СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК. Обобщающее повторение по теме «Африка»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

АФРИКА

 

Просмотр содержимого документа
«УРОК. Обобщающее повторение по теме «Африка»»

Тема: Обобщающее повторение по теме «Африка»

Цель: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка» 

Задачи:

Образовательные:

  • оценить знания учащихся по теме «Африка»: географического положения, истории освоения и исследования, представителей флоры и фауны, рельефа, внутренних вод, природных зон материка;

  • определить умения учащихся находить на карте географические объекты Африки.

Развивающие:

  • продолжить развивать умение работать с географическими картами;

  • развивать географическое мышление, устную речь, память, географическую зоркость, умение систематизировать изученный материал;

  • развивать познавательный интерес к предмету.

  • Коррекция звукопроизношения, развитие правильного, слитного чтения

Воспитательные:

  • воспитывать чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе.


Планируемые результаты:

Предметные:

-знать определение основных понятий темы;

-уметь находить причинно-следственные связи между положением материка, его климатом, рельефом, внутренними водами;

-осуществление поиска и выделения необходимой информации;

-определение самых крупных и наиболее значимых природных объектов материка;

Метапредметные:

-выявлять причинно-следственные связи,

-классифицировать информацию по заданным признакам,

-решать проблемные задачи,

-формировать умение выделять основное, находить ответы на вопросы,

-составлять логические цепочки.

Личностные:

-продолжить формирование целостного мировозрения, формирование ответственного отношения к учебе.

Учебно-наглядный комплекс:

  • физическая карта Африки;

  • раздаточный материал;

  • атласы

  • Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.  





Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Постановка цели

- Сегодня мы с вами проводим итоговый урок по теме «Африка».

- Мы отправляемся в путешествие вокруг загадочного и манящего материка под названием Африка. Вспомним тайны этого континента.

3. Мотивация

 - Какая сегодня Африка?

– А что Вы ассоциируете со словом Африка? (жара, пустыня, пираты, оазис, саванны, негры, аборигены и т.д.)

- И чтобы больше узнать об Африке мы отправляемся в путешествие по самому жаркому континенту.

4. Работа по повторению и обобщению знаний, умений, навыков:

- Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками – 4 человека (работа с контурной картой по заданию учителя)

- Работа у доски на определение типов климата (усложнённое задание по подготовке к ОГЭ по географии) – 2 человека

- Устный опрос:

  • Охарактеризовать рельеф Африки. Что такое Великие африканские разломы?(ответ сопровождается показом географических объектов на карте)

  • В каких климатических поясах расположена Африка? ( вопросы теста), проверка работ у доски – 2 человека.

  • Назвать природные зоны материка. Какая связь существуем между климатическими поясами и природными зонами? Назвать существенные признаки зон экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь.

- По описанию определите природную зону.

- Эта природная зона располагается по обе стороны от экватора. Тип климата – экваториальный, преобладают восходящие экваториальные воздушные массы, температура + 24ºС, , осадки 2000 мл. Отсутствует сезонность климата. Основной тип - почв – красно- желтые ферраллитные, содержат железо и алюминий.

- Эту природную зону называют тропической степью. Она покрытая высокой травянистой растительностью, среди которой встречаются одиночные деревья и кустарники, сбрасывающие листья в сухое время года.

- Для этой природной зоны характерны два сезона: сухой и влажный. Зима - сухая, а лето влажное. Для неё характерны почв характерны красные ферраллитные и красно-бурые почвы. Они более плодороднее по сравнению с почвами экваториальных лесов, накопление перегноя происходит во время сухого зимнего периода.

- Среди густой травянистой растительности возвышаются баобабы – деревья, достигающие в высоту 25 м. Ствол баобаба очень толстый, в обхвате до 45м. Когда наступает время дождей, дерево покрывается крупными белыми цветами с очень сильным запахом. Цветы распускаются вечером и утром увядают.

- Богат и животный мир этой зоны. Здесь обитают человекообразные обезьяны – горилла и шимпанзе. У больших рек и озер живут бегемоты.



- В этой природной зоне водятся слоны, жирафы, львы, зебры. Самая крупная нелетающая птица – африканский страус. Население сельских мест иногда приручает этих птиц.

- К северу от зоны саванн количество осадков уменьшается и образуется самая безжизненная зона. Здесь почти не бывает дождей. Средняя температура самого холодного месяца + 10, +15ºС, А самого жаркого до +50ºС. Годовая сумма осадков меньше 100 мм.

- Растительность скудная, кое-где растут пучки трав и колючие кустарники. Животные приспособлены к условиям этой природной зоны. В поисках воды антилопы способны пробегать большие расстояния. Ящерицы, черепахи и змеи могут долго обходиться без воды.

- Из хищников встречаются гиены, шакалы, лисицы. Растут дикие арбузы с сочными плодами, которые заменяют населению и животным воду.

- В лесах много муравьев, ящериц, змей; в реках и озерах водятся крокодилы. Здесь распространена муха цеце – переносчик и возбудитель очень тяжелой –сонной – болезни у человека.

-То тут, то там растут деревья – гиганты. Они составляют верхний ярус. Между ними растут деревья по ниже – деревья второго яруса, есть еще третий, четвертый ярус. Это кустарники, папоротники, травы. В лесу царит мрак, и сырость. Много различных птиц. Жители этих лесов - Пигмеи .



-Что означают эти цифры:

30.3 млн.кв км

1000м

+75

+57

Конец 20в

6671км

4

- Игра « Закончи предложение»

Учитель читает текст, затем останавливается, а ученики должны закончить предложение.



- Африка по площади занимает …II место.

-Африка посередине пересекается …(экватором)

-Нулевой меридиан пересекает Африку с …(запада)

-Африку омывают океаны, их по количеству…

- Какие океаны омывают Африку?

-С севера материк омывается …(Средиземным морем)

-Дальше всех материков от Африки расположена …(Северная Америка)

-Гвинейский залив расположен на … (западе)материка.

-Самый большой остров около берегов Африки …(Мадагаскар)

- Какой пролив отделяет Африку от Евразии? (Гибралтарский)

- Кто совершил путешествие вокруг Африки и открыл путь в Индию? (Васко да Гама)





- Путешествие по Африки.

- Два учащихся вставляет пропущенные буквы, остальные по очереди показывают географические объекты на физической карте Атласа. А все – остальные учащиеся работают с атласами.

Вставь пропущенные буквы, прочитай и покажи географический объект Африки:

Г…б..алтарский пролив, Сред…земное море, река З…мбези, , Кр…сное море, полуостров С…мали, пустыня Н…миб, К..пские горы,











Вставь пропущенные буквы, прочитай и покажи географический объект Африки:

Вулкан К..л…манджаро, остров М..д..гаскар, М…замбикский пролив, Гв…нейский залив, пустыня С…хара, Др…коновы горы, пустыня К…л…хари













-Один ученик совершает воображаемое путешествие вокруг Африки – индивидуальная работа по заданию учителя.

Проверка: обратите внимание на правильное написание названий географических объектов.



- По тексту определите о каком географическом объекте идет речь .

(учитель зачитывает характеристику )

- Это самое крупное  плоскогорье в Африке. Оно находится на юго-востоке материка, в восточной части Центральной Африки. На севере плоскогорья расположены  гора Кения и вулкан Килиманджаро, а также крупнейшее африканское озеро Виктория. На плоскогорье находятся истоки самых крупных рек Африки: Нила, Конго, Замбези.

Восточно –Африканское плоскогорье.


- Это слово ассоциируется обычно с вечной жаждой, бесплодными просторами и, конечно, жарой. В переводе название этой местности означает «местность с рыжим оттенком почвы, лишенная растительности». Выжженная солнцем суша, расположена между Атлантическим океаном и Красным морем. На этой земле вообще не бывает дождя. Ветер поднимает мелкие частицы породы – песчинки в раскалённый воздух и образует мощный источник пыли на Земле.

Великая пустыня САХАРА

- От экватора до Средиземного моря несет свои воды эта река, даря влагу девяти государствам. У реки два истока, она состоит из двух рек, совершенно не похожих по характеру. По берегам реки протянулись зеленые поля пшеницы и сахарного тростника, рощи стройных пальм. Стаи пеликанов, аистов, журавлей хлопают крыльями над её водами.

НИЛ


- Великий английский путешественник Давид Ливингстон писал о нём так: «Передо мной открылся прекрасный вид на массу воды. Она низвергалась со скалы и имела вид сплошной густой пены, доходившей до самого дна. Ее белизна вызывала у меня представление о снеге. Я никогда не видел такой картины». О чем идет речь?

Водопад Виктория

- Игра: Убери лишнее слово

  • Жирафы Баобаб Гиена Леопард

  • Ливингстон Стэнли Магеллан Вавилов

  • Танганьика Виктория Нигер Чад

  • Драконовые Нимиб Капские Атласс

  • Слон окапи носорог белка

- Географический диктант – задание для слабоуспевающих

Задание. Выписать номера правильных ответов в таблицу.

1. Килиманджаро.
4. Бен-Секка.
7. Гвинейский.
10.Суэцкий.
13.Д. Ливигстон.
16. 30,3 млн. км2.

2.Мадагаскар
5. Бенгальский.
8. Альмади.
11.Калимантан.
14. Рока.
17 Экватор.

3. Игольный.
6.Сомали.
9.Гибралтарский.
12. Вавилов.
15. Марьято.
18.Рас-Хафун.
19. 22,6 млн. км2.


Вопросы на повторение по теме «Географическое положение Африки»

Выписать номера правильных ответов

Самый большой остров у берегов Африки.

2

Площадь Африки.

 

Крайняя северная точка.

 

Самая максимальная высота Африки 5895 м. Она называется...

 

Африка почти посередине пересекается ...

 

От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий пролив.

 

Крайняя южная точка.

 

На северо-востоке соединяется с Евразией перешейком.

 

Самый крупный полуостров Африки.

 

Большой залив Африки - Гвинейский.

 

Крайняя западная точка.

 

Пересек Африку с запада на восток, исследовал Замбези, открыл водопад Виктория, описал верхнее течение Конго, озеро Ньяса.

 

Крайняя восточная точка.

 

Собрал более 6000 образцов культурных растений, установил, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы.

 




- Африка издавна привлекала внимание народов .

- Послушайте характеристику, назовите народы Африки.

Население и страны.

- Африка – прародина человека, это смешение рас,

- Вспомним, какие народы, населяют материк.

Учитель читает вопросы, учащиеся слушают, ответ записывают в тетрадь.

  1. Самый низкорослый народ на Земле, обитающий в экваториальных лесах.(пигмеи)

  2. Народ , населяющий пустыню Сахару, ведущий кочевой образ жизни.(арабы)

  3. Похожие на монголоидов - обитатели полупустынь Южной Африки. (бушмены, готтенготы)

  4. Стройные высокорослые народы саванны восточной части материка.( тутси, нилоты, масаи)

  5. Представители южной ветви европеоидной расы, населяющие север Африки.(эфиопы)

  6. Жители острова Мадагаскар произошли от смешения монголоидов и негроидов.(малагасийцы)





-Блиц-опрос:

  • Перечислите океаны, омывающие Африку

  • Какой канал отделяет Африку от Европы

  • Назовите самый большой п-ов Африки

  • Крупнейший материковый остров

  • С именами каких путешественников связаны исследования материка



  • Назвать фамилию английского путешественника, исследовавшего внутренние районы материка

  • Наивысшая точка

  • Самая длинная река

  • Самая полноводная

  • Самый известный водопад, в честь кого назван



  • Сестра Байкала

  • Самое мелкое и пересыхающее из озёр

  • Природная зона, занимающая 40% площади Африки

  • Какие горы располагаются на стыке двух литосферных плит

  • Самая большая пустыня Африки да и всего мира



Вот и закончилось наше путешествие по материку Африка. Теперь вы многое знаете об Африке. И напоследок: «Черный ящик»

– В этом ящике находится растение, родина которого Эфиопское нагорье, но выращивают больше эту культуру в Южной Америке. Как вы думаете. Что в чёрном ящике? (Кофе)



Итог урока: продолжи предложение:

Я знаю, что…….. ( отвечает каждый ученик)

Дома: повторить географическую номенклатуру





















































10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!