СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки для 7 класса на тему "Рок-опера А.Рыбникова "Юнона и Авось". Урок 1

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробная авторская презентация к уроку по заявленной теме

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки для 7 класса на тему "Рок-опера А.Рыбникова "Юнона и Авось". Урок 1»

Урок Музыки в 7 классе Автор: Ефимова Светлана Александровна Рок-Опера  «Юнона и Авось»

Урок Музыки в 7 классе

Автор: Ефимова Светлана Александровна

Рок-Опера «Юнона и Авось»

Цель: Познакомиться с первой отечественной рок-оперой и её авторами Рассмотреть сюжет оперы и перечислить главных героев Прослушать и разучить фрагменты оперы

Цель:

  • Познакомиться с первой отечественной рок-оперой и её авторами
  • Рассмотреть сюжет оперы и перечислить главных героев
  • Прослушать и разучить фрагменты оперы

I. История создания оперы:

  • В 1978 году композитор  Алексей Рыбников  показал режиссёру  Марку Захарову  свои музыкальные импровизации на темы  православных песнопений . Захарову понравилась музыка, и тогда же возникла идея создать на её основе музыкальный спектакль на сюжет « Слова о полку Игореве ». Он обратился с этим предложением к поэту  Андрею Вознесенскому  (это была их первая встреча), однако тот эту идею не поддержал:
  • Тогда я был наглый молодой поэт, мне казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по «Слову о полку Игореве», в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно, был или нет автор «Слова». Я говорю: «У меня есть своя поэма, она называется „Авось!“ о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к шестнадцатилетней Кончите, давайте сделаем оперу по этой поэме». Марк растерялся немножечко и сказал: «Давайте я почитаю». На следующий день он мне сказал, что он согласен и что мы сделаем оперу, причём выбор композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был счастливый выбор. [2]
  • В основу  либретто  была действительно положена поэма «Авось» (1970), хотя для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены. Слово « рок-опера » авторы заменили на «современная  опера », поскольку за рок-музыкой в то время был строгий контроль со стороны властей. Постановка танцевальных номеров была осуществлена балетмейстером  Владимиром Васильевым , который также изначально почувствовал, что готовящаяся постановка не имеет аналогов на советской сцене.
Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене  Московского театра имени Ленинского комсомола , в главных ролях были задействованы  Николай Караченцов  (граф Резанов),  Елена Шанина  (Кончита),  Александр Абдулов  (Фернандо). Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова, на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам: Западная пресса среагировала так, будто мы делали премьеру на Бродвее, а не в советской Москве. После этого меня очень надолго подвинули в тень. Спектакль играли, но не выпускали за рубеж, очень долго не выходила пластинка (на спектакль ведь ходит 800 человек 2-3 раза в месяц, а пластинка — это массовая известность). Меня даже не признавали автором, не подписывали со мной договор, и я судился с Министерством культуры СССР, на суд приходили иностранные корреспонденты… Выиграв суд, я попал в категорию людей, с которыми лучше вообще не связываться. [4] Однако через некоторое время благодаря  Пьеру Кардену  состоялись гастроли театра « Ленком » в  П
  • Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене  Московского театра имени Ленинского комсомола , в главных ролях были задействованы  Николай Караченцов  (граф Резанов),  Елена Шанина  (Кончита),  Александр Абдулов  (Фернандо). Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова, на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам:
  • Западная пресса среагировала так, будто мы делали премьеру на Бродвее, а не в советской Москве. После этого меня очень надолго подвинули в тень. Спектакль играли, но не выпускали за рубеж, очень долго не выходила пластинка (на спектакль ведь ходит 800 человек 2-3 раза в месяц, а пластинка — это массовая известность). Меня даже не признавали автором, не подписывали со мной договор, и я судился с Министерством культуры СССР, на суд приходили иностранные корреспонденты… Выиграв суд, я попал в категорию людей, с которыми лучше вообще не связываться. [4]
  • Однако через некоторое время благодаря  Пьеру Кардену  состоялись гастроли театра « Ленком » в  П
  • Однако через некоторое время благодаря  Пьеру Кардену  состоялись гастроли театра « Ленком » в  Париже  и на  Бродвее  в  Нью-Йорке , затем в Германии, Нидерландах и других странах.
  • В « Ленкоме » за тридцать с лишним лет спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Исполнители главных ролей несколько раз менялись, хотя в роли Николая Резанова неизменно, вплоть до несчастного случая, выступал  Николай Караченцов . В настоящее время роль Резанова исполняет  Дмитрий Певцов . Роль Фернандо после А.Абдулова "унаследовал"  Виктор Раков . Роль Кончиты играли  Анна Большова , затем  Алла Юганова .
  • 31 декабря 1985 года на сцене ДК им. Капранова в Санкт-Петербурге состоялась премьера рок-оперы в исполнении  ВИА   «Поющие гитары»  (впоследствии ставшего  Санкт-Петербургским театром «Рок-опера» ). Данная сценическая версия отличалась от постановки «Ленкома». В частности, режиссёр  Владимир Подгородинский  ввёл в спектакль нового персонажа — Звонаря, фактически «овеществлённую» душу Николая Резанова. Звонарь практически лишён слов и лишь сложнейшей пластикой и эмоциональным настроем передаёт метания души главного героя. По воспоминаниям,  Алексей Рыбников , присутствовавший на премьере, признал, что «Поющие гитары» более точно воплотили идею создателей оперы, сохранив авторский жанр оперы-мистерии и оригинальную драматургию Вознесенского. Летом 2010 года в Санкт-Петербурге состоялось двухтысячное исполнение «Юноны и Авось» в исполнении  театра «Рок-опера» .
II. Композитор: Алексе́й Льво́вич Ры́бников  ( 17 июля   1945 ,  Москва ,  СССР ) — советский и российский  композитор .  Народный артист Российской Федерации  (1999) [1] . Лауреат  Государственной премии России  (2002).

II. Композитор:

  • Алексе́й Льво́вич Ры́бников  ( 17 июля   1945МоскваСССР ) — советский и российский  композиторНародный артист Российской Федерации  (1999) [1] . Лауреат  Государственной премии России  (2002).
III. Автор сюжета: Андре́й Андре́евич Вознесе́нский  ( 12 мая   1933 года ,  Москва  —  1 июня   2010 года [4] ,  Переделкино , ныне  Москва ) — советский и российский  поэт ,  публицист ,  художник  и  архитектор .  Лауреат Государственной премии СССР  ( 1978 ) и  Премии Правительства РФ  ( 2010 , посмертно).

III. Автор сюжета:

  • Андре́й Андре́евич Вознесе́нский  ( 12 мая   1933 годаМосква  —  1 июня   2010 года [4]Переделкино , ныне  Москва ) — советский и российский  поэтпублицистхудожник  и  архитекторЛауреат Государственной премии СССР  ( 1978 ) и  Премии Правительства РФ  ( 2010 , посмертно).
IV. Сюжет: Сюжет поэмы «Юнона и Авось» (1970) и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящён путешествию русского государственного деятеля  Николая Петровича Резанова  в  Калифорнию  в  1806  и его встрече с юной  Кончитой  Аргуэльо , дочерью коменданта  Сан-Франциско . По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в  Ванкувере , когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». [6]  Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским.

IV. Сюжет:

  • Сюжет поэмы «Юнона и Авось» (1970) и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящён путешествию русского государственного деятеля  Николая Петровича Резанова  в  Калифорнию  в  1806  и его встрече с юной  Кончитой Аргуэльо , дочерью коменданта  Сан-Франциско .
  • По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в  Ванкувере , когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». [6]  Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским.
Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в  Калифорнию  для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на  Аляске . Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в  Санкт-Петербург , чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в  Красноярске  в возрасте 43 лет (годы жизни Резанова 1764—1807). Кончита не верила доходившим до неё сведениям о смерти жениха. Только в  1842  английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала  обет молчания , а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в  Монтеррее , где провела почти два десятилетия и скончалась в  1857 году .
  • Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в  Калифорнию  для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на  Аляске . Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в  Санкт-Петербург , чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в  Красноярске  в возрасте 43 лет (годы жизни Резанова 1764—1807). Кончита не верила доходившим до неё сведениям о смерти жениха. Только в  1842  английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала  обет молчания , а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в  Монтеррее , где провела почти два десятилетия и скончалась в  1857 году .
А спустя ещё полтора века, произошёл символический акт воссоединения влюблённых. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города  Бениша , где похоронена Кончита Аргуэльо, привёз в Красноярск горсть земли с её могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова «Я тебя никогда не забуду», а на другой — «Я тебя никогда не увижу».
  • А спустя ещё полтора века, произошёл символический акт воссоединения влюблённых. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города  Бениша , где похоронена Кончита Аргуэльо, привёз в Красноярск горсть земли с её могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова «Я тебя никогда не забуду», а на другой — «Я тебя никогда не увижу».
V. Главные герои: сами? 1. 2. 3.

V. Главные герои: сами?

  • 1.
  • 2.
  • 3.
V. Главные герои: сами? 1. Граф Николай Петрович Резанов (42 года, вдовец) 2. Кончита Аргуэльо (16 лет, дочь губернатора Калифорнии) 3. Фернандо (жених Кончиты)

V. Главные герои: сами?

  • 1. Граф Николай Петрович Резанов (42 года, вдовец)
  • 2. Кончита Аргуэльо (16 лет, дочь губернатора Калифорнии)
  • 3. Фернандо (жених Кончиты)
VI. Актёры:  Николай Караченцов и Анна Большова

VI. Актёры: Николай Караченцов и Анна Большова

Дмитрий Певцов

Дмитрий Певцов

VII. Слушание:

VII. Слушание:

Фрагменты: 1. Дуэт «Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду» 2. Белый шиповник 3. Аллилуйя 4. Ангел, стань человеком 5. 35 лет ожидания 6. Боже, услышь меня

Фрагменты:

  • 1. Дуэт «Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду»
  • 2. Белый шиповник
  • 3. Аллилуйя
  • 4. Ангел, стань человеком
  • 5. 35 лет ожидания
  • 6. Боже, услышь меня
Домашнее задание: Слова дуэта «Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду» выучить наизусть

Домашнее задание:

  • Слова дуэта «Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду» выучить наизусть


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!