Первый этап Цель: создать условия для эмоционального настроя. | Приветствие учителя. Эмоциональное вхождение в урок. Слайд № 1 .Звучит гимн.. Учитель читает стихотворение. Учитель: Ты откуда, русская, Зародилась, музыка? То ли в чистом поле, То ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда Грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась С самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? | Дети настраиваются на интонацию урока. | Учатся улавливать интонацию Внимание детей, сосредоточенность. |
Второй этап Цель: создать условия для восприятия и исполнения | Учитель:Ребята, о чём на уроке сегодня пойдет речь? Учитель:Давайте вспомним жанры музыкального фольклора. Слайды № 2-4,Слайд № 5 Учитель: Песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов – это обрядовый фольклор. К нему относятся семейный и календарный. Давайте, ребята определим какая из песен относится к семейному обрядовому фольклору, а какая к календарному обрядовому фольклору. Звучат колыбельная и колядка. Учитель:Почему фольклор называется семейным?А почему календарным? На этот вопрос трудно ответить, поэтому сегодня наша задача узнать, что такое календарный фольклор. Давайте сформулируем тему урока и запишем её в дневник урока. Слайд № 6 Учитель: Календарно-обрядовый фольклор– это обряды, связанные с народным календарём, который основывался на смене времён года и распорядка земледельческих работ. Слайд № 7 Учитель.Зимний цикл в основном состоит из песен. Зимний цикл в основном состоит из песен. Колядки рождественские обрядовые песни. Исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник Коляды. Коляда – старинный славянский языческий праздник, в настоящее время празднуется одновременно с праздником Светлого Рождества Христова и составляют единство православного и языческого праздников. Ребята, кто из вас знает колядки.? Слайд № 8 Учитель: Я хочу представить вам колядку, записанную в Краснодарском Крае. Слайд № 9 Учитель:Масленица - то праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой. Масленичные песни– песни, частушки, прибаутки и колядки, которые исполняются на Масленице и приурочены к тем или иным обрядам предвесеннего праздника. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы масленицы. Слайд № 10-11 Учитель:Ребята, предлагаю вам сыграть в игру «Собери частушку». Слайд № 12 Учитель:Весенние календарно-обрядовые песни(веснянки, заклички) исполнялись,чтобы приблизить приход весны. Исполнение веснянок обычно связывалосьс календарными датами,отмечающими прилёт птиц,поэтому неотъемлемой частью весеннихобрядов были обращения к птицам, жаворонкам. Слайд № 12 Учитель:Самые известные летние обряды были связаны с праздниками Троица и Иван Купала.На Троицу дома украшали берёзками. До сих пор существует обряд завивания берёзы. Парни и девушки весной и летом водили хороводы на лугу Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия. Слайд № 13-14 Учитель:Самый распространенный в народе осенний праздник –Покров. Считается, что Покров приносит белое снежное покрывало на землю. Сельскохозяйственный год завершен, и снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалом. | Свободные высказывания детей.Отвечают свободно на вопросы учителя. Свободные высказывания детей. Отвечая свободно на вопросы учителя, ученики определяют тему урока. Исполнение колядок. Разучивание колядки. Исполнение частушек Слушание закличек Разыгрывание хоровода – игры «Золотые ворота» Исполнение игры-танца «Жила-была бабка» | Узнавание, вспоминание по интонациям, настроениям, ассоциациям Исполнение: импровизация вокальнДети учатся анализировать произведение с помощью ассоциаций. Учатся высказывать свое впечатление от прослушанной музыки Желание участвовать в коллективном исполнении. Дети получают навыки исполнения танца. Исполнение: импровизация пластическая. |
Третий этап Цель: создать условия для обобщения темы урока. | Слайд № 15 Учитель: Песни, танцы, различные действия,которые исполнялись во время праздников,обрядов календарного цикла(колядки, веснянки, масленичные песни, частушки,заклички, троицкие, хороводные песни –это… Ребята, с какой темой мы сегодня работали? Как вы понимаете, что такое календарный фольклор? Что вам запомнилось и понравилось больше всего? В дневнике урока отметьте, каким был для вас сегодняшний урок. Оцените свою работу на уроке. Все ребята сегодня получают оценку «5». | Свободные высказывания детей. Самооценка | Дети учатся определять для себя главное происходящее на уроке. Обобщать свои впечатления, мысли и т.д. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке; анализи-руют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности; адекватно воспринимают оценку своей работы. |
Четвертый этап Домашнее задание Дети выбирают сами. | Записать 2-3 частушки, которые исполняют в вашей семье. Нарисовать символ одного из праздников (Рождество, Масленица, Троица). Найти в Интернете информацию об обрядах, которые сохранились в Алтайском крае. | Дети выбирают сами, какое домашнее задание они будут выполнять | Дети формируют навык самоопределения. |