Урок обществознания в 11 классе по теме
«Экономика и государство» (2 часа) по учебнику Л.Н. Боголюбова
Дата:
Цели изучении темы
Расширить и углубить знания учащихся об экономически роли государства в условиях рынка. Обосновать необходимость воздействия государства на экономические процессы и в условиях рыночных отношений, раскрыть экономические функции государства, показать основные рычаги государственного регулирования экономики.
Изучить экономические понятия: налоги, подоходный налог, государственный бюджет,
Продолжать формировать умение использовать ранее изученный материал при анализе новых явлений я процессов.
Ход урока
План изучения темы
Экономические функции государства в современной рыночной экономике.
Изменение экономической роли государства с переходом к рыночной экономике.
Методы государственного регулирования экономики: бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование.
Налоговая система
Государственный бюджет
Проводится практическая работа с целью закрепления темы
Тип урока Комбинированный с использованием групповой работы и практической работы
1. Экономические функции государства
Экономическая политика государства есть процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения целей.
Экономические функции современного государства в условиях рыночной экономики рассматриваются с опорой на учебник. После прочтения раздела «Экономические функции государства» школьники заполняют схему. Стр. 77-78 учебник
1.Защита прав собственности
2. Регулирование денежного обращения
3. Перераспределение доходов
4. Регулирование взаимоотношений работников и работодателей
5. Производство общественных благ
Далее проводится беседа:
- Каковы цели государства в рыночной экономике?
(ответ – формировать социально-ориентированную рыночную экономику, решение проблем государственного долга, борьба с бедностью, снижение налогов на бизнес, производство общественных благ и т.д)
- Что является основной целью государства в условиях рынка?
(ответ – государство имеет цель осуществления контроля над экономикой путем выбора приоритетных направлений экономической политики)
Учитель: Реализация экономической политики предполагает выбор методов и форм регулирования.
2. Изменение экономической роли государства с переходом к рыночной экономике
Учитель:
Причины вмешательства государства в экономику:
1) Государственное вмешательство вызвано несовершенством рыночной экономики, а также необходимостью предоставления населению общественных благ.
2) Экономические причины:
•ограниченность природных ресурсов; контроль за их использованием под силу только государству;
•выдача лицензий на добычу нефти, газа и т.д.;
•создание благоприятных условий для человеческих ресурсов;
•продолжительность рабочего дня, отпуска.
3) Политические: Охрана общественного порядка, правосудие, оборона.
4) Социальные: рыночная экономика порождает социальное расслоение, поэтому на государстве лежит забота об инвалидах, престарелых, одиноких, больных, малолетних, безработных.
5) Экологические: принимает меры по охране окружающей среды;
6) Технологические: устанавливает контроль за применением опасных технологий.
До 70-х годов ХХ в. Главенствующую роль в экономической политике многих государств играло кейсианское направление, автором является английский экономист Дж. Кейнс.. В дальнейшем распространение получил монетаризм, автором которого является профессор Чикагского университета М. Фридмен. На практике правительства большинства государств используют широкий набор стабилизационных мер как монетарных, так и кейнсианского характер
Кейнсианство – один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике.
Монетаристы – освобождение экономики от опеки государства, сокращение налогов и государственных расходов
Т.о важнейшим звеном экономической политики государства Является выбор методов регулирования экономики
3.Механизмы государственного регулирования экономики: бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование.
Учитель: В государственной экономической политике можно выделить два главных направления
1. Стабилизационное – оздоровление «заболевшей» экономики
2. Структурное – обеспечение сбалансированного развития экономики
Инструменты регулирования экономики
1. Стабилизационное направление – Бюджетно-налоговая (фискальная политика) и Кредитно-денежная (монетарная политика)
2. Структурное направление – государственная поддержка особо важных для страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, ограничение монополий.
Составить схему в тетради стр. 81 учебник
Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 82-84 (работа в группах)
- (1 группа) Выписать в тетрадь варианты регулирования экономики посредством денежно- кредитной политики
- (2 группа) Выписать в тетрадь варианты регулирования экономики посредством бюджетно-налоговой политики
Монетарная политика ее сущность: в тетрадь
А)Контроль денежной массы в обращении через учетную ставку %
Б) Контроль денежной массы через нормы обязательных резервов
Фискальная политика ее сущность: в тетрадь
А) контроль денежной массы в обращении через уменьшение и увеличение налогов
Б) Политика балансирования доходов и расходов государственного бюджета
-Какие механизмы регулирования экономики используются в РФ (и монетарная политика и фискальная )
4. Налоговая система
Фискальная политика государства непосредственно связана с налогами. Обращаем внимание учеников на определение этого понятия в параграфе Налоги - принудительное изъятие государством у населения и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.
При рассмотрении видов налогов целесообразно использовать схему.
Особое внимание следует уделить подоходному налогу. Вводится понятие прогрессивный и пропорциональный налог. В нашей стране с 2001 г. введен пропорциональный личный подоходный налог (13%). Далее рассматривается влияние налогов (высоких или низких) на развитие производства, покупательной способности населения.
Отрицательное влияние усиления налогового бремени на производителя, на развитие производства объяснить несложно. Здесь уместно обратиться к заданию 3 рубрики «Задания». (Стр. 88 учебник) На примере Германии становится ясно, как высокие налоги сковывают развитие производства.
Но и у этой зависимости есть свои исключения. Например, Финляндия. В этой стране очень высокие налоги и одновременно высока эффективность бизнеса. Финляндия - социально-ориентированное государство: богатые платят огромные налоги, разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями невелик (10% самых богатых граждан лишь в 5 раз богаче 10% самых бедных).
Данный пример показывает, что налоговая политика должна быть направлена в первую очередь на решение социальных проблем.
Инструментом перераспределения национального дохода между членами общества, направленным на уменьшение неравенства в доходах, является государственный бюджет - баланс доходов и расходов государства за определенный период.
5. Государственный бюджет
Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 83
- Понятие Государственный бюджет выписать в тетрадь.
- Какие виды бюджета существуют? (профицитный, дефицитный, сбалансированный)
- Какими методами государство ликвидирует дефицит бюджета? (кредиты в иностранных банках, займы у населения, выпуск дополнительных денег, продажа ценных бумаг и т.д.)
Тема: Экономическая политика государства
Практическая работа. Вариант 1
Часть 2
1. Впишите понятие, соответствующее определению:
«Организация деятельности людей, направленная на создание благ, которые способны удовлетворить их потребности». _______________________
2 Закончите предложение: государство регулирует рыночную экономику
а) Устанавливая цену на товары
б) Изменяя систему налогов
в) Определяя объемы производства
г) Распределяя между предприятиями сырье и материалы
3. Государственный бюджет фиксирует:
1) прибыль и издержки общественного производства
2) доходы и расходы государства
3) размеры потребления на душу населения
4) размер денежной массы в обращении
4. Установите соответствие между понятием, характеризующим экономику потребителя, приведенным в первом столбце, и их определением, приведенным во втором столбце.
| определение |
А. Доход | 1. Выраженные в денежной стоимости затраты |
Б. Расход | 2. Установленный государством обязательный сбор, уплачиваемый гражданами и предприятиями |
В. Налог | 3. Денежная помощь государства лицам, находящимся в тяжком материальном положении |
Г. Пособие | 4. Денежные или иные ценности, полученные в результате деятельности |
Часть 3
1. Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следующий пример, и назовите права его работников. Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его ценными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения.
2. Два экономиста вели спор на тему «Чему правильнее уделять больше внимания в такое сложное время, которое сейчас переживает Россия, экономике или культуре?». Один утверждает: «Конечно экономике! В ней - корень проблем!» Второй возражал: «Правильно ли это? Может быть истина заключается как раз в обратной логике: если забросить культуру, образование, то любые первоначальные успехи в экономике со временем сойдут на нет, поскольку она не может в конце концов достичь больших результатов в бескультурном, духовно ограниченном обществе?
Какая проблема поднята в этом споре?
Как вы думаете, кто прав в этом споре? Почему?
Приведите два примера современной действительности или из истории, подтверждающие правоту одного из спорящих
Тема: Экономическая политика государства
Практическая работа. Вариант 2
Часть 2
1. Найдите в приведенном ниже списке примеры, характеризующие капитал как фактор производства.
Здание завода 4) Информация
Квалифицированные работники 5) Инструменты
Станки 6) Управленческий персонал
2. Выберете верное суждение:
а) Задачи государственного регулирования рыночной экономики – свести к минимуму отрицательные последствия рыночных форм хозяйствования
б) Функции государства в рыночной экономике – всесторонне регулировать хозяйственную жизнь
3. Закончите фразу: «Главной целью государства в отношении монополий является …» ____________________________.
4. Установи соответствие между примером и формой собственности.
Пример | Форма собственности |
1. Семейная ферма | А. Государственная |
2. Вооруженные силы страны | Б. Частная |
3. Сельскохозяйственный кооператив | |
4. Приватизированная гражданином квартира | |
5. Имущество дипломатических представителей за рубежом | |
6. Национальный парк | |
5. Государство в рыночной экономике оказывает влияние на производителя:
1. используя директивное планирование производства
2. устанавливая цены на потребительские товары
3. поддерживая конкуренцию производителей
4.определяя объемы производства на всех предприятиях
Часть 3
1. «Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев» (Э. Хаббард)
Как вы понимаете слова Хаббарда?
Не является ли «смерть торговцев» проявлением антигуманности конкуренции?
Каковы функции конкуренции в условиях рыночной экономики?
Приведите два примера влияния рынка на производство?
2. Укажите три способа преодоления отчуждения работников от собственности, условий и результатов труда?
Домашнее задание §7 , ответить на вопросы, выполнить задания на с.88-89.