Конспект урока по чтению .
Тема урока. По В. Голявкину «Все куда-нибудь идут.»
Цели урока 1. Знакомство с содержанием рассказа.
2. Совершенствование техники чтения. 3. Развитие речи учащихся и расширение словарного запаса на основе составления ответов на вопросы к тексту; развитие логического мышления.
3.Воспитание внимательного отношения к окружающей природе;
Развитие познавательного интереса.
4. Воспитание любви к чтению.
Оборудование. Портрет В. Голявкина, учебник
Словарь: двор, утешить, волнение, радость, абзац.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Психологический настрой
- посмотрите внимательно на изображение солнышка (на доске):
Какое солнце вам больше нравится? Почему?
(Дети отвечают)
Мне нравится ваш настрой на работу. К этим рисункам мы вернемся в конце урока.
III. Разминка.
1. Упражнения для глаз
На доске таблица из разноцветных кружков, расположенных в 3-4 ряда по 8 кружков в каждом.
1) Чтение (называние цвета) с убыстрением.
2) Чтение через кружок
3) Чтение через 2 кружка
4).На доске буквы-слоги (буквы открываются справа налево)
1) Ч тение гласных
2) Чтение слога: С+Г
3) Чтение слога: С+С+Г
2. Упражнение для артикуляционного аппарата.
Дыхательная гимнастика-Сделать глубокий вдох через нос, выдыхать. Произнося следующие звуки: и,у,о,е,а,м.
3. Работа над скороговоркой.
Орка-орка-орка-крутая горка
Ре-ре-ре- санки на горе.
IV. Сообщение темы урока.
Отгадайте загадку.Стоит дом:
Кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт. (Школа)
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать на уроке?
V. Работа над рассказом.
1. Подготовка учащихся к восприятию рассказа.
а) Беседа. Учитель обращается к ученикам: « Обучение в школе – это очень важное дело. Вы уже не первоклассники. Год учебы уже у вас позади. И, конечно, вы понимаете для чего нам нужно учиться в школе».
- Кто из вас может ответить на этот вопрос?
И очень важной частью вашей учебы является научиться правильно и быстро читать. И не просто читать, а и понимать то, о чем вы прочитали.
- В течение нескольких уроков мы будем читать рассказы, которые связаны со школой. На сегодняшнем уроке, мы с вами будем знакомиться с рассказом по Голявкину «Все куда-нибудь идут».
На доску вывешивается портрет Виктора Голявкина
Прочитайте, что написано на доске.
В. Голявкин «Все куда-нибудь идут» |
Кто из вас догадался, куда это могут все идти? (В школу.)
Первого сентября первый раз в школу идут и самые маленькие школьники — первоклассники. Для них это особый день, важный день. Раньше они ходили в детский сад и назывались дошкольниками, дошколятами. А теперь они выросли и стали школьниками.
Вспомните себя, когда вы шли в школу, как вас по-доброму приветствовали на торжественной линейке, как учительница привела вас в класс. Как вы думаете, какие чувства были у вас, первоклассников, от такого внимательного к вам отношения? Как вы себя чувствовали?»
Ребята рассказывают о своих впечатлениях, учитель актуализирует словарь: волнуются, радуются, что стали школьниками.
2. Чтение и работа над содержанием рассказа.
1. Чтение рассказа учителем.
2. Повторное чтение рассказа учителем. Задание для учеников: «Прослушайте рассказ. Почему плакал Федя?».
3. Подготовка детей к самостоятельному чтению рассказа.
3.1. Словарная работа. Цель: работа над словами, трудными для прочтения и понимания.
Слова, трудные для прочтения, учитель пишет на доске в послоговой разрядке. Эти слова разбираются непосредственно перед чтением:
со-бра-лись ска-зал за-пла-кал ро про спро спро-сил
Слова, трудные для понимания, учитель объясняет в ходе работы над текстом.
Комментарий для учителя: волнение — беспокойство; двор - простор между всеми строениями одного хозяйства; утешить - принять участие в чьем горе, в печали, стараясь словом и делом успокоить его; радость - внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья; абзац - отрывок письменной речи, заключенный между красными строками.
3.2. Чтение про себя — тихое, «жужжащее» чтение.
4. Совместное чтение текста учителем с учениками с целью запоминания правильного прочтения трудных слов, соблюдения логических пауз и логического ударения.
5. Чтение текста по абзацам и анализ содержания абзацев, составляющих логически связанные части.
Учитель. - Что вы можете сказать, прочитав первый абзац? Какое чувство было у ребят после лета? Какое чувство у вас возникло после прочтения второго абзаца?
1 абзац: радость после лета, ребята идут в школу 2 абзац: грусть Феди, он еще мал.
6. Чтение рассказа цепочкой по логически завершенным частям — абзацам (предложениям).
7. Чтение детьми (по желанию) рассказа по памяти.
Ребята, наш урок подошел к концу.
Домашнее задание: стр. 5. Научиться читать рассказ без ошибок, отвечать на вопросы учебника; нарисовать иллюстрацию на тему «Школа».
Культура