СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: «Транспортный комплекс, его состав и значение. Наземный транспорт» 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: сформировать у учащихся представление о транспортном комплексе – его роли и значении в экономике страны, связи с другими отраслями и межотраслевыми комплексами, наземные виды транспорта.

 - способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства; рассмотреть принцип оценки работы различных видов транспорта; познакомить учащихся с особенностями размещения на территории страны крупнейших центров и узлов; рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом.

- продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами, текстовой информацией, статистическими данными; умение систематизировать и классифицировать информацию; способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся.

 -воспитывать интерес учащихся к изучению хозяйства своего государства; коммуникативные навыки.

Оборудование: «География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса /Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев, атлас 9 класс; презентация к уроку «Транспорт России», интерактивная доска; индивидуальные задания.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Транспортный комплекс, его состав и значение. Наземный транспорт» 10 класс»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

(ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)










Урок на тему:

«Транспортный комплекс, его состав и значение.

Наземный транспорт»

10 класс







Подготовила урок учитель географии О.И.Лопатина











Зерноград 2019г.


Урок по теме: «Транспортный комплекс, его состав и значение.

Наземный транспорт»


Цели урока: сформировать у учащихся представление о транспортном комплексе – его роли и значении в экономике страны, связи с другими отраслями и межотраслевыми комплексами, наземные виды транспорта.

 - способствовать формированию у учащихся целостного представления о транспорте как отрасли материального производства; рассмотреть принцип оценки работы различных видов транспорта; познакомить учащихся с особенностями размещения на территории страны крупнейших центров и узлов; рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом.

- продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами, текстовой информацией, статистическими данными; умение систематизировать и классифицировать информацию; способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся.

-воспитывать интерес учащихся к изучению хозяйства своего государства; коммуникативные навыки.

Оборудование: «География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса /Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев, атлас 9 класс; презентация к уроку «Транспорт России», интерактивная доска; индивидуальные задания.

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания, карточки, фронтальный опрос.

Карточка № 1


1. Отрасль пищевой промышленности, ориентирующая­ся на необработанное сырье:

а) кондитерская  в) хлебопекарная

б) чаеразвесочная  г) сахарная

2. Какой фактор не учитывается при размещении предпри­ятий легкой промышленности?

а) сырьевой

б) потребительский

в) электроэнергетический

г) трудовых ресурсов

3. Основной район по хлопчатобумажной отрасли:

а) Поволжье б) Кавказ в) Европейский Север г) Центральная Россия

4. Какая отрасль пищевой промышленности должна больше ориентироваться на потребителя:

а) хлебопекарная  в) сахарная

б) консервная  г) маслодельная

5. На сырьевой фактор ориентирована:

а) чаеразвесочная промышленность

б) макаронная промышленность

в) чайная промышленность

  1. Актуализация полученных ранее знаний и умений для обеспечения продуктивной деятельности учащихся при изучении нового материала.

Учитель ставит перед учащимися проблемную задачу

Россия - это, прежде всего, огромное пространство, крупнейшее по территории государство мира, требующее постоянного развития. Чтобы связывать это пространство, осуществлять международное географическое разделение труда, необходимо наличие достаточного количества транспортных коммуникаций. Благодаря транспортной системе Россия может поддерживать связь как с другими странами, так и с областями и республиками внутри страны. 

Откройте тетрадь и запишите тема урока: Транспортный комплекс. 

Исходя из темы, попробуйте определить цель и задачи урока.

Да, сегодня на уроке вы узнаете:

1. Что представляет собой транспорт как отрасль хозяйства?

2. О значении и особенностях транспортного комплекса России.

3. О показателях характеризующих работу транспорта.

4. Об отдельных видах транспорта и их особенностях.

5. Что такое транспортная сеть и транспортный узел.

6. Каким образом рассчитывается грузооборот и пассажирооборот.

Изучая хозяйство России, вы уже знаете, что распространение отраслей промышленности по территории нашей страны неравномерное. На размещение отраслей промышленности и сельское хозяйство оказывают влияния различные факторы. Давайте представим ситуацию, когда крупный предприниматель решает вложить свои финансы в развитие хозяйства Дальневосточного экономического района – построить либо крупный металлургический комбинат, либо предприятие пищевой промышленности: молочный или мясной комбинат в районе поселка Мирный. (проблемы из-за отсутствия дорог, транспорта)

Транспорт - отрасль хозяйства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров.

Как вы думаете, какова роль и задача развития транспорта?

В чём значение транспорта?

  1. Обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями страны.

  2. Удовлетворение н/х в перевозках.

  3. Повышение экономической эффективности хозяйства страны.

Как рассчитать грузооборот и пассажирооборот? (предполагаемые ответы)

Найдите на стр. 191, какова важность развития транспорта. Запишите в тетрадь.

К какой сферы производства относится транспорт? (предполагаемые ответы). Нематериальной. Почему? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 191.

Что является главным показателем работы грузового транспорта? Грузооборот. Для пассажирского транспорта – пассажирооборот. Запишите в тетрадь.

Какие виды транспорта вы знаете? (предполагаемые ответы). Составьте схему виды транспорта.


Откройте учебник стр. 192, найдите таблицу 12. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Работа с таблицей.

К наземному транспорту относятся железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт.

Почему именно железнодорожный транспорт стал в нашей стране основным? (предполагаемые ответы)

Где лучше развит железнодорожный транспорт в европейской части России или азиатской.

Особое значение имеет автомобильный транспорт для внутригородских и пригородных перевозок на короткие расстояния, реже на средние. Его уникальность в том, что он может доставить грузы или пассажиров прямо к месту назначения.

Трубопроводный транспорт имеет свои особенности, самый дешевый, на дальние расстояния.

Что такое транспортная сеть? Транспортная магистраль? Транспортный узел? Найдите ответ на эти вопросы в учебнике стр. 195.

III. Обобщение:

1. Что представляет собой транспорт как отрасль хозяйства?

2. Назовите основные виды транспорта.

3. Что такое транспортная магистраль и транспортный узел?

4. Каким образом рассчитывается грузооборот и пассажирооборот?

5. Как природные условия влияют на работу транспорта?

Ответим на вопросы, которые я задала вам в начале урока. Почему именно железнодорожный транспорт стал в нашей стране основным?

Докажите, что нехватка дорог является фактором, сдерживающим развитие экономики России.

Оценивание.

Домашнее задание: параграф 31, стр.191-194. Какие виды транспорта развиты в нашем городе?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!