Тема урока: Ветер.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока:
Сформировать представление о ветре как элементе погоды.
Задачи урока:
Раскрыть представление о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением, о видах ветров.
Научить анализировать и чертить розу ветров.
Прививать интерес к предмету на примере значения ветров для природы и жизнедеятельности человека.
Способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться объяснять значение понятий «ветер», «роза ветров», определять направление ветра, строить розу ветров.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД: Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.
Регулятивные УУД: Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
Познавательные УУД: Устанавливать причинно – следственные связи.
Личностные УУД: Формирование познавательного интереса к учебному предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 1. Определение темы урока. А вот загадка: летит, а не птица; воет, а не зверь; тучи нагоняет; воет завывает; по свету рыщет; поёт да свищет. Как Вы думаете, какой будет тема урока? «ВЕТЕР» Человек с давних пор изучает ветер. Силу ветра измеряют в баллах по 12-балльной шкале Бофорта, а его скорость – в метрах в секунду (м/c). Ветер имеет две главные характеристики: скорость и направление. Скорость ветра измеряют с помощью анемометра, а направление ветра с помощью флюгера. Отсутствие ветра – штиль.
Хотя воздух и невидимый для глаза, мы всегда чувствуем его движение - ветер. Главной причиной возникновения ветра является разница в атмосферном давлении над участками земной поверхности. Разные участки земной поверхности нагреваются по-разному. Суша нагревается быстрее, а водная поверхность медленнее. Воздух, нагревшийся над земной поверхностью, поднимается вверх и давление над сушей падает. Над водной поверхностью атмосферное давление высокое. Воздух перетекает из области с высоким давлением в область с низким атмосферным давлением. Так образуется ветер. И чем больше разность в атмосферном давлении, тем сильнее ветер . Ветер имеет две главные характеристики: скорость и направление.
Учитель: Скажите, что является главной причиной образования ветра? Что такое ветер? Запишите определение в тетрадь.: Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления.
Воздух находится в постоянном движении. Движение воздуха связано с разницей атмосферного давления между разными воздушными областями.
Направление ветра определяется той стороной горизонта, откуда дует ветер.
Чем больше разница между давлением этих областей, те выше скорость ветра и больше его сила. Единицей измерения скорости ветра является метр в секунду (м/с). Для точного измерения скорости используют прибор анемометр.
Поэтому на берегах крупных рек и морей, ветер меняет своё направление несколько раз в сутки. Давайте посмотрим, как это происходит. Рисуем схему…
Все ветры, которые образуются в тропосфере, делятся на постоянные, сезонные и местные. 1. Постоянные (пассаты, западные) 2. Переменные (бризы, муссоны) 3. Местные (бора, фен, сирокко) Сирокко – сильный южный ветер, который характерен для Северной Африки, а также близлежащих регионов. Этот вид ветра зарождается в пустыне Сахара. Он несет очень жаркий и сухой воздух. Постоянные ветры дуют в одном направлении в течение года. Их образования связано с поясами высокого и низкого давления на Земле.
Пассаты - Ветры, что в течение всего года дуют от поясов высокого давления вблизи 30-х тропических широт каждого полушария до пояса низкого давления на экваторе. Под влиянием вращения Земли вокруг оси они направлены не прямо к экватору, а отклоняются и дуют с северо-востока в Северном полушарии и с юго-востока - в Южной. Пассаты, отличаются равномерной скоростью и удивительным постоянством, были любимыми ветрами мореплавателей.
От тропических поясов высокого давления ветры дуют не только к экватору, но и в противоположную сторону - к 60-м широт с низким давлением. Под влиянием отклоняющей силы вращения Земли с удалением от тропических широт они постепенно отклоняются на восток. Так возникает перемещения воздуха с запада на восток и эти ветры в умеренных широтах становятся западными. За счёт движения Земли ветры отклоняются от своего направления в северном полушарии влево, а в южном – вправо.
ПЕРЕМЕННЫЕ ВЕТРЫ
Муссон | Устойчивые ветры, меняющие своё направление два раза в год |
Фён | Тёплый ветер, спускающийся с гор в межгорные долины и предгорья |
Бора | Сильный порывистый ветер в приморских районах, дующий преимущественно в холодное время года со склонов гор |
Бриз | Местные ветры, возникающие на берегах морей и крупных озёр |
Вопросы:
Почему летним днем из леса веет прохладой?
Каково происхождение ветерка на берегу реки летним жарким днем?
Значение ветра в природе, для человека. 1. Какую роль играет ветер в жизни человека? 2.Каково значение ветра в природе?
С работой ветра связано возникновение дюн и барханов. Одной из причин возникновения волн, течений в морях и океанах также являются ветры. Песчаные бури в пустынях также связаны с ветром. Перенос влаги на материк;
Ветер для человека источник энергии – мельницы, двигатели, парусники;
Ветер может стать и причиной бедствий. Сильные разрушения наносят ураганы на суше, штормы в море. О господствующих ветрах можно судить по графику, который называют Розой ветров.
Задание: построить розу ветров по данным таблицы (Приложение 1):
| |
С | | Ю | З | В | СЗ | СВ | ЮЗ | | ЮВ |
| | | | | | | | |
4 | | 6 | 10 | 2 | 3 | 1 | 2 | | 2 |
Примечание: 1 деление-1 день.
Заключение: Итак, мы изучили что такое ветер и что является причиной его образования. А также какие на планете встречаются ветры и с помощью какого графика можно определить господствующие ветры той или иной местности.
Вопросы и задачи
1. Что является причиной образования ветра?
2. Зимой на побережье давление составляло 770 мм рт. века, а над морем - 765 мм рт. ст. В каком направлении будет дуть ветер?
3. С помощью каких приборов определяют направление, силу и скорость ветра?
4. От чего зависит сила ветра?
5. Почему пассаты и западные ветры называют постоянными ветрами? Как они образуются?
6. В какое время года можно пройти на паруснике с Китай в Японию?
Домашняя работа: Изучить тему урока параграф №42, Письменно ответить на вопросы № 3,4,5 и 6. Построить «Розу ветров» стр.139.