь работа с учебником.

Задание для учащихся СЛАЙД 7

1.Что такое затраты?

ЗАТРАТЫ - ЭТОСУММА ВСЕХ РАСЧЕТОВ НА ПРОИЗХВОДСТВО ТОВАРОВ ИЛИ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ.

2 группа Виды затрат?

ПОСТОЯННЫЕ – ЗАТРАТЫ, КОТОРЫЕ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЪЕМА ПРОДУКЦИИ, ОБЩИЕ – ЭТО ПЕРЕМЕНЫЕ И ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫЦ., ПЕРЕМЕНЫЕ – ЗАТРАТЫ, КОТОРЫЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ОТ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ.

2. Что такое прибыль?

ПРИБЫЛЬ – ЭТО ПРЕВЫШЕНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ НАД ИХ ЗАТРАТАМИ.

3. Что такое выручка?

ВЫРУЧКА – ЭТО ДОХОД ОТ ПРОДАЖИ ПРОИЗВЕДЕННЫХ ТОВАРОВ

4.Что такое разделение труда? РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА – ЭТО, КОГДА КАЖДЫЙ РАБОТНИК ВЫПОЛНЯЕТ ОДНУ ИЛИ НЕСКОЛЬКО МЕЛКИХ ОПЕРАЦИЙ,





Мы с вами сделали большую работу, давайте немного отдохнем. Все термины, что мы с вами изучили покажем с помощью жестов.

Производство – стучат кулаками.

Затраты – хватаются за голову и качают головой

Выручка – бьют себя по карманам.

Прибыль – машут кистями рук.

Физминутка на внимание. СЛАЙД8

Учащиеся отвечают на вопрос.



Формулируют тему урока.




Открывают тетради и записывают число и тему урока.



Фронтальная













Выполняют задание













Ответы детей



Ответы детей















Самостоятельная работа с учебником























Работа у доски в рабочих листах





Выполняют физминутку


1. Коммуникативные: сотрудничество, ориентация на партнера по общению, умение слушать, уважение иной точки зрения, умение обосновать собственное мнение, умение договариваться, находить общее решение.

2.Познавательные:

общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, смысловое чтение;

логические –анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

3. Регулятивные:

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

4. Личностные:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.


IV. Первичное осмысление
и закрепление

10

Решаем задачи на листочках и проверяем вместе. После выполнения- разбор задач.

1.Ежедневная выручка предприятия "Гефест" составляет 50 000 руб. Ежедневно на оплату света тратится 500 руб., воды - 1000 руб., на сырье - 2000 руб., на аренду - 500 руб., на заработную плату рабочим - 2000 руб. Какова сумма прибыли предприятия "Гефест" в месяц?

2.Годовая выручка фирмы "Диваныч" составляет 120 000 руб., а ежемесячная прибыль - 7000 руб. Какова сумма ежемесячных затрат фирмы "Диваныч"?

3.Ежедневные затраты цветочного магазина "Флер" составляют 1000 руб., а ежемесячная прибыль 20 000 руб. Какова сумма годовой выручки цветочного магазина "Флер"?


Работа с определениями:

Производство – это………

Разделение труда – это…

Прибыль – это….

Что такое выручка ?


Ответы детей

Групповая, индивидуальная.

Коммуникативные:

Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения, сотрудничество, умение слушать и слышать других учащихся.

Личностные:развитие познавательных интересов.

Регулятивные:

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в результат работы.



V. Итоги урока. Рефлек-сия

5

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Я предлагаю еще раз вспомнить все то, о чем мы разговаривали..СЛАЙД 12

  1. Урок мне понравился \ не понравился7 Почему?

  2. На уроке я узнал ….

  3. Больше всего мне запомнилось…..

Ребята давайте ответим на главный вопрос урока: что же является важнейшим показателем производства?

ЗАТРАТЫ, ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ.

Все что мы с вами изучили вы вклеите в тетрадь.

Подсчет баллов, выставление оценок за работу.

Фронтальная

Личностные:развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


VI. Домашнее задание

1

Домашнее задание Пар. 10, решить задачи на с.90, №4 и 5



Записывают домашнее задание

Фронтальная














Самоанализ урока

Тема «Производство: затраты, выручка, прибыль» относится к разделу «Человек в экономических отношениях» курса «Обществознание» 7 класс учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова. Тема связана с пройденным материалом предыдущей темы 7 класса  «Экономика и ее основные участники, мастерство работника» Пропедевтика  была в 6 классе при изучении  темы «Человек и его деятельность». Вопросы, изучаемые в рамках данного занятия,  работают на последующие уроки обществознания, входят в задания ОГЭ. В связи с этим урок был построен с опорой на такие мыслительные операции как: сравнение, счет, анализ и син­тез,  обобщения и конкретизации.

На уроке присутствовало 3 учащихся. Возраст учащихся 12-13 лет, то есть  переходный возраст от детства к юности. Восприятие более целенаправленно, планомерно и организовано, чем у младшего школьника. Мышление – систематизированное, последовательное, зрелое. Ученицы стремяться иметь свое собственное мнение. Возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Важнейшим для ребенка в этом возрасте является результат. Поэтому уровень подготовки учащихся и подготовленности их к восприятию предлагаемого материала был достаточно высоким.

Исходя из темы урока и опираясь на характеристику класса, ставится цель урока - познакомить учащихся с важной сферой экономики: производством и способами его эффективной организации.


Из цели вытекают следующие задачи:
образовательные – организовать деятельность учащихся по изучению  и  первичному закреплению понятий «производство»,  « предпринимательская деятельность», создать условия для формирования представления о затратах, выручке, прибыле, роли предпринимательства в  экономике;       
развивающие - создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений извлекать необходимую информацию из текста;  анализировать,  сравнивать,  считать;  умения формулировать проблему, предлагать пути её решения;  умения работать в команде,  ставить цели, планировать свою деятельность;
воспитательные – создать условия для развития у учащихся следую­щих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях и процессах; умение находить в различных источника применять необходимую информацию для реализации поставленных задач, стремление к получению знаний.

Содержание учебного материала представляет собой  усвоение  новых знаний и закрепление  изученного через практическую деятельность учащихся. Роль учителя на уроке – демонстрация практической деятельности, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения при выполнении работы.

Тип урока – урок интегрированный с постижением новых знаний, умений и навыков, (цель – ознакомление учащихся с новым материалом и формирование новых знаний, умений и навыков). 

План урока.

1.Оганизационный момент (1мин.)

2. Актуализация знаний (3мин.)

3. Изучение нового материала(20мин.)

4. Первичное осмысление и закрепление (4мин.)

5.Физкультминутка (1мин.)

6.Этап закрепления новых знаний и способов действий(10мин.)

               7.Итоги урока. Рефлексия (5мин.)

8.Этап информации о домашнем задании(1мин.)

Этапы урока логически последовательны и взаимосвязаны. Время распределено рационально. Оборудование в учебном кабинете задействовано на этапах урока.

Организация познавательной деятельности на уроке происходит при сочетании фронтальной (ответы на вопросы), групповой (работа по карточкам), индивидуальной работы (при заполнении таблицы «Виды бизнеса», выполнение задач).

 Содержание данного урока соответствует требованиям Федерального компонента       государственного стандарта основного общего образования по обществознанию. В связи с переходом на стандарты нового поколения на уроке применяется  системно-деятельностный подход, который предполагает наличие у учащихся учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями. Изложение материала доступно, логично, обладает научностью в той степени, которой соответствует  уровню сложности изложения содержания в учебнике, соответствия возрастной и предметной норме. Учебного материала подбирался в соответствии с возрастными особенностями детей и уровнем качества знаний учащихся. Задания на уроке подбирались в соответствии с жизненным опытом учащихся. Данный урок имеет высокую степень продуктивности и результативности. Широко использовал три вида общения: сотрудничество детей между собой, сотрудничество учащегося с учителем, сотрудничество школьника с самим собой.

 Организация повторения на уроке  осуществлялась с помощью фронтального опроса учащихся выполнения задания . Связь повторенного с новым материалом была осуществлена с помощью практических заданий.

Формы и методы, используемые на уроке, чередовались в зависимости от этапа урока, соответствуют возрастным и предметным нормам:

- наглядный метод

-  практический метод

- метод проблемного изложения

Ученики активно работали с авторской презентацией, опорным конспектом, участвовали в обсуждении и изучении теоретической основы темы, решении проблемных задач.

Первичное закрепление материала происходило в виде задания на  определение видов производства. Контроль за универсальными учебными действиями учащихся осуществлялся с помощью вопросов, заданий, разнообразных форм контроля, на которые большинство детей правильно отвечали.

На этапе закрепления изученного материала, при выполнении заданий получены неплохие результаты.

Практическое выполнение задания: решение проблемной ситуации    - наиболее успешный этап урока, так как он позволил реализовать творческую и познавательную активность учащихся. 

 Поставленная цель урока была достигнута. Успешность занятия определили следующие условия: подготовленность учащихся к выполнению практической работы, сотрудничество учителя и учащихся, увлеченность содержанием учебного материала, поисковый характер деятельности и оптимальная форма урока.

Обстановка на уроке была творческая, дети работали с увлечением. Было сотрудничество учителя с учеником, учитель контролировал работу учащихся, подбадривая их, вселяя уверенность в каждого ребенка.


































___________________

ОЦЕНИ СЕБЯ САМ

Этап урока

Оценка

1.Повторение


2. Изучение новой темы


3. Решение задач


4. Общая оценка за урок




________________________

ОЦЕНИ СЕБЯ САМ

Этап урока

Оценка

1.Повторение


2. Изучение новой темы


3. Решение задач


4. Общая оценка за урок






______________________

ОЦЕНИ СЕБЯ САМ

Этап урока

Оценка

1.Повторение


2. Изучение новой темы


3. Решение задач


4. Общая оценка за урок






________________________

ОЦЕНИ СЕБЯ САМ

Этап урока

Оценка

1.Повторение


2. Изучение новой темы


3. Решение задач


4. Общая оценка за урок






Задачи по теме: "Производство: затраты, выручка, прибыль"


Задача 1.

Ежедневная выручка предприятия "Гефест" составляет 500 000 руб. Ежедневно на оплату света тратится 500 руб., воды - 1000 руб., на сырье - 2000 руб., на аренду - 500 руб., на заработную плату рабочим - 2000 руб. Какова сумма прибыли предприятия "Гефест" в месяц?


Задача 2.

Годовая выручка фирмы "Диваныч" составляет 120 000 руб., а ежемесячная прибыль - 7000руб. Какова сумма ежемесячных затрат фирмы "Диваныч"?


Задача 3.

Ежедневные затраты цветочного магазина "Флер" составляют 1000 руб., а ежемесячная прибыль 20 000 руб. Какова сумма годовой выручки цветочного магазина "Флер"?

_______________________________________

Примечание: год = 365 дней, месяц = 30 дней


Задачи по теме: "Производство: затраты, выручка, прибыль"


Задача 1.

Ежедневная выручка предприятия "Гефест" составляет 500 000 руб. Ежедневно на оплату света тратится 500 руб., воды - 1000 руб., на сырье - 2000 руб., на аренду - 500 руб., на заработную плату рабочим - 2000 руб. Какова сумма прибыли предприятия "Гефест" в месяц?


Задача 2.

Годовая выручка фирмы "Диваныч" составляет 120 000 руб., а ежемесячная прибыль - 7000 руб. Какова сумма ежемесячных затрат фирмы "Диваныч"?


Задача 3.

Ежедневные затраты цветочного магазина "Флер" составляют 1000 руб., а ежемесячная прибыль 20 000 руб. Какова сумма годовой выручки цветочного магазина "Флер"?

_______________________________________

Примечание: год = 365 дней, месяц = 30 дней


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!