СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Начало правления Петра I"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Начало правления Петра I"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Начало правления Петра I"»

Тема: Начало правления Петра

I. Организационный момент.

II. Повторение предыдущей темы.

Раздать карточки с индивидуальными вопросами. Кубики с датами и правителями.

III. Изучение новой темы.

Петр становится самостоятельным правителем в 1689 году.

Посмотрите внимательно на слайд, это высказывания о Петре и его деятельности. Какой вывод можно сделать, познакомившись с этими высказываниями?

«Познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно»

А. Н. Радищев

«Петербург основан на слезах и трупах»

Н.М. Карамзин

Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского»

В.Г. Белинский

Ученик: Петру и его деятельности дают разные оценки.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность вызывает споры до сих пор. Не только историки, но и современники Петра противоположно оценивали личность царя, его преобразования. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его предателем основ православия, насаждавшим матушке-России чуждые заморские порядки. Каким же он был, этот противоречивый русский царь?

Высказывание на доске: “Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…”

С.М. Соловьев

Какой главный смысл эпохи Петра заключен в словах историка?

Ученики: Эпоха Петра связана с преобразованиями в России.

Но наследство Петру досталось незавидное.

Задание: Ребята, давайте попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Россией, и которые нужно было решить Петру в начале его правления.

Учитель: К каким морям Россия имела выход к концу 17 века? Покажите на карте.

Ученики: Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря.

Учитель: Удобно ли было вести торговлю через эти моря?

Ученики: Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а по Каспийскому морю можно торговать лишь с Персией.

Учитель: Наличие выходов, в какие моря сулило России выгоды? Покажите их на карте. Как можно было получить выход в эти моря?

Ученики: Необходимо было завоевать выходы в незамерзающие Черное и Балтийское моря.

Учитель: Молодцы. Совершенно верно.

Итак, запишите:

1задача - завоевание выхода в Черное и Балтийское моря»

Учитель: Что нужно для осуществления завоеваний?

Ученики: Для этого необходимо иметь сильную армию и флот.

Учитель: Что представляла собой русская армия XYII века?

Ученики: Стрельцы бунтовали, полки «нового строя» были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было. Следовательно, нужно было создавать сильную армию и флот.

2 задача - создание сильной армии и флота.

Армии необходимо было оружие, обмундирование, что для этого необходимо было развивать?

Ученики: Хозяйство, экономику страны.

3 задача - развитие экономики.

Учитель: Как же шло осуществление этих задач? Ответы на данный вопрос я предлагаю вам найти, самостоятельно поработав с учебником и дополнительным справочным материалом.

Ученикам раздаются карточки и дополнительный материал.

Учитель: На выполнение задания вам дается 7-10 минут, а затем от каждой группы с сообщением выступит 1 ученик. Остальные учащиеся группы могут дополнить его ответ. Мы все вместе начнём заполнение таблицы «Деятельность Петра I», которую продолжим заполнять на последующих уроках.

Работа с документами: Ученики, исследуя материал учебника и дополнительной литературы отвечают на предложенные вопросы и совместно составляют сообщения.

Учитель: Итак, ребята, начнем с рассмотрения 1-го Азовского похода.

Ученики: Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому и Черному морям. Азовские походы стали продолжением традиционной для Руси борьбы с Крымским ханством и Турцией, вассалом которой оно являлось. Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись. Обратимся ко 2-му Азовскому походу. Летом 1696г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море

Учитель: Как Петр I отреагировал на неудачу 1 Азовского похода? На этот вопрос нам ответят ребята, работавшие с карточкой № 2.

Ученики: За зиму 1695-1696гг. на реке Воронеж возвели верфь. Воронеж был выбран базой флота по нескольким причинам:

— во-первых, город был расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю.

— во-вторых, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей;

— в-третьих , местные жители уже имели достаточный опыт в постройке речных судовВерфь – это предприятие для постройки судов. Шли работы и в самой Москве, и в других городах: везде готовили части судов и снасти. На строительстве трудились иностранные мастера, знать, крестьяне, посадские люди. Азовский флот был создан всего за несколько месяцев. Его основу составляли двухмачтовые парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек, струги и брандеры (Брандер - судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое в ходе сражения поджигали и пускали по ветру на неприятеля). С этого времени в России появился военный флот, и возросла боеспособность страны.

Ученики записывают верфь.

Учитель: Как вы думаете, ребята, что подвигло царя на личное участие в строительстве флота?

Ученики: Трудолюбие, любовь к Родине, стремление сделать её могущественной державой.

Учитель: Да, действительно, он был великий труженик и патриот. Недаром на Адмиралтейской набережной установлен памятник Петру I «Царь-плотник», где он изображен с инструментами в руках

То академик, то герой,

То мореплаватель, то

плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин «Стансы»

Учитель: Следующим важным шагом молодого царя стало «Великое посольство». Послушаем рассказ о нем.

Ученики: «Великое посольство» выехало из Москвы в Западную Европу в марте 1697 года. Возглавляли «Великое посольство» Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын. Царь ехал инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова Главными целями посольства были: поиск союзников в борьбе с Турцией, наем иностранных специалистов, закупка вооружения и учеба за границей. Посольство было названо «великим» за свою численность, в нем принимало участие 250 человек. Они ехали, чтобы учиться кораблестроению и военному делу. В течение 1,5 лет (1697-1698гг.) они посетили Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Речь Посполитую.

Итоги «Великого посольства»: союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато наметились союзники для борьбы со Швецией за выход в Черное море. Все остальные цели посольства были достигнуты.

Учитель: Спасибо. Вы хорошо поработали над заданием.

Итоги посольства в Европу подвели Петра к мысли о том, что Россия нуждается в кардинальных переменах. Отставание от западных стран было просто огромным. Поэтому Петр бросил все силы на то, чтобы это отставание, сократить. Для этого в российском обществе следовало провести реформы. Петр Великий видел многочисленные достоинства Запада и желал укреплять связи России с западными Европейскими странами. Но для этого был нужен выход к Балтийскому морю.

Учитель: А почему Петр был вынужден прервать поездку? Найдите ответ в учебнике на странице 11.

Ученики: Царь узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. В сговоре с Софьей стрельцы хотели свергнуть Петра с престола.

Учитель: Этому событию посвящена картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» Что на ней изображено?

Это признанный шедевр, написанным в жанре исторической живописи. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту. На картине столкнулись старая и новая России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого и страшного русского царя-реформатора.

Учитель: Сделайте вывод о том, какие задачи начал реализовывать Петр 1, вступив на престол?

Ученики: - развитие экономики («Великое посольство»);

- создание флота;

- завоевание выхода в Азовское, а значит и Черное море

Ученики: Действительно, Петр мечтал о превращении России в великую державу.

IV.Закрепление изученного материала.

Проверим заполнение таблицы «Деятельность Петра I», работа над которой будет продолжена на последующих уроках.

Ученики (поочередно) называют заполненные столбцы таблицы.

Игра «Лови ошибку!»

А теперь, ребята, я предлагаю вам немного «побыть учителями»

Учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками.

Учитель: Так уже почти три века спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Пушкин, Достоевский, Лев Толстой. Ключевский… Мнения разные, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Но даже не то интересно, что говорили и говорят об одном человеке: важнее то, что о нем никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таким было его время. Огромную роль в изменениях, произошедших в России, сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.

Перелом в истории России, совершившийся в его правление, определил путь нашей страны на много лет вперед.

V. Подведение итогов.

Учитель: Итак, подведем итоги. Выставление оценок учащимся.

VI. Домашнее задание.

Прочитайте § 1. Посмотреть видео. Пересказ.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!