СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "ВЕТЕР"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка направлена на раскрытие представления о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением, о видах ветров. Прививать интерес к предмету на примере значения ветров для природы и жизнедеятельности человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "ВЕТЕР"»

Тема урока: Ветер.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока:

Сформировать представление о ветре как элементе погоды. 

Задачи урока:

Раскрыть представление о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением, о видах ветров.

Научить анализировать и чертить розу ветров.

Прививать интерес к предмету на примере значения ветров для природы и жизнедеятельности человека.

Способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.

Планируемые результаты: 

Предметные: Научиться объяснять значение понятий «ветер», «роза ветров», определять направление ветра, строить розу ветров.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД: Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.

Регулятивные УУД:  Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.

Познавательные УУД: Устанавливать причинно – следственные связи.

Личностные УУД: Формирование познавательного интереса к учебному предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 1. Определение темы урока. А вот загадка: летит, а не птица; воет, а не зверь; тучи нагоняет; воет завывает; по свету рыщет; поёт да свищет. Как Вы думаете, какой будет тема урока? «ВЕТЕР» Человек с давних пор изучает ветер. Силу ветра измеряют в баллах по 12-балльной шкале Бофорта, а его скорость – в метрах в секунду (м/c). Ветер имеет две главные характеристики: скорость и направление.  Скорость ветра измеряют с помощью анемометра, а направление ветра с помощью флюгераОтсутствие ветра – штиль.

Хотя воздух и невидимый для глаза, мы всегда чувствуем его движение - ветер. Главной причиной возникновения ветра является разница в атмосферном давлении над участками земной поверхности. Разные участки земной поверхности нагреваются по-разному. Суша нагревается быстрее, а водная поверхность медленнее. Воздух, нагревшийся над земной поверхностью, поднимается вверх и давление над сушей падает. Над водной поверхностью атмосферное давление  высокое. Воздух перетекает из области с высоким давлением в область с низким атмосферным давлением. Так образуется ветер. И чем больше разность в атмосферном давлении, тем сильнее ветер . Ветер имеет две главные характеристики: скорость и направление. 

Учитель: Скажите, что является главной причиной образования ветра? Что такое ветер? Запишите определение в тетрадь.: Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления.

Воздух находится в постоянном движении. Движение воздуха связано с разницей атмосферного давления между разными воздушными областями.

Направление ветра определяется той стороной горизонта, откуда дует ветер.

Чем больше разница между давлением этих областей, те выше скорость ветра и больше его сила. Единицей измерения скорости ветра является метр в секунду (м/с). Для точного измерения скорости используют прибор анемометр.

Поэтому на берегах крупных рек и морей, ветер меняет своё направление несколько раз в сутки. Давайте посмотрим, как это происходит. Рисуем схему…

Все ветры, которые образуются в тропосфере, делятся на постоянные, сезонные и местные. 1. Постоянные (пассаты, западные) 2. Переменные (бризы, муссоны) 3. Местные (бора, фен, сирокко) Сирокко – сильный южный ветер, который характерен для Северной Африки, а также близлежащих регионов. Этот вид ветра зарождается в пустыне Сахара. Он несет очень жаркий и сухой воздух. Постоянные ветры дуют в одном направлении в течение года. Их образования связано с поясами высокого и низкого давления на Земле.

Пассаты - Ветры, что в течение всего года дуют от поясов высокого давления вблизи 30-х тропических широт каждого полушария до пояса низкого давления на экваторе. Под влиянием вращения Земли вокруг оси они направлены не прямо к экватору, а отклоняются и дуют с северо-востока в Северном полушарии и с юго-востока - в Южной. Пассаты, отличаются равномерной скоростью и удивительным постоянством, были любимыми ветрами мореплавателей.

От тропических поясов высокого давления ветры дуют не только к экватору, но и в противоположную сторону - к 60-м широт с низким давлением. Под влиянием отклоняющей силы вращения Земли с удалением от тропических широт они постепенно отклоняются на восток. Так возникает перемещения воздуха с запада на восток и эти ветры в умеренных широтах становятся западными. За счёт движения Земли ветры отклоняются от своего направления в северном полушарии  влево, а в южном – вправо.

ПЕРЕМЕННЫЕ ВЕТРЫ

Муссон

Устойчивые ветры, меняющие своё направление два раза в год

Фён

Тёплый ветер, спускающийся с гор в межгорные долины и предгорья

Бора

Сильный порывистый ветер в приморских районах, дующий преимущественно в холодное время года со склонов гор

Бриз

Местные ветры, возникающие на берегах морей и крупных озёр

Вопросы:

  1. Почему летним днем из леса веет прохладой?

  2. Каково происхождение ветерка на берегу реки летним жарким днем?

Значение ветра в природе, для человека. 1. Какую роль играет ветер в жизни человека? 2.Каково значение ветра в природе?

С работой ветра связано возникновение дюн и барханов. Одной из причин возникновения  волн, течений в морях и океанах также являются ветры. Песчаные бури в пустынях также связаны с ветром.  Перенос влаги на материк;

Ветер для человека источник энергии – мельницы, двигатели, парусники;

Ветер может стать и причиной бедствий. Сильные разрушения наносят ураганы на суше, штормы в море. О господствующих ветрах можно судить по графику, который называют Розой ветров.

Задание: построить розу ветров по данным таблицы (Приложение 1):



С


Ю

З

В

СЗ

СВ

ЮЗ


ЮВ










4


6

10

2

3

1

2


2

Примечание: 1 деление-1 день.

Заключение: Итак, мы изучили что такое ветер и что является причиной его образования. А также какие на планете встречаются ветры и с помощью какого графика можно определить господствующие ветры той или иной местности.

Вопросы и задачи

1. Что является причиной образования ветра?

2. Зимой на побережье давление составляло 770 мм рт. века, а над морем - 765 мм рт. ст. В каком направлении будет дуть ветер?

3. С помощью каких приборов определяют направление, силу и скорость ветра?

4. От чего зависит сила ветра?

5. Почему пассаты и западные ветры называют постоянными ветрами? Как они образуются?

6. В какое время года можно пройти на паруснике с Китай в Японию?


Домашняя работа: Изучить тему урока параграф №42, Письменно ответить на вопросы № 3,4,5 и 6. Построить «Розу ветров» стр.139.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!