СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Значение систем органов опоры и движения"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок составлен для учащихся 8 го класса. система опоры и движения - ее значение.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Значение систем органов опоры и движения"»

МКОУ «Уралинская СОШ»  Гунибского района РД.  Урок учителя биологии и химии Кадиловой Халимат Хакимовны  на конкурс :  «Учитель здоровья России – 2018»

МКОУ «Уралинская СОШ» Гунибского района РД.

Урок учителя биологии и химии Кадиловой Халимат Хакимовны на конкурс :

«Учитель здоровья России – 2018»

Цели урока:   Убедить учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни, следить за своим здоровьем и за сохранением хорошей экологической обстановки, как одной из важнейших составляющих здоровья человека.  Сформировать у детей представление об опорной системе, указав на взаимосвязь между строением и функцией.    Выявить зависимость между красотой человеческого тела, его осанкой и опорной системой. Знать строение своего тела.  Определить основные навыки по сохранению правильной осанки и связать их со здоровьем человека.   Оборудование:  Компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск-флешноситель с презентацией урока, таблицы с названиями частей тела и органов человека, учебник биологии 8 кл.

Цели урока:  Убедить учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни, следить за своим здоровьем и за сохранением хорошей экологической обстановки, как одной из важнейших составляющих здоровья человека. Сформировать у детей представление об опорной системе, указав на взаимосвязь между строением и функцией. Выявить зависимость между красотой человеческого тела, его осанкой и опорной системой. Знать строение своего тела. Определить основные навыки по сохранению правильной осанки и связать их со здоровьем человека. Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск-флешноситель с презентацией урока, таблицы с названиями частей тела и органов человека, учебник биологии 8 кл.

Задачи урока:  1 .Обучающая - познакомить со строением и функциями отделов скелета человека, туловища, верхних и нижних конечностей; показать строения опорной и двигательной системы человека; раскрыть особенности строения мышечной системы человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью; связывать особенности строения с выполняемыми функциями. Сформировать представление о здоровье и его составляющих; расширить представление о здоровом образе жизни и сформировать умение систематизировать и анализировать информацию, получаемую из различных источников .  2. Развивающая – развивать самостоятельность, творческие навыки, способствовать развитию умения сопоставлять факты.  3. Воспитательная - воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и за состояние окружающей среды, как важнейшей составляющей здоровья человека. создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

Задачи урока: 1 .Обучающая - познакомить со строением и функциями отделов скелета человека, туловища, верхних и нижних конечностей; показать строения опорной и двигательной системы человека; раскрыть особенности строения мышечной системы человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью; связывать особенности строения с выполняемыми функциями. Сформировать представление о здоровье и его составляющих; расширить представление о здоровом образе жизни и сформировать умение систематизировать и анализировать информацию, получаемую из различных источников . 2. Развивающая – развивать самостоятельность, творческие навыки, способствовать развитию умения сопоставлять факты. 3. Воспитательная - воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и за состояние окружающей среды, как важнейшей составляющей здоровья человека. создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

Методы работы : объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа в группах,  моделирование.    УУД : познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.    Педагогические технологии:  - личностно – ориентированного обучения;  - объяснительно – иллюстративного обучения;  - словесной продуктивной и творческой деятельности;  - проблемное обучение    Межпредметные связи:  связь с химией, анатомией, физиологией, медициной.

Методы работы : объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, работа в группах, моделирование. УУД : познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные. Педагогические технологии: - личностно – ориентированного обучения; - объяснительно – иллюстративного обучения; - словесной продуктивной и творческой деятельности; - проблемное обучение Межпредметные связи:  связь с химией, анатомией, физиологией, медициной.

Ход урока  1.Организационный момент.  Определение темы урока.  Учитель: посмотрите внимательно на  слайд и кажите, что объединяет все эти организмы? Правильно: движение.  Сегодня мы постараемся углубить и расширить ваши представления и знания об опорной и двигательной системе человека.  Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.  А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при проявлении злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц.   – Здоровый человек тот, у кого весь организм работает слаженно, в едином ритме, а ведь в нём, очень много различных органов.  - А что же означает слаженно? Давайте понаблюдаем за нашим организмом

Ход урока 1.Организационный момент. Определение темы урока. Учитель: посмотрите внимательно на  слайд и кажите, что объединяет все эти организмы? Правильно: движение. Сегодня мы постараемся углубить и расширить ваши представления и знания об опорной и двигательной системе человека. Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат. А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при проявлении злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц. – Здоровый человек тот, у кого весь организм работает слаженно, в едином ритме, а ведь в нём, очень много различных органов. - А что же означает слаженно? Давайте понаблюдаем за нашим организмом

11 систем

11 систем

Опорно-двигательная система человека Пассивная часть – скелетная система Активная часть – мышечная система

Опорно-двигательная система человека

Пассивная часть – скелетная система

Активная часть – мышечная система

Типы костей (классифицируют с учётом внешней формы, структуры и характера развития) Проведите эксперименты, доказывающие химический состав кости. Сжигание костей на огне (выжигание органических веществ) твёрдость и хрупкость; Косточку положить на 2-3 дня в 2-5% раствор соляной кислоты – упругость и эластичность. Трубчатые Длинные (плечевая, лучевая, локтевая и т.д.) Губчатые Короткие (кости пясти, плюсны и фаланги пальцев) Находится в скелете конечностей Одновременно необходима большая подвижность и прочность Длинные (рёбра, грудина) Короткие (позвонки, кости запястья и предплюсны) Состоят из губчатого вещества, полости не имеют, снаружи -тонкий слой компактного вещества Плоские (или широкие) (лопатки, тазовые кости, кости свода черепа) С одной стороны вогнуты, с другой – выпуклы, ширина и длина их значительно преобладает над толщиной

Типы костей (классифицируют с учётом внешней формы, структуры и характера развития)

Проведите эксперименты, доказывающие химический состав кости.

  • Сжигание костей на огне (выжигание органических веществ) твёрдость и хрупкость;
  • Косточку положить на 2-3 дня в 2-5% раствор соляной кислоты – упругость и эластичность.

Трубчатые

Длинные (плечевая, лучевая, локтевая и т.д.)

Губчатые

Короткие (кости пясти, плюсны и фаланги пальцев)

Находится в скелете конечностей

Одновременно необходима большая подвижность и прочность

Длинные (рёбра, грудина)

Короткие (позвонки, кости запястья и предплюсны)

Состоят из губчатого вещества, полости не имеют, снаружи -тонкий слой компактного вещества

Плоские (или широкие)

(лопатки, тазовые кости, кости свода черепа)

С одной стороны вогнуты, с другой – выпуклы, ширина и длина их значительно преобладает над толщиной

Какие функции выполняет опорно-двигательная система?

(Каждый ряд предлагает свои варианты ответов).

Скелет и мышцы функционируют вместе. Они определят форму тела, обеспечивают двигательную, защитную и опорную функции.

Двигательная функция  обеспечивает перемещение тела и его частей в пространстве. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.

Защитная функция.

Кости скелета защищают органы от травм. Так, спинной и головной мозг находятся в костном «футляре» - головной мозг защищен черепом, - спинной позвоночником. Грудная клетка закрывает сердце и легкие, дыхательные пути, пищевод  и крупные кровеносные сосуды. Органы брюшной полости сзади защищены позвоночником, снизу – тазовыми костями, спереди – мышцами брюшного пресса.

Опорная функция

Ребята, что такое опора?

Предполагаемый ответ . Поддержка

Правильно, опорно-двигательная система  осуществляет опору для тела в целом, а также  для всех его частей и органов. Опорная функция – проявляется в том,  что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться. 

Биологические функции.

Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция,  фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

Закрепление Какую функцию выполняет ОДС? Какой тканью образована ОДС? Какие типы костей характерны для скелета человека? Какие вещества входят в состав костей? Как происходит рост костей в длину и толщину? Выводы: ОДС выполняет функцию опоры, движения, защиты и биологическую. ОДС образована костной тканью, состоящей из костных клеток и костных пластинок. В скелете человека различают кости трубчатые, губчатые, плоские. В состав скелета входят неорганические и органические вещества. Вместе они обеспечивают прочность костей. Рост костей в длину происходит за счёт деления клеток хрящевой ткани, концевых участков кости. Рост костей в ширину происходит за счёт деления клеток надкостницы.

Закрепление

Какую функцию выполняет ОДС?

Какой тканью образована ОДС?

Какие типы костей характерны для скелета человека?

Какие вещества входят в состав костей?

Как происходит рост костей в длину и толщину?

Выводы:

ОДС выполняет функцию опоры, движения, защиты и биологическую.

ОДС образована костной тканью, состоящей из костных клеток и костных пластинок.

В скелете человека различают кости трубчатые, губчатые, плоские.

В состав скелета входят неорганические и органические вещества. Вместе они обеспечивают прочность костей.

Рост костей в длину происходит за счёт деления клеток хрящевой ткани, концевых участков кости. Рост костей в ширину происходит за счёт деления клеток надкостницы.

Игра «Здоровье человека»  -А что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Ответы детей.)  -Нужно вести здоровый образ жизни.  -А что значит здоровый образ жизни?  -Соблюдать режим дня;  -Заниматься спортом;  -Не иметь вредных привычек;  -Следить за чистотой своего тела;  -Правильно питаться.  4. Беседа о фактах, влияющих на здоровье.  Давайте, вспомним всё, что мы знаем о правильном питании.  Продукты бывают полезные и вредные.  -Какие продукты называют полезными?  -Это те продукты, которые приносят пользу организму  -Какие продукты называют вредными?  Это те продукты, которые вредят нашему организму

Игра «Здоровье человека» -А что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Ответы детей.) -Нужно вести здоровый образ жизни. -А что значит здоровый образ жизни? -Соблюдать режим дня; -Заниматься спортом; -Не иметь вредных привычек; -Следить за чистотой своего тела; -Правильно питаться. 4. Беседа о фактах, влияющих на здоровье. Давайте, вспомним всё, что мы знаем о правильном питании. Продукты бывают полезные и вредные. -Какие продукты называют полезными? -Это те продукты, которые приносят пользу организму -Какие продукты называют вредными? Это те продукты, которые вредят нашему организму

 - Вы уже сказали, что у здорового человека всё работает слаженно. Вот я и хочу посмотреть, как вы будете отвечать на вопросы не при помощи языка, а при помощи своего тела. Встали.  Как при помощи головы мы скажем: « Да, да, да»  Как при помощи головы мы скажем: « Нет, нет, нет»  Как при помощи плеч и рук мы скажем: « Не знаю»  Как при помощи руки мы скажем: «Ну, ну, ну»  Как при помощи рук на концерте мы выражаем восторг?  Как при помощи ног вы требуете что то купить: « Хочу, хочу, хочу»

- Вы уже сказали, что у здорового человека всё работает слаженно. Вот я и хочу посмотреть, как вы будете отвечать на вопросы не при помощи языка, а при помощи своего тела. Встали. Как при помощи головы мы скажем: « Да, да, да» Как при помощи головы мы скажем: « Нет, нет, нет» Как при помощи плеч и рук мы скажем: « Не знаю» Как при помощи руки мы скажем: «Ну, ну, ну» Как при помощи рук на концерте мы выражаем восторг? Как при помощи ног вы требуете что то купить: « Хочу, хочу, хочу»

   Пословицы:  Движенье – жизнь.  Быстрого и ловкого - болезнь не догонит.  Здоров будешь - всё добудешь.

Пословицы: Движенье – жизнь. Быстрого и ловкого - болезнь не догонит. Здоров будешь - всё добудешь.

Единственная красота,                                                               которую я знаю, - это здоровье.                                                                                                  Генрих Гейне

Единственная красота,                                                             которую я знаю, - это здоровье.                                                                                                 Генрих Гейне

Анализ урока:  рефлексия

Анализ урока: рефлексия

Разобрать и выучить конспект в тетради; Мы убедились очередной раз, что у природы нет предел совершенству…          Домашнее задание:
  • Разобрать и выучить конспект в тетради;

Мы убедились очередной раз, что у природы нет предел совершенству… Домашнее задание:

Пока !

Пока !

Список используемой литературы.   Ресурсы интернета: https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 http://www.coolreferat.com/Питание_и_его_значение_для_развития_организма . http://www.grandars.ru/college/medicina/znachenie-pitaniya-dlya-cheloveka.html Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 кл./ Сост. Л. Б. Поддубная.- Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/11/11/135-urokov-zdorovya

Список используемой литературы.

  • Ресурсы интернета:
  • https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
  • http://www.coolreferat.com/Питание_и_его_значение_для_развития_организма .
  • http://www.grandars.ru/college/medicina/znachenie-pitaniya-dlya-cheloveka.html
  • Элективный курс «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 кл./ Сост. Л. Б. Поддубная.- Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/11/11/135-urokov-zdorovya


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!