Начало урока 5 мин | Учитель: - Добрый день, ребята! Магистры химии и школа № 22 представляют чисто химический проект «Знатоки химии». Наш турнир заключается в пополнение банка ваших знаний, а также в их проверке. Девиз игры: «Учись! Знай! Умей!» Жюри, позвольте обратиться, Сегодня вместе нам трудиться, Задача наша непроста, Она достойна уважения, Оценивать турнир – команд сражение! Разрешите представить жюри…. Болельщиков предупреждаем, Что встреча, будет горяча! И им от всей души желаем Болеть без вызова врача. Итак, мы начинаем! – Сегодня на уроке мы повторим и обобщим сведения об основных классах неорганических соединений. Предлагаю провести урок в виде путешествия в интересную Страну неорганических веществ. Путешествовать будем группами. - Сколько классов неорганических веществ вы знаете? Учащихся делим на 4 группы. Каждая команда должна иметь название. - Дайте определение классам соединений? Это и будет ваше название команды. Каждой команде вручается визитная карточка (общая формула соответствующего класса соединений). | Учащиеся отвечают на вопросы выходят к названию темы урока и целям урока. Учащиеся отвечают на вопросы 4 – оксиды, кислоты, основания, соли. каждая группа дает 1 определение. Учащиеся делятся на группы | поощрение | презентация карточки |
Середина урока 30 мин | Учитель: - Прежде, чем отправиться в путь, необходимо проверить вашу готовность к путешествию и собрать вещи. Правила игры: открыв "Игровое поле"(слайд 2), бросив жребий, определяется очередность при ответах на вопросы. Первой команде дается право на выбор секторов при проведении игры. У остальных команд- в порядке очереди. На игровом поле 4 сектора: «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли». В каждом секторе -5 заданий (каждое задание имеет определённый балл -10 химонов,20 химонов,30 химонов, 40 химонов, 50 химонов). Через 2-3 мин команда говорит ответы, с проверкой при просмотре презентации при щелчке мыши. За каждый правильный ответ получают химоны (конролирует жюри). При проверке правильных ответов с помощью слайдов презентации, есть возможность у других команд заработать баллы за объяснение правильного ответа. Но главное, при проверке должно быть обязательно пояснение правильности ответа. (Работа в группах по 6 человека). «Игровое поле» Сектор – «Оксиды» 10 химонов- Как называется оксид водорода? (вода) 20 химонов - Какие вещества образуются при взаимодействии кислотных оксидов с водой? (кислоты) 30 химонов - Какие формулы оксидов составлены неправильно: Cu2O, SiO4, ZnO, SO3, NaO, Cl2O7, MnO4, CO ? ( SiO4, NaO, MnO4) 40 химонов - Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей: С, S, O, O2, C, Al2,Ag2, O3. (СO, SO2, CO2, Al2O3,Ag2O) 50 химонов - Составить условие задачи и решить её: 40г х моль СuO +H2SO4=CuSO4+H2O (Ответ: 0,5 моль) Сектор – «Кислоты 10 химонов -Найдите лишнюю формулу и назовите класс вещества: СuCl2, HNO3, H3 PO4 (Соль- СuCl2) 20 химонов - Какая кислота содержится в составе газированного напитка «Пепси-кола»?ь (Фосфорная) 30 химонов - Напишите уравнение реакции превращения. Опытным путем докажите это превращение: Zn –– H2 (Zn+2HCl=ZnCl2 +H2) 40 химонов - Даны вещества: магний, кислород, оксид меди (II), соляная кислота, гидроксид натрия. С какими из перечисленных веществ будет реагировать серная кислота. Составьте уравнения реакций. (Mg+H2SO4= MgSO4+H2 CuO+H2SO4=CuSO4+H2O, 2NaOH+H2SO4= Na2SO4+H2O) 50 химонов - Составте условие задачи и решите ее. 12г. x г. Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2 (Ответ: 60 г) Физминутка Учитель показывает карточки с формулами веществ: N2O5, NaOH, HNO3, Na2O, K2CO3, CO2, H2SO4, Ca(OH)2, NaCI, CaO. Класс соединений | Действия | Кислота | Поднять левую руку | Основание | Поднять правую руку | Соль | Поднять обе руки | Основной оксид | Коснуться кончика носа правой рукой | Кислотный оксид | Коснуться кончика носа левой рукой | Сектор – «Основания» 10 химонов –H2 SO4, MgCl2, Ca(OH)2, CuSO4, H2O, HCl, Fe2O3, NaOH, Al(NO3)3 H2CO3 , MgO, H2 S, Fe(OH)3, ZnCl2 , Al(OH)3. Выпишите формулы оснований и назовите их. (Ca(OH)2, NaOH, Fe(OH)3, Al(OH)3.) 20 химонов - Среди тройки веществ найдите вещество, отличающееся от двух других. Укажите признак отличия. Ba(OH)2 , Cu(OH)2, Fe(OH)3 (Растворимое основание- Ba(OH)2 ) 30 химонов - «Крестики – нолики» Выиграшный путь – формулы оснований 40 химонов - Установите соответствие между оксидами и соответствующими гидроксидами. В один столбик записаны формулы оксидов, во второй – формулы гидроксидов (в виде кислот и оснований). Оксиды Гидроксиды Al2O3 H2SO3 P2O5 H2CO3 CO2 H3PO4 Al(OH)3 H2SiO3 50 химонов -Замените вопросительные знаки формулами веществ, расставляя необходимые коэффициенты, чтобы получить уравнения реакций. CuSO4 + ? = ? + Na2SO4 (CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 ) Сектор – «Соли» 10 химонов - «Шестой лишний». K2CO3 , HCl, Na2 SO4 , BaSO4, NaCl, CaCO3 (HCl) 20 химонов - При помощи химического эксперимента оживить схему: Хлорид железа(lll) гидроксид железа (lll). FeCl3 + 3NaOH Fe(OH)3 + 3NaCl 30 химонов - С каким из металлов вступит в реакцию раствор нитрата железа(ll):Свинец Медь Марганец Серебро 40 химонов – определите,какое изображение соответствует каждой из предложенных солей? 50 химонов - Расшифруйте ребус Купорос | Учащиеся знакомятся с правилами игры Учащиеся выбирают сектор и вопрос, который имеет определенный балл-химоны. Отвечают на вопросы. Учащиеся выполняют соответствующие действия. | Поощрение Зарабатыват химоны | Презентация, Лист А4, маркер, ручка |