СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 7 классе по теме: «Деньги, их функции».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 7 классе по теме: «Деньги, их функции».»

Урок обществознания в 7 классе по теме: «Деньги, их функции».


Цели: сформулировать понятие денег, рассмотреть причины возникновения, а также знать их виды, усвоить функции денег с использованием эвристических методов обучения.


Планируемые результаты:

Образовательные:формировать представления учащихся о причинах возникновения денег;

  • Показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций

  • Раскрыть основные функции денег.

  • подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающие: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы. Развитие умения вступать в диалог, оперировать экономическими понятиями, отстаивать свое мнение. Развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации.

Воспитательные:

  • формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.


Основные термины: 

Деньги- Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже.

Номинал - один из обязательных реквизитов банкнот, монет и ценных бумаг, устанавливаемый эмитентом и отражающий их нарицательную стоимость. Номинал нанесен непосредственно на денежный знак или ценную бумагу.

Бартер - Меновая торговля, натуральный обмен.

Эквивалент - Нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.

Цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.

Ассигнация - Бумажный денежный знак в России (с 1769 г. по 1843 г.).

Банкнота - денежные знаки, выпускаемые в обращение и гарантируемые центральными (эмиссионными) банками.

Валюта - Денежная единица какой-н. страны, а также тип денежной системы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания 

Устный опрос по параграфу «Обмен, торговля, реклама» .
3.Актуализация знаний
Одни утверждают, что деньги – зло, потому что из-за них в жизни происходит немало бед и несчастий, другие говорят, что деньги – это всё! Тот, у кого они есть, может все на свете. (рассуждение детей). Деньги… А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”? Напишите их на доске. (Приём “Корзина чувств”) на доске вывешивается слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.)

4. Изучение нового материала

Сегодня мы поговорим с вами о том, без чего современный человек не может обойтись в повседневной жизни. Мы поговорим о деньгах.
Согласитесь, что в современном мире вы не можете обойтись без денег. Вы их используете, когда едете в магазин, кафе, кино, дарите подарки друзьям на дни рождения.
Но откуда же появились эти спутники современного человека?
По самой распространённой версии слово «ДЕНЬГИ», произошло от тюркского «ТЕНГЕ».
Но деньги существовали не всегда. До появления денег в современном виде существовал натуральный обмен.
Натуральный обмен – это обмен произведённой продукцией без использования денежных средств.
Менять могли все что угодно и на что угодно. Соответственно чем больше человек работал, тем больше излишков продуктов труда он мог поменять.
Это привело к тому, что позднее в роли денег начали выступать товары, которых было гораздо меньше чем остальных. Немаловажно было, что бы этот эквивалент денег мог долго хранится и не портиться.
За свою историю люди использовали множество подобных эталонов. Например, на Руси применяли шкурки белки или куницы, а также соленные бруски.  Аборигены Науру с удовольствием товар обменивали на крыс. В Монголии и Китае принято было рассчитываться брикетами с чаем, а американские индейцы использовали какао бобы, перец и табачные листья. У многих африканских племён в качестве единицы обмена служили рабы.
В период натурального обмена существовала даже и своеобразная международная волюта.

Валюта – это международная расчётная единица или любая разновидность денег, находящихся в обращении.
Такой волютой стали раковины каури, ими можно было расплатиться в Китае, Африке, Таиланде и Индии.
В это время появляются и первые обманщики, которых потом назовут фальшивомонетчиками.
Фальшивомонетчик – человек, который занимается изготовлением фальшивых монет или бумажных денег.

 Мы свами уже знаем, что американские индейцы использовали в качестве денежной единицы какао бобы. Современным учёным известны случаи их подделки, когда пустая оболочка бобов заполнялась землёй или глиной.
Но, наверное, самой необычная денежная единица использовалась жителями островов Палау и Яп. Это так называемые Камни Раи. Они представляли собой огромные каменные диски похожие на колёса, причём наиболее ценными считались камни, при перевозке которых, кто-то погибал.

 Натуральный обмен использовался и в начале 19 века. 
Вы спросите зачем же тогда нужно было придумывать деньги»? А не продолжать просто меняться дальше?
Дело в том, что подобного рода обмен приносил больше неудобств, чем пользы: денежные эквиваленты могли быть большими и тяжёлыми;  их было неудобно хранить и перемещать на больше расстояния;деньги необходимо делить на части, а сделать это с большинством товаров невозможно.

Таким образом, люди задумались над тем что же было бы удобно использовать в качестве денег. Таким объектом стал металл. Самыми распространёнными металлами стали медь и железо. Например, пластины железа использовали в Спарте и Афинах, а медными пластинками принято было расплачиваться в Мексике. Но самыми популярными металлами стали золото и серебро.
Сперва, люди просто расплачивались металлическими слитками. Например, в Киевской Руси и ряде стран восточной Европы. За товар рассчитывались, так называемой «Гривной», которая представляла собой слиток золота или серебра весом около 200 грамм. Своё имя она получила от шейного украшения «гривны», которая часто изготавливалась, из цветного метала.
Почему же металлические слитки в качестве денег стали так популярны?Металлы всегда требовались в хозяйстве.Из металла можно было изготовить много полезных вещей (орудия труда, украшения). Слитки очень удобны при хранении, они не могут испортиться.Такие деньги легко перевозить.Слитки можно было делить на сколько угодно частей.

 Кстати от сюда и появилось название современной волюты Российской Федерации «рубль».
Согласно Историко-этимологическому словарю Павла Черных, слово «рубль» означает – это «кляп», «отрубок». На Руси рублём называли половину отрубленной серебрённой гривны.

 Постепенно люди заметили, что такое большое количество металла, не так уж и необходимо. Так появились монеты.
Самые первые монеты появились ещё в VII веке до н. э. в Лидии (государстве, которое с XII до I века до н. э. простиралась на территории современной Турции). Они изготавливались из электрума – природного сплава серебра и золота. На одной стороне монеты стояла проба, на другой была изображена – голова ассирийского льва.
Первые монеты на Руси появились в конце 9 века. Они были завезены на наши земли Византийскими купцами.
А свои собственные монеты появились в 10 веке при князе Владимире Святом. Но металлические деньги то же имели свои недостатки, самым главным, из которых являлся их вес.

 В 18 веке люди столкнулись с проблемой нехватки метала. Экономика развивалась огромными темпами и требовала все больше и больше не только денег, но и ресурсов.
Перед людьми встал вопрос что делать? Продолжить чеканить монеты или изготовлять продукцию, для которой нужен метал?
Выход был найден шведскими банкирами, которые начали печатать бумажные деньги, так называемые банкноты. Первая партия банкнот была напечатана в Стокгольме (Швеция) в 1661-63 годах.
В России первые банкноты появились при Екатерине II в 1769 году. Они получили название ассигнация. Самое интересное, что для их изготовления использовалась специальная бумага, которая была изготовлена из испорченных при дворе монарха салфеток и скатертей. В течение короткого времени бумажные деньги завоевали мир.

В настоящее время бумажные деньги получили довольно широкое распространение, но и они имеют свои недостатки.

Например, бумажные деньги являются переносчиком различного рода вирусов и бактерий. Например, вирус гриппа на бумажной купюре живёт в течении семнадцати дней.

Самой грязной купюрой в мире были признаны сто китайских юаней. На каждой банкноте находится от 180 000 до 37 миллионов бактерий. Для сравнения на самых грязных европейских деньгах – Датских кронах – живут порядка сорока тысяч бактерии, а на американских долларах всего лишь три тысячи.

 Как вы думаете из чего сделаны австралийские доллары?Они в буквальном смысле сделаны из пластика.
Сегодня около сорока семи стран мира ввели в обращение это своеобразное денежное ноу-хау. Пластиковые купюры обладают значительными преимуществами: их крайне трудно подделать, они более долговечны, их почти невозможно порвать и при необходимости пластиковые деньги можно постирать в буквальном смысле этого слова.

 В современном мире большую популярность приобретает покупка товаров без непосредственного использования денежных купюр. Речь прежде всего идёт о банковских пластиковых карточках. Сегодня банковские карты стали неотъемлемой частью жизни общества. И вам, наверное, уже сложно представить себе поход в магазин без использования банковской карты, как средства платежа за товары и услуги.
Пластиковая карточка появилась на свет благодаря американскому бизнесмену Френку Макномаре. После обеда в ресторане, он с ужасом обнаружил что забыл свой кошелёк дома. Данный конфуз навёл бизнесмена на идею создания универсального платёжного средства, с помощью которого можно было бы оплатить счета, не имея при себе наличных денег. Эта идея оказалась на столько популярна, что только в нашей стране в 2015 году было выдано 234 110 000 пластиковых карт.

 В современном мире большую популярность начинают приобретать так называемые электронные деньги. Наверное вы уже слышали такие названия, как «EasyPay», «QIWI», «WebMoney», «Яндекс.Деньги».

Как вы уже знаете деньги выполняют роль «посредника» при обмене людьми различными товарами и услугами. То есть мы можем с вами говорить о том, что деньги – это универсальный эквивалент стоимости товаров или услуг.

 

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:
1. Меры стоимости
2.     Средства обращения
3.     Средства платежа
4.     Средства сбережения и накопления
5.     Мировые деньги

 Давайте познакомимся с данными функциями более подробно.
Подобно тому, как расстояние измеряется в метрах или километрах, деньги позволяют выразить стоимость товаров и услуг в денежных единицах.

 Стоимость – это мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность.
Например, стоимость одного цветочного горшка может быть равна ста рублям, одной пары сапог трёмстам рублям, одного стола пятистам рублям и так далее.
То есть, как меры стоимости деньги измеряют стоимость любого товара или услуги. Стоимость товара, выраженную в деньгах принято называть ценой.

 Цена – это количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара или оказать услугу.
Конечно же, размер цен не устанавливается раз и навсегда. В любой момент цены могут вырасти или упасть.
 Увеличение общего уровня цен на товары и услуги называется инфляцией. Как правило, про инфляцию говорят тогда, когда на одну и ту же сумму денег, по прошествии определённого времени получается купить меньше товаров и услуг, чем прежде.
Например, если в начале года покупка определённого количества продуктов вам обходилась в 3000 рублей, то концу года из-за инфляции такой же набор продуктов вам может обойтись в 3500 рублей.То есть мы можем сделать вывод о том, что за год цены на один и тот же товар выросли на 500 рублей. Говоря простым языком инфляция – это рост цен. Следовательно, мы можем говорить о том, что уменьшается покупательная способность денег.

Покупательная способность денег – это количество товаров и услуг, которое может быть приобретено на определённую денежную сумму.  
Например, в 1918 году в потерпевшей поражение в Первой мировой войне Германии цены на товары выросли до заоблачных величин.
Буханка ржаного хлеба, стоившая до войны меньше половины марки, на пике инфляции продавалась за 430 миллиардов марок. Килограмм сливочного масла подорожал с трёх марок до 6 триллионов. Пара ботинок могла теперь стоить более 30 триллионов. Заработную плату стали выплачивать ежедневно, а иной раз дважды в день, чтобы люди успели потратить деньги до нового повышения цен.

 Но не любой рост цен можно назвать инфляцией. Например, если летом цены на тёплые вещи снижаются, а зимой растут, то можно говорить не об инфляции, а о сезонном колебании цен.

Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают посредником при обмене товаров и услуг, обеспечивают, таким образом, обращение товаров на рынке.

Как средство обращения деньги позволяют обществу избежать неудобств натурального (бартерного) обмена.
Поэтому люди пришли к выводу, что можно ввести в использование некоторые предметы, которые будут служить «посредником» в обмене. Любой производитель будет обменивать свой продукт на эти предметы, а потом обменивать их сразу на то, что ему нужно. Ведь это гораздо удобнее.

Средство платежа . Эту функцию деньги выполняют, например, в случае выплаты заработной платы, продажи или покупки товаров в кредит или рассрочку, или оплате коммунальных услуг.

 Помимо того, что деньги являются средствами платежа, они выступают и как средство сбережения и накопления. Например, у многих из вас есть копилки. Но следует помнить, что выполнение деньгами этой функции имеет свои недостатки. В частности, в условиях инфляции покупательная способность денег снижается и сохранение богатства в виде денежных знаков теряет всякий смысл.

Что же делать в этом случае? Вы, наверное, слышали фразу: «Деньги должны работать!». Так вот, для того, что бы ваши деньги, не обесценились со временем, для сохранения их реальной стоимости деньги нужно во что-либо вложить.

 Мировые деньги – это деньги, которые могут использоваться при расчётах по международным сделкам.
В настоящее время к мировым деньгами относятся:
Ведущие национальные валюты: доллар США,    китайский юань,   японская иена,   фунт стерлингов
Международные денежные единицы. Например, евро, которые выпускает Европейская система центральных банков.

 В современных условиях мировые деньги выполняют следующие функции:
1.     Мировые деньги выполняют функцию международного платёжного средства это происходит при предоставлениях и погашении международных кредитов или оплате различных товаров и услуг на мировом рынке.
2.     Мировые деньги выполняют функцию международного средства сбережения и накопления или международного резерва.
3.     Мировые деньги участвуют в формировании валютных резервов государств и международных финансовых институтов. Например, в 2015 году валютные резервы России составили более трёхсот с половиной миллиардов долларов США. А Международный валютный фонд накопил на своих счетах по разным оценкам, до одного триллиона долларов.


5.Закрепление изученного материала 


Задание1: Заполнение таблицы с учащимися

Примеры ситуаций Функции денег

Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой.?

Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится.?

Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон.?

Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты.?

Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб.?

Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице.?


Задание 2: (Беседа)

Вопросы:

1 Какую тему мы сегодня изучили?

2Какие новые термины мы теперь знаем?

3 Какие функции денег мы сегодня изучили?


6. Итоги урока. Рефлексия

Ответить на любые два вопроса

- За что ты можешь себя похвалить?

- За что ты можешь похвалить одноклассников?

- За что ты можешь поблагодарить учителя?

- Что думал?

- Что чувствовал?

- Что приобрел?

- Что удивило?


7. Домашнее задание: 

§ 13 Ответить на вопросы § 13. Придумать и нарисовать вариант своих собственных денег.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!