СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания»

ГКОУ РД «Ибрагимотарская СОШ Тляратинского района».













Конспект открытого урока по обществознанию для 7 класса

на тему: «Кто стоит на страже закона»










Автор; Омарова Зумзумат Магомедомаровна,

учитель обществознания



















2021г





Открытый урок по обществознанию в 7 классе

Тема: Кто стоит на страже закона

Подготовила учитель обществознания ГКОУ РД «Ибрагимотарская СОШ Тляратинского района».

Дата проведения: 04.12.2021г.

Педагогическая идея урока: «Свобода есть право делать все, что не запрещено законом». (Монтескье)

Цель урока. Способствовать формированию правового сознания, представлений о структуре и функциях правоохранительных органов.

Задачи урока:

1.Познакомить обучающихся со структурой органов власти и их функциональными обязанностями.

2. Научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике.

3. Воспитывать чувство гражданственности, уважительного отношения к закону, к правам других людей, к сотрудникам правоохранительных органов.

Планируемые образовательные результаты учебного занятия:

Личностные УУД:

понимать значение знаний для человека и применять их; развивать способность к самооценке; различать виды правовой

ответственности; определять понятия: «правоохранительные органы, правонарушение, полиция, адвокатура, прокуратура, таможня, ФСБ, суды».

Получат возможность научиться: решать правовые задачи, высказывать собственное мнение, суждения.

Метапредметные УУД:

Отработка навыков систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, строить

логические связи, умозаключение, делать выводы.

Предметные:

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность в решении проблемных

заданий всей группой; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои

взаимоотношения с их учетом; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Вид учебного занятия: практическая работа с различными источниками информации, работа в парах, индивидуальная.

Тип урока – комбинированный

Основные понятия: право, правопорядок, закон, правоохранительные органы.

Средства урока: материалы учебника Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, параграф 7, Конституция РФ, раздаточный материал, обществоведческий словарь.

Оборудование урока: текст Конституции РФ, раздаточный материал, учебники, компьютер

Ход урока

Слово учителя.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди… Одновременно с ними, появились главные вопросы:

- что люди могут делать и чего не могут;

- что люди обязаны делать и чего не обязаны;

- на что люди имеют право и на что не имеют.

- А где закреплены наши основные права и обязанности? (зафиксированы в Конституции РФ, в Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка.)

- А что еще необходимо человеку кроме прав и обязанностей? (правило, закон)

Практикум: попытайтесь создать свои правила на уроке.

1. Слушать и слышать друг друга;

2. Не перебивать, работать всем активно;

3. Не обижать и не обижаться;

4. Замолкать по знаку поднятой руки.

5.Отвечать четко и понятно.

- Для чего нам с вами нужны эти правила?

Вывод: они необходимы, чтобы был порядок!

Игра на повторение материала «Крестики - нолики»

- ребята, давайте вспомним:

Что такое закон? (нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения;

Правило поведения, принятое государством).

- почему нужно соблюдать законы?

(порядок нужен, чтобы люди могли реализовать свои права)

- А что такое правонарушение?

- Назовите два вида правонарушений (преступление, проступок). Что такое преступление? проступок? Чем они отличаются?

2. Изучение нового материала.

- Ребята, я предлагаю Вам посмотреть фрагмент фильма и подумать, какая тема будет сегодня на уроке.(фрагмент фильма «Следствие ведут знатоки»)

Формулирование темы: Правоохранительные органы.

- А давайте подумаем, что мы сегодня должны будем узнать?

(ответы детей, а затем учитель открывает тему урока)

- В Конституции РФ (статья 1) говорится, что Российская Федерация – правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона. Охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан. В статье 2 Конституции права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Для этого государство создает специальные органы.(работа с учебником стр. вывод схемы на доске)

В тетрадь записать:

Правоохранительные – это органы, основной целью деятельности которых является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).

1. 1) Вопросы для повторения:

- назовите основные группы прав человека.

(гражданские, политические, экономические, социальные, культурные)

- что такое закон?

(нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго

определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения;

Правило поведения, принятое государством).

- почему нужно соблюдать законы?

(порядок нужен, чтобы люди могли реализовать свои права)

2. 2) Работа со схемой.

Правонарушения

Преступления. Проступки.

1) против жизни и здоровья человека; 1) мелкое хулиганство;

2) пр-в чести и достоинства человека; 2) нарушение разл. правил

3) пр-в собственности; общественного порядка;

4) пр-в прав и свобод граждан; 3) вред чужому имуществу;

4) нарушение дисциплины поместу работы или учёбы;

3. Какие органы называют правоохранительными. (схема на доске)

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном порядке.

В начале 18 в. в период правления Петра1 была введена должность генерал - прокурора. («око государево»).

Работа с документом «О прокуратуре»

5. Таможня следит за законностью перемещений товаров через границу.

Вопрос: как вы считаете, действительно необходимы таможенные пункты на границах нашего государства?

( на таможне чувствует себя спокойно тот, кто не нарушает закон)

6. Федеральная служба безопасности (ФСБ) борется с терроризмом,

шпионажем и другими преступлениями против государства.

7. Суды осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе.

Долгое время роль судьи, как правило, выполняли уважаемые люди, правители территорий, которые имели и другие обязанности, что значительно затрудняло судопроизводство. Поэтому обязанности правителя и судьи были разделены, и появилась особая должность – судья. Во все времена был вопрос: как же судить по праву, по совести?

Работа с текстом учебника (стр. 78-79), рубрика «Уроки прошлого».

Вопрос: - что вам понравилось в Афинском суде?

8. Фемида - символ правосудия.

В древнегреческой мифологии богиня правосудия. Фемиду иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые человеком при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Работа с текстом учебника, рубрика «Человек в истории»

9.Все государства в разные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия. Со временем был выработан принцип правосудия – презумпция невиновности :« …обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке».Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность – от решения суда всегда зависит человеческая судьба.Согласно российским законам судьей может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твёрдым характером и развитым чувством справедливости. Но даже тому, кто соответствует перечисленным качествам, не удастся стать судьёй, если он совершил «порочащие его поступки».

( Вспомним слова одного литературного героя: «Береги платье с нову, а честь с молоду» ).

Ст. 120 Конституции РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только

Конституции РФ и закону».

Это означает, что при рассмотрении конкретного дела никто и ничто не может заставить судью принять решение, которое противоречит закону и принципам справедливости. Вмешательство в деятельность суда, даже с добрыми намерениями ведет к нарушению законности.

В настоящее время в нашей стране по Конституции РФ в судебную систему возвращен суд присяжных. (Вводился по реформе 1864г. императором Александром II; стремление водворить на земле «суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных»).

Суд присяжных состоит из профессионального судьи и 12 представителей народа, которых называют присяжными заседателями.

Суды присяжных рассматривают уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. Выносят вердикт «виновен», « не виновен», «виновен, но заслуживает смягчения наказания». И только после

этого судья определяет меру наказания. Особенность суда присяжных состоит в том, что решение по делу присяжные выносят, опираясь прежде всего на здравый смысл и жизненный опыт.

11.Органы внутренних дел - милиция осуществляет охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, общественных организаций.

12. Милиция в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

Задачи криминальной милиции:

- предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

- розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.

Задачи милиции общественной безопасности:

- обеспечение личной и общественной безопасности;

- охрана общественного порядка;

- предупреждение и пресечение правонарушений.

13. В состав криминальной милиции входят следующие подразделения:

- уголовный розыск;

- подразделение по борьбе с экономическими преступлениями;

- подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

- криминалистические лаборатории и др.

14.В состав милиции общественной безопасности входят:

- подразделения патрульно-постовой службы;

- дежурные части;

- ГАИ;

- паспортно-визовые службы;

- участковые инспектора;

- подразделения по делам несовершеннолетних и др.

15. Подразделение по делам несовершеннолетних.

Как работает подразделение. (выступление инспектора)

Работа с документом

Фрагмент Закона РФ «О милиции»:

- ст.14. Применение специальных средств.

- ст. 15. Применение и использование огнестрельного оружия.

16. - Закрепление материала. Чтение и обсуждение строчек из песни «Наша служба и опасна и трудна».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!