СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обобщения "Семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учащихся 5 класса (если предмет обществознания изучается с 6 класса, то для учащихся 6 класса). По типу это повторительно- обобщающий урок по теме "Семья".Данная разработка поможет обобщить изученный материал и сформировать целостное представление о таком социальном институте как семья,поможет развивать навыки самостоятельной работы учащихся, способность применить полученные знания в новой учебной ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения "Семья"»

Повторительно-обобщающий урок по теме «Семья»

Цель урока

-систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Семья», повторить определение семьи, видов семьи, функции семьи, ресурсы семьи;

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Задачи:


Образовательные:

- Обобщить и повторить материал раздела «Семья»

- Показать особенности законов – их социальную направленность.

- На примере действия законов отработать понятия «закон».

Развивающие:

- Формировать способность выявлять причины и последствия событий, давать им характеристику

- Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.

- Отрабатывать навыки самостоятельной работы.

- способствовать формированию умения формулировать определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение.

Воспитательные:

формировать представление о семье как о частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека

Планируемые результаты

(предметные)

- научиться создавать целостное представление о семье;

- понимать ключевые понятия семья, брак, функции семьи, ценности семьи, двухпоколенные, трехпоколенные, полные и неполные семьи, Семейный кодекс, Конституция.

- понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи;

-применять эти социальные и нравственные нормы и правила при анализе и оценке реальных ситуаций.

Метапредметные

результаты

- развивать умение анализировать схему, текст, иллюстрации,

-формулировать и объяснять свою точку зрения,

-выполнять проблемные задания.

- определять собственное отношение к явлениям современной жизни

Личностные результаты

-Понимать значение семьи в жизни человека,

-формировать нравственную культуру,

-развивать уважение к членам семьи;

-формировать представления о различных социальных ролях людей в семье;

-воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми.

Основное содержание

Понятие семьи, ее особенности, функции и значение в жизни человека. Виды семей. Права ребенка в семье. Основы семейной экономики, принципы рачительного хозяйствования. Понятие свободного времени. Хобби, его виды.

Образовательные ресурсы

Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015

Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016.

Презентация Microsoft Office Power Point, мультимедийное оборудование, раздаточный материал – маршрутные листы, тестовые и проблемные задания, рисунки смайликов.





Этапы урока

Формы методы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля




Виды деятельности

Формируемые УУД


1.Организаци

онный этап

Фронтальный словесный, слово учителя

Проверка готовности к уроку, раздача маршрутных листов, объяснение работы с ними.

-Добрый день, ребята! На слайде у вас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Отметьте его на Маршрутном листе в графе начало урока. Поднимите руки у кого хорошее настроение.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Ребята выбирают смайлик, соответствующий их настроению и отражают это в маршрутных листах.

Поднимают руки те, у кого хорошее настроение.

Включение в работу.

Маршрутный лист.

2. Постановка учебной задачи

Фронтальный, словесный, наглядный, игра, беседа.

Работа с понятиями.

1.Кто нежнее всех на свете? 
Кто готовит нам обед? 
И кого так любят дети? 
И кого прекрасней нет? 
Кто читает на ночь книжки? 
Разгребая горы хлама, 
Не ругает нас с братишкой. 
Кто же это? Наша... (мама)

2. Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …(папа)

3. Пусть не хожу я в детский сад,

А дома ем оладушки.

Пенсионерка, я и рад

Моя родная… (бабушка)

4. Я у мамы не один,

У нее еще есть сын.

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший… (брат)

5. Мама с папой говорят,

Что теперь я - старший брат.

Что за куколка в коляске

Плачет? Видимо, от тряски?

В ванной ползунков – гора,

Брату кто она?... (сестра)

6. Он - мужчина, и он – сед,

Папе - папа, мне он - …(дед)

- Молодцы. Посмотрите, какое солнышко у нас получилось.

Давайте подведем небольшой итог. Что общего между этими людьми?

Какое отношение они имеют к нашему уроку? Какая задача стоит перед нами?

Слушают учителя, отвечают на вопросы, дают ответы на загадки, составляют кластер, формулируют учебные задачи.

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем.

составляют кластер,

3. Усвоение новых знаний.

Семья и семейные отношения.

Фронтальный,

словесный, наглядный.

Рассказ учителя.

Работа с тестами.

Что такое семья?

На чем она основана?

Что такое брак?

Чем связана, что объединяет членов семьи?

Семья- обязательная часть любого общества?

Как вы понимаете - семья находится под защитой государства?

За что родителей могут лишить родительских прав?

- Ребята, а как образуется семья?

Попробуйте назвать главную особенность семьи.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют тестовые задания в маршрутном листе.

Регулятивные:

осуществляют коррекцию, вносят необходимые коррективы

Познавательные: используют знаково-символические средства для выполнения задания.

Задание 1-3 в маршрутном листе

Семейное хозяйство.

Наглядный, словесный.

Рассказ учителя, работа с иллюстрацией, с лентой времени.

Физминутка Моя семья.

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре                      (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?         (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять             (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать                  (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра               (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка           (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я -             (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья   (хлопаем в ладоши)

Семья – это тяжелая работа. Какие обязанности выполняют члены семьи? Выполните задание 4 и 5.

В своей семье нужно быть рачительным хозяином. Давайте заполним схему.

Выполните задание 6 и 7.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют тестовые задания в маршрутном листе.

Регулятивные:

учатся работать по плану-описанию

Познавательные:

Находят ответы в тексте, иллюстрациях, применяют полученные ранее умения

Задание 4-7 в маршрутном листе

Свободное время.

Наглядный, словесный.

Рассказ учителя, работа с иллюстрацией, с текстом учебника.

Беседа.

Организует беседу с учащимися по вопросам:

Кто хочет рассказать о своей семье, о том, кто хранит семейный очаг в вашем доме? Как в вашей семье проводят свободное время? Что такое свободное время? Какие хозяйственные дела выполняют совместно? Какие прогулки совершают в выходные дни и какие любимые занятия объединяют членов семьи? Что такое хобби?

Выполните задание 8 и 9.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют тестовые задания в маршрутном листе.

Проводят поиск необходимой информации в текстовых источниках.

Ищут объяснения, доказательства.

Коммуникативные:

Высказывают свое мнение, учатся работать в паре, слушать и слышать других

Познавательные:

Овладевают навыками смыслового чтения, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений

Задание 8-9 в маршрутном листе

4. Закрепление знаний и способов действий.

Словесный, наглядный. Беседа.

Задает вопросы:

- Какую задачу мы ставили в начале урока?

-Удалось ли решить поставленную задачу? Все ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось – почему)

Выполните последнее задание в МЛ. №10

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, повторяют понятия. Подводят итоги урока.

Коммуникативные:

Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.

Познавательные:

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Работа по составлению синквейна, беседа по вопросам

5. Рефлексия.

Фронтальная. Словесный, наглядный.

Давайте оценим нашу работу

на уроке. Продолжите одну из фраз.

1. На уроке я работал….

2.Своей работой на уроке я…

3. Урок прошел…

4. За урок я…

5. Материал урока мне…

6. На уроке мне удалось…

7. Мое настроение за урок…

А какое настроение у вас в конце урока после прохождения этой темы? Сделайте отметку в МЛ. Поднимите руки у кого хорошее настроение. У кого настроение стало лучше?

Выставляет и комментирует отметки.

Обсуждают результаты урока, оценивают степень своего участия и участия своих одноклассников.

Регулятивные:

Проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке, оценивают свою активность и качество работы на уроке


6. Домашнее задание

Словесный. Сообщение учителя.

Комментирует задание.

Оформить страничку альбома «Счастливая семья»

Воспринимают и записывают задание.

Регулятивные:

Принимают учебную задачу







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!