СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества "День образования Кубанского казачьего войска

Нажмите, чтобы узнать подробности

Казачество – этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "День образования Кубанского казачьего войска»

Тема: « День образования Кубанского казачьего войска ».

Цель:

дать представление о казачестве, формирование полноценного гражданина и патриота Отечества, формирование личности на примере истории кубанского казачества.


Задачи:

- воспитание гражданственности и любви к родине;

- формирование мировоззренческой культуры;

- показать неразрывную связь между прошлым и настоящим.


Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.


1.Познавательные:

формировать умение выделять и формулировать цель занятия; формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;


2. Коммуникативные:

развивать умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими нормами русского языка; формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в паре;


3. Регулятивные:

развивать умение контролировать свое поведение, действуя по правилам в ходе игровой ситуации;


4.. Личностные:

формирование чувства гордости за свою Малую Родину; развитие познавательных интересов, желания расширять знания об истории и культуре родного края.




Оборудование:

Административная карта Краснодарского края, иллюстрации, доска, комплект открыток «Краснодар», символика и гимн Краснодарского края,презентация








Ход урока.


1.Организационный момент.



2.Вводная беседа. Постановка проблемы. /Под музыку «С чего начинается Родина»/.


1. Знакомство с символами края.


-Что перед вами? (Государственные символы Российской Федерации и Краснодарского края)


-Да, это символы нашей Большой и Малой Родины. Сегодня мы поговорим о нашей Малой Родине, Краснодарском крае. Какое второе название нашего края вы знаете? (Кубань).


-Как называется столица Краснодарского края?


-А как раньше называлась?

- Почему столица Краснодарского края раньше называлась Екатеринодаром?


3.Сообщение темы, определение цели урока.

– Для того, чтобы это узнать, мы с вами сегодня отправимся в путешествие во времени, по страницам истории государства Российского. Первое место, куда мы с вами отправимся – далекий 18 век.



4.Открытие нового материала.


Рассказ учителя и показ слайдов о первых поселениях на Кубани.


В 18 веке была большая война России с Турцией (в это время правила в России умная и образованная императрица Екатерина )

Из бывших Запорожских казаков стали набирать команды в русскую армию. Назвали эти команды «Войско верных казаков».


-Кто же такие казаки?

Особые люди, вольные люди, очень свободолюбивые, селившиеся особняком, вдалеке от городов и деревень; они вели свое хозяйство, занимались ремеслами, а в военное время мужчины объединялись в войско и участвовали в военных действиях. Часто их нанимали на военную службу за прекрасное владение военным ремеслом.

Казачье войско сыграло важную роль в победе России над Турцией.

– В 1792 году Екатерина II подписала указ о переселении запорожских (а потом) и донских казаков для охраны южной границы Российского государства.


Учитель зачитывает фрагмент дарственной грамоты казакам на земли южных рубежей Российских:


«Черноморскому казачьему войску жалуется “в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагория со всею землею, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья её к Усть-Лабинскому редуту…чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли”. В обязанность войску вменяются “бдение и стража пограничная».


– Как теперь вы ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?


– С этого времени особая роль на Кубани принадлежит казачеству.


Долгим показался казакам путь по бескрайней цветущей кубанской степи. Наконец подошли к высокому берегу Кубани. Здесь, почти на том же месте, где в годы войны с Турцией солдаты Суворова построили укрепление, казаки заложил крепость.


Наша же задача – хранить землю, завещанную нам предками, быть достойными памяти тех, кто жил до нас и ради нас.


Ступил на берег доблестный казак.

Взметнулось знамя чайкою в руках.

Мечта людей – полетом вольных птиц.

И на земле рождалась новь станиц.

Тяжелый труд … Сражений жаркий пот …

Казак здесь вскоре дивный «клад» найдет.


– Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили императрице и государству Российскому.

Как подкову,


У глинистой кручи,


Свиток царский был предком раскручен


И прочитан под гул тростника…


- Здесь границу держать,


Защищать от врагов,


И пшеницу сажать,


И растить казаков…


Ребята, большинство современных городов и станиц края были основаны казаками-переселенцами. Места для первых 40 станиц определялись жребием, а названия большинства из них казаки принесли с собой с Украины, где они были произведены от имён знаменитых казаков (Титаровская, Васюринская, Мышастовская) или от названий родных городов: Полтавская (г. Полтава), Корсунская (г. Корсунь).

Первые станицы стали строить в 18 веке. Обычно строительство велось по плану. В центре станицы – площадь с церковью, школой, станичным правлением.

Жилища – хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, глины, хвороста. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша – из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату.

Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.

Вот такие построения велись нашими предками.

А сейчас, я предлагаю поиграть.

5.Закрепление нового материала.

Игра «Мы строим хату казака».

Сегодня будем строить дом на радость новосёлам,

Чтоб каждый становился в нём счастливым и весёлым.

Чтобы дом построить новый, запасают тёс дубовый,

Кирпичи, железо, краску, гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом начинают строить дом.

Послушайте правила игры.

Я вам буду предлагать материал, из которого казаки могли строить хаты. Если этот материал казаки использовали в строительстве жилья, то вы хлопаете в ладоши. Если такой материал не применялся, то вы топаете ногами.

Начинаем играть.

Для постройки хаты казаки применяли: кирпичи, бетонные плиты, глину, камни, железо, дерево, камыши, керамическую плитку, солому, шифер, хворост, металлопластик, обои, краску, цемент, известь.


Слушание народных казачьих песен.


Кубанцы – великие труженики, быстрые и смелые наездники, верные и отважные воины. Но и отдыхать они умеют красиво, умеют украшать свою жизнь. Послушайте, какие протяжные, «раздольные» песни поют на Кубани, как степь – «просторные» и «широкие». /Слушание фрагментов песен/ А быстрые песни – веселые и зажигательные - передают удаль казаков / Слушание фрагментов песен /


Перед вами костюмы казаков и казачек.

Посмотрите, какие они яркие и красочные.

Народная игра «А мы просо сеяли, сеяли…».


А маленькие казачата придумывали веселые зажигательные игры, сейчас в одну из таких игр мы поиграем. /Мальчики и девочки строятся рядами, разучивают игру/.


6. Подведение итогов урока.


– Нужен ли был вам этот урок? Для чего?

- Какую пользу принесли казаки своей стране?


– Наш урок завершается. Послушайте, пожалуйста, гимн Кубани.


Звучит гимн Кубани. Дети слушают его стоя

Заигрались мы с вами, а нам возвращаться давно пора. Закройте глаза.


Итак, мы снова в 2014 году, в современном Краснодарском крае


7. Рефлексия учебной деятельности.

-Что было интересно, а что трудно?


Давайте попробуем дать характеристику своей работе на уроке с помощью сигнальных карточек.


зеленая - если мне всё было понятно, всё получалось,


желтая - не всё получалось, иногда было трудно,


красная - было сложно, не получалось, не понятно.


Спасибо вам за дружную работу на этом уроке.







Классный час на тему:

«День образования Кубанского казачьего войска»




Подготовила

учитель

начальных классов:

Бутяева Ирина Андреевна

Проведен в 1 «К» классе








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!