СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обобщения и систематизации знаний "Составу слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения и систематизации знаний "Составу слова"»

Урок обобщения и систематизации знаний

по русскому языку

3 класс

ТЕМА: «Обобщение знаний о составе слова»

Основные цели:

  1. Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы, закрепить навыки разбора слова по составу.

  2. Развивать самостоятельные навыки учащихся.

  3. Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки и суффикса.

  4. Воспитывать интерес к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- умение давать характеристику частям слова,

- умение различать и выделять основные части слова,

- умение формулировать словообразующую роль каждой части слова.

Метапредметные: 

- умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- формирование навыка применения полученные знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- развитие навыка работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения.

Личностные:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование к творческому труду, работе на результат.




ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент:

Дети стоят в кругу.

- Ребята, перед вами лежат карточки, выберите себе по любой, одной из них. Переверните. На каждой из них написан «корень». Покажите его любому соседу из круга, обращаясь к нему по имени, а он должен назвать любое существующее слово с этим корнем. (ДУМ, ВНИМ, СПОК, ТЕРП, АКТИВ, СЛУШ, РАБ, ТРУД, РУС, ЯЗ, УЧ).

Ответы детей: думать, внимательно, спокойно, терпеливость, активность слушать, работать, трудиться, русский, язык, учить.

- Можно ли сказать, что все эти слова подходят к нашему уроку и относятся к правилам плодотворной работы? Объясните. (Ответы детей).

- Верно! Давайте последуем этим правилам! Успешной нам всем работы!

  1. Постановка целей и задач урока:

Остается 3 ученика (2 девочки и 1 мальчик).

- Ребята, скажите а из чего же состоит наша школьная форма ученика? (Ответы детей).

- Отлично, каждый предмет имеет свой состав, т.е. совокупностей частей, составляющих целое. Давайте посмотрим на интерактивную доску, назовите составные части этих предметов:

Шкаф – корпус, дверцы, крепления, ручки. Очки – линзы, оправа, крепеж. Часы – циферблат, стрелки, механизм, корпус. Дерево – корень, ствол, ветки, листья.

- Молодцы! А какие сати слова мы знаем? (Корень, окончание, суффикс, приставка, основа).

- Таким образом, сделайте вывод, какова тема нашего урока и цель? (Состав слова, повторить уже полученные знания).

- Совершенно верно. Давайте повторим всю изученную информацию о составе слова, попробуем обобщить и скорректировать наши навыки и умения.

  1. Мотивация к деятельности:

На доске появляются рисунки (сделанные детьми на предыдущих уроках): коромысло, квадрат, кепка, корыто, крыша).

- Сейчас я буду загадывать загадки, ответами на которые будут данные рисунки-подсказки.

  • На голове сидит верхом с большим и малым козырьком.

  • Воду дед носил с утра, каждый раз по 2 ведра, на плечах дугой повисло, держит ведра…

  • Что на домике моем и важней всего и выше. Догадайтесь, это …

  • Я – фигура хоть куда, очень ровная всегда, все углы во мне равны, и 4 стороны.

  • Посудина странная, для стирки, купания. На Федору было сердито, а у Старухи разбито.

Ответы вывешиваются в данном порядке: кепка, коромысло, крыша, квадрат, корыто.

- Что общего у всех этих слов? (Они начинаются на букву «К»).

- На что похожи эти предметы, что напоминают? (Знаки частей слова.)

- Сформулируйте, из чего же состоит слово, пользуясь данной мнемосхемой. (Ответы детей).

  1. Двуручное рисование. Гимнастика для глаз.

  • Рисуем двумя руками каждый знак (корень, суффикс, окончание, основа, приставка).

  • Справа рисуем корень, слева – суффикс. Справа рисуем окончание, слева – корень.

  • Быстрое моргание – посмотреть вниз-вверх – вправо-влево – на палец близко и далеко, палминг.

  1. Обобщение знаний.

Звучит песня сыщика из мультфильма «Бременские музыканты».

- Ребята, что это за песня? (Ответы детей). – А кто такой сыщик? (Ответы детей). –Приведите синонимы к этому слову? (Ответы детей).

- Все верно! Внимание, розыск! Мы будем детективами, которые будут составлять подробные описания для розыска частей слова! Попробуем?!

- Для этого нам необходимо поделиться на пары. Учитель раздает карточки со словами, а ребята находят парочки слов, которые могут объединиться в сложные слова (с 2 корнями), таким образом составляя свою пару для работы. (ПАР и ХОД, ЛЕС и ВОЗИТЬ, СНЕГ и ПАДАТЬ, ПЕШИЙ и ХОДИТЬ, ЗМЕЯ и ЛОВИТЬ).

- А теперь ваше задание: заполните карточку про попавшуюся вам часть слова и представьте её.

Название


Расположение


Значение


Обозначение


Работа в парах под музыку «Розовая пантера».

  1. Воспроизведение знаний на новом уровне.

Каждая пара представляет часть слова. Презентация ребят.

  1. Применение знаний в новой ситуации.

- А сейчас, детективы, проверим, как вы сможете отыскать наши части слова!

Каждая пара работает с заданиями на РАБОЧЕМ ЛИСТЕ. На выполнение каждого задания дается по несколько минут. Затем совместная фронтальная проверка.

Задание 1. Найди лишнее слово в каждой группе.

  • Берег, берёза, береговой, побережье.

  • Дальний, далеко, дело, даль.

  • Гусь, гусиный, гусыня, гусеница.

Задание 2. Сделайте из 1 много, выделите окончания.

Дорога - ___________, меч - ______________, облако - _____________, снежинка - _____________, большой - ________________ .

  1. Физкульминутка. Нейрогимнастика.

  1. Мост – ёжик – замок.\

  2. Крест руки – ноги широко, крест ноги – руки широко.

  1. Применение знаний в новой ситуации.

Задание 3. Вставьте приставки по смыслу.

  • Упражнение из учебника нужно аккуратно _____писать.

  • Новую тетрадь надо _____писать.

  • Из текста надо _____писать глаголы.

  • Плохо выполненное упражнение нужно _____писать.

Задание 4. С помощью суффикса образуйте слово по образцу.

  • БАЯН (МУЗЫКАНТ) – БАЯНИСТ.

  • СОВА (ДЕТЁНЫШ) - _____________

  • МЕДВЕДЬ (САМКА) - ____________

  • СОНЯ (ЛАСКОВОЕ) - ______________

  • ВОЛК (ОГРОМНЫЙ И ЗЛОЙ) - _____________

  • ДОМ (МАЛЕНЬКОЕ СТРОЕНИЕ) - ___________________

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Хорошая работа! А теперь давайте посмотрим на нашу мнемосхему и еще раз назовем, из чего же состоит слово. (Ответы детей)

- Можно сказать, что мы повторили и обобщили знания по теме, потренировались распознавать части слова? (Ответы детей) Мы достигли поставленной цели.

Ребята заполняют карточку-рефлексии:

ДО УРОКА

мои знания по теме

ПОСЛЕ УРОКА

мои знания по теме

МОЕ НАСТРОЕНИЕ

На уроке

ВЫСОКИЙ У.

СРЕДНИЙ У.

НИЗКИЙ У.

ВЫСОКИЙ У.

СРЕДНИЙ У.

НИЗКИЙ У.

ТРЕВОЖНОЕ

СПОКОЙНОЕ

ОТЛИЧНОЕ














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!