СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Кто такой Чичиков ?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке литературы в 9 классе рассматривается многоликий образ Чичикова в поэме "Мёртвые души". Проводится исследовательская работа по сопоставлению главного героя с Мефистофелем, выявляются библейские аллюзии, необходимые для полного раскрытия образа героя.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Кто такой Чичиков ?"»



ФИО (полностью) в дательном падеже

Назаренко Елене Викторовне

Должность, организация

Учитель русского языка и литературы МАУШИЛИ г. Калининград

Предмет

литература

Название использованного(ых) учебного(ых) пособия(й) издательства «ДРОФА»

Литература. 9 кл. : учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений /ав. –сост. Т.Ф. Курдюмова; Калганова Т. А. Гоголь в школе; Русские писатели. XIX век. Биографии.

Класс

9

Тема урока

«Кто такой Чичиков?» (по поэме Н. Гоголя «Мёртвые Души»)

Электронный адрес

е[email protected]

Почтовый адрес (ИНДЕКС обязателен!)

236034 г. Калининград, ул. Дзержинского 166 «Б», кв.21.











































Назаренко Елена Викторовна

Муниципальное автономное учреждение общеобразовательная школа-интернат лицей-интернат г. Калининград
Предмет: литература
Класс: 9
Тема: «Кто такой Чичиков?» (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)
Тип урока:
изучение нового материала
Цели:

- образовательная:

Раскрыть многоликий образ Чичикова и определить его роль в сюжете поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

- развивающая:

Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков учащихся.

- воспитательная:

Воспитание любви к русской классической литературе, сознательного отношения к языку писателя как духовной ценности, формирующей эстетическое чувство читателя.

Задачи

Шаг 1

Для того чтобы раскрыть многоликий образ главного героя поэмы Н. В. Гоголя, необходимо определить ряд задач:

  1. Сопоставить Чичикова с Мефистофелем, героем трагедии Гёте «Фауст».

  2. Выявить характерные черты гоголевского героя в контексте библейских мотивов.

  3. Раскрыть символичный образ дороги в «сюжете жизни» Чичикова.



Шаг 2

Работа по развитию устной и письменной речи учащихся предполагает решение следующих задач:

  1. Выявить и записать ключевые слова, которые являются главными как в определении образа Чичикова, так и сравнении его с Мефистофелем.

  2. Аргументированно доказать своё мнение, привлекая фрагменты текстов писателей.



Шаг 3

Текст великого писателя, воспитывая читателя, заставляет задуматься над многими вопросами человеческого бытия. Для того чтобы поразмышлять над некоторыми из них, обратимся к высказываниям мыслителей о герое Гоголя и прокомментируем их в контексте духовных ценностей жизни человека.

Ход урока:


В начале урока предлагается эпиграф из трагедии Гёте «Фауст»:

Я дух, всегда привыкший отрицать.

И с основаньем: ничего не надо.

Нет в мире вещи, стоящей пощады,

Творенье не годится никуда.

Итак, я то, что ваша мысль связала

С понятьем разрушенья, зла, вреда.

Вот прирождённое моё начало,

Моя среда.

Мефистофель



Слово учителя: Какие слова, на ваш взгляд, являются важными в высказывании Мефистофеля?

(Учащиеся обращают внимание на слова: «отрицанье», «разрушенья», «зло», «вред». Их обобщения сводятся к выявлению тёмной стихии, которая является органичной для героя Гоголя ).

Слово учителя: Обратимся к описанию внешности Чичикова. Обратите внимание на то, как автор описывает героя («В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.»)

(Наблюдая за тем, как описывается герой, учащиеся делают вывод, что внешность героя неопределённая. Продолжая развивать мысль, они говорят о возможности перевоплощения героя, появляются ассоциации с нечистой силой ).

Слово учителя: Фамилия героя Чичиков «говорящая». Какой звукообраз создаётся данной фамилией?

(Учащиеся выходят на то, что мотив птицы, птичьего связан с фамилией героя. Герой уподобляется птице, которая покинула своё гнездо).

Слово учителя: Герой Гоголя очень щепетильно относится к своему внешнему виду. Для него пройти щёголем-гоголем очень важно. В восточнославянской традиции птица гоголь связана с чёртом, Сатаной. По словам А. М. Ремизова, «сатанинское имя Гоголя – имя птицы, под видом которой является Сатана при сотворении земли».

(Учащиеся, обращаясь к тексту поэмы, выделяют детали туалета Чичикова и обращают внимание на сходство с Мефистофелем Ср. «…надел перед зеркалом манишку, выщипал вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой»; «Смотри, как расфрантился я пестро. Из карамзина с золотою ниткой Камзол в обтяжку, на плечах накидка. На шляпе петушиное перо… »).

Слово учителя: Чичиков, подобно Мефистофелю, искушает помещиков. Когда он едет к Собакевичу, то, как отмечает автор, попадает в такую «темноту, хоть глаз выколи» .

(Анализируя отрывок текста, в котором сообщается, как Чичиков по дороге к Собакевичу, сбивается с пути, учащиеся выделяют следующие детали: «сильный удар грома», «дождь», «грязь». Чичиков блуждая в стихии, оказывается странником. в «сюжете» собственной жизни ).

Слово учителя: Блуждая по замкнутому кругу, Чичиков приезжает к Коробочке. В речи Коробочки промелькнул выразительный образ, с которым она сравнивает Чичикова. Кто это?

(В ответах учеников звучат слова «боров», «чёрт». Как отмечает Е. В. Амелина, «гоголевский герой сближается с боровом. Всем известна библейская притча об исцелении бесноватых Христом, когда бесы вселились в стадо свиней. Подтекст этот особенно очевиден в сопоставлении с христианской тематикой: “свеча перед образом”».

Слово учителя: После того, как мы с вами выявили характерные черты в многоликом образе Чичикова, обратимся к высказываниям Н.В. Гоголя, Д.С. Мережковского, В. Набокова, А. Белова о герое. Сравните высказывания, выделите ключевые слова в характеристике образа героя. Какие размышления о человеке, о ценностях в жизни появились у вас?

Ср. высказывания:

«А добродетельный человек всё-таки не взят в герои, потому что лицемерно призывают добродетельного человека, потому что не уважают добродетельного человека. Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца !» (Н. В. Гоголь)

«Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, - подлинный чёрт, подлинный провокатор жизни» (А. Белый).

«Гоголь, первый, увидел чёрта без маски,… первый понял, что лицо чёрта есть не далёкое, чуждое, странное, фантастическое, а самое реальное, лицо толпы, лицо, “как у всех”, почти наше собственное лицо в те минуты, когда мы не смеем быть сами собой и соглашаемся быть, как все» (Д.С. Мережковский).

«Да и сам Чичиков – всего лишь низко оплачиваемый агент дьявола. Пошлость, которую олицетворяет Чичиков, - одно из главных отличительных свойств дьявола, в чьё существование, надо добавить Гоголь верил куда больше, чем в существование Бога » (В. Набоков).

(Учащиеся, размышляя над высказываниями, задаются вопросами: почему человек теряет своё лицо и становится «как все»? почему Гоголь сделал героем своей поэмы «подлеца»? почему человек не идёт прямой дорогой к свету, а, на против, выбирает трудные, непроходимые пути?)

Домашнее задание: Написать сочинение в форме эссе на тему: «Кто такой Чичиков?» (размышления о прочитанном)

Использованные источники:

  1. Литература. 9 кл. : учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений /ав. –сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Калганова Т. А. Гоголь в школе. М. : Дрофа, 2006.

  3. Русские писатели. XIX век. Биографии. М.: Дрофа, 2007.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!