СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Натуральные волокна"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Натуральные волокна"»

Класс: 5 А

Дата;

Тема: Натуральные волокна растительного происхождения.

Тип урока: приобретения новых знаний.

Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.

Задачи: ознакомить учащихся со способом изготовления нитей и тканей из волокон; развивать способность работать в паре, группе; воспитывать бережное отношение к дарам природы.

Планируемые результаты:

Ученик должен знать:

  • Способы изготовления нитей

  • Свойства волокон и тканей растительного происхождения

Ученик должен уметь:

  • Различать хлопковую и льняную ткань

Формирование УУД.

Познавательные: уметь анализировать и сравнивать, передавать информацию в выборочном виде, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи (последовательность получения ткани из растений)

Регулятивные: уметь анализировать свою работу (достижение цели)

Коммуникативные: **/уметь строить учебное взаимодействие в паре, группе;

Личностные: умение применять знания на практике.

Методическое оснащение урока.

Материально-техническая база:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Интерактивная доска

Дидактическое обеспечение:

  • Презентация

  • Учебник

  • Видеоматериал

Методы обучения:

-проблемное изложение изучаемого материала

-частично-поисковый

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности.

  1. Актуализация знаний и мотивация учащихся.

Какую одежду носили люди в старину?

Из чего ее шили?

Задумывались ли вы над тем, как появилась ткань?

Из чего мог получить первую ткань человек?

Можете предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(Ответы учащихся)

Сформулируем тему урока «Натуральные волокна растительного происхождения»

Что мы должны узнать и чему научиться на этом уроке?

Должны узнать, как получается ткань из растений, какими свойствами обладают х/б и льняные ткани; научиться различать ткани.

мы начинаем изучать новый раздел «Материаловедение». Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Задание:

Для того чтобы вы поняли тему урока внимательно вчитайтесь в неё. Попробуем разобрать смысл каждого слова.

Как понимаете слово «натуральные»? Натуральный- настоящий, подлинный, природный. (по Ожегову)

Как понимаете смысл словосочетания «Натуральные волокна»? Волокна, которые дает природа.

Разберем словосочетание «растительного происхождения». Растительный -добываемый из растений. (по Ожегову)



  1. Изучение нового материала.

Для того чтобы узнать как человек получил первую ткань, мы поработаем с печатным материалом.

Учитель раздает распечатанный материал. Каждому нужно ответить на индивидуальный вопрос.

Как появилась ткань.

Задание: Внимательно прочитайте текст.

Потребность человека в одежде появилась тогда, когда люди стали заселяться в более северных районах с холодным климатом.  Здесь стали появляться первые атрибуты одежды человека. В первоначальном варианте одежды это были шкуры животных, скрепленные сухожилиями. Процесс эволюции и развития одежды шел вперед. Одежда животного происхождения перестала устраивать человека, и он стал обращаться к растительности планеты. Путем экспериментов и проб пригодными материалами оказались лен и хлопок.

Первая одежда для человека из ткани называлась рубище. Это грубо обработанное вручную волокно льна послужило первым материалом, который стал основоположником для изготовлений первых одеяний человека.

Поскольку люди проживали в разных частях планеты, то они использовали различные материалы для ткачества.

Европейская часть в основном пользовалась льняными изделиями. Потому что в этих районах он благоприятно произрастал. Более юго-восточные части использовали для изготовления тканей хлопок. Юго-восточная Азия использовала нити, которые образовывали насекомые. Это тутовый шелкопряд, откуда и появился шелк.

Вопросы по тексту.

Во что одевались первобытные люди?

На что заменил человек шкуры животных в одежде?

Какой первый материал получил человек?

Какое еще растение использовали для получения ткани?

Работа с учебником. (стр.84-87)

Сейчас мы разберем материал параграфа для того, чтобы узнать какие растения используют для производства тканей и какими свойствами они обладают.

Настя - читает абзац: Натуральные волокна и ответит на вопросы:

- Какие растения используют для получения тканей?

-Из какой части растения получают волокно?

Ксюша - читает абзац: Хлопчатник и ответит на вопросы:

-Что такое хлопчатник?

Показать слайд с изображением хлопка.

-Какую часть хлопчатника используют для получения волокна?

(плод- коробочка)

Учитель показывает коробочку хлопчатника и слайд с изображением хлопчатника.

Учитель дает потрогать волокно хлопка и задает вопрос:

- Какие на ощупь волокна хлопка?

- Какие ткани получают из хлопка? Фланель, байка, ситец, сатин, батист, маркизет.

Учащиеся рассматривают образцы тканей.

Учитель:

Ткани, вырабатываемые из хлопка, мягкие, сохраняют тепло- высокая теплозащитность, хорошо впитывают влагу – высокая гигроскопичность, пропускают воздух- хорошая воздухопроницаемость, способны значительное время сохранять свою прочность и приятный внешний вид.

Вывод: Свойства тканей из хлопка зависят от свойств волокна хлопка.

Настя - читает абзац Лен и ответит на вопросы:

-Какое растение называется льном? Учитель показывает гербарий растения- лен и слайд с изображением растения.

- Какую часть растения используют для получения льняных волокон?

(стебель) Учитель дает потрогать волокно льна и задает вопрос:

- Какие на ощупь волокна льна?

Учитель:

Ткани, вырабатываемые из льна жесткие, очень прочные, прочнее чем хлопок. Так как льняные ткани на ощупь прохладные, то из них шьют летние платья, рубашки, костюмы. Есть недостаток- большая сминаемость. Также как хлопок обладают гигиеническими свойствами: гигроскопичностью, воздухопроницаемостью.

Вывод: Свойства тканей из льна зависят от свойств волокон льна.

Оценка работы Насти и Ксюши учителем.

Физминутка: памятка 2

  1. Практическая работа.

А сейчас мы выполним небольшую практическую работу, для того чтобы у вас сложилось представление как из растения получается ткань.

Настя.

Задание:

На столе лежат карточки с этапами обработки хлопкового волокна. Тебе нужно восстановить последовательность получения ткани. Сделай предположение, как может идти этот процесс.

Запишите ответы на листочке.

Ксюша.

Задание:

Тебе нужно будет рассказать процесс получения ткани из льна.

Запишите ответы на листочке.

Выступления учащихся.

Оценка работы учителем.

  1. Просмотр видео.

Учитель: Посмотрите видео «Как делается ткань из льна» и запомните интересные факты для вас.

(Просмотр видео).

  1. О чем было видео?

  2. Какие интересные факты вам запомнились?

  3. По- вашему мнению сложный ли процесс получения ткани из льна?

(сложный, трудоёмкий, дорогостоящий- задействовано много людей, техники)

  1. Исходя из всего перечисленного, о чем должен задуматься человек.

(о бережном отношении к природе, к ее дарам)

  1. Закрепление.

Выпишите свойства, которые относятся хлопковому волокну

Волокно хлопчатника

Волокно льна






Свойства: блеск, мягкость, жесткость, извитость, гладкая поверхность,

гигроскопичность, теплозащитность.

  1. Рефлексия.

На уроке мне было интересно…

На уроке мне было трудно…

Сегодня я поняла…

Мне захотелось…

Теперь я могу…



Молодцы, благодарю вас за работу.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!