СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное богатство любой страны – люди. Человек – главный производитель разнообразных благ. Поэтому будущее России, прежде всего, зависит от её человеческого потенциала. Для развития хозяйства важна не только общая численность населения, но и количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ"»

Урок географии 9 класс на тему: «Трудовые ресурсы» 

 Образовательнаясформировать понятия о трудовых ресурсах, о причинах их изменения во времени и роли  трудовых ресурсов на современном рынке труда.

Развивающая:  развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний; стимулировать творческую мыслительную деятельность учащихся. Развивать у учащихся умения делать выводы и сжато излагать прочитанный материал, выделять главное .  

Воспитывающая:   сформировать убеждение в необходимости осознанного выбора профессии Воспитывать  чувство дружбы, товарищества, умение работать  в коллективе;.

Ход урока

Для реализации задач сегодняшнего урока нам нужны будут знания прошлого урока. Давайте их повторим.

1. Что такое демографическая ситуация? - Демографическая ситуация – это сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающих в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности. – 2.Назовите, какие доли населения нужно учитывать при анализе возрастной структуры? - Лиц моложе трудоспособного возраста,

- лиц трудоспособного возраста,

- лиц старшего трудоспособного возраста 3.Проанализируйте проблемы деревень России. Назовите их причины. - «Обезлюдение» деревень, старение деревень, рост безработицы, низкий уровень социальной сферы.

Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с ситуацией на рынке труда России. Что же вам нужно знать о рынке труда?

Представьте что вы специалисты в области обеспечения трудовыми ресурсами отраслей экономики. Какими данные нужно знать? Какие требования предъявляет работодатель к работникам? - Современный работник должен уметь также приобретать новые знания и умения, т.е заниматься самообразованием; самим осваивать новые профессии и виды занятий. Чем больше у вас профессий и занятий, тем уверенней вы чувствуете себя на рынке труда. Основное богатство любой страны – люди. Человек – главный производитель разнообразных благ. Поэтому будущее России, прежде всего, зависит от её человеческого потенциала. Для развития хозяйства важна не только общая численность населения, но и количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте.

Трудовые ресурсы — часть населения, обладающая достаточным физическим развитием и достаточными интеллектуальными (умственными) способностями, которые необходимы для осуществления той или иной трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники.

Экономически активное население это -. часть населения страны в трудоспособном возрасте. К ЭАН относятся занятые в народном хозяйстве (работающие) и активно ищущие работу (безработные).

 Рабочая сила - часть населения способная к участию в производительном труде

Рабочая сила состоит из занятых и безработных.



Трудовые ресурсы России:

 В 1930 году возникла нехватка трудовых ресурсов. На самом деле во многих районах существовала «скрытая» безработица (сельская местность) Северного Кавказа.

- В 1998 году в России официально было зарегистрировано около 2 млн. безработных – 3% экономически активного населения. Но это только те, кто официально регистрируется в службе занятости, а так примерно 8 млн. чел.

Возрастные группы в населении России с 1979 по 2011 гг., %

Возраст

1979 г.

1989 г.

2000 г.

2002 г.

2006 г.

2010 г.

2011 г.

Моложе трудоспособного

23

25

20

18,1

16

16,2

16,2

Трудоспособный

61

57

59

61,3

63

61,6

61,5

Старше трудоспособного

16

18

21

20,6

21

22,2

22,3


Показатель экономической занятости населения России (доля занятого населения в общей численности населения в возрасте 15-72 лет) составил 64,9 %. Остальная часть трудоспособного населения (35,6 %) представлена  студентами, домохозяевами, а также лицами задействованными в теневом секторе экономики. Традиционно низким уровнем занятости населения и высокой (15-27 %) безработицей отличаются некоторые страны Южной Европы, что объясняется низким уровнем занятости женщин, а в США — расовых меньшинств.

Вопрос к классу: Где же находят применение своим силам и способностям, как трудовые ресурсы так и экономически активное население..

Ответы: на рынке труда- дать определение найти в учебнике. На рынке труда продаются и покупаются только услуги труда, а не сами работники.



Тема

Понятие, термин

Содержание понятия, термина

Трудовые ресурсы и экономически активное население России

Трудоспособное населения

мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет.


Трудовые ресурсы

часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом.


Экономически активное население

часть населения страны в трудоспособном возрасте. К ЭАН относятся занятые в народном хозяйстве (работающие) и активно ищущие работу (безработные).


Рынок труда

соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и её предложения (со стороны трудоспособного населения).


Безработные

Люди, не имеющие работы, но занимающиеся ее поиском и готовые начать работать в течение определенного времени


Уровень безработицы

Соотношение числа безработных к общей численности ЭАН, выраженное в процентах

На рынке труда очень разнородный спрос предъявляется на трудовые услуги разного  уровня квалификации, но спрос различается по своей географии. Цена услуг труда выражается в заработной плате.



Заработная плата – величина денежного вознаграждения, выплачиваемого работнику за выполнение определенного объема работ или исполнения своих служебных обязанностей в течение определенного времени.

Зарплата – цена услуги труда- является наименее гибкой из всех цен в экономике. 1.Спрос на трудовые услуги разного уровня.

2  Различие по географии

Затем предлагается решить экономическую задачу. Если поставить станки , то часть рабочих придется сократить к чему это приведет? К безработице.

    Безработица. Безработица положение в экономике при котором часть трудовых ресурсов не может найти работу.

Основные виды безработицы

1. Фрикционная – незанятость, возникающая в результате необходимости времени для поиска работы.

2. Структурная – невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации. (одни отрасли экономики исчезают другие отрасли появляются).

3. Циклическая – характерна для экономического цикла. (возникает в период циклического спада, и уменьшается или исчезает в период циклического подъема)

4. Сезонная – возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года.

5. Застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы; обусловлена избытком рабочей силы, охватывает наиболее профессионально неподготовленных работников.

6. Скрытая – неполный рабочий день или неполная рабочая неделя.

Рынок труда это общественный механизм дающий возможность одним людям найти работу другим нанять работников. На рынке труда взаимодействуют продавцы и покупатели: продавцами являются люди, которые предлагают свои способности, навыки, квалификацию. Покупателями выступают предприятия и фирмы. Нанимая человека на работу, они приобретают услуги труда, а не сам труд, который остается собственностью работника.

В 70-х годах был огромный спрос на рабочую силу. Сейчас, особенно в средних и малых городах, трудно найти подходящую работу.
Рассмотрим схему на странице…и выясним, как зависит спрос на рабочую силу от оплаты труда.

1.При низкой оплате труда: Работодатель может набрать больше дешевых работников, а работник не имеет большого желания  трудиться за низкую заработную плату. В результате много свободных мест, высокий спрос на рабочую силу, т.е. дефицит работников.

2.При высокой оплате, работодатель должен обходиться малым количеством работников. Рабочих мест мало, а предложение высокое. Ситуация безработицы.

С какими проблемами   сталкиваются трудовые ресурсы в России в настоящее время? Каковы возможные пути их решения?

 - безработица;     - низкий уровень заработной платы  в большинстве отраслей хозяйства;

  - неравномерность распределения трудовых ресурсов по территории страны ;                           - качество трудовых ресурсов;     - нарушение действующего законодательства в отношении труда молодежи,     прежде всего  несовершеннолетних.

Источники информации по теме: (в качестве справки)

- Гражданский кодекс РФ

- Трудовой кодекс РФ (ст.42)

- Закон о занятости населения в РФ

- Конституция РФ

Основные показатели, характеризующие население страны

и ее отдельных территорий

План характеристики

Наименование показателей

Статистические данные по  России

Трудовые ресурсы

1. Общая численность трудовых ресурсов

2. Доля трудовых ресурсов в населении страны (в населении региона).

93 млн. чел.

65%

Экономически активное население

1. Численность ЭАН

2. Доля ЭАН в населении страны (в населении региона).

3. Место страны по численности ЭАН в мире (региона в стране).

76 млн. чел.

53%


6

Занятость населения

1. Общая численность занятых в экономике

2. Доля занятых в ЭАН

3. Структура занятых в экономике по видам экономической деятельности:

промышленность

строительство

сельское и лесное хозяйство, рыболовство

сфера услуг

71 млн. чел..

93%



20%

8%

10%

62%

Безработица

1. Общая численность безработных

2. Доля безработных в ЭАН

5 млн. чел.

7%

Безработные это: -проживающие на территории страны трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), -ищущие работу и зарегистрированные в центре занятости по месту жительства; -готовые приступить к работе.

Высокий уровень безработицы возникает там -где большой удельный вес занимает сельское хозяйство, -уровень урбанизированности ниже средне российского, -скорость создания новых рабочих мест меньше, чем скорость роста трудоспособного населения; -Приток мигрантов;

Низкий уровень безработицы   В районах нового освоения; В высокоразвитых районах;

Уровень безработицы в % к ЭАН

  • Ингушетия – 27%

  • Чечня – 14%

  • Республика Тыва -16,8%

  • Республика Алтай 10,8%

  • Москва- 1.4%

  • Санкт – Петербург -1.6%

  • Кировская область 5.4%

  • РФ -5,2%

Причины безработицы: 1.Уровень естественного прироста населения; 2.Отраслевая структура хозяйства; 3.Миграции населения; 4.Скорость создания рабочих мест; 5.Новые требования к трудовым ресурсам; 6.Уровень урбанизации…

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ: 1.повышение пенсионного возраста 2.трудовая мобильность населения 3.развивать программы внутренней трудовой миграции 4.активно привлекать в страну специалистов из-за рубежа 5.принимать активные меры по минимизации оттока высококвалифицированных специалистов из России, создавая условия для их работы внутри страны, 6.расширять программы поддержки рождаемости, чтобы рост трудоспособного населения был не менее 2,7% в год

Численность экономически активного населения в России составляла 76,1 млн. человек (около 54 % общей численности населения), из них занятые — 71,1 млн. человек, безработные — 5,0 млн. человек. 

Количество безработных пошло в рост с началом эпидемии ковид 2020 года, на фоне введенных властями ограничений для бизнеса и достигало в августе и сентябре почти 3,7 млн. человек или 6,4 % трудоспособного населения (это максимальное значение по безработице в России со времен рецессии, вызванной мировым финансовым кризисом 2008 года.

Определите статус лиц в составе населения страны:

1.Оля Куликова - студентка ВГУ 2. Программист Вася Петечкин, уволенный из – за ликвидации конторы и обратившийся в службу занятости населения 3. Нина Касторкина – лаборантка кафедры экономической географии, которая учится в ВГУ на вечернем отделении 4. Многодетная мать, работающая на полставки контролёром в кинотеатре 5. Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать 6.Учащиеся 9г класса лицея естественных наук 7.Лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации на рынке 8.Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведённый на режим неполного рабочего дня 9.Лица, работающие на семейных предприятиях; 10.Женщина домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье 11.Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет

ПРОВЕРКА

1. Трудовые ресурсы, ЭНАН, учащиеся 2. Трудовые ресурсы, ЭАН, безработный 3. Трудовые ресурсы, ЭАН, занятая 4. Трудовые ресурсы, ЭАН, занятая 5. Трудовые ресурсы, ЭНАН 6. Трудовые ресурсы, ЭНАН, учащиеся 7. Трудовые ресурсы, ЭАН, занятые 8. Трудовые ресурсы, ЭАН, занятые 9. Трудовые ресурсы, ЭАН 10. 10. Трудовые ресурсы ЭНАН, 11.учащийся ресурс ЭНАН

Вопросы для закрепления:

  1. Какова численность населения России?

  2. Как она изменяется в последние годы?

  3. На какие группы принято делить население страны по возрасту?

  4. Каково соотношение этих возрастных групп в населении России?

  5. Как изменяется доля отдельных возрастных групп в населении страны и прежде всего доля населения в трудоспособном возрасте?

  6. Какие проблемы в связи с этим обостряются?

  7. Каков миграционный прирост населения в нашей стране в настоящее время?

  8. С какой целью, преимущественно, приезжают мигранты в Россию из стран СНГ? Поддерживается ли приток мигрантов в Россию государственными программами?

  9. Каковы ваши представления о рынке труда? Задумываетесь ли вы о том, какие профессии востребованы в настоящее время на рынке труда в стране в целом, в нашем регионе, в соседних регионах

Найти соответствие:

1.  Разница меду рождаемостью и смертностью.

2.  Механическое движение населения.

3.  Скопление городов.

4.  Сокращение численности населения.

5.  Населенный пункт, где большая часть населения занята не в сельском хозяйстве.

6.  Населенный пункт с численностью населения менее 12 тыс. человек.

7.  Возвращение населения на Родину.

A.  Миграция

B.  Депопуляция

C.  Город

D.  Естественный прирост

E.  Агломерация

F.  Реэмиграция

Рефлексия  по группам оценить работу в группах 

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задание …

  • Я понял что…

  • Я научился…

  •  Я смог…

ДОМАШНЯЯ РАБОТА: изучить тему урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!