Подготовка к восприятию нового материала Вводная беседа ? ? 2. Первичное восприятие нового материала (объяснение нового материала учителем) Определение темы урока совместно с обучающимися Работа с тетрадью (выполнение требований ЕОР, правильность написания биологического термина) Постановка задач урока совместно с обучающимися Усиление интереса к изучаемой теме, демонстрация представителей изучаемого класса ч/з исп. ТСО Использование опыта обучающихся МПС (связь с географией) Определение причинно –следственной связи Работа с биологическими терминами ? Применение ранее ? полученных знаний ? Изучение нового материала, опираясь на опыт обучающихся Индивидуальная работа по карточкам (выделение главного, выделение из текста и осмысление необ. информ для решения задачи, нахождение ответа на поставленный вопрос) 3. Осмысление нового материала Поиск информации обучающимся самостоятельно (заранее) Первичное закрепление составление опорной схемы Обучающиеся работают самостоятельно в течение 3-4 минут, затем записи проверяются. Воспроизведение ранее полученных знаний Применение на практике полученных знаний Работа с иллюстрацией (описание) 4. Работа по запоминанию учебных понятий Выборочный контроль Воспроизведение ранее полученных знаний Поиск информации обучающимся самостоятельно (заранее) Закрепление изученного материала Контрольная карточка Самооценка работы, выставление отметок Рефлексия Домашнее задание, комментарий домашнего задания. | Организационный момент 1. Соотнести название биологические понятия левого и правого столбиков Таксон систематическая единица Тип Земноводные Империя Черепные Класс Хвостатые Подтип Клеточные Царство Хордовые Отряд Животные 2. Расположите систематические единицы в порядке возрастания от самой крупной к мелкой. Итак, мы изучаем сейчас с вами животных, относящихся к типу Хордовые, подтипу Черепные. Какие классы животных выделяют внутри данного подтипа (от самых просто устроенных до самых сложно устроенных). Круглоротые Хрящевые рыбы Костные рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие Какие классы животных данного подтипа мы уже изучили? Круглоротые Хрящевые рыбы Костные рыбы Земноводные Следовательно, представителей какого класса мы должны начать изучать на сегодняшнем уроке. Пресмыкающиеся Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока (обратите внимание на правильность написания данного слова и правильное его произношение). Давайте определим систематическое положение данного класса. Ребята, скажите, а что бы вам хотелось узнать про животных данного класса - кто такие? - откуда взялись? - где обитают? - особенности строения - особенности размножения - чем питаются? - классификацию - кто живёт в наших широтах? Хорошо, узнать хотите многое, и чтобы не терять время, давайте начнём отвечать на поставленные вами вопросы. Итак, кто такие? Ответить на данный вопрос нам помогут загадки-стишки Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Проходи, кто очень смел Змеи По реке плывёт бревно. Ох, и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Сразу нос он откусил Крокодилы На себе ношу я дом, От зверей я прячусь в нём. Черепахи Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но - ах! - Удрала, а хвост в руках Ящерицы Итак, мы с вами ответили на первый ваш вопрос. На прошлом уроке мы выяснили , что 300 млн лет назад появились первые земноводные. Что это был за период? Какой климат характерен для этого периода? (обучающиеся отвечают на вопросы). Однако, в конце периода климат стал сухим; многие водоёмы высыхают. ? К чему это может привести (в отношении жизни водных организмов? -Потомки первых земноводных стали развиваться по двум направлениям: одни остались около воды и превратились в современных земноводных, другие, наоборот, стали приспосабливаться к сухому климату и превратились в пресмыкающихся. А на третий вопрос вы знаете ответ и без меня. На уроках биологии, географии, окружающего мира да и вообще в фильмах книгах вы уже встречались с этими животными (какие фильмы художественные. документальные, передачи вы смотрели), так скажите в каких средах обитания мы их можем встретить? -водной - наземно-воздушной А в каких природных зонах и географических объектах? Степи, пустыни, леса, моря, океаны, реки Т.е. практически повсеместно Единственное, что мы должны с вами отметить, что чем выше температура окружающей среды (до определённых показателей), тем больше видов пресмыкающихся мы будем наблюдать. А почему, как вы думаете? - это холоднокровные животные, при низких температурах они впадают в оцепенение. Скажите, что помогает выжить любому живому организму в различных условиях? - приспособленность Что такое приспособленность? (особенности внешнего и внутреннего строения организмов, позволяющие им выжить в конкретных условиях) Итак, мы подошли к четвёртому, интересующему вас вопросу, особенности строения. Мы пока не изучали строение пресмыкающихся, но что вы уже сейчас о них можете мне рассказать? (исходя из их систематического положения)? Вот сейчас мы с вами определим, какие же приспособления, т.е. особенности внешнего и внутреннего строения помогают пресмыкающимся жить на суше. У вас на столе лежат информационные карточки. Вы читаете текст и определяете приспособления к наземной среде обитания (можете подчёркивать прямо в карточках) на эту работу 4-5 мин. Устно называют. Скажите, а на какие группы можно разделить эти приспособления? У нас получилось две группы, мы с вами совсем забыли про особенности размножения. Мы забыли, а вот не забыл и он нам сейчас расскажет об особенностях размножения пресмыкающихся. Сообщение одного обучающегося с видеосопровождением Вы прочитали текст, мы с вами обсудили, Нам приготовили сообщение, теперь давайте эти приспособления запишем в тетрадь. Приспособления I Покровы и окраска тела 1)Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками, щитками 2)Практически нет желёз 3)Покровительственная (маскирующая) окраска тела II Особенности внешнего и внутреннего строения 1)Голова подвижно соединена с туловищем 2)Сложное строение головного мозга 3)Хорошо развитые органы чувств 4)Глаз защищён веками, чаще мигающими (у змей сросшиеся) 5)Ячеистые лёгкие (лёгочное дыхание) 6)Передвижение на двух парах конечностей, расположенных по бокам тела IIIОсобенности размножения 1)Внутреннее оплодотворение (что это значит?) 2)Яйца покрыты снаружи прочной оболочкой (почему?) 3)В яйце содержится много желтка – питательного вещества (почему?) 4)Развитие без метаморфоза (как вы это понимаете?) 5) У некоторых наблюдается живорождение. Но вы должны понимать, что некоторые пресмыкающиеся вернулись в воду и у них появились приспособления к жизни в водной среде, но перечисленные признаки у них тоже остались, иначе их нельзя бы было отнести к данному классу Но об это мы будем говорить позже По предложенной иллюстрации докажите, что данное животное относится к пресмыкающимся (крокодил) Кожа покрыта щитками, сухая - на суше – дышит лёгкими 2 пары конечностей (без плавательной перепонке) по бокам тела Ещё из курса природоведения мы помним, что одним из свойств живых организмов является питание. На экране изображены различные представители изучаемого нами класса. Посмотрите на эти изображения и скажите, какой тип питания характерен для этих животных? Хищники (как это понимать?) Уничтожать своих жертв пресмыкающиеся могут по – разному: -ловить перебегающую реку зебру , перекусывать им горло, а затем съедать как делают это крокодилы, - кусать жертву за ногу вбрызгивая в рану слюну с большим количеством микробов, которые в конечном итоге убивают жертву как делают это современные драконы - вараны, - душить а потом полностью проглатывать как делают это некоторые змеи , т.е происходит это по –разному, но результат один - питание животными. Травоядные (как это понимать?) Можно сказать, что на нашей планете созданы все условия для жизни пресмыкающихся. И с момента их возникновения они ни чуть не изменились, не исчезали отдельные отряды, виды? Но на самом деле, на нашей планете не всегда были благоприятные условия, были условия, которые привели к исчезновению отдельных видов. А говорю я сейчас о динозаврах. Что же такое могло случиться? На этот вопрос нам ответит .Ученик. Сообщение о гипотезах вымирания динозавров Но ребята расстраиваться поздно, да и как не странно не мы в этом виноваты, сейчас нам нужно думать о ныне живущих пресмыкающихся. На нашей планете их немало. А сейчас, давайте посмотрим насколько вы хорошо усвоили материал сегодняшнего урока и что нам надо ещё раз проговорить (если есть необходимость). А теперь давайте вернёмся с вами на 40 минут назад. У нас остались нерешёнными два вопроса: классификация, особенности представителей каждого отряда. Всё многообразие ныне существующих животных модно разделить на четыре отряда Чешуйчатые , Черепахи, Крокодилы, Клювоголовые. Ну, а об особенностях животных этих классов мы поговори на следующем уроке. Д/з п. 27, Пресмыкающиеся. |