СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему «Судьба человека во время войны» (по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительная характеристика судеб героев.Осуждение войны, калечащей судьбы людей.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему «Судьба человека во время войны» (по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)»

МКОУ «Тарумовская СОШ»



УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ на тему«Судьба человека в годы войны» (По стихотворению М.В.Исаковского «Враги сожгли родную хату» и рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).



Учитель русского языка и литературы Рулева О.Г.

Село Тарумовка Тарумовский район РД



Урок на тему «Судьба человека во время войны» (по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Цели урока:

  • на примере судеб главных героев произведений показать величие духа русского воина-победителя;

  • совершенствовать навыки сравнительного анализа художественного текста, развивать способность аргументировать высказывание;

  • формировать гражданскую позицию, воспитывать патриотизм, трепетное отношение к памяти тех, кто завоевал Победу;

  • выявление художественной идеи произведения, проявляющейся в утверждении любви к Родине простого солдата, нравственной чистоты воина-освободителя;

  • формирование навыка многоуровневого анализа лирического произведе-ния, развитие коммуникативных способностей учащихся;

  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе вывления символического значения образов перекрёстка, имени Прасковья, исторической основы произведения.


  1. Мотивация к учебной деятельности(слайд 1,3)


Стихотворение Александра Осыкова «Солдат»


Чуть хмельной, с головой непокрытой,

Мир вдыхая в себя и покой,

Шёл солдат, на войне не убитый.

Шёл израненный весь, но – живой!


Победивший в сраженье кровавом,

Расквитавшись с проклятой войной,

Возвращался домой он со славой,

Хоть и с виду – совсем не герой!


Учитель


- Какое настроение передано в стихотворении А.Осыкова «Солдат»?

- Что кажется вам противоречивым (а может, и естественным) в изображении солдата?


  1. Определение темы,целей урока, задач урока. (слайд 2, 4)

- Посмотрите на тему урока, записанную на доске и сформулируйте цель урока.



  1. Работа по домашнему заданию.


1.Биография М.В.Исаковского (устный ответ учащегося у доски с приемами ФГОС).

2.Слово учителя.

В 1945 году Исаковский написал своё самое пронзительное стихотворение «Враги сожгли родную хату…», воплотившее всё то, что чувствовали десятки, а может, и сотни тысяч солдат. Поэт имел все основания считать это стихот-ворение одним из лучших своих произведений. Михаил Исаковский писал: «Я как бы вижу, ощущаю живого, реального человека – русского солдата, вер-нувшегося домой, солдата-героя и труженика, перенёсшего все тяготы самой страшной войны, какую когда-либо знало человечество. И даже не одного это-го солдата, но в его лице – и много других солдат, чья судьба в какой-то мере сходна с его судьбой».Судьба стихотворения, а затем песни была труд-ной, поскольку Сталину не нравилось, что солдат-победитель плачет. Но та боль, которая рвётся из песни, была настоящей, и песня в конце концов заняла своё место в ряду произведений о Великой Отечественной войне. Стихи создал Михаил Исаковский, а музыку – Матвей Блантер.

3.Инсценирование стихотворения «Враги сожгли родную хату…».


  1. .Анализ стихотворения.

Выразительное чтение 1 строфы.(слайд6)

  • Прочитайте выразительно первую строфу.

  • Почему стихотворение о войне с фашистами начинается не с определённого указания на виновников беды и их действия (например, «немцы убили, сожгли, расстреляли»), а «враги» «сгубили»?

(Характерная неопределённость понятий: не «немцы», а «враги», не «повесили», «расстреляли», а «сгубили» - подчёркивает максимальную обобщённость картины, повторяемость её во все времена).

  • Вспомните, что такое ассонанс?

  • (Ассонанс – повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа)

  • Найдите пример ассонанса в данной строфе. Какую функцию он выполняет?

(Гулко катящийся повторяющийся звук «у» («сгубили всю его семью») выражает невероятную тоску и безысходность).

  • Зачитайте риторический вопрос.(Слайд 7)

  • Какое эмоциональное содержание заключено в риторическом вопросе?

(Повтор-причёт усиливает народную интонацию, в которой и идёт весь рассказ о безымянном солдате. Лирический герой переживает чувство потери смысла существования. Ему не с кем делиться ни болью, ни радостью).

Выразительное чтение 2 строфы.

Индивидуальное задание.

Сообщение о символическом значении перекрёстка трёх дорог.

(Перекрёсток – символ выбора в целом и в частности выбора между жизнью и смертью, а также знак перехода из одного пространства в другое. В фольклоре это образ распутья, перед которым оказывается герой).

  • Какой смысл приобретает строчка «нашёл солдат в широком поле травой заросший бугорок»?

Выразительное чтение 3 и 4 строфы.

  • Какие слова повторяются в 4 четверостишии?

  • Каков смысл такого повтора, какова его интонация?

(Интонация строфы ироническая. Момент возвращения солдат называет «свой день, свой праздник возвращенья» к любимой, во имя которого солдат преодолевал все тяготы и ужас войны).

Выразительное чтение 5 и 6 строфы.(слайд 8)

  • Найдите пример олицетворения в 5 строфе.

  • Какой образ возникает благодаря художественно-изобразительному средству?

(«Теплый летний ветер // Траву могильную качал»).

  • «Нашел солдат в широком поле// Травой заросший бугорок» и «бутылку горькую поставил// На серый камень гробовой». Какое символическое значение приобретают детали «серый камень гробовой» и «бутылку горькую»?

(«Травой заросший бугорок» превращается в сознании солдата в «серый камень гробовой», поскольку остаться без жены, семьи и хаты и даже без могилы – это страшная мука, которую не превозмочь покорителю трёх держав.

«Бутылка горькая» горька от того, что «с печалью пополам»).

Выразительное чтение 7 и 8 строфы.

  • Дважды в тексте названо имя женщины. Известно, что «Прасковья» стало вторым, «народным» названием песни. Давайте выясним, каково значение этого имени и какую смысловую нагрузку выполняет оно в тексте.

Индивидуальное задание.

Сообщение о значении имени Прасковья.

Прасковья, или Параскева, - в переводе с греческого означает «канун праздника, пятница». По преданию, Параскева родилась в III веке в семье богатого сенатора, но уже в ранней юности посвятила себя христианской вере. Император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, стремясь истребить христианскую веру. Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и обезглавлена.

В день её памяти принято приносить в церковь для освящения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Святая мученица Параскева – целительница людей от самых тяжёлых душевных и телесных недугов.

  • Почему солдат обращается к умершей жене (свяжите это с прослушанным сообщением)?

(Солдат обращается к умершей жене, как к живой, за исцелением душевных ран).

Выразительное чтение 9 и 10 строфы.

- Давайте послушаем, о каком историческом событии рассказывает деталь: «И на груди его светилась //Медаль за город Будапешт».

Индивидуальное задание.

Сообщение о Будапештской операции.

В ходе Второй мировой войны в 1944-1945 годах проводилась Будапештская операция – наступательная операция южного крыла советских войск силами 2-го и 3-го Украинских фронтов, одна из самых ожесточённых и кровопролитных битв в истории человечества. В Будапештской операции Красная Армия потеряла убитыми свыше 80 тысяч человек и ранеными свыше 240 тысяч человек. В июне 1945 года была учреждена медаль «За взятие Будапешта».

  • Каким предстаёт в своём тяжёлом горе солдат в двух последних четверостишиях? Озлобился ли он?

Солдат не озлобился, не пал духом. Он, поборовший чужеземного врага, нравственно чист.

  • Что даёт герою духовные силы?

Любовь к России, память о прошлом.

  1. Слово учителя. Подготовка к анализу рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» (слайд 9)


Среди произведений, рассказывающих о судьбе человека на войне, достойное место занимает рассказ М.А. Шолохова “Судьба человека”. Он был написан в 1956—1957 гг. Сюжет рассказа основан на реальных событиях: весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою историю жизни. Шолохова захватил этот сюжет, и он принял решение: “Напишу рассказ об этом, обязательно напишу”. Через 10 лет Шолохов за семь дней написал рассказ “Судьба человека”. По рассказу Шолохова режиссером С. Бондарчуком был снят фильм, который с огромным успехом прошел во всем мире.

  • Назовите самые драматические эпизоды военной судьбы Андрея Соколова. Как он ведет себя в них? (Два ранения, тяжелая контузия, плен, немецкий концлагерь. Находясь в неволе, Соколов вынужден убить предателя Крыжнева, чтобы спасти взводного. Затем была попытка побега из плена: Андрей воспользовался оплошностью охранников, ушел на сорок километров, но его поймали, “собак на живого спустили…” Новая попытка побега, теперь уже удачная: Соколов не только спасается сам, но и прихватывает бесценного языка - майора-строителя. И каждый раз Андрей находится буквально на волоске от гибели, но не сдается, не опускает руки, борется. Он мужественный человек, настоящий русский солдат).



  • Какой фрагмент текста произвел на вас наибольшее впечатление и почему? (Сцена противостояния русского солдата Соколова и коменданта концлагеря Мюллера. Это нравственный поединок, из которого Андрей вышел с честью. Он не трусит перед врагами, не говорит громких слов, но и не умоляет Мюллера о пощаде. Великое достоинство русского человека, русского солдата вызывает уважение даже у врагов. Мюллер вынужден был признать: “Вот что, Соколов, ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я не буду”. Простой русский солдат оказывается в этой сложной ситуации победителем. Мы, читатели, гордимся героем).



  • В каких словах выражена основная мысль военных сцен рассказа? (Мы находим ответ в следующей фразе: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала”. В этих словах то, что определяет характер Андрея Соколова, его жизненные принципы – каким должен быть настоящий солдат, настоящий человек).



  • Как мы уже говорили, Андрей Соколов бежит из плена и получает возможность съездить на родину. Казалось бы, самое страшное позади, теперь его ждет радостное событие: встреча с семьей, но нет... Какие испытания еще ждут его? (На его долю выпадают еще два удара: жена и дочери погибли под бомбежкой в июне 1942-го, а его последнюю надежду – сына – смерть заберет в последний день войны: он погибнет от пули снайпера).(фрагмент «А.Соколов у воронки дома» слайд 10)

  • Что же чувствует герой? (В тот момент, когда вся страна, весь народ радуются окончанию войны, празднуют долгожданную Победу, Андрей Соколов буквально оглушен своим горем: “Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету, и не дождусь!”).

  • Как после войны выглядит бывший боец? (Одинокий и больной, солдат утратил все, что было дорого ему. “...Днем я всегда крепко себя держу... а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез...” Рассказчик так описывает нам его: “Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника”).(слайд 11)

  • Как вы думаете, к описанию какого литературного персонажа подошли бы эти строчки? Почему? (Так мог выглядеть и герой стихотворения М. В. Исаковского “Враги сожгли родную хату…”. Судьба этих солдат похожа: они оба героически сражались с врагом, сумели остаться в живых, жили надеждой на встречу с семьей и пережили страшное потрясение, узнав о гибели своих близких).

  • Чем интересно совпадение сюжетных линий этих произведений? ( Рассказ М.Шолохова как бы продолжает повествование о судьбе солдата - героя стихотворения М. В. Исаковского, ведь, как мы помним, у поэта финал произведения оставался открыты

Ученица

  • Но в рассказе М.А. Шолохова есть и еще один важный персонаж - мальчик Ваня. Что нам известно о его судьбе? ( У мальчика произошла та же жи-зненная трагедия, что и у взрослых людей: война отняла у него всю семью. Вот как об этом пишет М. Шолохов: “Где же твой отец, Ваня?” Шепчет: “Погиб на фронте”.— “А мама?” — “Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали”.— “А откуда вы ехали?” — “Не знаю, не помню...” — “И никого у тебя тут родных нету?” — “Никого”.— “Где же ты ночуешь?” — “А где придется”).(слайд 12 )

  • “Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело?” - сопереживает Андрей Соколов и, повинуясь душевному порыву, говорит мальчику, что он его отец. Что стоит за этим поступком? (Андрей Соколов пожалел мальчика, заслонил его от боли, страданий и скорби. Этим поступком он даёт надежду на новую жизнь, на возрождение не только мальчику, но и себе. Ваня не просто заменяет Соколову сына. Для человека, потерявшего в жизни все, кроме самого себя, этот ребенок становится единственным смыслом его искалеченной жизни.).

  • Как вы оцениваете поведение Соколова? (Даже опустошенный внутренне, одинокий, утративший все, что было дорого ему, Андрей Соколов прежде всего сумел остаться Человеком, способным на сострадание, душевную чуткость и сердечную теплоту. Принимая решение усыновить “сиротину Ванюшу”, он совершает подвиг любви, еще раз побеждая смерть! В этом поступке и заключается идея произведения - утверждение мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего невозможное и сохранившего в себе высокую человечность

  • Какой идейный смысл заключается в рассказе о судьбах Андрея Соколова и безымянного солдата из стихотворения М.В. Исаковского? (Эти герои — неотъемлемая часть своего народа. В их биографии отразилась история целой страны, история трудная и героическая. Судьба Андрея Соколова типична для человека того времени, это судьба всего русского народа, вынесшего на своих плечах страшную войну, но не сломавшегося – в этом и заключен гуманистический пафос двух прекрасных произведений)(слайд 13).



  1. .Подведение итогов урока.

Обратимся к цели урока.Минута молчания(слайды 14- 15)


  1. Рефлексия.Я выбираю (слайд 16)

-Красный – я восхищаюсь подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны и считаю, что о событиях этой войны забывать нельзя, а нужно продолжать о них писать и говорить, чтобы то, что пережила наша страна в это кровопролитное время, больше не повторялось.

Зелёный – события тех лет давно уже канули в прошлое, мне жаль погибших на войне, но жизнь продолжается, и единственное, что нам остаётся – это хранить светлую память о героях.

Синий – мы живём в 21 веке. Великая Отечественная война – события почти столетней давности. Появилась новая литература, и писать о прошедшей войне незачем.

  1. .Домашнее задание.(слайд 17)

Выучить наизусть стихотворение «Враги сожгли родную хату…».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!