СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: «Воды суши: озера и болота»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: формирование представлений о водах суши – болотах  и   озерах.

Задачи урока:

Образовательная

- формировать у учащихся представления о водах суши — их видах, особенностях, частях;

- определять понятие «озеро» и «болото»;

- продолжить формировать умения работать с географической картой — определять местонахождение крупнейших озер Земли;

- составлять описание географического объекта —  озера;

Развивающие:

- развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, находить сходства и различия.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природным объектам;

- учить беречь эти природные богатства.

Основные понятия, изучаемые на уроке: озеро, озёрная котловина, проточное озеро, бессточное озеро, Каспий, Байкал, Ладожское, Онежское, Танганьика, Сарезское, Эльтон, Баскунчак, Мертвое, Аральское, пруд, водохранилище, многолетняя мерзлота, болота.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, презентация «Озера», атласы, карта полушарий, физическая карта России, учебник География 5-6 класс, авт. Алексеев А.И.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Воды суши: озера и болота»»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

(ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)













Урок на тему:

«Воды суши: озера и болота»

6 класс













Подготовила урок учитель географии О.И. Лопатина

















Зерноград 2020


Тема урока «Воды суши: озера и болота»

Цели урока: формирование представлений о водах суши – болотах и озерах.

Задачи урока:

Образовательная

- формировать у учащихся представления о водах суши — их видах, особенностях, частях;

- определять понятие «озеро» и «болото»;

- продолжить формировать умения работать с географической картой — определять местонахождение крупнейших озер Земли;

- составлять описание географического объекта — озера;

Развивающие:

- развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, находить сходства и различия.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природным объектам;

- учить беречь эти природные богатства.

Основные понятия, изучаемые на уроке: озеро, озёрная котловина, проточное озеро, бессточное озеро, Каспий, Байкал, Ладожское, Онежское, Танганьика, Сарезское, Эльтон, Баскунчак, Мертвое, Аральское, пруд, водохранилище, многолетняя мерзлота, болота.

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, презентация «Озера», атласы, карта полушарий, физическая карта России, учебник География 5-6 класс, авт. Алексеев А.И.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Для того, чтобы перейти к изучению новой темы, мы с вами проверим на сколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Ученик за партой получает карточку с заданием «Вычертить круговорот воды в природе».

- Что такое гидросфера? ( Гидросфера - это водная оболочка Земли)

- Что входит в состав гидросферы? ( Гидросфера включает океаны, моря, подземные воды, воды поверхности суши).

- Какие воды составляют основную часть гидросферы? (Это воды океанов и морей).

Учитель: Справедливо ли утверждение о том, что гидросфера сплошная и непрерывная оболочка Земли? Чем обеспечивается единство гидросферы?

( Гидросфера – сплошная оболочка планеты. Единство ее вод обеспечивает круговорот воды. Круговорот связывает между собой все части гидросферы в единое целое).

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение гидросферы. А какие объекты мы будем изучать и, следовательно, тему нашего урока вы узнаете, отгадав мои загадки.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, оправа зеленая. ( Озеро)

Учитель: Правильно, ребята. Итак, как же звучит тема нашего урока? «Воды суши: озера и болота».

Откройте тетради и запишите тему урока.

Воды суши еще называют внутренними водами. К ним также относятся ледники и подземные воды.

Учитель: Ребята, пришло время поговорить о водном объекте суши - озере.

Чем озеро отличается от реки? (В озере вода не течет как в реке).

Озеро - замкнутый водоем, находящийся в естественном углублении, называемом озерной котловиной. Запишите определение в тетради.

Учитель: Почему озерная котловина называется естественным углублением (Потому, что оно создано природой).

Учитель: Ребята, озера бывают большие и маленькие, глубокие и совсем мелкие, соленые и пресные. Почему одни озера имеют пресную воду, а другие соленую?

Оказывается, если в озеро только впадают реки и ни одна река из него не вытекает, оно называется бессточным и вода в таком озере соленая.

Если в озеро впадают реки, но из него вытекает хотя бы одна река, такое озеро называется сточным и вода в нем будет пресная.

Учитель: Самое большое в Мире озеро – Каспийское. О нем расскажет ученик.

(Сообщение ученика).

На территории нашей страны находится удивительное озеро Байкал.

(Сообщение ученика).

Озеро Байкал занесено в международный список самых ценных и уникальных памятников природы.

В Африке существует второе по глубине озеро мира Танганьика, которое образовалось в трещине земной коры и озеро Ньяса.

В горах Памира находится высокогорное запрудное озеро Сарезское, которое образовалось на реке Мургаб в результате горного обвала.

На планете существуют озера с очень соленой водой. Самое соленое озеро – это Мертвое море, которое находится на 405 метров ниже уровня океана.

В России тоже есть бессточные соленые озера – это Эльтон и Баскунчак.

На территории нашей Ростовской области находятся несколько небольших озер.

Самое большое из них озеро Маныч-Гудило, в котором вода соленая. В озеро впадают несколько небольших рек, поэтому в жаркий период оно мелеет. Озеро входит в состав Ростовского биосферного заповедника и летом на нем гнездится огромное количество перелетных птиц.

Болота образуются в районах с избыточным увлажнением. Часто болото образуется на месте озера, когда оно зарастает растительностью и происходит накопление торфа.

Многолетняя мерзлота – это слои мерзлых горных пород, которые не оттаивают в течение периода от нескольких лет до многих тысячелетий.

Болота имеют огромное значение для питания рек и служат источников торфа. Торф – это сырье для промышленности , удобрение и топливо.

На территории России и нашей планеты огромные площади заняты болотами, около 5 млн. кв. км.

Как называется водоем похожий на озеро, но находящийся в котловине, созданной человеком? (Пруд).

Учитель: Ребята, откройте контурные карты и атласы (стр.2-3).Продолжим нанесение объектов гидросферы.

Нанесем на карты следующие объекты: озеро Каспийское, озеро Байкал, озеро Виктория, Танганьика, Мертвое.

Работаем в парах, т.е. помогаем друг другу найти объект в атласе, а затем каждый наносит на свою карту этот объект. Закрыли контурные карты и убрали их на край стола. Сдать мне их после звонка.

Заключение:

Учитель: Ребята, вы внимательно меня слушали и хорошо работали на уроке. Предлагаю проверить как вы усвоили сегодняшний материал. На столах лежат тесты по изученному сегодня материалу, три минуты на выполнение задания.

Выбери верный ответ

1. Как называется углубление, в котором находится озеро?

а) облако

б) котловина

г) море

2. По свойствам воды озера бывают

а) мутные

б) пресные

в) соленые

3. По происхождению озера бывают

а) ледниковые

б) подводные

в) запрудные

Учитель: Ребята, кто выполнил задание, сдайте мне листочки.

Итог урока:

Учитель: Итак, наш урок подошел концу, надеюсь, что наше путешествие по озерам было интересным для вас.

Оценки за урок:

Домашнее задание: § 33, ответь на вопросы 1-6 в конце параграфа.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!