СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Учитесь делать добро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 "Учитесь делать добро".  Урок обществознания в 6 б классе.

Цели:

Образовательные:

1). Учить учащихся делать добро (направлена на достижение личностного результата).

Основа урока – проблемно-диалоговая технология.

2). По теме семинара:

Развивающие:

1. Познавательные учебные действия:

- Развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

- Развитие всех видов речевой деятельности (говорение в форме диалога «Ученик-Ученик», «Учитель-Ученик»; слушание и слышание смысла сказки «Мальчик – Звезда», чтение), через выборочные пересказы, развёрнутые ответы, участие в обсуждении проблемы текста.

- Развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Воспитательные:

2. Коммуникативные действия:

- Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом;

- Воспитание культуры речи;

- Формировать умение совместно работать в группе;

- Воспитание доброты, внимательного отношения к людям, чуткости, сострадания, сопереживания, доброжелательности;

- Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;

- Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

            3. Логические универсальные действия:

- Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

 - Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

 

Оборудование:

 1. Раздаточный материал для детей:

 сердечки, иллюстрации мальчика-Звезды,  женщины-нищенки, тарелки с конфетами и квадратами.

2. Запись песни кота Леопольда «Если добрый ты…».

3. Словарь Сергея Ивановича Ожегова.

 Ход урока.

 Пусть этот день несет нам

 Радость общения,

 Наполнит сердце

 Благородными чувствами.

 Звучит песня кота Леопольда «Если добрый ты…»

 Учитель:

- Вы узнали песню Кота Леопольда. О чём его песня? (ответы детей)

- Согласны ли вы с тем, что добрым быть хорошо? (ответы детей)

- Почему сегодня мы очень часто с вами говорим о доброте? (ответы детей)

- Каждому из нас надо учиться быть добрыми и сегодня наш урок посвящён  - доброте.

 Доброта. Какое старое слово! Не века, а уже тысячелетие люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.

 Прикоснитесь ко мне добротой,

 И болезни смоет волной,

 И печаль обойдёт стороной,

 Озарится душа красотой.

 -Ребята, как вы думаете, что такое доброта? (ответы детей)

- Как вы думаете, добрый человек – это какой человек?

 - Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.

- Скажите, а как люди вокруг относятся к добру?

- В словаре (показ словаря) Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

- Назовите синонимы к слову добрый: отзывчивый, хороший, нравственный, честный, порядочный, вежливый, заботливый и т.д.

 - Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

- Скажите, что никогда не сделает добрый человек?

 (Добрый человек никогда: не обманет, обидит, убьет, украдет, ударит, сделает больно, бросит в беде, оставит без помощи и т.д.).

 - Ребята, а вы себя считаете добрыми людьми?

- Сейчас я хочу рассказать вам одну сказку. Её написал О.Уальд и называется она «Мальчик - Звезда».

 Перед детьми стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками.

- Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.

 - Ребята, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки.

 (Поместить две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды – яркие настоящие конфеты)

- Ребята, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.

 Когда предложенные подарки были взяты детьми, обращает внимание на кармашек под портретом нищенки.

 - Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды? Не от того ли, что он выглядит намного симпатичнее? Он красив, силен, молод… Как вы думаете всегда ли красивые люди будут добрыми? В чем различие у красоты и доброты? (красивыми рождаются, а добрыми становятся).

 

 1. Работа над пословицами и поговорками.

Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово. Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Это стремление они отразили в сказках и песнях, в пословицах и поговорках, в музыке и стихах, которые передаются из уст в уста.

- Давайте вспомним некоторые из них:

(Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

Доброе слово и железные ворота открывает.

Ласковое слово, что солнышко в ненастье).

- Какие ещё пословицы о доброте вы знаете? ((Добро наживай, а худо изживай. Добро сеять — добро и пожинать. Учись доброму — худое на ум не пойдет. Худо тому, кто добра не делает никому).

- Что объединяет эти пословицы? Чему они учат?

- А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы).

- Как вы думаете, где проходит граница добра и зла? (в сердце человека).

            2. Коммуникативный тренинг «Повторите и продолжите».

- Я начинаю фразу, а вы ее повторяете и продолжаете:

 - Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо).

 - Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день).

 - Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

 - Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте).

 - Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста).

 - И в России, в Украине, в Дании на прощанье говорят … (До свидания).

 

3. Ситуация.

- Сейчас мы проведём эксперимент. Возьмите белый лист бумаги. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить что-то обидное, мы будем загибать край бумаги. (Ученики выполняют работу)

 - Посмотрите на лист, изменился ли он? Сравните. Почему листы разные?

 - Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть, сказать что-то приятное).

 - Давайте попробуем сказать что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

 - Ребята, а сейчас посмотрите на лист, своими словами вы разгладили его, но стал ли он таким, какая был в начале эксперимента? Нет. Почему?

 Вывод: боль остается в душе еще очень долго. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».

 

4. Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 192 и прочитайте фрагмент еще одной сказки О.Уайльда «Счастливый принц» из рубрики «Поэтическое слово» (один из учеников читает отрывок вслух.  Важно выделить смысловую идею сказки: признание Ласточки (после того, как она отнесла драгоценность для больного ребенка) и ответ Принца: «Это потому, что ты сделала доброе дело».)

- Как вы думаете, что произошло дальше?

- Почему Принц плакал, ведь его же называли счастливым?

- Почему Принц решил помогать людям?

- Чем жертвовала ласточка, решившись помогать Принцу?

- Отчего ласточке стало тепло, веди приближалась зима?

(«Принц заплакал потому, что ему наконец-то открылась правда. Раньше, при жизни, он наслаждался привычными дворцовыми развлечениями и был вполне счастлив, но счастье оказалось иллюзорным. Он ничего не знал о подлинной жизни своего королевства, скорби и нищете народа. Картина, которая открылась ему сверху, когда он уже стал статуей, потрясла его, пронзила его сердце: в нем родилось сострадание, а вместе с ним и искреннее желание помочь людям. Может быть, именно теперь он стал по-настоящему счастливым. Чувство сострадания испытала и Ласточка. Она преисполнилась жалости, увидев, что Принц плачет, и, поняв причину его страданий, стала искренне помогать ему, хотя, безусловно, рисковала жизнью. Сделав доброе дело, она ощутила тепло»).

-Ребята, так что же такое добро? ( добро — это когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим. Добро — это конкретное дело. К тому же, добро делать приятно, это согревает душу).

    

       Беседа позволяет сделать некоторые обобщения и углубления представлений о добре:

- Оказывается, ребята, добрыми могут быть не только слова, но и чувства.

- Какие добрые чувства вы можете назвать?

       Выслушав ответы (любовь, сочувствие, сострадание, благодарность, симпатия и т. д.).

- Но и это еще не все, - добрыми могут быть и дела.

- Давайте составим список добрых дел, которые вы могли бы сделать в школе в течение одного дня (записываю их кратко на доске).

 

Итак, добрыми бывают слова, чувства, дела. А, как вы думаете, какое главное правило доброго человека?

 

5. Размышление о золотом правиле морали (Рубрика «Путешествие в прошлое стр.197).

Прочитать вслух материал рубрики.

Сформулировать правило.

- Почему это правило называют «золотым»? (1.Золото - ценность; 2.Золото – нетленный (вечный) металл; 3.Правило живет много тысяч лет).

 

            6. Домашнее задание, оценки:

 Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Я предлагаю каждому из вас написать мини-сочинение в  40-50 слов на тему: «Что я чувствую и делаю, если замечаю зло в себе».

 

7. Рефлексия.

- Наш урок подошел к концу, с  какими чувствами вы уйдете с урока?

- А закончить наш урок я предлагаю песней «Дорога добра» Сл.Ю.Энтина, .М.Минкова

1. Спроси у жизни строгой,                                               2. Забудь свои заботы,         

Какой идти дорогой,                                                          Падения и взлеты

Куда по свету белому                                             Не хнычь, когда судьба ведет себя  не как сестра.

Отправиться с утра?                                                           Но если с другом худо,    

Идти за солнцем следом,                                        Не уповай на чудо.

Хоть этот путь неведом.                                                    Иди, мой друг, всегда иди

Иди, мой друг, всегда иди                                     Дорогою Добра.

Дорогою Добра.

3. Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов.

Не забывай, что эта жизнь –

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою Добра.

 

Звёздный Мальчик

1891

Краткое содержание сказки

 

Бедный дровосек принёс в дом младенца с янтарным ожерельем на шее, завёрнутого в плащ с золотыми звёздами — он нашёл его в зимнем лесу на месте падения звезды (другие дровосеки отказались нести домой нахлебника). Жена сначала была против лишнего рта, но потом сдалась и воспитала его как собственного сына. Мальчик вырос красивым, но гордым и жестоким: мучил животных и людей, не помогали и увещевания старого деревенского священника.

Однажды мальчик забросал камнями нищенку. Дровосек дал ему оплеуху, а женщину отвёл домой, где она назвалась матерью его приёмного сына. Но тот не признал ее — заявил, что ему противно даже смотреть на неё, и выгнал. Когда он вышел из дома к мальчишкам, которые поддерживали его во всех жестоких забавах, они прогнали его из сада, назвав мерзким, как жаба. Посмотрев на своё отражение в пруду, он увидел, что действительно стал уродом.

Мальчик отправился скитаться и искать мать, чтобы вымолить у неё прощение, но никак не мог найти ее — звери, которых он до этого мучил, отказались помогать. Стражники у городских ворот продали его за бутылку вина старику, который впроголодь держал мальчика в подвальной комнатке и трижды посылал на целый день в дремучий лес, который со стороны выглядел приятной рощей, за 3 слитками белого, жёлтого и красного золота. Трижды мальчику помогал Заяц, которого он освободил из капкана, и трижды тот отдавал золото прокажённому, который сидел у городских ворот. Дважды старик до полусмерти избивал юношу, а на третий раз его с почестями встретили в городе и назвали прекрасным Принцем. Растерянный парень бросился к нищенке-матери, которую увидел в толпе, но она молчала. Он обратился за заступничеством к прокажённому, но когда поднял глаза, увидел Короля и Королеву — своих родителей.

Когда пришло время, Звёздный Мальчик стал королём — добрым и справедливым.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!