СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК» 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательные:

- сформировать усвоения таких понятий, как агропромышленный комплекс;

- сформировать умения по определению агропромышленного комплекса.

Развивающие:

развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, сравнивать;

развивать самостоятельность школьников, участие в дискуссиях на тему «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»;

- развивать познавательный интерес, внося в содержание урока элементы новизны и связи их с жизнью человека – как влияет на жизнь людей агропромышленный комплекс.

Воспитательные:

-  формирование основных мировоззренческих идей, причинно-следственных связей;

Новые знания: агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное машиностроение, растениеводство, животноводство.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Средства обучения: карта лесная промышленность, карты атласа, учебник Е.М. Домогатского География. Население и хозяйство. 9 класс.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК» 10 класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

(ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)










Урок на тему:

«Агропромышленный комплекс.

Состав и значение АПК»

10 класс







Подготовила урок учитель географии О.И.Лопатина











Зерноград 2019г.



Тема: «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»

Цели урока:

Образовательные:

- сформировать усвоения таких понятий, как агропромышленный комплекс;

- сформировать умения по определению агропромышленного комплекса.

Развивающие:

развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, сравнивать;

развивать самостоятельность школьников, участие в дискуссиях на тему «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»;

- развивать познавательный интерес, внося в содержание урока элементы новизны и связи их с жизнью человека – как влияет на жизнь людей агропромышленный комплекс.

Воспитательные:

- формирование основных мировоззренческих идей, причинно-следственных связей;

Новые знания: агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное машиностроение, растениеводство, животноводство.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Средства обучения: карта лесная промышленность, карты атласа, учебник Е.М. Домогатского География. Население и хозяйство. 9 класс.


Ход урока

Организационный момент

I. Актуализация опорных знаний.

Ребята, сегодня мы на уроке будем изучать тему: «Агропромышленный комплекс». Но до этого вспомним нашу предыдущую тему и ответим на вопросы:

– На какие группы подразделяются леса по характеру использования?

– Из каких производств состоит лесная промышленность?

– Где ведется заготовка леса?

– Где расположены центры лесопиления

– В каком районе очень развита целлюлозно-бумажная промышленность?

– Что называют лесопромышленным комплексом

– Где построены такие комплексы?

– В каких базах сконцентрирована лесная промышленность?

II. Изучение нового материала.

– Как уже отмечалось, сегодняшняя наша тема: «Агропромышленный комплекс». Сегодня мы с вами рассмотрим состав и значение АПК. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему.

Агропромышленный комплекс – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.

Этот комплекс занимает особое место в жизни общества, так как обеспечивает людей продовольствием. Это – главная задача АПК.

Структура АПК: три основных звена АПК и их состав. Рассмотрим рис.79 на стр.171 учебника

В составе АПК выделяют три основных звена, каждое из которых выполняет свою определенную функцию.

Практическая работа № 6 «Составление типовой схемы АПК»

Что же объединяет эти звенья в единый комплекс?

Для выполнения своей главной задачи АПК недостаточно только произвести сельскохозяйственную продукцию. Ее нужно сохранить, качественно переработать и вовремя доставить населению. Сельское хозяйство не может справиться с этим без помощи других отраслей. Поэтому его связи с другими звеньями комплекса постоянно крепнут и расширяются.

Пропорции, сложившиеся между отдельными звеньями российского АПК, несовершенны. В нем недостаточно развиты обслуживающие и перерабатывающие отрасли.

Первое звено АПК обеспечивает его машинами и оборудованием, удобрениями, ядохимикатами и пр. От него во многом зависят успехи всего комплекса, поскольку оно обеспечивает такие важные процессы, как механизация и автоматизация АПК. АПК использует огромное количество разнообразной техники: тракторы, грузовые автомобили, экскаваторы.

Сельскохозяйственная техника достаточно громоздка, ее трудно перевозить. Поэтому места ее производства приближены к районам потребления.

Отрасли первого звена не полностью обеспечивают АПК своей продукцией. Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тыс. видов техники. Из них отечественная промышленность может производить чуть более половины. К тому же качество российских машин невысокое при очень высоких ценах. Поэтому за годы кризиса обеспеченность сельскохозяйственных предприятий техникой снизилась. Уровень механизации в картофелеводстве составил 50%, в овощеводстве – около 30%, в скотоводстве – 70%. Почти в 7 раз сократилось внесение минеральных удобрений.

– Что составляет второе, центральное звено АПК?

– Да, от других отраслей хозяйства его отличают: 1) сильная зависимость от природных условий, которые в России очень разнообразны; 2) сезонность производства большей части сельскохозяйственной продукции вследствие природных особенностей России;

3) использование живых организмов (растений, животных), которые растут и развиваются по определенным биологическим законам; 4) использование земли в качестве незаменимого средства труда и одновременно предмета труда.

– Как вы думаете, площадь земель ограничена или не ограничено?

– Правильно, площадь земель ограничена и не может постоянно расширяться. Качество и плодородие земель различно, при правильном использовании оно может повышаться, но только до определенного предела. Россия располагает огромной земельной площадью – 1709,9 млн. га. Но значительная ее часть приходится на тундру, тайгу, горные массивы. Только 221 млн. га (13%) составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве. Доля же самых ценных земель – пашни – всего 7% (117 млн. га). Однако в сравнении с другими развитыми странами мира российские показатели достаточно высоки. Но на уровень развития сельскохозяйственного производства страны это оказывает незначительное влияние.

Значительная часть сельскохозяйственных угодий страны подвержена переувлажнению и заболачиванию (20%), засолению (18%), водной и ветровой эрозии (23%), засухе (в отдельные годы – до 77%). Всего же в защите от неблагоприятных природных условий нуждается 58% пашни и 95% пастбищ. В связи с этим для России огромное значение имеет мелиорация земель.

Мелиорация – система мероприятий, направленных на улучшение гидрологических, почвенных и других свойств земель с целью наиболее эффективного их использования. Сейчас мелиорировано всего 5% сельскохозяйственных угодий.

III. Закрепление нового материала.

– Мы с вами сегодня изучили тему: «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК». И теперь ответим на следующие вопросы:

– Что называют агропромышленным комплексом?

– Что составляет первое звено АПК?

– Где производят зерноуборочные комбайны?

- Что составляет второе звено АПК?

– Из каких направлений состоит сельское хозяйство?

– Что такое мелиорация?

IV. Домашнее задание: параграф 27, стр. 170-171. Начертить в тетради «Структуру АПК», стр. 171 учебника.

V. Итог.

Выставление оценок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!