Урок обобщения и систематизации знаний
по русскому языку
3 класс
ТЕМА: «Обобщение знаний о составе слова»
Основные цели:
Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы, закрепить навыки разбора слова по составу.
Развивать самостоятельные навыки учащихся.
Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки и суффикса.
Воспитывать интерес к родному языку.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- умение давать характеристику частям слова,
- умение различать и выделять основные части слова,
- умение формулировать словообразующую роль каждой части слова.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование навыка применения полученные знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- развитие навыка работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения.
Личностные:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование к творческому труду, работе на результат.
ХОД УРОКА:
Организационный момент:
Дети стоят в кругу.
- Ребята, перед вами лежат карточки, выберите себе по любой, одной из них. Переверните. На каждой из них написан «корень». Покажите его любому соседу из круга, обращаясь к нему по имени, а он должен назвать любое существующее слово с этим корнем. (ДУМ, ВНИМ, СПОК, ТЕРП, АКТИВ, СЛУШ, РАБ, ТРУД, РУС, ЯЗ, УЧ).
Ответы детей: думать, внимательно, спокойно, терпеливость, активность слушать, работать, трудиться, русский, язык, учить.
- Можно ли сказать, что все эти слова подходят к нашему уроку и относятся к правилам плодотворной работы? Объясните. (Ответы детей).
- Верно! Давайте последуем этим правилам! Успешной нам всем работы!
Постановка целей и задач урока:
Остается 3 ученика (2 девочки и 1 мальчик).
- Ребята, скажите а из чего же состоит наша школьная форма ученика? (Ответы детей).
- Отлично, каждый предмет имеет свой состав, т.е. совокупностей частей, составляющих целое. Давайте посмотрим на интерактивную доску, назовите составные части этих предметов:
Шкаф – корпус, дверцы, крепления, ручки. Очки – линзы, оправа, крепеж. Часы – циферблат, стрелки, механизм, корпус. Дерево – корень, ствол, ветки, листья.
- Молодцы! А какие сати слова мы знаем? (Корень, окончание, суффикс, приставка, основа).
- Таким образом, сделайте вывод, какова тема нашего урока и цель? (Состав слова, повторить уже полученные знания).
- Совершенно верно. Давайте повторим всю изученную информацию о составе слова, попробуем обобщить и скорректировать наши навыки и умения.
Мотивация к деятельности:
На доске появляются рисунки (сделанные детьми на предыдущих уроках): коромысло, квадрат, кепка, корыто, крыша).
- Сейчас я буду загадывать загадки, ответами на которые будут данные рисунки-подсказки.
На голове сидит верхом с большим и малым козырьком.
Воду дед носил с утра, каждый раз по 2 ведра, на плечах дугой повисло, держит ведра…
Что на домике моем и важней всего и выше. Догадайтесь, это …
Я – фигура хоть куда, очень ровная всегда, все углы во мне равны, и 4 стороны.
Посудина странная, для стирки, купания. На Федору было сердито, а у Старухи разбито.
Ответы вывешиваются в данном порядке: кепка, коромысло, крыша, квадрат, корыто.
- Что общего у всех этих слов? (Они начинаются на букву «К»).
- На что похожи эти предметы, что напоминают? (Знаки частей слова.)
- Сформулируйте, из чего же состоит слово, пользуясь данной мнемосхемой. (Ответы детей).
Двуручное рисование. Гимнастика для глаз.
Рисуем двумя руками каждый знак (корень, суффикс, окончание, основа, приставка).
Справа рисуем корень, слева – суффикс. Справа рисуем окончание, слева – корень.
Быстрое моргание – посмотреть вниз-вверх – вправо-влево – на палец близко и далеко, палминг.
Обобщение знаний.
Звучит песня сыщика из мультфильма «Бременские музыканты».
- Ребята, что это за песня? (Ответы детей). – А кто такой сыщик? (Ответы детей). –Приведите синонимы к этому слову? (Ответы детей).
- Все верно! Внимание, розыск! Мы будем детективами, которые будут составлять подробные описания для розыска частей слова! Попробуем?!
- Для этого нам необходимо поделиться на пары. Учитель раздает карточки со словами, а ребята находят парочки слов, которые могут объединиться в сложные слова (с 2 корнями), таким образом составляя свою пару для работы. (ПАР и ХОД, ЛЕС и ВОЗИТЬ, СНЕГ и ПАДАТЬ, ПЕШИЙ и ХОДИТЬ, ЗМЕЯ и ЛОВИТЬ).
- А теперь ваше задание: заполните карточку про попавшуюся вам часть слова и представьте её.
Название | |
Расположение | |
Значение | |
Обозначение | |
Работа в парах под музыку «Розовая пантера».
Воспроизведение знаний на новом уровне.
Каждая пара представляет часть слова. Презентация ребят.
Применение знаний в новой ситуации.
- А сейчас, детективы, проверим, как вы сможете отыскать наши части слова!
Каждая пара работает с заданиями на РАБОЧЕМ ЛИСТЕ. На выполнение каждого задания дается по несколько минут. Затем совместная фронтальная проверка.
Задание 1. Найди лишнее слово в каждой группе.
Берег, берёза, береговой, побережье.
Дальний, далеко, дело, даль.
Гусь, гусиный, гусыня, гусеница.
Задание 2. Сделайте из 1 много, выделите окончания.
Дорога - ___________, меч - ______________, облако - _____________, снежинка - _____________, большой - ________________ .
Физкульминутка. Нейрогимнастика.
Мост – ёжик – замок.\
Крест руки – ноги широко, крест ноги – руки широко.
Применение знаний в новой ситуации.
Задание 3. Вставьте приставки по смыслу.
Упражнение из учебника нужно аккуратно _____писать.
Новую тетрадь надо _____писать.
Из текста надо _____писать глаголы.
Плохо выполненное упражнение нужно _____писать.
Задание 4. С помощью суффикса образуйте слово по образцу.
БАЯН (МУЗЫКАНТ) – БАЯНИСТ.
СОВА (ДЕТЁНЫШ) - _____________
МЕДВЕДЬ (САМКА) - ____________
СОНЯ (ЛАСКОВОЕ) - ______________
ВОЛК (ОГРОМНЫЙ И ЗЛОЙ) - _____________
ДОМ (МАЛЕНЬКОЕ СТРОЕНИЕ) - ___________________
Подведение итогов. Рефлексия.
- Хорошая работа! А теперь давайте посмотрим на нашу мнемосхему и еще раз назовем, из чего же состоит слово. (Ответы детей)
- Можно сказать, что мы повторили и обобщили знания по теме, потренировались распознавать части слова? (Ответы детей) Мы достигли поставленной цели.
Ребята заполняют карточку-рефлексии:
ДО УРОКА мои знания по теме | ПОСЛЕ УРОКА мои знания по теме | МОЕ НАСТРОЕНИЕ На уроке |
ВЫСОКИЙ У. СРЕДНИЙ У. НИЗКИЙ У. | ВЫСОКИЙ У. СРЕДНИЙ У. НИЗКИЙ У. | ТРЕВОЖНОЕ СПОКОЙНОЕ ОТЛИЧНОЕ |