ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
(ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)
Урок на тему:
«Агропромышленный комплекс.
Состав и значение АПК»
10 класс
Подготовила урок учитель географии О.И.Лопатина
Зерноград 2019г.
Тема: «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать усвоения таких понятий, как агропромышленный комплекс;
- сформировать умения по определению агропромышленного комплекса.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, сравнивать;
- развивать самостоятельность школьников, участие в дискуссиях на тему «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»;
- развивать познавательный интерес, внося в содержание урока элементы новизны и связи их с жизнью человека – как влияет на жизнь людей агропромышленный комплекс.
Воспитательные:
- формирование основных мировоззренческих идей, причинно-следственных связей;
Новые знания: агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное машиностроение, растениеводство, животноводство.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Средства обучения: карта лесная промышленность, карты атласа, учебник Е.М. Домогатского География. Население и хозяйство. 9 класс.
Ход урока
Организационный момент
I. Актуализация опорных знаний.
Ребята, сегодня мы на уроке будем изучать тему: «Агропромышленный комплекс». Но до этого вспомним нашу предыдущую тему и ответим на вопросы:
– На какие группы подразделяются леса по характеру использования?
– Из каких производств состоит лесная промышленность?
– Где ведется заготовка леса?
– Где расположены центры лесопиления
– В каком районе очень развита целлюлозно-бумажная промышленность?
– Что называют лесопромышленным комплексом
– Где построены такие комплексы?
– В каких базах сконцентрирована лесная промышленность?
II. Изучение нового материала.
– Как уже отмечалось, сегодняшняя наша тема: «Агропромышленный комплекс». Сегодня мы с вами рассмотрим состав и значение АПК. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему.
Агропромышленный комплекс – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.
Этот комплекс занимает особое место в жизни общества, так как обеспечивает людей продовольствием. Это – главная задача АПК.
Структура АПК: три основных звена АПК и их состав. Рассмотрим рис.79 на стр.171 учебника
В составе АПК выделяют три основных звена, каждое из которых выполняет свою определенную функцию.
Практическая работа № 6 «Составление типовой схемы АПК»
Что же объединяет эти звенья в единый комплекс?
Для выполнения своей главной задачи АПК недостаточно только произвести сельскохозяйственную продукцию. Ее нужно сохранить, качественно переработать и вовремя доставить населению. Сельское хозяйство не может справиться с этим без помощи других отраслей. Поэтому его связи с другими звеньями комплекса постоянно крепнут и расширяются.
Пропорции, сложившиеся между отдельными звеньями российского АПК, несовершенны. В нем недостаточно развиты обслуживающие и перерабатывающие отрасли.
Первое звено АПК обеспечивает его машинами и оборудованием, удобрениями, ядохимикатами и пр. От него во многом зависят успехи всего комплекса, поскольку оно обеспечивает такие важные процессы, как механизация и автоматизация АПК. АПК использует огромное количество разнообразной техники: тракторы, грузовые автомобили, экскаваторы.
Сельскохозяйственная техника достаточно громоздка, ее трудно перевозить. Поэтому места ее производства приближены к районам потребления.
Отрасли первого звена не полностью обеспечивают АПК своей продукцией. Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тыс. видов техники. Из них отечественная промышленность может производить чуть более половины. К тому же качество российских машин невысокое при очень высоких ценах. Поэтому за годы кризиса обеспеченность сельскохозяйственных предприятий техникой снизилась. Уровень механизации в картофелеводстве составил 50%, в овощеводстве – около 30%, в скотоводстве – 70%. Почти в 7 раз сократилось внесение минеральных удобрений.
– Что составляет второе, центральное звено АПК?
– Да, от других отраслей хозяйства его отличают: 1) сильная зависимость от природных условий, которые в России очень разнообразны; 2) сезонность производства большей части сельскохозяйственной продукции вследствие природных особенностей России;
3) использование живых организмов (растений, животных), которые растут и развиваются по определенным биологическим законам; 4) использование земли в качестве незаменимого средства труда и одновременно предмета труда.
– Как вы думаете, площадь земель ограничена или не ограничено?
– Правильно, площадь земель ограничена и не может постоянно расширяться. Качество и плодородие земель различно, при правильном использовании оно может повышаться, но только до определенного предела. Россия располагает огромной земельной площадью – 1709,9 млн. га. Но значительная ее часть приходится на тундру, тайгу, горные массивы. Только 221 млн. га (13%) составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве. Доля же самых ценных земель – пашни – всего 7% (117 млн. га). Однако в сравнении с другими развитыми странами мира российские показатели достаточно высоки. Но на уровень развития сельскохозяйственного производства страны это оказывает незначительное влияние.
Значительная часть сельскохозяйственных угодий страны подвержена переувлажнению и заболачиванию (20%), засолению (18%), водной и ветровой эрозии (23%), засухе (в отдельные годы – до 77%). Всего же в защите от неблагоприятных природных условий нуждается 58% пашни и 95% пастбищ. В связи с этим для России огромное значение имеет мелиорация земель.
Мелиорация – система мероприятий, направленных на улучшение гидрологических, почвенных и других свойств земель с целью наиболее эффективного их использования. Сейчас мелиорировано всего 5% сельскохозяйственных угодий.
III. Закрепление нового материала.
– Мы с вами сегодня изучили тему: «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК». И теперь ответим на следующие вопросы:
– Что называют агропромышленным комплексом?
– Что составляет первое звено АПК?
– Где производят зерноуборочные комбайны?
- Что составляет второе звено АПК?
– Из каких направлений состоит сельское хозяйство?
– Что такое мелиорация?
IV. Домашнее задание: параграф 27, стр. 170-171. Начертить в тетради «Структуру АПК», стр. 171 учебника.
V. Итог.
Выставление оценок.