СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Рефлексы - основа Нервной деятельности. Врожденные и приобретенные формы поведения.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к плану урока по данной теме, размещенного отдельным файлом.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Рефлексы - основа Нервной деятельности. Врожденные и приобретенные формы поведения.»

Какие ассоциации и представления у вас возникают, глядя на эти картинки? Как вы думаете, что я хотела продемонстрировать вам этим? Исходя из сказанного, можете ли вы сформулировать тему нашего урока? ВИДЕО 1

Какие ассоциации и представления у вас возникают, глядя на эти картинки? Как вы думаете, что я хотела продемонстрировать вам этим? Исходя из сказанного, можете ли вы сформулировать тему нашего урока?

ВИДЕО 1

Рефлекс - основа нервной деятельности. Врожденные и приобретенные формы поведения Учитель биологии МАОУ СОШ № 50 Мудрицкая Светлана Викторовна, заслуженный учитель РФ

Рефлекс - основа нервной деятельности. Врожденные и приобретенные формы поведения

Учитель биологии МАОУ СОШ № 50

Мудрицкая Светлана Викторовна,

заслуженный учитель РФ

Цель урока Опираясь на первоначальные знания учащихся о рефлексах, расширить представления об условных и безусловных рефлексах, создать условия для осознания роли условных рефлексов в формировании поведенческих актов, приспособления организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Цель урока

Опираясь на первоначальные знания учащихся о рефлексах, расширить представления об условных и безусловных рефлексах, создать условия для осознания роли условных рефлексов в формировании поведенческих актов, приспособления организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

План урока Вхождение в тему урока Правда или ложь – выбор правильных ответов и аргументация ошибок); 2. Изучение нового материала по теме «Рефлексы,  рефлекторная дуга» История изучения рефлекторной деятельности организма; Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов; Условия для выработки условных рефлексов; Рефлекторная дуга. Закрепление и рефлексия выводы по уроку, «оценочный лист» –оценка капитана команды. - «генератор «домашки» №1;

План урока

  • Вхождение в тему урока

Правда или ложь выбор правильных ответов и аргументация ошибок);

2. Изучение нового материала по теме «Рефлексы, рефлекторная дуга»

  • История изучения рефлекторной деятельности организма;
  • Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов;
  • Условия для выработки условных рефлексов;
  • Рефлекторная дуга.
  • Закрепление и рефлексия
  • выводы по уроку,
  • «оценочный лист» –оценка капитана команды.

- «генератор «домашки» №1;

Правда или ложь? Команды 1,2,3 – выполняют 1 вариант. Команды 4,5,6 – выполняют 2 вариант. ( Каждая команда записывает на листке свой номер ) Команды обсуждают правильные ответы и обводят их номера. Время выполнения работы 2 минуты. Номера выбранных ответов запишите маркером на чистом листе бумаги. Проверка правильности выполнения работы – 2 минуты.

Правда или ложь?

Команды 1,2,3 – выполняют 1 вариант.

Команды 4,5,6 – выполняют 2 вариант.

( Каждая команда записывает на листке свой номер )

Команды обсуждают правильные ответы и обводят их номера.

Время выполнения работы 2 минуты.

Номера выбранных ответов запишите маркером на чистом листе бумаги.

Проверка правильности выполнения работы – 2 минуты.

Правда или ложь?

1 вариант

2 вариант

  • Мякотные волокна состоят из одного осевого цилиндра, покрытого миелином.

1. Безмякотные нервные волокна толще мякотных.

2. Участки мякотного волокна, не покрытые миелином, называются «перехваты Ранвье».

3. Нерв – совокупность нервных волокон, покрытых соединительнотканной оболочкой.

4. Периферическая нервная система состоит из головного и спинного мозга.

5. Соматическая нервная система является автономной и управляет работой внутренних органов.

2 . Участки мякотного волокна, покрытые миелином, называются «шванновские клетки».

3. Нервный импульс распространяется быстрее по безмиелиновому волокну.

  • Нервная ткань образована клетками с отростками.
  • Белое вещество состоит из аксонов нейронов и выполняет проводниковую функцию.
  • Нервная система подразделяется на центральную и периферическую.

8. Торможение – это процесс, приводящий к угнетению возбуждения.

9. Нервная ткань обладает возбудимостью и сократимостью.

  • Вегетативная нервная система регулирует деятельность скелетных мышц.
  • Смешанные нервы могут проводить нервный импульс в двух направлениях.
  • Серое вещество состоит из вставочных нейронов и тел двигательных нейронов и выполняет рефлекторную функцию.
  • В синапсе нервный импульс проводится только в одном направлении.

2,3, 6, 7, 8, 10

8. Симпатическая нервная система приводит все системы органов, кроме 2-х в возбуждение. 9 . Нейроны и вспомогательные клетки нейроглии образуют нервную ткань.

10. Синапс – это место контакта двух нервных клеток или нейрона с тканью рабочего органа.

1,2,4,6,7,9,10

«5» – вы ответили без ошибок «4»  – 1-2 ошибки «3» – 3-5 ошибок Более 5 ошибок – повтори тему «Нервная система»   Ставим себе оценку в оценочный лист.

«5»вы ответили без ошибок

«4»1-2 ошибки

«3»3-5 ошибок

Более 5 ошибокповтори тему

«Нервная система»

Ставим себе оценку в оценочный лист.

При прикосновении к губам новорожденного у него возникают сосательные движения. Как вы думаете, почему это происходит? Ведь у ребенка еще нет опыта такого питания: до рождения все необходимые вещества он получал через пуповину.

При прикосновении к губам новорожденного у него возникают сосательные движения. Как вы думаете, почему это происходит? Ведь у ребенка еще нет опыта такого питания: до рождения все необходимые вещества он получал через пуповину.

Рефлекс – что это такое? Проводим «РАССЛЕДОВАНИЕ» - 3 минуты + «ГОВОРЯТ УЧЕНИКИ» 3 минуты. Что такое рефлекс? Привести примеры рефлексов. Какие ученые внесли вклад в изучение рефлекторной деятельности организма?   Работа с текстом учебника Прочитайте текст на стр. 232- 233. Запишите определение рефлекса. Определите, портреты каких ученых вам выданы, подпишите их фамилии и выясните чем они знамениты.

Рефлекс – что это такое?

Проводим «РАССЛЕДОВАНИЕ» - 3 минуты +

«ГОВОРЯТ УЧЕНИКИ» 3 минуты.

  • Что такое рефлекс?
  • Привести примеры рефлексов.
  • Какие ученые внесли вклад в изучение

рефлекторной деятельности организма?

Работа с текстом учебника

Прочитайте текст на стр. 232- 233.

Запишите определение рефлекса. Определите, портреты каких ученых вам выданы, подпишите их фамилии и выясните чем они знамениты.

Ученые, которые внесли весомый вклад в развитие представлений о рефлекторной деятельности организма Иржи Прохазка Гален Γαληνός Рене Декарт Иван Петрович Павлов Иван Михайлович Сеченов

Ученые, которые внесли весомый вклад в развитие представлений о рефлекторной деятельности организма

Иржи Прохазка

Гален Γαληνός

Рене Декарт

Иван Петрович

Павлов

Иван Михайлович

Сеченов

«5» – вы ответили без ошибок «4»  – 1-2 ошибки 5 ошибок – внимательно читаем текст на стр.232 -233.   Не забываем заполнять оценочный лист.

«5»вы ответили без ошибок

«4»1-2 ошибки

5 ошибоквнимательно читаем текст

на стр.232 -233.

Не забываем заполнять оценочный лист.

Изучение нового материала 30 минут  «Выполнение задания»   Работа с текстом учебника на стр. 235 -236. 1. Заполнение схемы «Виды рефлексов».

Изучение нового материала 30 минут «Выполнение задания»

Работа с текстом учебника на стр. 235 -236.

1. Заполнение схемы «Виды рефлексов».

Зачем нужен рефлекс?  На что он направлен?  Все ли рефлексы одинаковы? Зачем нужен рефлекс? На что он направлен? Все ли рефлексы одинаковы? Как вы считаете, что объединяет все ситуации, в данном видеоролике? Правильно – это оборонительные рефлексы, она направлены на защиту организма от опасности. Но посмотрите на фотографии, какие еще виды рефлексов вы можете назвать?

Зачем нужен рефлекс? На что он направлен? Все ли рефлексы одинаковы?

Зачем нужен рефлекс? На что он направлен? Все ли рефлексы одинаковы? Как вы считаете, что объединяет все ситуации, в данном видеоролике? Правильно – это оборонительные рефлексы, она направлены на защиту организма от опасности. Но посмотрите на фотографии, какие еще виды рефлексов вы можете назвать?

Выполнение задания Работа с текстом учебника на стр. 234 -235. Задание №3 Обсудите в группе и заполните схему  «Безусловные рефлексы». 2. Внимательно изучите особенности безусловных рефлексов на стр. 236 и заполните первую часть таблицы «Характеристика безусловных и условных рефлексов». Найдите в тексте на стр. 234-235 предложения, которые подтверждают ваши ответы, обсудите в группе правильность заполнения таблицы. 3. Запишите определение понятия «Инстинкты». 4. Выберите примеры инстинктов из предложенного перечня картинок и записать их.  ВИДЕО 2

Выполнение задания

Работа с текстом учебника на стр. 234 -235.

Задание №3

  • Обсудите в группе и заполните схему

«Безусловные рефлексы».

2. Внимательно изучите особенности безусловных рефлексов на стр. 236 и заполните первую часть таблицы «Характеристика безусловных и условных рефлексов». Найдите в тексте на стр. 234-235 предложения, которые подтверждают ваши ответы, обсудите в группе правильность заполнения таблицы.

3. Запишите определение понятия «Инстинкты».

4. Выберите примеры инстинктов из предложенного перечня картинок и записать их.

ВИДЕО 2

Выполнение задания Заполните схему «Безусловные рефлексы». Стр. 234.

Выполнение задания

Заполните схему «Безусловные рефлексы». Стр. 234.

Выполнение задания Если все правильно, то ставим себе «5»

Выполнение задания

Если все правильно, то ставим себе «5»

Прием «Конструктор терминов» СОВОКУПНОСТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ СЛОЖНЫХ БЕЗУСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВРОЖДЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ… ИНСТИНКТОМ ЦЕПОЧКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО СВЯЗАННЫХ ДРУГ С ДРУГОМ РЕФЛЕКТОРНЫХ РЕАКЦИЙ, СЛЕДУЮЩИХ ОДНА ЗА ДРУГОЙ, НАЗЫВАЕТСЯ …ИНСТИНКТОМ

Прием «Конструктор терминов»

СОВОКУПНОСТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ СЛОЖНЫХ БЕЗУСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВРОЖДЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ… ИНСТИНКТОМ

ЦЕПОЧКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО СВЯЗАННЫХ ДРУГ С ДРУГОМ РЕФЛЕКТОРНЫХ РЕАКЦИЙ, СЛЕДУЮЩИХ ОДНА ЗА ДРУГОЙ, НАЗЫВАЕТСЯ …ИНСТИНКТОМ

«5» – вы заполнили схему без ошибок и сконструировали определение «4»  – 1- 2 ошибки  Не получилось заполнить схему или  составить определение – читаем 4 и 5 абзац на стр. 234.    Не забыли оценить себя?

«5»вы заполнили схему без ошибок и сконструировали определение

«4»1- 2 ошибки

Не получилось заполнить схему или

составить определение

читаем 4 и 5 абзац на стр. 234.

Не забыли оценить себя?

Выполнение задания Работа с текстом учебника на стр. 235 -236. Сравните особенности безусловных и условных рефлексов в таблице на стр. 236 и заполните таблицу Признаки Безусловный рефлекс Врожденные или приобретенные Условный рефлекс Индивидуальные или видовые Постоянные или временные За счет чего осуществляются Биологическое значение

Выполнение задания

Работа с текстом учебника на стр. 235 -236. Сравните особенности безусловных и условных рефлексов в таблице на стр. 236 и заполните таблицу

Признаки

Безусловный рефлекс

Врожденные или приобретенные

Условный рефлекс

Индивидуальные или видовые

Постоянные или временные

За счет чего осуществляются

Биологическое значение

Выполнение задания Работа с текстом учебника на стр. 235 -236. Сравните особенности безусловных и условных рефлексов в таблице на стр. 236 и заполните таблицу Признаки Безусловный рефлекс Врожденные или приобретенные Индивидуальные или видовые врожденные Условный рефлекс видовые приобретенные Постоянные или временные индивидуальные постоянные За счет чего осуществляются спинной мозг и подкорковые центры временные Биологическое значение кора больших полушарий позволяют организму выжить в первые моменты жизни и являются основой для выработки условных рефлексов адаптация к новым условиям

Выполнение задания

Работа с текстом учебника на стр. 235 -236. Сравните особенности безусловных и условных рефлексов в таблице на стр. 236 и заполните таблицу

Признаки

Безусловный рефлекс

Врожденные или приобретенные

Индивидуальные или видовые

врожденные

Условный рефлекс

видовые

приобретенные

Постоянные или временные

индивидуальные

постоянные

За счет чего осуществляются

спинной мозг и подкорковые центры

временные

Биологическое значение

кора больших полушарий

позволяют организму выжить в первые моменты жизни и являются основой для выработки условных рефлексов

адаптация к новым условиям

Условия для образования условного рефлекса Стр. 236 (посл. абзац-237 (первый абзац) 1.Наличие двух раздражителей. 2. Наличие одного раздражителя - безусловного 3.Условный раздражитель должен предшествовать безусловному ( почти совпадать по времени). 4. Условный раздражитель обязательно должен действовать после безусловного. 5.Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного. 6.Отсутствие отвлекающих раздражителей. 7. Условный рефлекс вырабатывается особенно быстро если действуют сразу несколько условных раздражителей. ВИДЕО 3

Условия для образования условного рефлекса Стр. 236 (посл. абзац-237 (первый абзац)

1.Наличие двух раздражителей.

2. Наличие одного раздражителя - безусловного

3.Условный раздражитель должен предшествовать безусловному ( почти совпадать по времени).

4. Условный раздражитель обязательно должен

действовать после безусловного.

5.Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного.

6.Отсутствие отвлекающих раздражителей.

7. Условный рефлекс вырабатывается особенно быстро

если действуют сразу несколько условных раздражителей.

ВИДЕО 3

«5» – вы заполнили таблицу без ошибок «4»  – 1-2 ошибки «3» - 3 ошибки   Не получилось заполнить таблицу – читаем 1 и 2 абзац на стр. 234; последний абзац на стр. 235 и 1,2,3 на стр. 236  Вы заслужили оценку.

«5»вы заполнили таблицу без ошибок

«4»1-2 ошибки

«3» - 3 ошибки

Не получилось заполнить таблицу

читаем 1 и 2 абзац на стр. 234; последний абзац на стр. 235 и 1,2,3 на стр. 236

Вы заслужили оценку.

Рефлекс – ответная реакция организма на воздействия из внешней или внутренней среды, осуществляемая и контролируемая ЦНС Что лежит в основе рефлекса? Каким образом нервный импульс достигает нужных структур?

Рефлекс – ответная реакция организма на воздействия из внешней или внутренней среды, осуществляемая и контролируемая ЦНС

Что лежит в основе рефлекса? Каким образом нервный импульс достигает нужных структур?

Рефлекторная дуга ВИДЕО 4 ВИДЕО 5 I – рецептор II – чувствительный нейрон III – отдел ЦНС IV – двигательный нейрон V - рабочий орган

Рефлекторная дуга

ВИДЕО 4

ВИДЕО 5

I – рецептор

II – чувствительный нейрон

III – отдел ЦНС

IV – двигательный нейрон

V - рабочий орган

Схема какой рефлекторной дуги представлена на слайде?

Схема какой рефлекторной дуги представлена на слайде?

Домашнее задание  прием «Генератор домашки» Прочитать текст на стр. 232-237. Выполнить и описать в тетради лабораторный опыт «Мигательный рефлекс» Составить схему простой (короткой) и сложной (длинной) рефлекторной дуги. Составить синквейн на тему «Рефлекс» или «Рефлекторная дуга»

Домашнее задание прием «Генератор домашки»

Прочитать текст на стр. 232-237.

Выполнить и описать в тетради лабораторный опыт «Мигательный рефлекс»

Составить схему простой (короткой) и сложной (длинной) рефлекторной дуги.

Составить синквейн на тему «Рефлекс» или «Рефлекторная дуга»

Выводы - Рефлекс - это ответная реакция организма на воздействия из внешней или внутренней среды, осуществляемая и контролируемая ЦНС. - Рефлексы бывают условные и безусловные. - Для выработки условных рефлексов необходимы 2 раздражителя: условный и безусловный, разных по силе воздействия и по времени включения. - Рефлекс осуществляется с помощью рефлекторной дуги, которая может состоять из 2-х нейронов (простая) или – из 3 нейронов (сложная).

Выводы

- Рефлекс - это ответная реакция организма на воздействия из внешней или внутренней среды, осуществляемая и контролируемая ЦНС.

- Рефлексы бывают условные и безусловные.

- Для выработки условных рефлексов необходимы 2 раздражителя: условный и безусловный, разных по силе воздействия и по времени включения.

- Рефлекс осуществляется с помощью рефлекторной дуги, которая может состоять из 2-х нейронов (простая) или – из 3 нейронов (сложная).

Рефлексия 1 Что из изученного сегодня, на ваш взгляд, самое важное? Почему? 2. О чём бы вы хотели узнать больше? Почему? 3. В каком из заданий вы были особенно полезны своей команде? Почему вы так думаете? 4. В какой момент урока удалось лучше всего проявить свои способности? 5. Как вы можете применить полученные знания?

Рефлексия

1 Что из изученного сегодня, на ваш взгляд, самое важное? Почему?

2. О чём бы вы хотели узнать больше? Почему?

3. В каком из заданий вы были особенно полезны своей команде? Почему вы так думаете?

4. В какой момент урока удалось лучше всего проявить свои способности?

5. Как вы можете применить полученные знания?

Закрепление  Синквейн на тему «рефлекс» 1 строка – одно существительное. 2 строка – два прилагательных; 3 строка – 3 глагола. 4 строка – предложение. 5 строка – существительное – синоним 1 строки

Закрепление Синквейн на тему «рефлекс»

1 строка – одно существительное.

2 строка – два прилагательных;

3 строка – 3 глагола.

4 строка – предложение.

5 строка – существительное – синоним 1 строки

ЛЮБОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭТО ВЫРАБОТКА УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ СПАСИБО ЗА УРОК!

ЛЮБОЕ ОБУЧЕНИЕ –

ЭТО ВЫРАБОТКА

УСЛОВНЫХ

РЕФЛЕКСОВ

СПАСИБО ЗА УРОК!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!