СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Обобщения и систематизации по теме «Россия в 16 веке».Класс: 7

Нажмите, чтобы узнать подробности

определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать экономическое и политическое развитие страны в различные эпохи, определять историческое значение событийного ряда и роль личности в истории.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Обобщения и систематизации по теме «Россия в 16 веке».Класс: 7»

Урок  «Обобщения и систематизации по теме «Россия в 16 веке»

Дата:

Класс: 7

Структура урока:

  1. Организационная часть.

1. Проверка домашнего задания.

1. Повторение терминов.

2. Повторение событийного ряда правления Ивана 4.

4. Заключительная часть.

1. Подведение итогов урока

2. Оценивание результатов.

5. Домашнее задание.

Планируемые результаты:

Предметные: определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать экономическое и политическое развитие страны в различные эпохи, определять историческое значение событийного ряда и роль личности в истории.

УУД:

П. – выделять признаки для сравнения, представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), устанавливать причинно – следственные связи.

К.: задавать вопросы, вырабатывать решения;

Р. - выбирать средства достижения цели;

Личностные:

Систематизации полученной информации, ориентации на результат в процессе учебной деятельности

1. Организационная часть

Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос:

  1. Кто считается родоначальником книгопечатания в нашей стране? (Иван Федоров)

  2. Как называется первая печатная книга? («Апостол»)

  3. В каком году она была издана? (1564 год)

  4. Каково историческое значение летописания?

  5. Почему в изобразительном искусстве того времени, наиболее распространен был жанр иконописи?

2. Представление темы урока.

Актуализация опорных знаний. Представление темы урока.

Учитель:

Сколько правящих династий было в России? Назовите фамилии этих династий (Рюриковичи и Романовы). Представители какой династии правили в 16 веке?

Сегодня на уроке нам нужно обобщить, систематизировать знания, полученные при изучении раздела «Россия в 16 веке»

3. Систематизация и обобщение материала.

1. Повторение терминов.

Задание 1. Дайте определение термину:

- Реформы

- Политика

- Абсолютизм

- Кормление государственных чиновников, наместников в регионах

- Боярская дума

- Челобитная

- Тяглые

Задание 2. Назовите термин по определению:

- форма зависимости крестьян, предполагавшая прикрепление их к земле и подчинение землевладельцу (Крепостное право)

- специальные центральные органы управления в 16 веке (в современном мире мы называем их министерствами) (Приказы)

лучшая, отборная часть войска (Гвардия)

2. Повторение событийного ряда правления Ивана Грозного.

Задание 3. Ученикам предлагается кратко пересказать основные моменты жизни и деятельности Ивана 4 Грозного.

Уточняющие вопросы:

- на сколько условных этапов вы разделили бы время правления Ивана Грозного?

- каким было его детство? Что случилось с его матерью, Еленой Глинской?

- что такое Земщина и Опричнина?

- назовите современное название государств, входивших в состав средневекового государства Речи Посполитой.

- на какие государства распалось средневековое государство Золотая Орда?

- какими были взаимоотношения русской православной церкви и царя?

Задание 4. Ученикам предлагается вспомнить и описать основные события Ливонской войны и завоевания Крымского ханства.

Задание 5. Составить кластер или таблицу «Итоги правления Ивана Грозного»

- хозяйственный упадок страны

- усиление политики закрепощения крестьян

- раскол высшего сословия на земских и опричных дворян

- уменьшение населения

Задание № 6 – Определите, о ком идет речь в данном документе?


1. Появился в русских землях уже взрослым человеком. Европе был известен росписью сорока каменных церквей Византии.

Творил в Новгороде и в Москве. По заказу боярина Василия Даниловича и жителей с Ильинской улицы (Новгород) изготовил фрески для церкви Спаса Преображения. Современники считали, что своим искусством автор заставлял людей содрогнуться, подвигал их на борьбу.

В Москве расписал церкви Рождества Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов. В Благовещенском соборе работал вместе с А. Рублевым и «старцем Прохором с Городца».

Затем следы живописца затерялись. Предполагают, что он работал над книжными миниатюрами.


Ответ: Феофан Грек


2. Создал грандиозные работы: фрески храма Рождества Богородицы, иконы для Успенского собора и Вознесенского монастыря, росписи храма Успения Богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре (туда мастер приглашался игуменом Иосифом Волоцким), житийные иконы митрополитов Петра и Алексия.

Дружил с выдающимися людьми своего времени – Иосифом Волоцким, Николом Сорским. Заметим, некоторые из его друзей были идейными противниками (Волоцкий и Сорский).

Умер предположительно в 1508 г.

Иконы «Спас в силах», «Митрополит Алексий» хранятся в Третьяковской галерее.


Ответ: Дионисий



4. Заключительная часть.

1. Подведение итогов. Рефлексия.

Каким образом, знания полученные при изучении раздела, могут пригодиться в жизни?

5.Домашнее задание.


Тест по истории Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке 7 класс

Тест по истории Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 10 заданий.

1 вариант

1. Выберите из списка три особенности развития культуры России XVI в. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) большой интерес к человеку, его внутреннему миру
2) отказ от контактов с мастерами культуры Европы
3) влияние церкви на развитие культуры
4) прекращение летописания
5) развитие культурных контактов с Италией
6) попытка заимствования идеи индульгенции у католицизма

2. Новым явлением в развитии культуры России XVI в. было

1) появление первых медицинских трактатов
2) распространение грамотности
3) закрытие школ
4) появление университетов

3. Как звали первого известного русского книгопечатника?

1) Алексей Тихонов
2) Фёдор Голицын
3) Иван Фёдоров
4) Андрей Курбский

4. Как называется первая датированная печатная книга в Рос­сии?

1) Часословец
2) Апостол
3) Сборник задач по грамматике
4) Словарь иностранных слов

5. К летописям XVI в. относится

1) Повесть временных лет
2) Повесть о разорении Батыем Рязани
3) Житие Авраама Палицына
4) Степенная книга

6. Установите соответствие между произведением и его харак­теристикой.

Произведения

А) Хронограф
Б) Сказание о князьях Владимирских
В) Домострой
Г) Четьи минеи

Характеристики

1) наставления по ведению хозяйства
2) сборник с рекомендациями книг для чтения
3) сборник рассказов по мировой истории
4) основная идея произведения происхождение московских князей от императора Августа

7. Появление какого нового стиля в архитектуре относится к XVI в.?

1) модерн
2) ампир
3) шатровый
4) классицизм

8. Какой храм из перечисленных был построен в Москве в честь присоединения Казани?

1) церковь Вознесения в селе Коломенском
2) Покровский соборt или храм Василия Блаженного
3) Петропавловский собор
4) Архангельский собор Московского Кремля

9. Назовите имя иконописцаt автора фресок Ферапонтова монастыря.

1) Дионисий
2) Андрей Рублёв
3) Андрей Чохов
4) Святополк Окаянный

10. Какой религиозный праздник посвящён сюжету воскреше­ния Христа?

1) Крещение
2) Рождество
3) Пасха
4) Святки





2 вариант

1. Выберите из списка три особенности развития Культуры России XVI в. Запишите цифрыt под которыми они ука­заны.

1) влияние церкви на развитие культуры
2) полная изоляция культурной жизни, отсутствие связей с Европой
3) формирование единой русской культуры на основе до­стижений всех русских земель
4) активные контакты с итальянскими мастерами культу­ры
5) запрет на анализ событий периода монгольской зависи­мости
6) отсутствие интереса к человеку, его внутреннему миру

2. Где в XVI в. чаще всего формировались обширные библиотеки?

1) при торговых дворах
2) в крупных монастырях
3) в ремесленных мастерских
4) на пограничных пунктах

3. Назовите имя одного из первых книгопечатников России.

1) Иван Сумароков
2) Александр Пушкин
3) Иван Фёдоров
4) Фёдор Курицын

4. К какому году относится издание первой русской печатной книги Апостол?

1) 1500 г.
2) 1535 г.
3) 1564 г.
4) 1589 г.

5. О правлении какого государя сообщает летопись XVI в., в которой одним из ключевых событий является рассказ о по­корении Казани?

1) Владимира Святого
2) Ивана Калиты
3) Ивана III Великого
4) Ивана IV Грозного

6. Установите соответствие между произведением и его харак­теристикой.

Произведения

А) домострой
Б) Сказание о царе Константине
В) Четьи минеи
Г) Хронограф

Характеристики

1) произведение Ивана Пересветова
2) сборник рассказов по мировой истории
3) наставления по ведению домашнего хозяйства
4) сборник с рекомендациями книг для чтения

7. Как называют архитектурный стиль, в котором была построена церковь Вознесения в селе Коломенском, воздвиг­нутая в честь рождения наследника у Василия III?

1) классицизм
2) шатровый
3) модерн
4) барокко

8. В честь какого события в Москве был построен Покровский собор (храм Василия Блаженного)?

1) свадьбы Ивана IV
2) рождения наследника у Ивана IV
3) взятия Казани
4) окончания Ливонской войны

9. Назовите иконописца, жившего в конце XV — начале XVI в., который написал часть фресок Успенского собора Московского Кремля и фрески Ферапонтова монастыря.

1) Андрей Рублёв
2) Федор Конь
3) Феофан Грек
4) Дионисий

10. Чему посвящён христианский праздник Пасха?

1) наступлению Нового года
2) рождению Христа
3) воскрешению Христа
4) собиранию урожая















































Ответы на тест по истории Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке
1 вариант
1-135
2-2
3-3
4-2
5-4
6-3412
7-3
8-2
9-1
10-3
2 вариант
1-134
2-2
3-3
4-3
5-4
6-3142
7-2
8-3
9-4
10-3








 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!