СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания "Социальные статусы и роли" (8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён пониманию, какую позицию человек занимает в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания "Социальные статусы и роли" (8 класс)»

Никонова Вера Евгеньевна,

учитель истории и обществознания

МКОУ Чем-Куюковской

основной общеобразовательной школы



Социальные статусы и роли.

(урок обществознания в 8 классе).

Урок разработан по теме «Социальные статусы и роли». Материал ориентирован на материалы учебника Л.Н. Боголюбова.Разработка урока соответствует ФГОС, отрабатывается формирующее оценивание. Работа помогает в подготовке ребят к будущей сдаче ГИА по обществознанию, так как предполагает выполнение заданий по тексту.

Цели урока по линиям развития личности:


1-я линия развития личности – понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в обществе, чтобы ориентироваться в нём: понимать и объяснять понятия, которыми оперирует наука социология; определять значение социальной роли в процессе установления отношений сотрудничества с людьми.

2-я линия развития личности – занимать свою позицию в обществе, чтобы уметь эффективно строить взаимоотношения с людьми, имеющими отличные от субъекта статусы.


Обязательный минимум содержания.

Статусы.

Виды статусов

Социальная роль.


Проблема урока:

Какие позиции занимает человек в обществе? Понятие, определяющее эти позиции?


Поиск решения проблемы.

  1. Положение человека в обществе обозначается понятием статус.

  2. Виды статусов.

  3. Социальная роль.


Примерный вывод по проблеме: Человек в обществе является членом различных социальных групп и соответственно занимает разное положение. Положение человека в обществе, определяемое его полом, возрастом, образованием, профессией, называется «социальным статусом». Статусы бывают разного вида. Перечисляют их, называя их характеристики. Каждому статусу соответствует социальная роль



Ход урока.



Учитель (возможные вопросы, действия)



Ученики (ожидаемые ответы, действия)



Применяемые учебные действия

Создание проблемной ситуации, поиск формулировки проблемы


-Здравствуйте ребята!

Мне бы хотелось сегодня начать урок с Притчи о бабочке, возможно она вам знакома. Выслушайте, пожалуйста и попробуйте понять смысл этой притчи. Притча о бабочке «Всё в твоих руках»


Каждому человеку, особенно молодому, очень интересно узнать, как можно больше о себе. Молодые люди решают разнообразные тесты, чтобы утолить этот интерес. -Возьмите, пожалуйста, листочек, в левой части которого нарисован привлекательный человечек. Представьте, что этот человечек – Вы. В течение минуты, напишите ответ на вопросы: «Кто ты?»


Ребята выслушивают притчу, пробуют объяснить смысл притчи и понять как она связана с темой урока. Несколько ребят озвучивают свои мысли.

Учитель акцентирует, что к Притче возвратимся в конце урока.


Ребята записывают на листочках., например, ученик, девочка, спортсменка… Несколько ребят зачитывают свои записи.

Один обучающийся работает у доски на ватмане маркером.







Способность к самооцениванию и самопрезентации.

А как можно назвать все то, что Вы о себе написали? (Социальный статус, положение человека в обществе, социальная роль…)

-А почему вы назвали не один социальный статус? (человек в обществе может иметь несколько социальных статусов, т.е. обладать статусным набором)

Например: гражданин Н. может являться преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, членом профсоюза, членом партии, православным, избирателем, мужем, отцом, сыном и т.д.

Ребята предлагают свои варианты.

Формулирование собственной позиции. Умение определять главное.

Формулирование проблемного вопроса.


Множественность предложенных Вами вариантов, говорит о необходимости разобраться с этим вопросом и мы с вами попытаемся это сделать на уроке.

-Какую проблему нам предстоит решить сегодня? Таким образом, нами определена цель (проблема), которую мы должны сегодня разрешить.

Учитель на доске записывает проблему.

Ученики предлагают разные формулировки, сравнивают их между собой. Затем ученики в диалогах с учителем решают, какой вариант выбрать в качестве основного вопроса (проблемы) урока. В тетрадь записываем проблему: Как определяется положение человека в обществе, и какие виды оно имеет? Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает?

Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: «Твой статус не позволяет тебе себя так вести» или «Ты выбрал не ту роль».

А какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «социальный статус»?




Ученики рассуждают, называют ассоциации



Формулирование суждений.


Давайте попытаемся дать определение понятию «Социальный статус» Социальный статус — положение человека в социальной структуре общества (группы), занимаемое им в соответствии с возрастом, происхождением, профессией, уровнем образования, полом. Социальная роль — способ поведения человека, ориентированный на социальный статус. -Когда говорят «положение обязывает», то подразумевают, что форму и способ поведения определяют не столько личные качества человека, сколько занимаемое им положение в обществе, его социальный статус. - Что произойдёт, если социальный статус и социальная роль не совпадут? (общество может не принять человека, могут последовать санкции.Доктора, учителя, полицейского уволят с работы, маму поставят на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних, возможно, лишат детей).

Такая ситуация называется «ролевой конфликт»

Ученики предлагают свои формулировки, из их рассуждений составляем определение понятия «Социальный статус», «Социальная роль»

Поиск решения проблемы, открытие новых знаний


Индивидуальная работа Работа с учебником: сейчас я попрошу вас открыть учебники, прочитать материал на странице 114 – 115, определить виды статусов и заполнить схему «Виды статусов».



Читают текст, составляют схему. Представляют результаты работы .

С оциальный статус


Социальный личный

(в большой группе) (в малой группе)


П редписанный достигаемый

(не зависит от (зависит от усилий

Усилий человека) человека)


Прирожденный приписанный

(биологически (не носит биологического

определяемая сторона характера, но признается

статуса) обществом)

- пол - теща

- национальность - родственные отношения

- возраст - титул

- раса

Умение систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде схемы.

Формулирование суждений.

Организация сотрудничества.


-Используя свои новые знания, в парах выполните задания. У вас на листочках есть таблица, необходимо в течение 3 минут обозначить название колонок и привести в соответствие виды статусов и примеры их иллюстрирующие.

  1. Мачеха 2. Депутат, 3. Жена, 4. Президент, 5. Принцесса, 6. Башкир, 7. Полковник 8. Монголоид, 9. Юноша









Ребята в тетрадях, работая в парах, выполняют задание.

Формирующее оценивание.

Умение классифицировать


понятия.

Умение применять полученные знания при организации собственной деятельности.



Учитель на доску высвечивает правильные ответы.

Выясняются, какие ошибки допущены, как их исправить.




Ребята сравнивают свои ответы и образец.


прирожденный

приписанный

достигаемый

6,8, 9

1, 3

2, 4, 7


Большую роль в формировании социального статуса играют понятия: престиж и авторитет.

-Чем отличаются эти понятия?

1) престиж (влияние, уважение) — оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми;

2) авторитет - степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств определенного человека.

Престижное место, престижная профессия, престижный автомобиль, престижный курорт.

Авторитетный руководитель, авторитетный депутат, авторитетный учитель.

Т.е. Престижным может быть место, а авторитетным – человек.

- Может неавторитетный человек занимать престижное место?

- Может авторитетный человек занимать непрестижное место?

— Какие обязательства накладывает на человека высокий статус?


Рассуждения обучающихся

Если дети затрудняются ответить, то можно предложить составить словосочетания с прилагательными «престижный» и «авторитетный».


Формулирование суждений.

Организация сотрудничества.


Всем хорошо известны знаменитые строки Шекспира Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Действительно, каждый человек играет несколько социальных ролей. Общество выдвигает определенные требования к личности, имеющей тот или иной статус, и ожидает от нее соответствующего поведения. -Представьте себе что вы опоздали к началу сеанса и видите данный фрагмент , вы сможете по фрагменту определить кто перед вами? Просмотр видеоролика «Коронация Екатерины 2»

Ребята дают версии ответа. Они говорят о том, что короля выдают манеры, поведение, одежда.

Формулирование суждений.


Какой вывод можно сделать на основании просмотра? -Конечно, это императрица, это видно по одежде и по ее поведению и по тому, как к ней относятся присутствующие. А какие у вас есть роли?

Ребята говорят о том, что каждому статусу соответствует определенное поведение


Рассуждения обучающихся

Формулирование суждений.






Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие распознать обладателей различных статусов. Например, воинские звания и знаки отличия в армии. А как обстоит дело со статусными символами гражданского населения?

Разделитесь на 6 групп. Создайте статусные образы представителей различных профессий.

Первая группа — статусный образ учителя. Вторая группа — статусный образ художника. Третья группа — статусный образ спортсмена. Четвертая группа- статусный образ строителя Пятая группа- статусный образ президента Шестая группа- статусный образ врача

Учитель раздает ватманы и фломастеры. Ученики должны изобразить профессии по атрибутам.



Представители групп выходят к доске и показывают свои проекты. Ученики должны отгадать, кого изобразила другая группа.


Умение строить логические рассуждения. Умение работать с текстом. Выделять главное.













Ещё одной возрастной группой, которую выделяют социологи, является поколение. -Какие ассоциации вызывает у вас слово «поколение»? Таким образом, поколение — это: 1) люди, родившиеся в определенный период времени; 2) группа людей в рамках 30-летнего периода.

Рассуждения обучающихся

Ученики называют ассоциации

Умение строить логические рассуждения.

Вопросы для дискуссии -В чем заключается проблема «отцов» и «детей»? -«Вечная» ли эта проблема? -Можно ли утверждать, что в наши дни причины разрыва между поколениями увеличиваются? Почему? -Так ли велик разрыв между «отцами» и «детьми»? -Что мы подразумеваем под преемственностью поколений?

Проводится мини-дискуссия. Подведение итогов работы по данному вопросу



Формирующее оцениваниеУмение строить логические рассуждения.

Умение работать с текстом. Выделять главное.

По признаку пола В обществе действуют и гендерные различия (от гендер — социальный пол). -Познакомьтесь с ситуацией и ответьте на вопросы Рабочий материал В морозное утро на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то что на улице было очень холодно, оба ждущих были без шапок. Когда сидящая на остановке пожилая женщина спросила у них, почему же те без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно», а другой «Я испорчу прическу»

Проводится мини-дискуссия. Подведение итогов работы по данному вопросу


Вопросы к тексту — Скажите, кто из них — девочка, а кто — мальчик? Ответ аргументируйте. — Как вы определили пол наших героев?

Ответы учеников.

Задание ни у кого не вызвало особых трудностей. Ваши ответы основаны на мнении, что мальчики не боятся мороза, а девочки беспокоятся о своей внешности. Но почему вы так думаете? Неужели вы знаете всех в мире мальчиков и всех в мире девочек? Конечно же, нет, тогда на основании чего вы сформулировали свой ответ? Наверное, на основании того, что в обществе существуют устойчивые представления о том, какими должны быть девочки и женщины, мальчики и мужчины. Это так называемые гендерные стереотипы. Исследователи утверждают, что они возникают на почве различных статусов и ролей женщин и мужчин в обществе. До начала XX в. в обществе преобладало мнение, что женщина создана только для воспитания и рождения детей и поддержания домашнего очага. И даже в наше время часть людей считает, что женщина должна быть домохозяйкой, а не личностью, которая может успешно решать различные социальные проблемы.


— Чем опасны гендерные стереотипы? Какие еще гендерные стереотипы вы можете назвать?

Ответы учеников.




Вывод по проблеме урока.


В реальной жизни роли человека не заданы ему от рождения. Человек сам творец своей судьбы. Всё в ваших руках. Так может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Что для этого нужно?




Какой вывод по проблеме урока мы можем сделать? Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?



Ученики предлагают разные выводы по проблеме урока.

Примерный вывод по проблеме урока:

Человек в обществе является членом различных социальных групп и соответственно занимает разное положение. Положение человека в обществе, определяемое его полом, возрастом, образованием, профессией, называется «социальным статусом».Статусы бывают разного вида. Перечисляют их, называя их характеристики. Каждому статусу соответствует социальная роль



Формулирование вывода.

Составление краткого ответа (4-5 предложений) по заданной теме.

Задание «Престижно или авторитетно?» (Ученики должны соотнести примеры в две колонки) У доски работают 3 ученика. Остальные пишут в тетрадях.

а) быть студентом известного столичного ВУЗа?

б) добиться крупного успеха в предпринимательской деятельности?

в) стать лидером футбольной команды?

г) быть в числе постоянных клиентов популярного ресторана?

д) быть человеком способным дать дельный совет в определённой области знаний?

е) ежегодно отдыхать на всемирно известном курорте?

ж) иметь влияние на принятие важных политических решений?





Задания дополнительное: Какие права и обязанности предполагает социальная роль ГРАЖДАНИН?




В начале урока Вы пытались ответить на вопрос «Кто я?». Какой ответ Вы могли дать?



Ученики выполняют задания.

Записанное в начале урока – это статусный набор каждого ученика.




Домашнее задание



–П. 25, выполнить задание «Проверь себя» №5.6, «В классе и дома» 1 или 4.

Творческое задание: составить коллаж «Мой социальный статус»


Ученики записывают домашнее задание.


Умение применять полученные знания при организации собственной деятельности.




























Приложение №1.



Прочитайте текст и выполните задания С 1-С6.

Социальный статус

Социальный статус - определенная позиция в социальной струк­туре группы или общества, связанная с другими позициями через сис­тему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по от­ношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он - просто индивид. Учитель обя­зан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать заня­тия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учи­тель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители соци­альных статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын,

преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два про­тивоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, назы­вается статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данно­го человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор бан­ка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохо­зяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный ста­тус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

По материалам сайта: http://www.anriinter.ll.com/ind.shtml (сервер бесплатного дистанционного образования)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые .11.фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Как автор определяет социальный статус человек. Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.

С3. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Стату­сы каких типов можно выделить в статусном наборе?

С4. Сергей М. родился всего несколько дней назад. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии соци­ального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Свой ответ аргу­ментируйте:

С5. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по от­ношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтвер­ждающий это положение.

С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.




Скачать

© 2019, 1513 8

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!