СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Железы внутренней секреции!

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знать о работе желез внутренней секреции, свойствах гормонов и их значении в жизнедеятельности организма.

Уметь давать определение анатомическим терминам и понятиям;

объяснять нервную и гуморальную регуляцию функций организма;

характеризовать свойства гормонов и определять их значение в жизнедеятельности организма;

применять теоретические знания на практике.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Железы внутренней секреции!»


Контрольно-обобщающий урок

на тему: «Железы внутренней секреции»

Задачи:

Знать о работе желез внутренней секреции, свойствах гормонов и их значении в жизнедеятельности организма.

Уметь давать определение анатомическим терминам и понятиям;

объяснять нервную и гуморальную регуляцию функций организма;

характеризовать свойства гормонов и определять их значение в жизнедеятельности организма;

применять теоретические знания на практике.

Тип урока: урок-соревнование.

Оборудование: слайды на основную игру, карточки с терминами, рейтинговая таблица.


Ход урока

Организационный момент.

Класс разбивается на 2 команды.

  1. Разминка

От каждой команды выходит по одному человеку и работает с терминами (по 5 терминов), данными на доске. К каждому термину нужно подобрать нужное определение. Время 3 минут.

Термины:

  1. Анатомия – наука о строении организма и его отдельных органов.

  2. Физиология – наука о жизнедеятельности организма, его клеток, органов, функциональных систем.

  3. Рудимент – орган, утративший свое первоначальное значение

  4. Атавизм – проявление животных черт в строении человеческого организма.

  5. Человек разумный – Homo sapiens

  6. Человек умелый - Homo habilis

  7. Клетка – структурная и функциональная единица организма.

  8. Ткань – группа клеток сходных по строению и происхождению, выполняемые одну и ту же работу.

  9. Углевод – основной источник энергии, органическое вещество.

  10. Белок – органическое вещество, основной строительный материал


  1. Блиц-опрос

Проходит, во время работы с терминами, с остальными участниками команд. Отвечает учащийся, поднявший руку первый. Каждый правильный ответ приносит дополнительный балл команде.

1. Наука, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний. (гигиена)

2. К какому классу принадлежит человек? (млекопитающие)

3. Какая наука изучает происхождение человека? (антропология)

4. Кто впервые рассмотрел клетку под микроскопом? (Роберт Гук)

5. Какое органическое вещество синтезируется в рибосомах? (белки)

6. Как называется нервная клетка? (нейрон)

7. Как называется мышечная клетка? (миоцит)

8. К какой группе соединений относятся глюкоза и крахмал? (углеводы)

9. Биологические катализаторы, ускоряющие химические процессы? (ферменты)

10. Ткань выстилающая стенки кровеносных сосудов? (эпителиальная)

Подводятся итоги разминки и блиц-опроса. Результаты заносятся в рейтинговую таблицу.


  1. Основная игра

Для того чтобы решить на каком цветовом поле будет играть команда, расшифруйте слово.

24545249 (биология)

Слово закодировано по принципу расположения букв в телефоне, поэтому я думаю, что задание вас не затруднит.

Команда расшифровавшая слово выбирает себе цветовое поле. Основными являются красные и синие поля, а серые – нейтральные. Игровое поле открывается на 30 секунд для запоминания своих ячеек. Команды должны играть на своем цветовом поле. За каждое правильно выбранное поле добавляется 1 балл, таким образом, за правильный ответ на своем цветовом поле – 2 балла, на чужом – 1 и на нейтральном – 1. Если команда неправильно отвечает на свой вопрос, то противники имеют право ответить на него и получают 3 балла.

Вопросы:

1) Железа внутренней секреции расположенная на нижней поверхности голо­вного мозга, гормоны которой влияют на гормональную активность других желез эндокринной системы. (Гипофиз.)

2) Железы смешанной секреции, гормоны которых оказывают мощное влияние на формирование тела, обмен веществ и поведение. (Половые железы.)

3) Биологически активные вещества, образующиеся в железах внутренней сек­реции и регулирующие разнообразные функции. (Гормоны.)

4) Гормон, образуемый в мозговом веществе надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов организма при различных воздействиях. (Адреналин.)

5) Болезнь, возникающая при недостаточности функции щитовидной железы в детском возрасте. (Кретинизм)

6) Клетка, группа клеток или орган, выделяющие специфические вещества. (Железа.)

7) Органы, на которые действуют гормоны. (Органы-мишени.)

8) Гормон поджелудочной железы, стимулирующий распад гликогена и образо­вание глюкозы. (Глюкагон)

9) Система специализированных, обильно снабжаемых кровью органов, выра­батывающих и выделяющих непосредственно в кровь биологически актив­ные вещества. (Эндокринная система.)

10) Заболевание, при котором наблюдаются повышенное выделение мочи, поте­ря веса, мышечная слабость, ускоренный распад белков и липидов. (Сахарный диабет)

11) Какой химический элемент является действующим началом в тироксине? (йод)

12) Парные железы, расположенные у верхнего края почек. (Надпочечники)

13) Йодсодержащий гормон, влияющий на интенсивность обмена веществ, ока­зывающий стимулирующее влияние на центральную нервную систему. (Ти­роксин.)

14) Заболевание, при котором наблюдается разрастание тканей щитовидной же­лезы, сопровождающееся повышением ее функции. (Базедова болезнь.)

15) Какую железу называют юношеской железой? (вилочковая железа (тимус)).

16) Нейроэндокринное заболевание, при котором отмечается избыточное выде­ление гормона роста у взрослых, что ведет к увеличению носа, губ, подбород­ка, языка и т. д. (Акромегалия.)

Подводятся итоги основной игры. Результаты заносятся в рейтинговую таблицу.


  1. Решение ситуации

А сейчас, мы посмотрим, как вы умеете применять свои знания!

В конвертах даны ситуации, я вам предлагаю подумать над ними и оформить ответ в виде схемы.

Ситуация 1.

Представьте себе неожиданную ситуацию в жизни человека. Он увидел опасность и побежал. Одновременно в его организме возникла причинно-следственная цепь физиологических процессов. Как она будет выглядеть?

А. Какие процессы из них и почему относятся к нервной регуляции, а какие – к гуморальной?

Б. Какова зависимость гуморальной регуляции от нервной?

В. Почему первой вступает в действие нервная регуляция, какое она имеет пре­имущества?

Примечание. Схему оформите в виде плаката на бумаге формата Аз; сравните свою схему с правильным ответом, который можно взять у учителя. (В правильной цепи событий некоторые этапы могут быть пропущены).


1. Изменение условий внешней среды (опасность, бегство), усиление расходования энергии в мышцах



2. Возбуждение коры больших полушарий


3. Возбуждение промежуточного мозга


4. Синтез биологически активных веществ в нейронах промежуточного мозга- нейрогормонов


5. Действие на гипофиз, выделение гормона гипофиза в кровь


6. Выделение гормона адреналину из надпочечников в кровь


7. Усиление работы сердца, кровообращения, обмена веществ


Ситуация 2.

Представьте себе ситуацию в жизни человека: опасность миновал, он замедлил бег и остановился. В организме возникла причинно-следственная цепь процессов.

Как она будет выглядеть?

А.Какие процессы относятся к гуморальной регуляции, а какие - к нервной? По­чему?

Б. Какова зависимость нервной регуляции от гуморальной?

В. Почему в этой ситуации начинает первой действовать гуморальная регуляция?

Примечание. Схему оформите в виде плаката на формате Аз; сравните свою схему с правильным ответом, который можно взять у учителя. (В правильной цепи собы­тий некоторые этапы могут быть пропущены).


1. Изменение внешней - наступил покой, уменьшение расхода энергии в мышцах



2. Избыток адреналина в крови



3. Суживание сосудов, повышение давления крови выше нормы



4. Возбуждение кровью сосудорасширяющих нейронов продолговатого мозга



5. Передача импульса от продолговатого мозга через парасимпатический нерв на кровеносные сосуды


6. Расширение сосудов, нормализация давления крови, обмена веществ и энергии


За правильное решение ситуации команде присуждается 3 балла. Результаты заносятся в рейтинговую таблицу.


  1. Подведение итогов

Команда, набравшая более 25 баллов, получает оценку «5».

  1. Заключение

Итак, сегодня, мы научились объяснять нервную и гуморальную регуляцию функций организма, применять свои знания на практике.

Работа гормонального аппарата, безусловно, важна. Гормоны, с полным основанием, можно считать регуляторами жизни. Но к сожаленью, у многих людей наблюдается нарушение гормонального аппарата, которое не ограни­чивается теми заболеваниями, которые мы рассмотрели в этой главе. Их значительно больше. К счастью, остальные встречаются сравнительно редко. Да и причины многих из них еще не ясны. Это дело эндокринологии – науки о железах внутренней секреции. Но человек и сегодня не бес­помощен в борьбе с поломками гормональных механизмов регуляции. Мы можем и должны научиться использовать их весьма рационально. А условия для этого создает только здоровый образ жизни – рациональное питание, занятия физической куль­турой и спортом, правильная организация труда и отдыха. Это и есть слагаемые ис­кусства быть здоровым.

Спасибо за урок! Будьте здоровы! До свидания!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!