СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки "Что за прелесть эти сказки! Три чуда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 4 классса УМК "Школа России". 

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки "Что за прелесть эти сказки! Три чуда"»

Конспект урока

Класс: 4 «Б»

Предмет: Музыка

Тема урока: «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»

Тип урока: введение нового знания.

Программа: автор - Е.Г. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина; раздел - «День, полный событий», урок №4

Цель урока: Формирование музыкальной культуры школьников как части их общей духовной культуры.

Дидактическая цель урока сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.

Задачи:

 Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;

- Познакомить учащихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (опера «Сказка о царе Салтане»);

- Вызвать эмоциональный отклик на музыку Н.А.Римского-Корсакова;

- Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.

Оборудование Музыкальный материал: Н.А.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане, мультфильм «Сказка о царе Салтане», песня «Наступила осень».

Дидактические средства: конспект, карточки для рефлексии.







Этапы урока

Деятельность учителя и учеников

УУД

1.Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Валерьевна, урок музыки сегодня проведу я. Присаживаетесь.


Познавательные: Восприятие информации, эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу. Личностные:умение высказывать свою точку зрения, обосновывая свой ответ. Регулятивные: осуществление самоконтроля, планирование деятельности. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка темы урока

























Изучение нового материала

























Прослушивание вступления к опере Римского-Корсакова

«Сказка о царе Салтане»







































Прослушивание музыкальную темы белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.















Вокально хоровая работа. Разучивание песни

Белки из оперы «Сказка о царе Салтане»











Слушание и анализ фрагмента оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».







































Вокально хоровая работа. Разучивание песни

О. Осипова «Наступила осень»
















Итог урока





Домашнее задание



Учитель. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Ребята, откуда эти строки?

Дети. «Сказка о царе Салтане»

. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». Познакомимся с ее музыкальной живописью. Ребята, а может быть вы знаете -  кто сочинил «Сказку о царе  Салтане»?

Дети. А. С. Пушкин. (слайд № 2)

Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

Дети. Волшебством.

Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут  композитора?

Дети. Римский – Корсаков. (слайд № 3)

Учитель. Правильно ребята. Давайте все вместе повторим фамилию композитора 3-4.

«Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.

(слайд № 4)

« В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая девица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам…»

Эти строчки становятся зримыми  в музыке оперы  «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.



Учитель. Ребята, может кто-то уже знает, что такое опера?

Дети. Нет

Учитель. Опера это музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.



Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Фанфары начинают каждую картину оперы.

 

Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

Дети. Со вступления.



Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы «Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Но перед этим вспомним правила прослушивания

Правила слушания:

1. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки.

2. Сосредоточитесь и слушайте внимательно.

3. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.




Слушание. (слайд № 5)

Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

Дети. Помогла.

Учитель. А каким образом?

Дети. Звучали разные инструменты. (слайд № 6)

Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов.

Одинаково звучали инструменты? Как они звучали?

Дети. По разному

Учитель. Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах.

Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий).

Показ на синтезаторе различие звучания.

Учитель. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и определение слова: Регистр.(слайд № 7)

(дети записывают определение  регистр)

И так, мы находимся в театре.

Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

Дети. Белка.

(слайд № 8)

Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

(Дети рассказывают или учитель читает выразительно

Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка.

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Белка поет в высоком регистре.



Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.

Но перед этим вспомним правила прослушивания

Правила слушания:

1. Не разговаривайте и не вертитесь во время слушания музыки.

2. Сосредоточитесь и слушайте внимательно.

3. Получайте удовольствие от прослушанной музыки.




Как она звучит?

Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).

Учитель. А в каком регистре звучала  тема белки?

Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.

Учитель. Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки.

Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите.) (слайд № 9)

Проговорим слова       Во саду ли, в огороде

Девица гуляла.

Она ростом невеличка

Лицом круглоличка.

За ней ходит, за ней бродит

Молодой молодчик.

Он и ходит, он и носит

Дороги подарки.

Поем. Добиваемся чистоты пения.

А сейчас антракт. Мы поиграем в оркестр. (слайд № 10)

 Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.

(Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)

Учитель.  Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (слайд № 11)        

« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

(Просмотр видео фрагмента)

Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

( Звучит фрагмент)

Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.

В каком регистре звучал марш?

Дети. Марш звучал в низком регистре.

Учитель. Молодцы ребята. Я вижу, что вы устали давайте встанем на физкультминутку.



Физкультминутка закончена, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане».

Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» (слайд № 12)

Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?

Дети. Красивая, волшебная, таинственная…

Учитель. 

Посмотрите как изображена Царевна-Лебедь в сказке.

(Просмотр видео фрагмента)

А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков

(Звучит фрагмент)

Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским?

(У многих детей совпало)

Учитель. Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.  






А сейчас мы с вами повторим песню композитора Ольги Осиповой «Наступила осень»

Повторим, как зовут композитора вслух все вместе - "3-4"



- На слайде вы видите текст этой песни. Сейчас я буду читать первый куплет и припев – вы внимательно слушаете, потом будете повторять за мной.


- Сейчас мы будем петь песню. На проигрыше (когда мы ничего не поем) мы будем хлопать в ладоши.


С каким настроением мы должны ее петь?


-Итак, ребята, встали из-за парт, подровняли спинки. По знаку моей руки мы начинаем петь!

- Ребята, молодцы! А теперь давайте первый куплет будут петь девочки, припев поем вместе, второй куплет – поют мальчики, припев –все вместе, третий куплет – поем все вместе и припев соответственно тоже все вместе.

Итак внимание: по знаку моей руки мы начинаем петь!


Учитель. 

Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»

Учитель. Кто написал эту оперу?

Дети. Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане».(слайд № 13) 



Задание на дом: Изобразить на альбомном листе иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане». (слайд № 15)

Учитель. Спасибо за работу на уроке. (слайд № 16)


Познавательные: определение в прослушанном произведении его главных средств музыкальной выразительности. Анализирование приемов развития в музыкальном произведении. Регулятивные: планирование действий для решения проблемы. Коммуникативные: обсуждение в группе, по мере необходимости (исправляют или дополняют).

Личностные:умение высказывать свою точку зрения, обосновывая свой ответ.

Регулятивные:умение соотносить и анализировать изученный материал и новый.

Коммуникативные: умение координировать различные позиции в сотрудничестве, рассматривая все затруднения и используя помощь партнеров.



















































































































































Личностные:

- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

-формирование представлений о необходимости чередования видов деятельности для снятия умственного и физического напряжения.

Познавательные:

-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные:

- формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

- формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; уважение к культуре других народов;


Рефлексия

Учитель. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.

А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке.

Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете «изумруд».

 А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте «орешек».

(Дети прикрепляют орехи).


Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности и личностной рефлексии;

-самооценка своих музыкально-творческих способностей;

Личностные:

-самооценка на основе критерия успешности;

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!