Тема: Талант побуждает к творчеству.
Цели:
-развивать чувства прекрасного;
-пробудить в детях творческие силы; вызвать творческий порыв;
-раскрыть специфику поэзии;
-показать отличие стихотворной речи от разговорной;
-научить детей видеть образные средства языка;
-обогатить словарь лексикой из области искусства.
Тип урока: урок-сюрприз, элементы интегрированного урока.
Методы: беседа, прослушивание записей стихотворений Ники Турбиной;
песен в исполнении Р. Лоретти; визуальный ряд рисунков Нади Рушевой.
анализ , обсуждение стихотворений, рисунков и песен.
Подготовительный этап:
-раздать детям стихотворения Ники Турбиной, не указывая имя автора;
-предложить для ознакомления распечатанные рисунки из альбома « Графика Нади Рушевой», не называя автора;
-оценить стихи и рисунки; подготовить выразительное чтение наиболее понравившихся стихотворений;
-подготовить рассказ : каким я представляю автора этих стихотворений и рисунков.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Вступительное слово учителя:
-- Сегодня я подготовила для вас урок –сюрприз. Что это такое?
( учащиеся отвечают, что сюрприз – это неожиданный приятный подарок).Я познакомлю вас с творчеством трёх талантливейших людей: поэта, художника и певца, чтобы вы поняли, что творчество – это великая сила, которая дает крылья человеку, независимо от возраста. Мне хотелось бы, чтобы вы ушли с этого урока окрыленными, чтобы вам захотелось сочинить или нарисовать что-нибудь, или придумать песню и спеть её. И еще: в течение урока записывайте в тетрадках красивые, необычные слова, которые услышите сегодня на уроке и которые в обычной речи мы не употребляем.
( На доске записываю тему: « Творчество- это великая сила».)
Проверка домашнего задания - введение учащихся в мир стихотворений Ники Турбиной:
– Итак ,вы прочитали стихи. Кто хочет продекламировать наиболее понравившееся .( дети читают)
--Почему вы выбрали эти стихи? ( дети говорят, что они близки им по настроению, понятны, в них о детстве.)
-- Как вы думаете, кто мог написать такие стихи? Какой человек? ( Кто-то скажет, может быть, интуитивно, что стихи написаны как будто ребёнком ( например, « Дождь»), а кто-то скажет, что это мог написать старый человек, проживший долгую жизнь (например, «Осенний сад»).
--Ну что ж, настало время познакомить вас с автором. ( Прикрепляю на доске портрет Ники Турбиной)
-- Эти стихи написала восьмилетняя девочка Ника Турбина. Посмотрите, какое очаровательное лицо. Она начала сочинять стихи ещё в четырехлетнем возрасте, когда не умела писать , поэтому просила маму и бабушку. Получалось , например, вот что:
Поднимите пальцы-
Нервы.
Превратите в гроздь
Рябины
Брызги моря.
Что шумело за окном,
Тревожно споря,
В вечной тайне сна были.
Превратите листья в стаю.
В дерзкий клёкот
Журавлиный,
Раскачайте на качелях
Ветер,
Превращенный в иней.
Помогите мне запомнить
Все раздумья и сомненья.
Дайте руку!
Я хотела б
Сердца ощутить биенье.
--Стихотворение называется « Фокусник» Как вы думаете, почему?( дети ,примерно отвечают, что в нем нарисован фантастический мир.) я помогаю: Да, этот мир создает фокусник: брызги моря он превращает в гроздь рябины, листья – в стаю журавлей, ветер – в иней. Пальцы фокусника, как волшебная палочка ,творят чудеса. Поэт и фокусник близки в умении чувствовать биение чужих сердец.
-- Как вы понимаете слова «дерзкий клёкот журавлиный»? (они летят очень высоко, ничего не боятся).
--А это: «раскачайте на качелях ветер»? ( качели летают как ветер). Вот такие неожиданные , необычные образы видятся девочке-поэту.
-- Как вы думаете, чем поэзия отличается от разговорной речи, от прозы? ( дети могут сказать, что стихи звучат складно, напевно, в них необычные красивые слова .Я спрашиваю, не забывают ли учащиеся записывать красивые слова.)
--Какие чувства испытываешь, когда читаешь стихи? (Волнение, восторг ,печаль, удивление и другие.) Напевно и складно стихи звучат благодаря рифме и ритму. Значит ,поэзия – это ритмически организованная речь, отсюда и её мелодичность.
Мир поэтических раздумий Ники Турбиной тоже мелодичный и напевный.
Давайте окунемся в этот мир, полный чувств и красоты. ( читаем стихи: дети и учитель).
День утонул в ночи,
Улицы спят в дожде,
Дом превратился в тень,
Еле заметен стол
Комната без углов.
Стулья во сне скрипят.
Им неуютно в дождь
Возле стола стоять.
Милый, любимый пес,
Ты почему не спишь?
Я подойду к тебе,
Ночь отведу от глаз.
Вспомним с тобою день,
Солнца размах лучей.
-- Какие слова нашла поэтесса, изображая стол и стул? ( стулья дышат во сне ,как человек)Как называется этот художественный приём? (дети знают, что это аллитерация).
--Непоэту ночь – всего лишь ночь, а Ника видит, как мир меняется под покровом ночи, все становится иным: дом – тенью, комната – круглой, стулья спят, и им снятся сны. Мне представляется большая темная комната , в которой маленькая девочка прислушивается к тишине. Ей хочется успокоить своего милого пса, которому не спится. Она готова ночь отвести от его глаз. Вот это волнение души, свое восприятие мира, выраженное в слове, делают написанные ею строчки поэзией. Поэт смотрит вокруг по-особому: он зорче, чем другие люди. Прочитаем стихотворение « Кукла»:
Я, как сломанная кукла.
В грудь забыли вставить сердце
И оставили ненужной
В сумрачном углу.
Я, как сломанная кукла,
Только слышу, мне под утро
Тихо сон шепнул:
« Спи, родная, долго-долго.
Годы пролетят,
А когда проснешься,
Люди снова захотят
Взять на руки,
Убаюкать, просто поиграть,
И забьётся твое сердце…»
Только страшно ждать.
Кто-то не обратит внимания на сломанную куклу и не услышит её боль. А Ника рассказала об этой боли так, словно она сама сломанная кукла.
-- Найдите строчки, которые свидетельствуют об особой зоркости юной поэтессы, её умении видеть необыкновенное в обыкновенном. (Сон шепнул, вставить сердце – это олицетворения, сравнение – сломанная кукла; желание забыться – заснуть.)
-- Какие еще стихи вы хотели бы прочитать? ( слушаем другие стихи в исполнении учеников, они делятся своим восприятием стихотворения.)
Промежуточный вывод. Учитель:
--Мысли в стихах Ники необычные, неожиданные – это поэтические мысли. Они и выражены особым образом: с помощью метафор, эпитетов, сравнений. Поэтическая речь – это образная речь. Как красива она в сравнении с обычной разговорной речью! У поэзии свой язык и своя душа. Если вы почувствовали поэзию Ники Турбиной, то, наверное, тоже захотите попробовать себя в роли поэта. Сделайте это дома! Я верю, что среди вас тоже есть таланты, и жду ваших стихов. А можно попробовать себя в прозе, например, напишите о своих мыслях о поэзии и о стихах девочки, с которой сегодня познакомились. Лучшие строки мы поместим в школьной литературной газете. А пока урок продолжается. Не забывайте записывать красивые слова.
Вот еще один сюрприз .Посмотрите на рисунки, ( на доске размещена распечатка рисунков Нади Рушевой) они вам нравятся? Как вы думаете, кто их автор? Это ещё одна девочка, чей уникальный дар поразит вас – Надя Рушева ( портрет на доске). Но о Наде и её творчестве вам лучше расскажет учитель изобразительного искусства (Соловцова Любовь Алексеевна):
--Надя Рушева родилась в Монголии , где жили тогда её родители, девочку назвали по-монгольски Найдан, что означает «вечноживущая». Надя начала рисовать с пяти лет. В восьмилетнем возрасте она набросала в альбомчике 36 занятных иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Больше всего она просила взрослых, чтобы они почитали ей сказки. Родители познакомили Надю с мифами Древней Греции. Мама – балетмейстер по образованию- показала ей несложные балетные упражнения, дедушка немного учил игре на фортепиано. А рисовала она легко и играючи, как бы обводя ей одной видимые образы. При этом, улыбаясь, приговаривала: « Какая-то слива получается… Или нет? Это, пожалуй, пароход. Ах, нет, нет! Это точка. А Емелька две подушки положил и ушёл…» Это была радостная игра в рисование, благо под рукой у неё всегда были маленькие альбомчики или обрезки бумаги разного формата и цвета.
Прожив немногим более 17-ти лет, Надя оставила после себя огромное духовное наследство - свыше 10000 рисунков. Она создала иллюстрации к произведениям авторов, среди которых Шекспир, Рабле, Байрон ,Диккенс, Марк Твен, Гоголь, Лермонтов, Булгаков, и бесконечно любимый ею Пушкин. Послушайте воспоминания писателя А.И. Гессена – автора книги о Пушкине: « На 95-ом году своей жизни я привык ничему не удивляться. Но – Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изящное чутьё художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух и настроение Пушкина и его эпохи? Я тогда работал над своей новой книгой « Жизнь поэта», которую задумал иллюстрировать только рисунками самого поэта. Но до 20-ти лет Пушкин не рисовал! Надя! Восполните этот невольный пробел? И я дал ей почитать в рукописи две первые главы –« Детство» и «Лицейский Парнас». Надя не сразу ответила. Подумала несколько минут. Потом сказала: « Попытаюсь.» Через месяц мы снова встретились. В её папке лежало более 70- ти рисунков. Они были совершеннее прежних, перенесли нас в знакомый с детства пушкинский мир.»
--Посмотрим же и мы эти рисунки ( демонстрируем рисунки Нади) Обратите внимание на легкость техники рисунка, точность и изящество линий, пластичность, грациозность фигур. Карандаш художницы, будто играя, скользил по бумаге, или летел ,как и поэтическая мысль Ники Турбиной.
Учитель литературы:
--Стихи Ники и рисунки Нади отличаются экспрессией. ( учитель объясняет, что экспрессия – это яркое, выразительное проявление чувств, настроений, мыслей) Какие чувства вызывают у вас рисунки Нади?( учащиеся называют : восхищение ,восторг, удивление , волнение и другие).Попробуйте дома закончить фразу: «Надя Рушева – это …» .И последняя встреча на этом уроке. Послушайте…( звучат две композиции в исполнении Робертино Лоретти: « Девочка» и «Солнце моё"). Это поёт 13-тилетний итальянский мальчик, чьё редкое дарование внесло в наш мир такую красоту, которая удивляет и радует, и волнует .Имя мальчика – Робертино Лоретти (портрет на доске, дети записывают имя певца)
-- Какие эпитеты вы подобрали бы , чтобы определить его голос? (ангельский, проникновенный, серебряный, обворожительный, чарующий и другие) Журналисты прозвали его «аппенинским соловьём».
--А какие метафоры можно подобрать, чтобы определить этот уникальный голос? ( голос летит, льётся, завораживает, чарует, увлекает ввысь, к облакам…) Летит, как поэтическая мысль Ники, как карандаш Нади по листу. Попробуйте дома продолжить фразу: «Слушая Робертино Лоретти…», в которой поделитесь своими впечатлениями от услышанного.
--А теперь прочитаем, какие записи остались в ваших тетрадках, какие слова и словосочетания вы записали? ( Это могут быть такие слова и фразы: поэтическая мысль, экспрессия, щедрость, грациозность, изящество линий, пластика, восхищение, проникновенный, уникальный и другие)
Заключительная часть урока. Итак, наш урок подошёл к концу. Почему я назвала его сюрпризом? Знакомство с творчеством детей стало для вас сюрпризом? Какой вывод вы для себя сделали?( Оказывается ,что и в нашем возрасте можно создавать замечательные стихи, или рисунки, или радовать людей чудесным пением.) Попробуйте разбудить в себе талант! Надо только захотеть творить.
Рефлексия. Мне понравился урок, потому что… Мне было интересно… и т.д.
Оценки. Задание на дом. Сочинить стихотворение или хотя бы четыре строчки ,или нарисовать что-нибудь, или придумать песню и спеть её.
Примечание: 1данный урок был проведен в 7 классе, пять лет назад, когда ещё у автора на было широких возможностей использовать компьютер, чтобы показать презентацию или видеоролик. Позже была подготовлена презентация к уроку.
2 О трагической судьбе обеих героинь я намеренно не говорила, так как важно было другое: показать ,что детство – это прекрасное время творить , пробовать, быть увлечённым и неравнодушным.