СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-обобщение по теме «Причастие»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока:

  1. Орг. момент  Слово учителя (приветствие): Ребята, чтобы настроиться на работу, давайте вместе отгадаем загадку. Регулятивные УУД:  Целеполагание. (Постановка учебной задачи)  20 сек 
  2. Сообщение темы и целей урока. 

- Ребята, отгадайте загадку:  

 

  1. .  Повторение и обобщение понятий. Слово учителя.

1. -  Ребята, сейчас я назову несколько слов, если среди них есть причастия, то вы должны их записать. (ТЕЙК-ОФ-ТАЧ ДАУН) Глиняный, резче, борющийся, унесенный, туманный, примерзший, выше, милейший, стричься, распустившийся, соломенный, стремиться, называющий.  Встаньте те, кто выписал 3 причастия, спасибо, присаживайтесь, встаньте те, кто выписал 4 причастия, хорошо, присаживайтесь, а теперь встаньте те, кто выписал 5 причастий. Какие же слова нужно было выписать? Учащиеся слушают учителя и выписывают только причастия. Учащиеся встают в зависимости от того, сколько выписали причастий. Затем хлопают тем, кто выписал все причастия. 1 ученик перечисляет выписанные слова 4 мин.   - Назовите виды причастий.  Учащиеся поднимают руку и отвечают, что причастия бывают действительными и страдательными - 20 сек.  2. Слово учителя.  ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ  - Сейчас вы хорошенько посмотрите на своего партнёра по лицу, сделайте удар кулачками и выйдите из-за стола. Все Партнёры Б разойдитесь по комнате и образуйте круг. Теперь Партнёры А подойдите, найдите своего Партнёра по лицу и встаньте лицом к нему. Поприветствуйте друг друга. Внутренний круг рассказывает внешнему, что такое действительные причастия. У вас 20 сек. Затем внешний круг рассказывает внутреннему о страдательных причастиях (20 сек.).  Затем учитель опрашивает 2 учеников.  Затем скажите партнёру «Пока», повернитесь налево, коснитесь правым плечом друг друга. А теперь назовите, сколько звуков в слове ЯМА. (Четыре). Теперь отсчитайте четыре вслух вместе со мной, повернитесь к вашему партнёру, поприветствуйте друг друга. Задание: При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия? Начинает отвечать внешний круг (20 сек), затем внутренний рассказывает о суффиксах действительных причастиях (20 сек.). Учащиеся создают внутренний и внешний круги и делятся своими знаниями с разными партнёрами. (10 мин.)  3. Слово учителя. А теперь поработаем с деформированным текстом. Даны на доске словосочетания (вначале деформированная запись, затем исправленная), нужно записать в тетрадь слова в исправленном виде, затем обмениваемся тетрадями партнёрами по плечу, проверяем и оцениваем. Обещенный отдых, засеенное поле, скошенная трава, освещонный зал, увидивший тебя, задерженный пограничниками, настоенный чай, растаивший снег, услышенный ответ, запрещонный приём.  Обещанный отдых, засеянное поле, освещённый зал, увидевший тебя, задержанный пограничниками, настоянный чай, растаявший снег, услышанный ответ, запрещённый приём.  Учащиеся записывают в тетрадь слова в исправленном виде, затем обмениваются тетрадями, проверяют слова, написанные партнёром. Ставят оценки ручкой с зелёной пастой (5 мин.)  4. –Давайте вспомним о правописании «Не с причастиями». Партнёры по лицу начинают рассказывать о слитном написании НЕ с причастиями (30 сек) и раздельном написании причастий с НЕ- с примерами (30сек). (ТАЙМ ПЭА ШЭА). Партнёры по лицу рассказывают друг другу правило, у каждого 20 сек. (3 мин.)  5.- А сейчас мы используем еще одну образовательную структуру: ДЖОТ ТОТС, что означает - мысли на столе! Давайте сначала очистим центр стола! Он нам понадобится! Каждый член команды должен иметь 4 листочка бумаги. Для этого все участники 1 и 3 возьмите, пожалуйста, листочек 4. Разделите на 2 части и дайте 1 листок своему партнеру по плечу. Теперь разделите ваш листок на 4 части. У каждого из вас  должны быть 4 листочка. Задание: 1) Подумайте и запишите 1 слово на тему «Урок»  2) Прочтите его вслух для остальных участников и запишите его на одной стороне листочка  3) Положите листочек в центр стола словом вверх  4) Каждый участник повторяет шаги 1-3, как только у него готово слово, связанное с данным понятием, пока все 4 листочка у каждого участника не используются.  5) В итоге 16 бумажек должны оказаться в середине стола словом вверх.  Партнёры по плечу делят листочек А 4 пополам и делится с партнёром. Затем каждый делит свой лист на 4 части. Каждый участник произносит слово на тему «Урок», записывает на листочке и кладёт на середину стола 4-5 мин.  6. -Давайте закрепим тему «Причастный оборот».  Учащийся N2, возьмите все карточки на вашем столе, перемешайте их и разложите первые 9 карточек в формате ЗхЗ и пронумеруйте их (1-9).  Структура, которую мы будет выполнять сейчас, называется ТИК ТЭК ТОУ.  Каждый участник составляет предложения с причастным оборотом, используя три слова, которые расположены вертикально, горизонтально и по диагонали.  У вас есть 4.5 минуты.  Опрос учащихся  Учащийся №2 перемешивает листочки и раскладывает посередине стола 3x3. Затем каждый учащийся составляет 3 предложения с причастным оборотом со словами, расположенными вертикально, горизонтально, по диагонали 4-5 мин  IV. Рефлексия  - Кому на уроке было интересно, он обобщил и систематизировал знания, нарисуйте веселого смайлика. Кто испытывал затруднения - грустного.  Учащиеся выбирают смайлики  2 мин  V. Итог урока  - На этом уроке мы с вами еще раз закрепили навыки и умения находить причастия, определять границы причастных оборотов, объяснять условия их обособления, обосновывать орфограммы в причастиях И еще раз вы убедились, как красив, мудр и богат наш язык – язык Пушкина, Тургенева, Толстого… Это обязывает нас к бережному отношению к нему. (30 сек.)  VII. Домашнее задание.

-  Подготовьте словарный диктант, который включал бы все изученные орфограммы по теме «Причастие», графически обозначьте их

Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение по теме «Причастие»»

Урок обобщения по теме «Причастие» в 6 классе
Цели: 
Обучающие: 
• Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Причастие»
• Закрепить навыки правописания причастий и постановки знаков препинания при причастном обороте; 
Развивающие: 
• Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии; 
Воспитывающие: 
• Продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку. 
Формирование УУД: 
• личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным. 
• - регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным; 
• - познавательные действия: уметь определять причастия и причастные обороты, использовать их в речи и письме. 
- коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь посредством причастий и причастных оборотов 
Ход урока:

  1. Орг. момент 
    Слово учителя (приветствие): Ребята, чтобы настроиться на работу, давайте вместе отгадаем загадку. Регулятивные УУД: 
    Целеполагание. (Постановка учебной задачи) 
    20 сек 

  2. Сообщение темы и целей урока. 

- Ребята, отгадайте загадку:
Вот свойство мое обязательное: 
Склоняюсь я, как прилагательное. 
На все вопросы его отвечаю. 
Глагол по значению напоминаю. 
- О чём эта загадка? О какой части речи? 
Сегодня мы будем обобщать знания, полученные в ходе изучения темы «Причастие» 
- Какие цели мы можем поставить к сегодняшнему уроку? (закрепить навыки правописания причастий и постановки знаков препинания при причастном обороте; - активизировать самостоятельную деятельность по обобщению сведений о причастии; продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку). 
Познавательные УУД: 
Формулирование познавательной цели. Отгадывают загадку. Называют часть речи - причастие 1 мин 

- Что же такое причастие? 
Желающие поднимают руку и рассказывают определение 2 мин. 



III. Повторение и обобщение понятий. Слово учителя.

1. - Ребята, сейчас я назову несколько слов, если среди них есть причастия, то вы должны их записать. (ТЕЙК-ОФ-ТАЧ ДАУН
Глиняный, резче, борющийся, унесенный, туманный, примерзший, выше, милейший, стричься, распустившийся, соломенный, стремиться, называющий. 
Встаньте те, кто выписал 3 причастия, спасибо, присаживайтесь, встаньте те, кто выписал 4 причастия, хорошо, присаживайтесь, а теперь встаньте те, кто выписал 5 причастий. Какие же слова нужно было выписать? Учащиеся слушают учителя и выписывают только причастия. Учащиеся встают в зависимости от того, сколько выписали причастий. Затем хлопают тем, кто выписал все причастия. 1 ученик перечисляет выписанные слова 4 мин. 
- Назовите виды причастий. 
Учащиеся поднимают руку и отвечают, что причастия бывают действительными и страдательными - 20 сек. 
2. Слово учителя. 
ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ 
- Сейчас вы хорошенько посмотрите на своего партнёра по лицу, сделайте удар кулачками и выйдите из-за стола. Все Партнёры Б разойдитесь по комнате и образуйте круг. Теперь Партнёры А подойдите, найдите своего Партнёра по лицу и встаньте лицом к нему. Поприветствуйте друг друга. Внутренний круг рассказывает внешнему, что такое действительные причастия. У вас 20 сек. Затем внешний круг рассказывает внутреннему о страдательных причастиях (20 сек.).  Затем учитель опрашивает 2 учеников. 
Затем скажите партнёру «Пока», повернитесь налево, коснитесь правым плечом друг друга. А теперь назовите, сколько звуков в слове ЯМА. (Четыре). Теперь отсчитайте четыре вслух вместе со мной, повернитесь к вашему партнёру, поприветствуйте друг друга. Задание: При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия? Начинает отвечать внешний круг (20 сек), затем внутренний рассказывает о суффиксах действительных причастиях (20 сек.). Учащиеся создают внутренний и внешний круги и делятся своими знаниями с разными партнёрами. (10 мин.) 
3. Слово учителя. А теперь поработаем с деформированным текстом. Даны на доске словосочетания (вначале деформированная запись, затем исправленная), нужно записать в тетрадь слова в исправленном виде, затем обмениваемся тетрадями партнёрами по плечу, проверяем и оцениваем.
Обещенный отдых, засеенное поле, скошенная трава, освещонный зал, увидивший тебя, задерженный пограничниками, настоенный чай, растаивший снег, услышенный ответ, запрещонный приём. 

Обещанный отдых, засеянное поле, освещённый зал, увидевший тебя, задержанный пограничниками, настоянный чай, растаявший снег, услышанный ответ, запрещённый приём. 

Учащиеся записывают в тетрадь слова в исправленном виде, затем обмениваются тетрадями, проверяют слова, написанные партнёром. Ставят оценки ручкой с зелёной пастой (5 мин.) 
4. –Давайте вспомним о правописании «Не с причастиями». Партнёры по лицу начинают рассказывать о слитном написании НЕ с причастиями (30 сек) и раздельном написании причастий с НЕ- с примерами (30сек). (ТАЙМ ПЭА ШЭА). Партнёры по лицу рассказывают друг другу правило, у каждого 20 сек. (3 мин.) 
5.- А сейчас мы используем еще одну образовательную структуру: ДЖОТ ТОТС, что означает - мысли на столе! Давайте сначала очистим центр стола! Он нам понадобится! Каждый член команды должен иметь 4 листочка бумаги. Для этого все участники 1 и 3 возьмите, пожалуйста, листочек 4. Разделите на 2 части и дайте 1 листок своему партнеру по плечу. Теперь разделите ваш листок на 4 части. У каждого из вас должны быть 4 листочка. Задание:
1) Подумайте и запишите 1 слово на тему «Урок» 
2) Прочтите его вслух для остальных участников и запишите его на одной стороне листочка 
3) Положите листочек в центр стола словом вверх 
4) Каждый участник повторяет шаги 1-3, как только у него готово слово, связанное с данным понятием, пока все 4 листочка у каждого участника не используются. 
5) В итоге 16 бумажек должны оказаться в середине стола словом вверх. 

Партнёры по плечу делят листочек А 4 пополам и делится с партнёром. Затем каждый делит свой лист на 4 части. Каждый участник произносит слово на тему «Урок», записывает на листочке и кладёт на середину стола 4-5 мин. 
6. -Давайте закрепим тему «Причастный оборот». 
Учащийся N2, возьмите все карточки на вашем столе, перемешайте их и разложите первые 9 карточек в формате ЗхЗ и пронумеруйте их (1-9). 
Структура, которую мы будет выполнять сейчас, называется ТИК ТЭК ТОУ
Каждый участник составляет предложения с причастным оборотом, используя три слова, которые расположены вертикально, горизонтально и по диагонали. 
У вас есть 4.5 минуты. 
Опрос учащихся 

Учащийся №2 перемешивает листочки и раскладывает посередине стола 3x3. Затем каждый учащийся составляет 3 предложения с причастным оборотом со словами, расположенными вертикально, горизонтально, по диагонали 4-5 мин 
IV. Рефлексия 
- Кому на уроке было интересно, он обобщил и систематизировал знания, нарисуйте веселого смайлика. Кто испытывал затруднения - грустного. 

Учащиеся выбирают смайлики 2 мин 
V. Итог урока 
- На этом уроке мы с вами еще раз закрепили навыки и умения находить причастия, определять границы причастных оборотов, объяснять условия их обособления, обосновывать орфограммы в причастиях И еще раз вы убедились, как красив, мудр и богат наш язык – язык Пушкина, Тургенева, Толстого… Это обязывает нас к бережному отношению к нему. (30 сек.) 
VII. Домашнее задание.

- Подготовьте словарный диктант, который включал бы все изученные орфограммы по теме «Причастие», графически обозначьте их, выполнить упр.186


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!