Цель урока | -систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Семья», повторить определение семьи, видов семьи, функции семьи, ресурсы семьи; |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Задачи: | Образовательные: - Обобщить и повторить материал раздела «Семья» - Показать особенности законов – их социальную направленность. - На примере действия законов отработать понятия «закон». Развивающие: - Формировать способность выявлять причины и последствия событий, давать им характеристику - Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации. - Отрабатывать навыки самостоятельной работы. - способствовать формированию умения формулировать определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение. Воспитательные: формировать представление о семье как о частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека |
Планируемые результаты (предметные) | - научиться создавать целостное представление о семье; - понимать ключевые понятия семья, брак, функции семьи, ценности семьи, двухпоколенные, трехпоколенные, полные и неполные семьи, Семейный кодекс, Конституция. - понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; -применять эти социальные и нравственные нормы и правила при анализе и оценке реальных ситуаций. |
Метапредметные результаты | - развивать умение анализировать схему, текст, иллюстрации, -формулировать и объяснять свою точку зрения, -выполнять проблемные задания. | - определять собственное отношение к явлениям современной жизни |
Личностные результаты | -Понимать значение семьи в жизни человека, -формировать нравственную культуру, -развивать уважение к членам семьи; -формировать представления о различных социальных ролях людей в семье; -воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми. |
Основное содержание | Понятие семьи, ее особенности, функции и значение в жизни человека. Виды семей. Права ребенка в семье. Основы семейной экономики, принципы рачительного хозяйствования. Понятие свободного времени. Хобби, его виды. |
Образовательные ресурсы | Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015 Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016. Презентация Microsoft Office Power Point, мультимедийное оборудование, раздаточный материал – маршрутные листы, тестовые и проблемные задания, рисунки смайликов. |
Этапы урока | Формы методы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
| | | Виды деятельности | Формируемые УУД | |
1.Организаци онный этап | Фронтальный словесный, слово учителя | Проверка готовности к уроку, раздача маршрутных листов, объяснение работы с ними. -Добрый день, ребята! На слайде у вас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Отметьте его на Маршрутном листе в графе начало урока. Поднимите руки у кого хорошее настроение. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Ребята выбирают смайлик, соответствующий их настроению и отражают это в маршрутных листах. Поднимают руки те, у кого хорошее настроение. | Включение в работу. | Маршрутный лист. |
2. Постановка учебной задачи | Фронтальный, словесный, наглядный, игра, беседа. Работа с понятиями. | 1.Кто нежнее всех на свете? Кто готовит нам обед? И кого так любят дети? И кого прекрасней нет? Кто читает на ночь книжки? Разгребая горы хлама, Не ругает нас с братишкой. Кто же это? Наша... (мама) 2. Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав, Не реветь? Конечно, …(папа) 3. Пусть не хожу я в детский сад, А дома ем оладушки. Пенсионерка, я и рад Моя родная… (бабушка) 4. Я у мамы не один, У нее еще есть сын. Рядом с ним я маловат, Для меня он старший… (брат) 5. Мама с папой говорят, Что теперь я - старший брат. Что за куколка в коляске Плачет? Видимо, от тряски? В ванной ползунков – гора, Брату кто она?... (сестра) 6. Он - мужчина, и он – сед, Папе - папа, мне он - …(дед) - Молодцы. Посмотрите, какое солнышко у нас получилось. Давайте подведем небольшой итог. Что общего между этими людьми? Какое отношение они имеют к нашему уроку? Какая задача стоит перед нами? | Слушают учителя, отвечают на вопросы, дают ответы на загадки, составляют кластер, формулируют учебные задачи. | Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем. | составляют кластер, |
3. Усвоение новых знаний. Семья и семейные отношения. | Фронтальный, словесный, наглядный. Рассказ учителя. Работа с тестами. | Что такое семья? На чем она основана? Что такое брак? Чем связана, что объединяет членов семьи? Семья- обязательная часть любого общества? Как вы понимаете - семья находится под защитой государства? За что родителей могут лишить родительских прав? - Ребята, а как образуется семья? Попробуйте назвать главную особенность семьи. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют тестовые задания в маршрутном листе. | Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые коррективы Познавательные: используют знаково-символические средства для выполнения задания. | Задание 1-3 в маршрутном листе |
Семейное хозяйство. | Наглядный, словесный. Рассказ учителя, работа с иллюстрацией, с лентой времени. | Физминутка Моя семья. «Кто живёт у нас в квартире? » Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши) Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте) Всех могу пересчитать (шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево) Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево) Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши) Семья – это тяжелая работа. Какие обязанности выполняют члены семьи? Выполните задание 4 и 5. В своей семье нужно быть рачительным хозяином. Давайте заполним схему. Выполните задание 6 и 7. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют тестовые задания в маршрутном листе. | Регулятивные: учатся работать по плану-описанию Познавательные: Находят ответы в тексте, иллюстрациях, применяют полученные ранее умения | Задание 4-7 в маршрутном листе |
Свободное время. | Наглядный, словесный. Рассказ учителя, работа с иллюстрацией, с текстом учебника. Беседа. | Организует беседу с учащимися по вопросам: Кто хочет рассказать о своей семье, о том, кто хранит семейный очаг в вашем доме? Как в вашей семье проводят свободное время? Что такое свободное время? Какие хозяйственные дела выполняют совместно? Какие прогулки совершают в выходные дни и какие любимые занятия объединяют членов семьи? Что такое хобби? Выполните задание 8 и 9. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют тестовые задания в маршрутном листе. Проводят поиск необходимой информации в текстовых источниках. Ищут объяснения, доказательства. | Коммуникативные: Высказывают свое мнение, учатся работать в паре, слушать и слышать других Познавательные: Овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений | Задание 8-9 в маршрутном листе |
4. Закрепление знаний и способов действий. | Словесный, наглядный. Беседа. | Задает вопросы: - Какую задачу мы ставили в начале урока? -Удалось ли решить поставленную задачу? Все ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось – почему) Выполните последнее задание в МЛ. №10 | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, повторяют понятия. Подводят итоги урока. | Коммуникативные: Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. Познавательные: Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. | Работа по составлению синквейна, беседа по вопросам |
5. Рефлексия. | Фронтальная. Словесный, наглядный. | Давайте оценим нашу работу на уроке. Продолжите одну из фраз. 1. На уроке я работал…. 2.Своей работой на уроке я… 3. Урок прошел… 4. За урок я… 5. Материал урока мне… 6. На уроке мне удалось… 7. Мое настроение за урок… А какое настроение у вас в конце урока после прохождения этой темы? Сделайте отметку в МЛ. Поднимите руки у кого хорошее настроение. У кого настроение стало лучше? Выставляет и комментирует отметки. | Обсуждают результаты урока, оценивают степень своего участия и участия своих одноклассников. | Регулятивные: Проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке, оценивают свою активность и качество работы на уроке | |
6. Домашнее задание | Словесный. Сообщение учителя. | Комментирует задание. Оформить страничку альбома «Счастливая семья» | Воспринимают и записывают задание. | Регулятивные: Принимают учебную задачу | |