Тема урока: «Тела и поверхности вращения»
Ибрагимова Анифе Ришатовна
КФ ГБПОУ РК « Джанкойский профессиональный техникум» ,
преподаватель математики.
Джанкойский район, с. Калиновка ул. 40 лет Победы 1
Кредо:
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших обучающихся завтра» (Джон Дьюи)
Основная задача:
Дать глубокие прочные знания. Кроме передачи суммы знаний, надо развивать личность студента на основе освоения способов деятельности.
Технология: развивающее обучение
Краткая характеристика особенностей группы, в которой реализуется данный урок.
Обучающиеся второго курса Калиновского филиала, профессия «Парикмахер» с достаточным уровнем мотивации к предмету. Они грамотно используют формулы при решении стереометрических задач. Обучающиеся, наиболее успешные в области изучения точных наук, образуют группу лидеров, помогающих однокурсникам. В общении друг с другом обучающиеся доброжелательны. Поэтому в проведении этого урока оправдана лекционно-консультативная деятельность обучающихся, имеющих высокий уровень мастерства в решении прикладных задач.
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
Атанасян Л.С. Геометрия, учебник для общеобразовательных организаций, 10- 11 классы, - М: Просвещение, 2014.
Садовничий Ю.В. Математика. Тематическая подготовка к ЕГЭ,-М.:
Илекса, 2011.
В учебном плане данный урок находится после изучения тем «Функции, их свойства и графики» и «Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции» перед изучением тем «Первообразная» и «Интеграл».
Оборудование, используемое на уроке: карточки с задачами к уроку, проектор, презентации с тестовыми заданиями и решениями некоторых задач урока.
Тема «Тела и поверхности вращения»
Тип урока: урок комплексного применения знаний в решении прикладных задач.
Цели урока:
Образовательные:
-повторить и систематизировать знания обучающихся по теме: «Тела вращения»;
-укреплять стремление обучающихся достигать поставленной цели;
-решать прикладные задачи с помощью производной.
Развивающие:
-обеспечить повторение изученного материала, наиболее общих и существенных понятий;
-развить умения знаний в конкретной ситуации;
-развить навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;
-развивать коммуникативные способности и мыслительную деятельность обучающихся;
-установить связь с жизненными примерами, ориентитровать на профессиональную деятельность;
-обеспечить проверку усвоения изученного материала;
-развить математическую компетентность обучающихся.
Воспитательные:
-создать условия для осознания необходимости самостоятельных действий при решении проблем;
-обучать объективной оценке своих возможностей и успехов;
-воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
-способствовать развитие навыков устной речи, умения грамотно вести диалог и аргументировать свои действия;
-воспитывать культуру общения, умения работать в паре, взаимопомощи;
-способствовать осознанию исторической ценности изучаемого материала;
-воспитывать ответственность за приобретенные знания.
Интеллектуально-развивающие:
-создать условия для проявлений творческого подхода к учебным задачам, выдвижению гипотез, постановке проблем и поиску путей их решения;
-обучать методам научного познания- анализу, сравнению, обобщению и систематизации учебного материала.
Методы проведения:
- самостоятельная работа обучающихся;
- деловая деятельность группы обучающихся, имеющих высокий уровень мастерства в решении прикладных задач.
Форма проведения урока: деловая игра.
Ключевые компетенции:
Информационно-познавательные: умение работать с конспектом, умение слушать исследование, представляемое однокурсником, выбирать в исследовании главное, делать выводы и обобщать.
Коммуникативные: умение вести диалог, доказывать свою точку зрения.
Предметные: умение решать задачи; использовать формулы при подсчетах.
К моменту проведения урока обучающиеся должны уметь:
-находить основные понятия тел вращения;
-прорекламировать тела вращения.
План урока:
1.Организация начала занятия.
2.Вступление. Постановка цели и мотивация учебной деятельности обучающихся. Инструктаж по организации работы на уроке.
3.Проверка домашнего задания. Блиц- опрос.
4.Повторение и анализ основных теоретических фактов, ознакомление с историческими событиями, связанными с изучаемой темой.
5.Самостоятельная работа № 1(задачи из банка данных ЕГЭ)
6.Практическая часть.
7.Обмен опытом.
8.Самостоятельная работа № 2
9. Подведения итогов. Самооценка.
10. Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Вступление. Постановка цели и мотивация учебной деятельности обучающихся. Инструктаж по организации работы на уроке.
Применение тел вращения в жизни.
Падающая башня в Италии.
Дом Мельникова- одноквартирный жилой дом, всемирно известный памятник архитектуры советского авангарда. Был построен в 1927—1929 годах в Криво-арбатском переулке в Москве по проекту выдающегося советского архитектора Константина Мельникова для себя и своей семьи.
Представьте себе осажденную средневековую крепость, над крепостными стенами возвышаются круглые башни. Вдали за стенами видны церковные шпили – круглой формы в виде конуса. Недалеко от крепости на опушке леса растут конической форме елочки. Ближе к крепости высятся конусы осадных башен, которые издалека кажутся маленькими телевизионными вышками.
В природе мы часто встречаем конус…
Например, в песчаной пустыне Сахаре, где сами холмы представляют собой конус.
В космическом пространстве.
Ель конусная лесная 20 метров в высоту, диаметр нижнего яруса 8,2 метра.
Промышленное оборудование:
(фланцы, шкивы, валы, втулки, блоки, маховики)
Вступительное слово преподавателя. Запишите тему урока: «Тела и поверхности вращения». Я надеюсь, что вы все хорошо подготовились к уроку и сможете показать, как знаете теоретический материал, посвященный данной теме, понимаете основные понятия тел вращения. Я уверена, что вы продемонстрируете умение применять полученные знания при решении задач, а также навыки самоконтроля и самооценки.
Сегодня на уроке нам надо выявить личностные качества, как компетентность, мобильность, умение находить необходимую информацию и преобразовывать ее, умение работать в команде.
А также вы можете добавить к своему рейтингу 5 баллов за следующие виды работ:
-у каждого на парте карточка: «Блиц-опрос». Ответить на тесты.
-подготовку докладов, исторических сообщений и применение;
-решения задач из банка данных ЕГЭ. Самостоятельная работа № 1.
цилиндр | конус | шар |
основание: а) окружность; б) круг; в) эллипс. | основание: а) окружность; б) круг; в) эллипс. | Граница шара: а) круг; б) сфера; в) окружность. |
Радиус: А) О1О2 Б) О4О5 В) О2О3 Г) О1О4 | Радиус: А) О1О2 Б) О3О4 В) О2О3 | Радиус: А) О1О4 Б) О3О4 В) О2О3 |
Образующая: А) О1О2 Б) О3О5 В) О6О3 | 3. Образующая: А) О1О2 Б) О1О4 В) О2О3 | |
Высота цилиндра - это: А) расстояние между плоскостями его основания Б) отрезок, который соединяет две любые точки оснований В) отрезок, который соединяет центр круга с любой точкой цилиндра | Высота конуса – это: А) отрезок, соединяющий вершину с любой точкой основания Б) расстояние от вершины конуса до основания В) отрезок, соединяющий вершину с точкой, лежащей на окружности | Сечение шара: А) окружность Б) круг В) эллипс |
Напишите формулу площади боковой поверхности цилиндра | Напишите формулу площади боковой поверхности конуса | Напишите формулу поверхности шара |
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания. Подготовка докладов, исторические сообщения и применения.
Группу поделили на три команды:
-люди рабочих профессий;
-люди, посвятившие себя науке;
-люди творческих профессий.
«Элементарные знания по геометрии или умение пользоваться буквенными формулами необходимы почти каждому мастеру или квалифицированному рабочему».
А. Н. Колмогоров
«Люди науки трудятся, ищут потому, что в них живёт одна мысль: работать ради лучшей жизни на Земле»
Понтрягин Л.С.
«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»
А. С. Пушкин
Обмен опытом. Каждый представляет решение своей задачи, остальные оценивают решение.
Люди рабочих профессий:
Сколько квадратных метров листовой жести пойдёт на изготовление трубы длиной 4м и диаметром 20см, если на швы необходимо добавить2,5% площади её боковой поверхности?
Решение: Если ее развернуть, то получим прямоугольник. Длина его 4 м. Ширина равна длине окружности диаметром 20 см, или 0,2м (единицы измерения должны быть одинаковы)
Длина окружности равна произведению диаметра на π и равна 0,2 π м.
Площадь боковой поверхности трубы S бок= 4*0,2 π=0,8 π м²
2,5% площади её боковой поверхности равны 0,025*0,8π=0,02π м²
Площадь жести S=0,8 π +0,02π=0,82π м²
Люди, посвятившие себя науке:
Один цилиндр получен вращение прямоугольника ABCD вокруг прямой АВ, а другой цилиндр – вращение этого прямоугольника вокруг прямой ВС. Докажите, что площади боковых поверхностей этих цилиндров равны. Найдите отношение площадей полных поверхностей этих цилиндров, если АВ=а, ВС=в.
Решение:
Люди творческих профессий:
Ода телам вращения.
Закрепление. Проверка усвоения знаний и навыков их применения обучающимися.
Начинаем проверку ваших личных качеств. Вам предлагается выполнить самостоятельную работу 2.
Задание № 1. Радиус основания цилиндра 2 м., высота 3 м. Найти диагональ осевого сечения.
Ответ: 5
Задание №2 Радиус основания конуса 3 м., высота 4 м. Найти образующую?
Ответ:5 м.
Задание № 3 Радиус шара 1 м. Найдите площадь шара.
Ответ: 4 π
6.Итог урока. Самооценка. Выставление оценок преподавателем.
Оцениваем работу каждой команды и выставляем оценки за урок.
Оцениваем также урок:
представим, что каждый из вас фотограф. Что бы вы сфотографировали на уроке?
Ваш любимый стоп кадр.
7.Рефлексия
Проанализируйте свою работу на уроке, прослушав притчу.
«Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением» «А я принимал участие в строительстве храма!» А что же на уроке делали вы?
8.Домашнее задание: вопросы к главе 6 стр. 133- № 525, стр.138- №553.