СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания "Сфера духовной жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания. 8 класс. Тема: "Сфера духовной жизни"

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания "Сфера духовной жизни"»

Урок обществознания. 8класс


Тема урока: СФЕРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ


Цель урока: учащиеся получат общее представление о структуре сферы духовной культуры, её взаимосвязи с культурой отдельной личности и возможностями культурного развития человека в обществе, свяжут его с характеристикой культурной ситуации в современной России.


Задачи урока 1. Познакомить учащихся со структурой духовной сферы общества, путями приобщения человека к культуре и процессами, происходящими в современной культурной жизни России.

2. Способствовать осознанию учащимися относительной целостности духовной сферы общественной жизни, привлекательности духовных ценностей, созидаемых в обществе, их влияния на культуру отдельной личности и всего социума.

3. Совершенствовать умение определять сущностные характеристики духовной культуры; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления, оценки культурных явлений современного общества.

4. Создать условия для освоения учащимися роли хранителей и ценителей культуры своей страны.

5. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: использование различных источников научной и текущей информации для характеристики процессов, типичных для современной культурной жизни страны, своего региона; парная или проектная работа.


Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, выполненные учащимися опережающие задания (выставка фотографий или иллюстраций, пресс-листок).

План изучения нового материала

1. Духовная сфера общества.

2. Культура личности и общества.

3. Развитие культуры в современной России.


1 этап. Актуализация знаний

- Какие проблемы, связанные с духовной жизнью, вы обсуждаете:

а) со сверстниками;

б) со взрослыми (родителями, учителями).

Проверка выполнения опережающего задания к данному уроку: выставка фотографий и иллюстраций памятников культуры, которые учащиеся считают выдающимися.

  1. этап. Изучение нового материала

1.Определение многозначности понятия «культура» (объяснение)

Понятие «культура» в широком смысле охватывает всё, что создаётся человеком в процессе его преобразовательной деятельности.

Чаще всего, говоря о культуре, принято обращаться к духовным ценностям, удовлетворению духовных потребностей личности. Специфика духовной сферы характеризуется с учётом трёх основных особенностей:1) сложный характер (сфера включает ряд подсистем, в которых реализуется творческая природа человека и его деятельности по производству, сохранению и распространению духовных ценностей); 2) реализация функций духовной культуры в творческой профессиональной и самодеятельной активности человека;

3) функционирование социальных институтов и организаций, профессионально занятых духовной деятельностью.


2.Составление структурной схемы, отражающей связи между элементами духовной сферы.


3.Формирование понятия о культурных ценностях, которые скрепляют различные элементы духовной сферы.

- Обратимся к отрывку из Декларации прав культуры, представленному в рубрике «Документ» (чтение отрывка).

- Ответим на вопросы к нему в тексте учебника.


4. Раскрытие особенностей духовных ценностей по сравнению с ценностями материальными(особенности духовных ценностей состоят в их долговечности, безграничности проявлений, отражении в них индивидуальности создателей многих из этих ценностей).

Решение познавательной задачи, в основе которой — сказка Дж. Родари:«Как-то раз одному человеку взбрело в голову украсть знаменитый римский Колизей. Ему захотелось, чтобы Колизей принадлежал только ему. «Почему, — недоумевал он, — я должен делить его со всеми? Пусть он будет только моим!» Он взял большую сумку и отправился к Колизею. Много дней складывал он камни в погребе и на чердаке. Когда однажды он почувствовал, что жить ему осталось недолго, он в последний раз пришёл к Колизею и, с трудом карабкаясь по скамьям амфитеатра, забрался на самый верх. Заходящее солнце окрашивало старинные руины золотым, алым и фиолетовым цветом. Но старик ничего не видел, потому что слёзы застилали ему глаза. Он надеялся, что побудет здесь, наверху, один, но на террасе появилась толпа туристов. На разных языках выражали они свой восторг. И вдруг среди множества голосов старый вор различил звонкий детский голосок какого-то мальчика: «Мой! Мой Колизей!..»

- Сформулируйте мораль этой истории.

-Придумайте её продолжение.

(При обсуждении задания ребята делают вывод, что подлинные духовные ценности являются общим достоянием. Стремление владеть этими ценностями в одиночку не делает человека ни более культурным, ни более духовным. Ценности культуры принадлежат всем и каждому).


  1. Понимание духовной сферы не только как совокупности достижений культуры, но и как особой инфраструктуры.(Знакомство с учреждениями духовной сферы и профессиями, связанными с ней с помощью презентации).


  1. Пути приобщения человека к духовным ценностям.

Содержание материала включает два основных аспекта:

1) культура личности внутренняя и внешняя;

Чтение фрагмента учебного текста.

-Приведите примеры проявлений внешней культуры.

-В чём проявляется культура внутренняя?

- Как связаны между собой внешняя и внутренняя культура?

Закрепление этого материала с помощью задания 1 рубрики «В классе и дома».

2) как приобщиться к духовным ценностям.

Второй аспект раскрывается через сопоставление двух путей приобщения к культурным ценностям — так называемого «царского» пути (по существу потребительского) и трудного пути самообразования, постоянной работы над собой (иными словами, пути творца своего духовного «Я»).

Комментированное чтение раздела в учебнике.


7.Обсуждение основных проблем современной культурной ситуации в России и регионе.

-Выполните задания 3 и 4 рубрики «В классе и дома», задания рубрики «Мнения». Обсуждение мнений учащихся

Домашнее задание:§ 6 учебника;

Работа над проектом - Рукописная книга «Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых». (Книга может быть выполнена с применением ИК-технологий и оформлена иллюстрациями).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!