СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: «Человек как часть живой природы, его место в системе органического мира»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Человек как часть живой природы, его место в системе органического мира»»

Урок на тему:

«Человек как часть живой природы, его место в системе органического мира»

Цель урока:

  1. Определить положение человека в системе органического мира, выявить черты сходства человека и животных, а также причины формирования этих черт.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Знакомство с учебником.

Учитель рассказывает о содержании курса «Человек и его здоровье» (на примере данного учебника), знакомит учащихся со структурой учебника, аппаратом ориентировки (оглавление, вопросы и задания для закрепления знаний – рубрики «Проверьте свои знания», «Какие утверждения верны?», «Выберите правильный ответ», «Рассмотрите рисунок», термины – рубрика «Запишите в словарик», практические работы).

  1. Изучение нового материала.

Человеческое тело – это сложный, целостный организм, способный существовать в окружающем мире, преобразовывать его, взаимодействовать с другими существами; творить, передавать информацию; испытывать эмоции, желания, чувства, реализуемые в произведениях искусства, культуре, традициях. Человеческое тело является результатом длительной эволюции живой природы – миллионы лет; состоит из множества различных по своим функциям клеток и тех же химических элементов, которые встречаются в составе живой и неживой природы нашей планеты. И все это может служить доказательством его естественного происхождения.

Систематическое положение человека в мире живой природы:

Империя Клеточных

Надцарство Ядерных

Царство Животных

Подцарство Многоклеточных

Тип Хордовых

Подтип Позвоночных

Класс Млекопитающих

Подкласс Плацентарных

Отряд Приматов

Подотряд Человекообразных обезьян

Семейство Гоминид

Род Человек

Вид Человек разумный (Homosapiens)

Сходство человека с хордовыми:

1. Хорда – осевой скелет, формирующийся как выпячивание клеток энтодермы зародыша. Над хордой развивается нервная трубка, а под ней – первичная кишка.

2. Опорно-двигательная система представлена скелетом головы, туловища, конечностей и дифференцированной мышечной системой.

3. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом, имеет трубчатое строение и расположена в спинной области тела.

4. Кровеносная система замкнутая, состоит из сердца и сосудов.

5. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через носоглотку.

Сходство человека с млекопитающими:

1. Живорождение и вскармливание детенышей молоком, наличие молочных желез.

2. Плацентарное развитие плода, сходные стадии эмбрионального развития.

Сходные стадии эмбрионального развития: на ранних стадиях развития зародыш человека имеет хорду, вокруг которой впоследствии развиваются позвонки. По бокам шейного отдела – зачатки жаберных щелей. К концу второго месяца заметен хвост, состоящий из 5 зачаточных копчиковых позвонков. Позднее хвост задерживается в развитии и превращается в копчик, скрытый за стенками таза. Затем формируются конечности. В 5 месяцев весь зародыш покрыт мягкими волосами, причем их расположение такое же, как у обезьян. Волосы отсутствуют лишь на ладонях, подошвах и губах. К 6–7 месяцам волосы выпадают и остаются лишь на голове. Мозг месячного зародыша обнаруживает сходство с мозгом рыб, но затем передний мозг развивается гораздо быстрее. У 7-месячного зародыша поверхность мозга приобретает извилины.

3. Постоянная температура тела.

4. Наличие диафрагмы.

5. 7 шейных позвонков.

6. Два поколения дифференцированных зубов.

7. Четырехкамерное сердце.

8. Наружное ухо.

9. Волосяной покров тела, сходное строение кожи.

Сходство человека с приматами:

1. Пятипалые конечности с подвижными пальцами, при этом большой палец противопоставлен остальным, наличие ногтей.

2. Сходные пропорции тела и строение губ, наружного уха и носа.

3. Мимическая мускулатура.

4. Общие особенности состава крови, структуры ДНК и белков.

5. Сходные заболевания инфекционной и паразитарной природы.

6. Стадные отношения, жизнь в обществе.

Обезьяны проявляют заботу даже о детенышах других отрядов и классов животных, уносят с собой раненых и убитых сородичей.

Пример. Как-то охотники встретили большое стадо обезьян, переходящих долину. Часть обезьян уже взобралась на скалу, а другие еще остались в долине, и вдруг на них напали собаки. При приближении собак старые самцы соскочили со скалы, издавая ужасные крики, скрежеща зубами и ударяя лапами о землю. Глаза их сверкали таким бешенством, что собаки обратились в бегство. Одна маленькая обезьянка отбилась от стаи и с громким и жалобным криком вскочила на обломок скалы. В ту же минуту она была окружена собаками. Но в это время один из самых сильных самцов спустился с горы, не торопясь и не обращая внимания на людей и собак, медленно взобрался на скалу и увел детеныша с собой. Это было так неожиданно, что собаки спокойно пропустили обезьян перед собой, а люди, пораженные героизмом вожака, не осмелились стрелять, несмотря на их близость.

7. Выражение эмоций.

Обезьяны способны краснеть и бледнеть, бросать в своих врагов камни, палки, грязь. Горилла в гневе рвет на себе волосы и стучит руками по земле. Недовольный шимпанзе, у которого отнимают апельсин, оттопыривает и надувает губы, а рассерженный орангутанг поворачивается к обидчику спиной. Молодые шимпанзе хихикают, если их пощекотать. Когда умирает детеныш, мать плотно закрывает глаза, раскрывает рот и оглушительно кричит.

8. Бинокулярное зрение.

9. Лицевая часть лишена волос, ступни и ладони голые.

Как особый признак сходства человека с животными можно рассмотреть наличие рудиментов и атавизмов.

Рудименты – органы, сохранившиеся у человека, но утратившие свое биологическое значение (волоски на теле, копчиковые позвонки, ушные мышцы, полулунная складка во внутреннем углу глаза, зубы мудрости, слепая кишка, бугорок на ушной раковине).

Рудименты человека:

1) В углу глаза человека имеется небольшая мясистая мигательная перепонка в форме полулунной складки. Она является остатком третьего века, хорошо развитого у птиц и рептилий, защищающего и смачивающего поверхность роговицы глаза.

2) Бугорок на ушной раковине, так называемый дарвинов бугорок, является рудиментарным остатком вершины остроконечного уха животных предков человека. Видимо, такая форма обеспечивала лучшее улавливание звуков.

3) Аппендикс – небольшой участок кишечника, содержащий у человека лимфоидную ткань и участвующий в иммунных реакциях. У травоядных, в особенности жвачных, слепая кишка и аппендикс были сильно развиты и служили для переваривания пищи, сбраживая ее с помощью бактерий.

4) Зубы мудрости прорезаются у человека поздно, и возможно, со временем исчезнут, у 40–50 % людей они вообще не встречаются. У животных предков эти зубы выполняли функцию пережевывания твердой пищи.

5) В коже человека сохранились мельчайшие мышечные волокна, при помощи которых поднимаются от страха или от холода волоски, рассеянные на теле. У животных такая реакция служила способом терморегуляции и выражения сильных эмоций, например агрессии.

Атавизмы – проявление у человека признаков далеких предков, утраченных в процессе эволюции (хвостатость, избыточное оволосение, многососковость, увеличение клыков и наличие когтей, шейная фистула).

  1. Закрепление и подведение итогов урока.

Самостоятельная работа по вопросам на стр. 8: «Какие утверждения верны? Выберите правильный ответ». Проверка ответов, выборочно.

– Вопросы по рисунку на стр. 9.

Вывод. Человек занимает определенное место в системе живой природы и проявляет явные черты сходства с животными, особенно с приматами, что можно объяснить общностью происхождения.

  1. Домашнее задание. Изучить материал стр. 5-8, устно ответить на вопрос рубрики «Подумайте!» на стр. 12






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!