Учитель. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Ребята, откуда эти строки? Дети. «Сказка о царе Салтане» . Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». Познакомимся с ее музыкальной живописью. Ребята, а может быть вы знаете - кто сочинил «Сказку о царе Салтане»? Дети. А. С. Пушкин. (слайд № 2) Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров? Дети. Волшебством. Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора? Дети. Римский – Корсаков. (слайд № 3) Учитель. Правильно ребята. Давайте все вместе повторим фамилию композитора 3-4. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений. (слайд № 4) « В синем небе звезды блещут В синем море волны хлещут Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая девица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам…» Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.
Учитель. Ребята, может кто-то уже знает, что такое опера? Дети. Нет Учитель. Опера это музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина. Фанфары начинают каждую картину оперы. Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов. Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки? Дети. Со вступления.
Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы «Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись. Но перед этим вспомним правила прослушивания Правила слушания: 1. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки. 2. Сосредоточитесь и слушайте внимательно. 3. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.
Слушание. (слайд № 5) Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки? Дети. Помогла. Учитель. А каким образом? Дети. Звучали разные инструменты. (слайд № 6) Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. Одинаково звучали инструменты? Как они звучали? Дети. По разному Учитель. Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах. Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий). Показ на синтезаторе различие звучания. Учитель. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и определение слова: Регистр.(слайд № 7) (дети записывают определение регистр) И так, мы находимся в театре. Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками. Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо. Дети. Белка. (слайд № 8) Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке? (Дети рассказывают или учитель читает выразительно Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка. (Просмотр видео фрагмента) Дети. Белка поет в высоком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Но перед этим вспомним правила прослушивания Правила слушания: 1. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки. 2. Сосредоточитесь и слушайте внимательно. 3. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.
Как она звучит? Дети. (Легко, отрывисто, подвижно). Учитель. А в каком регистре звучала тема белки? Дети. Тема белки звучала в высоком регистре. Учитель. Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане» Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите.) (слайд № 9) Проговорим слова Во саду ли, в огороде Девица гуляла. Она ростом невеличка Лицом круглоличка. За ней ходит, за ней бродит Молодой молодчик. Он и ходит, он и носит Дороги подарки. Поем. Добиваемся чистоты пения. А сейчас антракт. Мы поиграем в оркестр. (слайд № 10) Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши. (Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.) Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (слайд № 11) « В чешуе как жар горя 33 богатыря…» Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор? (Просмотр видео фрагмента) Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре. Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь. ( Звучит фрагмент) Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный. В каком регистре звучал марш? Дети. Марш звучал в низком регистре. Учитель. Молодцы ребята. Я вижу, что вы устали давайте встанем на физкультминутку.
Физкультминутка закончена, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане». Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» (слайд № 12) Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она? Дети. Красивая, волшебная, таинственная… Учитель. Посмотрите как изображена Царевна-Лебедь в сказке. (Просмотр видео фрагмента) А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков (Звучит фрагмент) Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским? (У многих детей совпало) Учитель. Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.
А сейчас мы с вами повторим песню композитора Ольги Осиповой «Наступила осень» Повторим, как зовут композитора вслух все вместе - "3-4" - На слайде вы видите текст этой песни. Сейчас я буду читать первый куплет и припев – вы внимательно слушаете, потом будете повторять за мной. - Сейчас мы будем петь песню. На проигрыше (когда мы ничего не поем) мы будем хлопать в ладоши. С каким настроением мы должны ее петь? -Итак, ребята, встали из-за парт, подровняли спинки. По знаку моей руки мы начинаем петь! - Ребята, молодцы! А теперь давайте первый куплет будут петь девочки, припев поем вместе, второй куплет – поют мальчики, припев –все вместе, третий куплет – поем все вместе и припев соответственно тоже все вместе. Итак внимание: по знаку моей руки мы начинаем петь! Учитель. Ребята! С чем мы сегодня познакомились? Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане» Учитель. Кто написал эту оперу? Дети. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане».(слайд № 13)
Задание на дом: Изобразить на альбомном листе иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане». (слайд № 15) Учитель. Спасибо за работу на уроке. (слайд № 16) |