СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 7 классе на тему: «Гражданин — Отечества достойный сын».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 7 классе на тему: «Гражданин — Отечества достойный сын».»

Урок «Гражданин — Отечества достойный сын».

      Задача урока: объяснить тесную связь понятий «гражданин» и «патриот»; социальный статус гражданина, его конституционные права и обязанности.

План изучения нового материала

      1. Гражданин.
      2. Права и обязанности граждан России.
      3. Моя хата с краю?
      Перед изучением темы целесообразно порекомендовать учащимся повторить параграф «Что значит быть патриотом».
      Начать урок рекомендуется с обращения к истории. Следует напомнить учащимся, что в прошлом все жители страны назывались подданными царя. Слово «подданный», как указывает В. Даль, произведено от слова «поддавать», т. е. подчинять, отдавать. Подданный — значит, подчиненный, подвластный, подведомный правительству, государю. Слово «подданство» означало состояние подданного, принадлежность к какому-либо монархическому государству.
      Подданные имели различные обязанности (в России их в прошлом называли повинностями), но права их были ограничены. Слово «гражданин» связано с представлением о правах и свободах, которые ему принадлежат.
      Текст учебника в рубрике «Путешествие в прошлое» напоминает учащимся о правах граждан Афинского государства. Здесь необходимо добавить, что из числа свободных людей не имели права голосовать в народном собрании не только женщины, но и метеки («проживающие рядом» с гражданами). Важно подчеркнуть существенное различие между гражданами и не гражданами в Афинах и Риме: только первые имели право участвовать в управлении делами государства.
      Определение понятия «гражданин», данное в разделе «Права и обязанности граждан России», целесообразно разобрать с помощью вопросов:
      1. Кого следует отнести к постоянному населению государства? (Имеются в виду временно приехавшие по делам иностранцы, беженцы из районов военных действий, люди, приехавшие в страну в поисках заработка, и т. п.)
      2. Что значит подчиняться законам?
      3. Что значит иметь права?
      4. Что значит выполнять обязанности?
      В разделе «Права и обязанности граждан России» представлены только политические права граждан России. Они касаются отношений гражданина с государством. Следует отметить, что гражданин в гражданском обществе выступает в качестве участника гражданских правоотношений. Эти отношения регулируются гражданским правом. Граждане могут:
      — иметь имущество в собственности;
      — наследовать и завещать имущество;
      — заниматься предпринимательской деятельностью;
      — совершать не противоречащие закону сделки;
      — избирать место жительства и т. п.
      В 6 классе это раскрывается, однако целесообразно учитывать, что учащиеся в начальной школе познакомились с некоторыми конституционными правами, поэтому желательно, чтобы они вспомнили эти права.
      Следует при этом учесть, что в Российской Конституции во многих статьях, излагающих права, используется понятие «каждый». Это означает, что данные статьи относятся не только к гражданам России, но и к гражданам других государств, а также к лицам без гражданства. Это касается социальных прав, среди которых право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, право на образование и т. д.
      Различные права гражданина и человека будут подробнее изучены в следующих разделах курса, а в данной теме мы рассмотрим право участвовать в управлении делами государства.
      Рекомендуем начать изучение раздела с вопроса рубрики «Обсудим вместе», но в несколько конкретизированном варианте: «Можно ли всех граждан России собрать на одной площади или в одном помещении, чтобы они совместно решали государственные дела?» Очевидный отрицательный ответ подводит к вопросу: «Каким способом граждане России могут выразить свою волю?» Можно предложить школьникам дать свой ответ на этот вопрос.
      Рассматриваются два основных способа участия граждан в решении государственных дел. Первый способ: участие в управлении через своих представителей, избранных в высший представительный и законодательный орган — Федеральное Собрание. Непосредственно гражданами избирается одна из двух палат Федерального Собрания — Государственная Дума. Поэтому в учебнике говорится о выборах именно в Государственную Думу. Второй способ: участие путем голосования по наиболее важным государственным вопросам, которые выносятся на референдум. Это слово латинского происхождения (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) и означает всенародный опрос. Гражданин, пришедший на избирательный участок, получает бюллетень, в котором он дает ответ на поставленный государственный вопрос (например, принять или не принять новую Конституцию). После подсчета всех ответов за и против определяется воля большинства, и решение считается принятым.
      Право быть избранным в органы государственной власти требует пояснений. Оно связано с обладанием кандидатом профессиональными и моральными качествами, признанными избирателями.
      Равный доступ к государственным должностям также нуждается в разъяснении. Слова «равный доступ» означают, что занятие любой должности не зависит от расы, национальности, языка, пола, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии и других обстоятельств, но зависит от способностей и профессиональной подготовки.
      Участвовать в работе суда наряду с профессиональными судьями любой гражданин может в качестве народного или присяжного заседателя. Они вместе с судьей принимают решения по рассматриваемому делу.
      Граждане также могут обращаться в государственные органы. Это могут быть и жалобы на ущемление их прав, и предложение по общим государственным вопросам.
      Наряду с правами каждый гражданин имеет и обязанности по отношению к государству. Целесообразно проверить понимание учащимися обязанностей, названных в учебнике, задав им следующие вопросы: «В чем значение обязанности гражданина соблюдать Конституцию, законы РФ?», «Почему необходимо, чтобы каждый платил установленные государством налоги?», «В чем состоит связь права гражданина на благоприятную окружающую среду и обязанности гражданина сохранять природу?», «В чем состоит значение обязанности гражданина защищать свое Отечество?», «Почему необходимо, чтобы каждый бережно относился к памятникам истории и культуры?».
      Изложенные в Конституции РФ права и обязанности в равной степени относятся ко всем гражданам России.
      Одним из важных моментов темы урока является порядок приобретения гражданства. В разделе названы основные возможные основания приобретения гражданства:
      1) по рождению, от родителей, которые являются гражданами России;
      2) по заявлению по вопросам гражданства.
      В 6 классе вряд ли следует более подробно освещать вопросы приобретения гражданства, предусмотренные Законом РФ «О гражданстве». Важно только подчеркнуть, что гражданством нужно дорожить: по сравнению с не гражданами, находящимися на территории России, только граждане наделены правами в сфере осуществления политической власти. Российское государство гарантирует защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за его пределами.
      Следующий раздел «Моя хата с краю?» по своему значению можно считать главным в воспитании учащихся. Он основан на интеллектуальном и эмоциональном восприятии такого качества гражданина, как гражданственность (хотя сам термин «гражданственность» на уроке может и не вводиться). Учителю следует опираться на теоретическое понятие «гражданственность», охватывающее комплекс политических, социально-психологических и морально-нравственных качеств гражданина. Речь здесь идет не только о правовой связи гражданина и государства, но и о чертах гражданина как активного участника общественно-политической жизни своей страны, своего государства. На этом уроке формируется первичное представление о гражданственности.
      Название урока «Гражданин — Отечества достойный сын» не означает, что любой человек, имеющий гражданство, является достойным сыном Отечества. Это, скорее, идеал гражданина, представление о том, каким он должен быть. Слово «достойный» в словаре В. Даля толкуется как «стóящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести». Достойный человек — это человек уважаемый, ценимый.
      В первой рубрике «Поэтическое слово» представлен фрагмент стихотворения «Поэт и гражданин» Н. А. Некрасова. В нем поэт показывает, как не должен относиться гражданин к своей Родине. Отвечая на вопрос «Как должен относиться гражданин к своему Отечеству?», учащиеся называют качества, противоположные тому, что у Некрасова выражено словами «холоден душой». Достойный гражданин переживает за свое Отечество, болеет душой за него.
      Рубрика «Жил на свете человек» позволяет оценить творчество Некрасова с позиции гражданственности.
      Ответ на вопрос «Был ли Н. А. Некрасов достойным гражданином России?» следует попросить учащихся аргументировать. В случае затруднений учителю рекомендуется самому объяснить почему. Некрасов переживал за свою страну, свой народ, он думал о будущем России, верил, что Россия преодолеет все испытания, которые выпадут на ее долю.
      Учащимся предлагается установить связь между понятиями «гражданин» и «патриот». Вывод: достойный гражданин — это патриот своей Родины.
      Во второй рубрике «Поэтическое слово» помещены строки из стихотворения Ю. Яковлева. Они побуждают учащихся задуматься о своем будущем, к которому нужно готовиться уже сегодня. Помочь в этом может рубрика «Учимся быть достойными гражданами». В ней даны советы, которые в будущем помогут учащимся стать достойными гражданами своего государства. Если первые два совета учат воспитывать гражданское отношение к своей стране, то два следующих относятся к поведению. На это важно обратить внимание учащихся.
      Целесообразно задать им вопрос: «А что полезного для других людей, для страны могут сделать дети?»
      Хорошо, если будут приведены примеры полезных дел школьников (не считая, конечно, добросовестного выполнения своего главного дела — учебы). Этими примерами могут стать участие учащихся в благоустройстве школьной территории, помощь престарелым и инвалидам, сбор учебников и письменных принадлежностей для детей из семей беженцев и др.
      Эффективность изучения темы возрастет, если дополнить познавательную деятельность детей соответствующей социальной практикой, т. е. общественно полезными делами, дающими опыт достойного гражданского поведения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!