СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Добавочный скелет. Соединение костей"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок на тему "Добавочный скелет. Соединение костей" предназначен для учителей, преподающих в 8 классе по учебнику Л.Н. Сухоруковой. 

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Добавочный скелет. Соединение костей"»

8 класс, биология, 14.11.2018

Тема урока: Добавочный скелет. Соединение костей.

Цель: Продолжить формирование знаний о строении и свойствах костей, их химическом составе. Изучить типы соединения костей.

Задачи урока:

1. Продолжить формирование знаний о строении и свойствах костей, их химическом составе.

2. Изучить типы соединения костей. Развивать мышление и творческие способности учащихся.

3 . Воспитание бережного отношения к здоровью.

Оборудование. таблицы «Скелет человека», «Соединение костей», модель скелет человека, индивидуальные карточки задания.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

1. Функцию питания и роста кости выполняет:

1) губчатое вещество; 2) желтый костный мозг;

3) надкостница; 4) красный костный мозг.

2. Кости образованы:

1) межклеточным веществом; 2) эпителиальной тканью;

3) соединительной тканью

3. К плоским костям относятся:

1) ребра и лопатки; 2) лучевая и локтевая кости;

3) большая и малая берцовая кости; 4) ключицы

4. Рост костей происходит:

1) в течение всей жизни 2) до 24-25 лет

3) рефлекторно

4) в зависимости только от количества и качества пищи.

5. По какому признаку можно отличить кости молодого человека от костей старика?

1) в молодых костях выше содержание оссеина (органических веществ);

2) в молодых костях выше содержание солей;

3) в молодых костях меньше органических веществ.

6. В организме человека:

1) более 300 костей; 2) более 400 костей; 3) более 200 костей.

7. Присутствие каких веществ придаёт костям упругость?

1) минеральные вещества; 2) органические вещества; 3) вода

8. Присутствие каких веществ придаёт костям твёрдость?

1) минеральные вещества; 2) органические вещества; 3) вода


(Ответ: должно получиться число 34121321)

Работа в парах

Из предложенного перечня выберите только трубчатые кости. И ответьте на вопрос: Какое строение имеет трубчатая кость?

  1. Кости стопы

  2. Кости голени

  3. Кости предплечья

  4. Рёбра

  5. Лопатки

  6. Бедренная кость

  7. Тазовые кости

  8. Грудина

236



«Правильно - неправильно»

Работа в паре

Раскладываются 11 карточек, на которых записаны названия костей черепа (мозговой отдел черепа, лицевой отдел черепа, лобная кость, затылочная кость, теменные кости, височные кости, скуловые кости, носовые кости, непарная верхнечелюстная кость, нижнечелюстная кость, большое затылочное отверстие).

Вызываются два ученика, одному из них предлагается роль «ученика», другому – «учителя». Задание «ученику»: вытащить карточку, прочитать вслух название кости черепа и показать её. Задание «учителю»: оценить правильность ответа. Первая пара учеников вытаскивает 5 карточек, за каждый ответ правильный ответ + 1 балл, неправильный ответ – 1 балл.

Учитель оценивает правильность ответа «ученика» и «учителя», сложив полученные баллы. Учитель оценивает сразу обоих учеников. В течение 5 – 7 минут можно оценить две пары учеников.



«Лови ошибку»

Класс делится на 4 группы. Каждой группе предлагаются утверждения. Учащиеся выбирают правильные утверждения, при этом спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера, который оглашает ответ.

Работа в группах.

Задание группы №1.

  1. Кости черепа плоские, соединены друг с другом полуподвижно (неподвижно)

  2. Лишь одна кость - нижняя челюсть – с остальными костями соединена подвижно.

  3. У человека лучше развит лицевой отдел черепа (мозговой)

  4. Мозговой отдел черепа состоит из лобной, затылочной, двух теменных костей (двух височных)

  5. К лицевому отделу относятся парные скуловые, носовые кости, непарные верхнечелюстная и нижнечелюстная кости.



Задание группе №2.

  1. В нижней части черепа есть несколько мелких и одно крупное отверстие – большое затылочное отверстие.

  2. Позвоночник образован 31 – 32 позвонками, каждый из которых состоит тела, дуги с несколькими отростками (33 – 34)

  3. Дуги позвонков совпадают и образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

  4. Позвонки соединяются подвижно (полуподвижно), так как между ними имеются межпозвоночные хрящевые диски.

  5. Человек утром ниже (выше), чем вечером, так как хрящевая ткань эластична и может растягиваться и уплотняться ( когда мы спим, ее толщина увеличивается , а когда ходим – уменьшается)



Задание группе № 3.

  1. У всех млекопитающих 7 шейных позвонков.

  2. Грудные позвонки имеют суставные поверхности для сочленения их с ребрами.

  3. Самые мощные позвонки – поясничные.

  4. Позвонки соединены только межпозвоночными хрящевыми дисками (связками и мышцами)

  5. Позвоночник человека образует 4 изгиба шейный и спинной кифозы, грудной и крестцовый лордозы (шейный и спинной лордозы, грудной и крестцовый кифозы), появление которых связано с прямохождением.




Задание группе №4.

  1. Грудная клетка состоит из грудины, 10 (12) пар ребер, грудного отдела позвоночника.

  2. Грудная клетка защищает от повреждений расположенные в ней желудок (сердце) и легкие.

  3. Две нижние пары ребер с грудиной не связаны (сочленены только с позвонками), что позволяет всем ребрам при вдохе подниматься и раздвигаться в стороны, а при выдохе – опускаться и выталкивать воздух из них.

  4. Десять пар ребер полуподвижно (подвижно) соединены с позвонками и подвижно(полуподвижно) с грудиной.

  5. Развитию грудной клетки способствует физический труд, занятия физкультурой, спортом.


III Актуализация знаний.

1. В Казанской медицинской академии есть богатая коллекция скелетов, а среди них есть два скелета, один из которых имеет длину около 2-х метров, а другой совсем маленького роста. Каким же образом они оказались в медицинской академии? История появления их такова. Вблизи Казани, в лесах действовала банда разбойников, которые совершали набеги на торговые обозы. Но при помощи жандармов разбойники были пойманы и их прогнали через строй солдат, которые ударяли по ним железным прутом. В то время, за тяжкие грехи церковь не разрешила их хоронить, тогда решили их анатомировать. Вот и остались, эти скелеты по сей день. Как вы думаете,

- Почему они сохранились так долго? - Почему же кости у них такие упругие? (ответы учащихся)

2. Мы с вами знаем, что кости растут в толщину и в длину только в детстве и юности, а у взрослых этого не происходит. Но замена старого костного вещества новым продолжается всю жизнь. Был проведен такой опыт. У молодой собачки разрезали кожу на бедре и бедренную кость обвязали проволокой, затем кожу зашили. Шли годы, после смерти собаки проволочного кольца на поверхности не было, его нашли внутри кости. Почему? (ответы учащихся)

3. Великий анатом Андрий Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных, так как церковь запрещала вскрытие трупов, приносил домой, разбирал их, дойдя до такого совершенства, что мог с закрытыми глазами узнать любую кость. А можем ли мы, каким- то образом узнать определенную кость? Приведите примеры.

Мы рассмотрели особенности строения костей, их химический состав, значение опорно - двигательной системы. И мы узнали, что скелет человека образован разными типами костей. А вот как соединяются между собой кости в скелете, и в чем проявляется взаимосвязь строения и функции этих соединений, мы рассмотрим сегодня на нашем уроке.

IV Работа в группах постоянного состава


Задание 1 группе.

Изучите текст параграфа 18 «Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет», ответьте на вопросы:

  1. Какие кости составляют скелет поясов конечностей?

  2. Какие отделы составляют добавочный скелет?

  3. В чём проявляется приспособление верхних конечностей к труду, а нижних к опоре?


Задание 2 группе.

Изучите текст параграфа 18 «Соединение костей». Составьте схему:


Типы соединения костей



неподвижное полуподвижное подвижное




череп позвоночник грудная клетка сустав



Ответьте на вопросы:

  1.  Обоснуйте утверждение: «Тип соединения костей зависит от выполняемых ими функций»

  2. - Если человек прыгает с 2-х метровой высоты, повреждений может и не быть. А если упадет с 20 метровой высоты, то возможно повреждение. Почему же так?

Строение сустава

Сустав – одна кость имеет суставную ямку, в которую входит головка трубчатой кости. Поверхность суставной головки и суставной ямки покрыта очень гладким суставным хрящом. Надкостницы в суставе нет, её замещает суставной хрящ. Обе кости скреплены и заключены в суставную сумку. Полость сустава герметично закрыта.

Внутри её давление ниже атмосферного, поэтому кости прижаты друг к другу. Внутренняя стенка суставной сумки постоянно выделяет суставную жидкость, что облегчает движение костей в суставе.

В стенках суставной сумки есть складки, когда мышцы прижимают головки костей друг к другу, суставная жидкость уходит в складки, а хрящ одной кости вдавливается в суставной хрящ другой → трение увеличивается, поверхности костей не скользят → сустав зафиксирован, кости лишены подвижности.


  • Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность?

  • Знакомы ли вам такие понятия как, шарнир, трение, давление? Какая наука изучает эти понятия? А встречались ли вы  с этими понятиями сегодня на уроке? Приведите примеры.


Выполните лабораторную работу «Строение и функции суставов»

Закрепление.

Составить синквейн на тему «сустав»

1. суставы

2. Гладкие, скользкие.

3. облегчают, уменьшают, участвуют

4. Участвуют в движении.

5. вращатели


Рефлексия

- Что узнал нового и важного для себя?

- Чему научились?

- Какие выводы сделали?



Домашнее задание параграф 18


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!