ГКОУ РД «Ибрагимотарская СОШ Тляратинского района».
Конспект открытого урока по обществознанию для 7 класса
на тему: «Кто стоит на страже закона»
Автор; Омарова Зумзумат Магомедомаровна,
учитель обществознания
2021г
Открытый урок по обществознанию в 7 классе
Тема: Кто стоит на страже закона
Подготовила учитель обществознания ГКОУ РД «Ибрагимотарская СОШ Тляратинского района».
Дата проведения: 04.12.2021г.
Педагогическая идея урока: «Свобода есть право делать все, что не запрещено законом». (Монтескье)
Цель урока. Способствовать формированию правового сознания, представлений о структуре и функциях правоохранительных органов.
Задачи урока:
1.Познакомить обучающихся со структурой органов власти и их функциональными обязанностями.
2. Научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике.
3. Воспитывать чувство гражданственности, уважительного отношения к закону, к правам других людей, к сотрудникам правоохранительных органов.
Планируемые образовательные результаты учебного занятия:
Личностные УУД:
понимать значение знаний для человека и применять их; развивать способность к самооценке; различать виды правовой
ответственности; определять понятия: «правоохранительные органы, правонарушение, полиция, адвокатура, прокуратура, таможня, ФСБ, суды».
Получат возможность научиться: решать правовые задачи, высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные УУД:
Отработка навыков систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, строить
логические связи, умозаключение, делать выводы.
Предметные:
Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность в решении проблемных
заданий всей группой; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои
взаимоотношения с их учетом; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Вид учебного занятия: практическая работа с различными источниками информации, работа в парах, индивидуальная.
Тип урока – комбинированный
Основные понятия: право, правопорядок, закон, правоохранительные органы.
Средства урока: материалы учебника Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, параграф 7, Конституция РФ, раздаточный материал, обществоведческий словарь.
Оборудование урока: текст Конституции РФ, раздаточный материал, учебники, компьютер
Ход урока
Слово учителя.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди… Одновременно с ними, появились главные вопросы:
- что люди могут делать и чего не могут;
- что люди обязаны делать и чего не обязаны;
- на что люди имеют право и на что не имеют.
- А где закреплены наши основные права и обязанности? (зафиксированы в Конституции РФ, в Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка.)
- А что еще необходимо человеку кроме прав и обязанностей? (правило, закон)
Практикум: попытайтесь создать свои правила на уроке.
1. Слушать и слышать друг друга;
2. Не перебивать, работать всем активно;
3. Не обижать и не обижаться;
4. Замолкать по знаку поднятой руки.
5.Отвечать четко и понятно.
- Для чего нам с вами нужны эти правила?
Вывод: они необходимы, чтобы был порядок!
Игра на повторение материала «Крестики - нолики»
- ребята, давайте вспомним:
Что такое закон? (нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения;
Правило поведения, принятое государством).
- почему нужно соблюдать законы?
(порядок нужен, чтобы люди могли реализовать свои права)
- А что такое правонарушение?
- Назовите два вида правонарушений (преступление, проступок). Что такое преступление? проступок? Чем они отличаются?
2. Изучение нового материала.
- Ребята, я предлагаю Вам посмотреть фрагмент фильма и подумать, какая тема будет сегодня на уроке.(фрагмент фильма «Следствие ведут знатоки»)
Формулирование темы: Правоохранительные органы.
- А давайте подумаем, что мы сегодня должны будем узнать?
(ответы детей, а затем учитель открывает тему урока)
- В Конституции РФ (статья 1) говорится, что Российская Федерация – правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона. Охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан. В статье 2 Конституции права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Для этого государство создает специальные органы.(работа с учебником стр. вывод схемы на доске)
В тетрадь записать:
Правоохранительные – это органы, основной целью деятельности которых является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).
1. 1) Вопросы для повторения:
- назовите основные группы прав человека.
(гражданские, политические, экономические, социальные, культурные)
- что такое закон?
(нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго
определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения;
Правило поведения, принятое государством).
- почему нужно соблюдать законы?
(порядок нужен, чтобы люди могли реализовать свои права)
2. 2) Работа со схемой.
Правонарушения
Преступления. Проступки.
1) против жизни и здоровья человека; 1) мелкое хулиганство;
2) пр-в чести и достоинства человека; 2) нарушение разл. правил
3) пр-в собственности; общественного порядка;
4) пр-в прав и свобод граждан; 3) вред чужому имуществу;
4) нарушение дисциплины поместу работы или учёбы;
3. Какие органы называют правоохранительными. (схема на доске)
Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном порядке.
В начале 18 в. в период правления Петра1 была введена должность генерал - прокурора. («око государево»).
Работа с документом «О прокуратуре»
5. Таможня следит за законностью перемещений товаров через границу.
Вопрос: как вы считаете, действительно необходимы таможенные пункты на границах нашего государства?
( на таможне чувствует себя спокойно тот, кто не нарушает закон)
6. Федеральная служба безопасности (ФСБ) борется с терроризмом,
шпионажем и другими преступлениями против государства.
7. Суды осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе.
Долгое время роль судьи, как правило, выполняли уважаемые люди, правители территорий, которые имели и другие обязанности, что значительно затрудняло судопроизводство. Поэтому обязанности правителя и судьи были разделены, и появилась особая должность – судья. Во все времена был вопрос: как же судить по праву, по совести?
Работа с текстом учебника (стр. 78-79), рубрика «Уроки прошлого».
Вопрос: - что вам понравилось в Афинском суде?
8. Фемида - символ правосудия.
В древнегреческой мифологии богиня правосудия. Фемиду иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые человеком при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.
Работа с текстом учебника, рубрика «Человек в истории»
9.Все государства в разные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия. Со временем был выработан принцип правосудия – презумпция невиновности :« …обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке».Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность – от решения суда всегда зависит человеческая судьба.Согласно российским законам судьей может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твёрдым характером и развитым чувством справедливости. Но даже тому, кто соответствует перечисленным качествам, не удастся стать судьёй, если он совершил «порочащие его поступки».
( Вспомним слова одного литературного героя: «Береги платье с нову, а честь с молоду» ).
Ст. 120 Конституции РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только
Конституции РФ и закону».
Это означает, что при рассмотрении конкретного дела никто и ничто не может заставить судью принять решение, которое противоречит закону и принципам справедливости. Вмешательство в деятельность суда, даже с добрыми намерениями ведет к нарушению законности.
В настоящее время в нашей стране по Конституции РФ в судебную систему возвращен суд присяжных. (Вводился по реформе 1864г. императором Александром II; стремление водворить на земле «суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных»).
Суд присяжных состоит из профессионального судьи и 12 представителей народа, которых называют присяжными заседателями.
Суды присяжных рассматривают уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. Выносят вердикт «виновен», « не виновен», «виновен, но заслуживает смягчения наказания». И только после
этого судья определяет меру наказания. Особенность суда присяжных состоит в том, что решение по делу присяжные выносят, опираясь прежде всего на здравый смысл и жизненный опыт.
11.Органы внутренних дел - милиция осуществляет охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, общественных организаций.
12. Милиция в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
Задачи криминальной милиции:
- предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
- розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.
Задачи милиции общественной безопасности:
- обеспечение личной и общественной безопасности;
- охрана общественного порядка;
- предупреждение и пресечение правонарушений.
13. В состав криминальной милиции входят следующие подразделения:
- уголовный розыск;
- подразделение по борьбе с экономическими преступлениями;
- подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
- криминалистические лаборатории и др.
14.В состав милиции общественной безопасности входят:
- подразделения патрульно-постовой службы;
- дежурные части;
- ГАИ;
- паспортно-визовые службы;
- участковые инспектора;
- подразделения по делам несовершеннолетних и др.
15. Подразделение по делам несовершеннолетних.
Как работает подразделение. (выступление инспектора)
Работа с документом
Фрагмент Закона РФ «О милиции»:
- ст.14. Применение специальных средств.
- ст. 15. Применение и использование огнестрельного оружия.
16. - Закрепление материала. Чтение и обсуждение строчек из песни «Наша служба и опасна и трудна».